четверг, 19 ноября 2020 г.

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 2.

21. «Заздравный кубок» (Михаил Глинка).

Стихотворение «Заздравный кубок» впервые было опубликовано в альманахе «Памятник отечественных муз на 1827 год». Опубликовано, как свидетельствуют пушкинисты, вероятно, без ведома поэта. А написал Александр Сергеевич это стихотворение еще в юношеские годы – годы обучения в Царскосельском лицее.

Вот и в музыке романса Михаила Глинки «Заздравный кубок» словно бы оживают картины дружеских пиршеств лицеистов – товарищей Александра Пушкина.

Жанровая, танцевальная природа этого сочинения вместила в себя и торжественность полонеза, и изящество мазурки, и не до конца раскрытые, вальсообразные черты – словом, все, что было свойственно так называемому жанру застольной песни, обретшему классическое выражение в творчестве композитора.

Романс Михаила Глинки «Заздравный кубок» звучит в исполнении Олега Погудина.

22. «Заклинание» (Юрий Шапорин).

Романс «Заклинание», созданный на одноименное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина 1830 года – одно из наиболее известных произведений композитора Юрия Шапорина.

Юрий Александрович Шапорин писал романсы на протяжении всей творческой биографии. Он работал в этом жанре, пожалуй, больше, чем кто-либо другой из современников: им написано несколько десятков вокальных лирических миниатюр, привлекших внимание и исполнителей, и любителей музыки.

О «Заклинании» критика, в частности, писала: «слияние поэтического и музыкального образов, красота мелодии (…), цельность развития, идущего на широком дыхании, на фоне непрерывного беспокойного движения фортепиано, приводящего к драматической кульминации, - все это производит глубокое впечатление».

Романс «Заклинание» мы слушаем в исполнении Тамары Синявской.

23. «Зимний вечер» (народная песня).

«Зимний вечер». Популярный романс, известный также под названием «Буря мглою небо кроет», на пушкинское стихотворение написан композитором Михаилом Яковлевым. Знатокам жанра хорошо известен также вариант романса на музыку Николая Метнера. Но вот пример, когда пушкинское стихотворение стало народной песней – казачьей народной песней.

Лет тридцать назад Виктором Захарченко - художественным руководителем Кубанского казачьего хора в станице Дядьковской (родной станице Виктора Гавриловича) была записана народная песня на пушкинские стихи «Буря мглою небо кроет» - строки «Зимнего вечера». Хор включил эту песню в свой репертуар и в 1981 году записал на грампластинку. Солист хора Анатолий Лизвинский.

24. «Зимний вечер» (Михаил Яковлев). Поёт Олег Даль

Среди работ, оставленных нам талантливым актером Олегом Далем не только роли в театре и кино, записи у микрофона радио, но также песни и романсы.

Олег Даль не раз говорил: «Я не пою». И все же, во многих фонограммах фильмов с участием Олега Даля звучит его собственный голос...

«Все исполняемые Олегом Далем песни сыграны в образе тех героев, от лица которых он поет. Может быть, поэтому он никогда не стремился петь на эстраде, считая себя прежде всего драматическим актером. Он редко пел в узком кругу друзей и родных. Но представить себе, как он пел бы в жизни, можно лучше всего по двум романсам на стихи Пушкина», - пишет Наталья Галаджева (автор нескольких книг об Олеге Ивановиче Дале). - «Здесь, в пушкинских романсах, актер свободен от подчинения к конкретному характеру, поэтому так интимно доверительно звучит его голос, вдохновленный поэзией великого поэта».

Олег Даль исполняет романс «Зимний вечер» на музыку Михаила Яковлева. Аккомпанирует артисту на гитаре Александр Фраучи – профессор Российской академии музыки имени Гнесиных.

25. «Зимняя дорога» (Александр Шусер). Поёт Мария Черкасова.

Романс «Зимняя дорога» - один из наиболее популярных, и по сей день часто исполняемых на концертной эстраде романсов на стихи Александра Сергеевича Пушкина. В отечественной грамзаписи это произведение представлено во многих исполнениях.

Но, пожалуй, самой редкой записью является пластинка 1939 года певицы Марии Черкасовой - солистки знаменитого в ту пору цыганского хора Егора Полякова, актрисы единственного в мире цыганского театра «Ромэн». Известно немного записей Марии Черкасовой. И среди них романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина 1826 года «Зимняя дорога».

26. «Зимняя дорога» (Ростислав Бойко).

В этом выпуске рубрики мы послушаем хоровое произведение на стихи Александра Сергеевича Пушкина. В исполнении хора «Дивина» звучит песня «Зимняя дорога» на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

27. «Зорю бьют» (Георгий Свиридов). Поёт Александр Ведерников.

