«1001 Songs You Mast Hear Before You Die».
«1001
песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть» — альманах американских
музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери, состоящий из
описания тысячи и одной песни, которые коллектив критиков рекомендует к
прослушиванию.
101. «One for My
Baby (and One More for the Road)» - Frank Sinatra (1958).
Writer | Harold Arlen, Johnny Mercer
Producer | Voyle Gilmore
Label | Capitol
Album | Frank Sinatra Sings for Only the Lonely (1958)
Задуманный
после разрыва певца с Авой Гарднер альбом «In the Wee Small Hours» стал первым успешным концептуальным
альбомом Синатры, состоящим из шестнадцати популярных стандартов, основанных на
чутких аранжировках Нельсона Риддла. После его выпуска Синатра продолжил
следовать по пути тематических альбомов.
Баллада «One for My Baby», написанная на слова Джонни Мерсера, впервые
появилась в фильме 1943 года «The Sky’s the Limit», неубедительно поставленном
слишком мягким Фредом Астером. Позже Синатра дважды брался за песню, но ни одна
из его версий так и не стала хитом. Так что в альбоме «Only the Lonely» певец снизил темп, попросил Риддла
держаться от него подальше и привлек к сотрудничеству пианиста Билла Миллера.
В отличие
от Астера, Синатра не эксплуатирует пьяный подтекст баллады. Его «One for My Baby» запоминается тем, как певец исполняет эту песню:
от произнесенного почти шепотом первого куплета, до полного отчаянием финала,
когда Синатра убеждает бармена «поставить грустную музыку» и в конце отходит от
микрофона. В биографии Синатры, написанной Уиллом Фридвальдом, песня названа
«лучшей актерской игрой, которую когда-либо показал Синатра».
102. «Le
poinçonneur des Lilas» - Serge Gainsbourg (1958)
Writer | Serge Gainsbourg
Producer | Denis Bourgeois
Label | Philips
Album | Du chant à la une! . . . (1958)
«Porte des Lilas», обслуживающая пассажиров с 1921 года, является одной из самых известных станций метро в Париже. В этом большая заслуга кино - номинированный на «Оскар» фильм 1958 года носил то же название, а Мерил Стрип побывала на станции в фильме 2009 года «Julie & Julia».
Несколько нежелательную известность подарил станции знаменитый
провокатор-вокалист Серж Генсбур, упомянув её в своей хитовой песне «Le poinçonneur des Lilas» («Пленник
Лила»).
В ней рассказывалось о билетере, который
нашел свою работу настолько скучной, что мечтал уйти не только с неё, но и из
самой жизни. «Я делаю дырочки, маленькие дырочки… Наступит безумный момент,
когда я возьму пистолет и сделаю дырочку себе, маленькую дырочку… и они зароют
меня в огромной яме». Генсбур не был первым, у кого возникали суицидальные
мысли, но он был первым, кто превратил их в поп-песню. Мелодия, основанная на
фортепьяно, двигалась в ритме скоростного поезда. Спетая в стиле старомодного
шансона, песня нашла отклик у тех, кто застрял на бесперспективной работе.
«Le
poinçonneur des Lilas» была записана в качестве первого трека на дебютном
альбоме Генсбурга 1958 года, и слушатели быстро почувствовали, чем этот певец
отличается от других популярных артистов того времени. На протяжении всей своей
карьеры Генсбур продолжал идти по этому пути, шокируя своими неоднозначными
выступлениями добропорядочную публику.
103. «Nel blu
dipinto di blu» - Domenico Modugno (1958)
Writer | D. Modugno, F. Migliacci
Producer | Uncredited
Label | Fonit
Album | La strada dei successi di Domenico Modugno (1958)
Неудивительно,
что песня, которая называется «In the Blue Painted Blue», стала известна просто как «Volare» («Летать») из-за своего припева. Хотя
Доменико Модуньо был чрезвычайно популярен в родной Италии, он так никогда и не
смог повторить там своего прорывного успеха, которого достиг в США в 1958 году:
пять недель на вершине хит-парада Billboard, две премии
Грэмми и три золотых диска. На протяжении всей своей последующей музыкальной
карьеры певца называли «Мистер Воларе».