«Многие свои произведения композитор Георгий Свиридов вынашивал десятилетиями, поэтому они так совершенны, когда выходят в жизнь. В полной мере это относится к концерту для хора «Пушкинский венок», - писал первый исполнитель концерта солист Большого театра Александр Ведерников. – Поэзия Пушкина в жизни Свиридова занимает особое место. Композитор обратился к ней в своем творчестве еще совсем молодым; еще будучи студентом, он написал цикл на стихи Александра Пушкина – одно из любимых у исполнителей и слушателей сочинений.

И вот сорок лет спустя – снова прикосновение к пушкинскому стиху».

Премьера концерта для хора Георгия Свиридова «Пушкинский венок», в который вошли стихи поэта разных лет, состоялась в 1979 году. Тогда же была сделана и эта запись: Александр Ведерников поет в сопровождении Московского камерного хора под управлением Владимира Минина. Фрагмент концерта.

28. «К няне» (Нелли Хакель).

«Подруга дней моих суровых...» - знаменитое стихотворение посвящено няне поэта Арине Родионовне Яковлевой. Как известно, Арина Родионовна - вольноотпущенная крестьянка, приобщила маленького Сашу Пушкина к сокровищнице народного творчества - сказкам и песням, глубоко запавшим в душу поэта и затем пересказанным им в стихах. В 1826 году Александр Сергеевич Пушкин посвятил любимой няне стихотворение. Но, не многие знают, что это стихотворение положено на музыку, что бытует романс «К няне». Автор его - композитор и пианистка Нелли Хакель.

Романс исполняет сама автор музыки - композитор высшей квалификации Израиля Нелли Хакель, член Европейской Академии искусств и литературы, член МАПП, обладающая дипломом "Золотая нота" от ЕАИЛ. Фортепиано - Юрий Каспер, скрипка Дарья Скрыль.

29. «Не пой красавица при мне» (Сергей Рахманинов). Поёт муслим Магомаев.

Среди ранних произведений Сергея Рахманинова исследователи творчества композитора выделяют замечательные образцы его вокальной лирики, вошедшие в золотой фонд русского классического романса. При этом неизменно на первое место ставят романс «Не пой, красавица при мне» - драматически трактованный восточный романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина 1828 года.

Мы слушаем запись романса «Не пой, красавица» в исполнении Муслима Магомаева.

30. «Красавица» (Николай Римский-Корсаков). Поёт Сергей Лемешев.

Композитор Николай Андреевич Римский–Корсаков написал около восьмидесяти романсов... Первое знакомство Римского-Корсакова с романсом как особым жанром и первая, ещё робкая проба сил в данной области творчества относятся к годам пребывания юного Николая Андреевича в Морском кадетском корпусе. Однако, уже спустя шесть лет, композитор был признанным мастером жанра, автором популярных романсов на стихи Апполона Майкова, Алексея Толстого, Александра Пушкина... «Настоящим гимном красоте и любви» часто именуют романс Николая Римского-Корсакова на стихотворение Александра Пушкина «Красавица». Это произведение прозвучит в исполнении Сергея Лемешева.

31. «Лишь розы увядают» (Николай Метнер). Поёт Зара Долуханова.

Стихотворение «Лишь розы увядают», написанное поэтом в 1825 году пушкинисты относят к черновым наброскам.

К сожалению, не все знают значения отдельных слов, которые упоминает в этом стихотворении Александр Пушкин – что это за амврозия и где находится Элизий. А без этих слов пропадает смысл стихотворения, его душа. Амврозия – это благовония, аромат. Элизий (то же, что и Элизиум) в античной мифологии – местопребывания душ умерших, в языке поэзии – то же, что и рай. Во второй строфе есть еще одно слово-символ – Лета, которая в античной мифологии означает реку забвения в подземном царстве.

Любопытно, что никто из композиторов кроме Николая Метнера не обращался к этому стихотворению Александра Пушкина. А между тем, романс Метнера «Лишь розы увядают», впервые опубликованный в 1920-ом году, признан одним из лучших творений композитора.

Звучит запись солистки Большого театра Захары Долухановой.

32. «Медлительно влекутся дни мои» (Николай Римский-Корсаков). Поёт Марк Рейзен.

Многие из романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова (а композитором на стихи русских поэтов создано 79 романсов !) считаются классическими, особенно те, «в которых ярко проявился особый музыкальный язык, во многом отличный от музыкального языка его опер. Если оперы Римского-Корсакова были насыщены интонациями народной музыки, то его романсы - совершенно особая звуковая область, часто не связанная с народно–песенными истоками».

В исполнении знаменитого баса, солиста Большого театра Марка Рейзена звучит один из романсов пушкинского