По версии
одного из авторов песни Франко Мильячи, идея слов «Nel blu dipinto di blu» пришла ему в голову, когда он рассеянно смотрел
на пачку сигарет. Каким-то образом эти визуальные эффекты вдохновили на
создание песни о человеке, которому снится, что он взмыл в небо после того, как
покрасил лицо и руки в синий цвет. Модуньо помог дописать текст и добавил
мелодию. В сочетании с аранжировкой для биг-бэнда, песня стала хитом.
В 1958
году, после победы на музыкальном фестивале в Сан-Ремо «Nel blu dipinto di blu» стала участником конкурса Евровидение. Хотя в то
время песня заняла лишь третье место, на праздновании пятидесятой годовщины конкурса
она была признана второй по популярности песней в истории Евровидения, после
хита группы ABBA «Waterloo». Песня стала эстрадным стандартом и вошла в
репертуар Клиффа Ричарда, Дэвида Боуи, «Gipsy Kings» и многих других артистов, которые перепели
её на разных языках.
104. «All I Have
to Do Is Dream» - The Everly Brothers (1958)
Writer | Felice Bryant, Boudleaux Bryant
Producer | Archie Bleyer
Label | Cadence
Album | N/A
Братья
Дон и Фил Эверли впервые попали в чарты с двумя рок-н-ролльными песенками «Bye Bye Love» и «Wake Up Little Susie», которые заняли соответственно 2-е и 1-е
места в Billboard Hot 100. Но более медленная, сонная «All I Have to Do Is Dream» лучше всего отражала уникальный
коммерческий брэнд дуэта.
«All I Have to Do Is Dream» была записана в марте 1958 года. Процессом
записи управлял продюсер и владелец лейбла «Cadence» Арчи Блейер. Еще большее влияние на запись
оказал Чет Аткинс, который внес мерцающий гитарный эффект тремоло, который
задает тон с первой секунды. «Именно Чет Аткинс был той причиной, по которой мы
приехали в Нэшвилл», - признался Фил Эверли.
Песня
стала для братьев первым из двух международных хитов и послужила хитом ещё для
многих артистов. «Одна из самых важных песен, которые мы когда-либо
записывали», - считает Фил.
105. «To Know
Him Is to Love Him» - The Teddy Bears (1958)
Writer | Phil Spector
Producer | Phil Spector
Label | Dore
Album | N/A
Фил
Спектор не приложил много усилий, чтобы попасть на вершину чартов: он завоевал
золото своим первым хитом. Способность Спектора писать песни, продюсировать и
собирать группы была очевидна с самого начала, когда трое бывших учеников
средней школы Фэрфакса из Лос-Анджелеса назвали себя плюшевыми мишками (The
Teddy Bears) и записали жалобную песню «Знать его - значит любить его» («To
Know Him Is to Love Him»).
Всего после
нескольких репетиций Спектор, Аннет Кляйнбард и Маршалл Лейб устроили в
Голливудской студии «Gold Star» сессию, на которой The Teddy Bears и
барабанщик Сэнди Нельсон всего за двадцать минут записали песню «To Know Him Is to Love Him». Недавно созданный лейбл «Dore» разместил трек на стороне B, но у ди-джея из Фарго, Северная Дакота, была
другая идея, и он начал с того, что перевернул диск. Десятинедельный рост
продаж привел к тому, что в декабре 1958 года сингл на три недели возглавил Billboard Hot 100.
Песня
оказалась чрезвычайно адаптируемой. Фаворит в ранних сет-листах Битлз, она
снова попала в чарты с Бобби Винтоном. Старому хиту даже удалось возглавить
национальный хит-парад в 1987 году, когда его красиво спели легендарные Долли
Партон, Линда Ронстадт и Эммилу Харрис.
106. «Brand New Cadillac» - Vince Taylor & His Playboys (1959)
Writer | Vince Taylor
Producer | Norrie Paramor
Label | Parlophone
Album | N/A
Прожив
много лет в Соединенных Штатах, британец Брайан Холден вернулся в Англию, чтобы
познакомить свою родину с рок-н-роллом: бывшие джазмены играли вдохновленный
Биллом Хейли свинг в программе BBC Light. Взяв имя Винс Тейлор, он стал знакомить
Британию с хриплым ритмом рокабилли. В начале 5о-х годов у Тейлора вышли синглы
- «Right Behind You Baby» Рэя Смита и «Pledging My Love» Джонни Эйса, но на оборотной стороне
последнего была записана песня, сочиненная им самим.
Уже по
первым тактам было ясно, что это совсем другое дело. В стране «Ford Consuls» и «Morris» Oxfords идея автомобиля с хвостовыми плавниками была
экзотической и новой. В отличие от манерного стиля его британских
современников, дикий вокал Тейлора больше подходил для записей «Sun Studios». Во время сессии он кричал: «Давай, Скотти,
поехали!», как будто обращаясь к гитаристу Элвиса Пресли Скотти Муру, а не к Джо
Моретти, родившемуся в Шотландии.
Хотя
впоследствии его почитали все, от Ван Моррисона до Джо Страммера, первый
английский рокер быстро сгорел. Все больше увлекающийся спиртным и наркотиками,
в 1964 году Тейлор сообщил изумленной аудитории: «Меня зовут Матеус. Я новый
Иисус, сын Божий». Неудивительно, что он стал образцом для рассказа Дэвида Боуи
о самосожжении рок-н-ролла в фильме «Зигги Стардаст» 1972 года.
107. «What’d I
Say (Parts 1 & 2)»- Ray Charles (1959)
Writer | Ray Charles
Producer | Ahmet Ertegun, Jerry Wexler
Label | Atlantic
Album | What’d I Say (1959)
История,
стоящая за «What’d I Say», звучит как классический пример голливудской сказки,
согласно которой Рэю Чарльзу и его группе необходимо было чем-то заполнить четверть
часа концертного времени, после того как их репертуар был полностью исчерпан. Чарльз
самозабвенно терзал клавиши и импровизировал с текстом, пока не вышло заявленное
время; после чего позвонил своему продюсеру Джерри Векслеру и предложил новую
песню.
В последующей
6-минутной студийной записи, разделенной инженером Томом Даудом на две части
семидюймового сингла, «What'd I Say» звучит великолепно. С этого момента Чарльз каждый
концерт заканчивал этой мелодией.
С точки
зрения музыкальной структуры «What’d I Say» - это не более чем горстка рифмующихся куплетов,
связанных привычным 12-тактовым блюзом. Неровная игра на клавишных, энергичная
игра на барабанах и похотливый, вдохновленный госпелом, вокал Чарльза - все это
вместе превращает «What'd I Say» во что-то чрезвычайно мощное и захватывающее.
Успех сингла доказывает, что иногда важно не то, что вы играете, а то, как вы
это делаете.
108. «I Only
Have Eyes for You» - The Flamingos (1959)
Writer | Harry Warren, Al Dubin
Producer | Uncredited
Label | End
Album | Flamingo Serenade (1959)
Впервые прозвучавшая
в фильме «Дамы» 1934 года песня «I Only Have Eyes for You» быстро стала
эстрадным стандартом. Таким образом, это была легкая добыча для ду-воп тусовки,
у которой в 1950-е был роман с Tin Pan Alley. Небольшой сюрприз заключается в том, что честь
этой записи выпала на долю группы из Чикаго «The Flamingos», которая в период с 1953 по 1958 год выпустила
более дюжины в основном неудачных синглов.
Появление
среди «Фламинго» аранжировщика Терри Джонсона и продюсера Джорджа Голднера
привело к смещению фокуса. Группа (секстет) впервые попала в чарт в начале 1959
года с песней «Lovers Never Say Goodbye», прежде чем Голднер посоветовал им
обратиться за вдохновением к корифеям Tin Pan Alley. Успех был незамедлительным: основанный на
величавой ритм-секции во главе с жалобным, элегантным вокалом Нейта Нельсона и сочной
бэк-вокальной аранжировкой, сочетающей эфирное и острое, «I Only Have Eyes for You» стала для группы самым большим хитом и остается
одним из самых ярких синглов 1950-х.
Группа
так и не смогла насладиться успехом песни. Бессмертие настигло «I Only Have Eyes for You» только после того, как она прозвучала в фильме
Джорджа Лукаса «Американские Граффити» 1973 года и двадцать пять лет спустя в
эпизоде «Баффи Истребитель вампиров».
109. «Ne me quitte
pas» - Jacques Brel (1959)
Writer | Jacques Brel
Producer | Uncredited
Label | Philips
Album | La valse à mille temps (1959)
«В те дни
[с середины до конца шестидесятых] пение [Бреля] было похоже на ураган, который
проносится по твоей комнате».
Скотт
Уокер, 2008.
Испытал
влияние: «Les feuilles mortes» • Ив Монтан (1946)
Повлиял на: «Once Was» • Marc & The Mambas (1983)
Популярные
каверы: Нина Симоне (1965) • Сэнди Шоу (1967) • Скотт Уокер (записано как «IfYou
Go Away») (1969) • Даниэль Гишар (1972) • Серж Лама (1979)
Несмотря
на то, что Жак Брель навсегда остался героем старой загадки о пяти известных
бельгийцах, у певца были непростые отношения со страной, в которой он вырос.
Брель уехал из Брюсселя в Париж в середине пятидесятых в возрасте двадцати с
небольшим лет и с тех пор относился к своей стране с донкихотской смесью
привязанности и презрения. Его соотечественники-бельгийцы относились к нему
примерно так же.
Несмотря
на его происхождение, музыка Бреля стала определенно французской: страстная,
поэтическая, театральная и серьезная. Написанная для его бывшей возлюбленной
Сюзанны Габриелло, которая продвигала певца в парижской «Олимпии», «Ne me quitte pas» стала символом Бреля, хотя умоляющая меланхолия песни
далеко не типична для его творчества, пронизанного скорее юмором и социальными
комментариями, чем романтическим отчаянием.
Брель
стал более широко известен после того, как его песни были переведены на
английский сначала Родом МакКуэном, а затем Эриком Блау и Мортом Шуманом.
Литературная точность - не всегда то, что нужно, когда дело доходит до перевода
песен, и именно неуклюже переведенная МакКуэном «Ne me quitte pas» переименованная в «If You Go Away» понравилась всем, от Фрэнка Синатры до Рэя Чарльза.
Однако ни одна из версий не достигла успеха другой песни Бреля, переведенной МакКуэном,
– «Le Moribond». Названная «Seasons in the Sun», она принесла
первое место в Великобритании как для Терри Джека, так и, намного позже, для «Westlife».
110. «Shout
(Parts 1 & 2)» - The Isley Brothers (1959)
Writer | O’Kelly Isley, Ronald Isley, Rudolph Isley
Producer | Hugo Peretti, Luigi Creatore
Label | RCA
Album | Shout! (1959)
«Это выросло
из. . . того, что мы делали в церкви».
Рональд
Айсли, 1975 год.
Испытал
влияние: «Lonely Teardrops» • Джеки Уилсон (1958)
Повлиял на: «White
Lines (Don’t Don’t Do It)» • Grandmaster Melle Mel (1983)
Популярные каверы: Lulu & The Luvvers (1964) • Joan Jett (1980) • Grandmaster Melle Mel (1983)
Исполняя песню
«Lonely Teardrops» Джеки Уилсона в стиле «призыв-и-ответ» («call-and-response»),
The Isley Brothers добавили выигрышную фразу: «Вы знаете, что
заставляете меня кричать» и толпа, собравшаяся в Вашингтоне, округ Колумбия, ответила
им тем же. Быстро уловив реакцию публики, руководитель RCA предложил братьям Айсли сочинить
песню. О'Келли, Рональд и Рудольф имели опыт в пении госпел и использовали свои
навыки в светском стиле.
Песня «Shout», которую они сочинили, стала стандартной и - в конечном итоге - очень продаваемой, несмотря на скромные достижения в чартах. Вдохновение, которое привело к песне, было мимолетным, и братья не могли найти свой «конёк», пока не пришли 1960-е, когда в их карьере появятся хиты, даже более значительные, чем «Shout». Обложки песни были разнообразными, самая известная - это веселая версия шотландской куклы Лулу 1964 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий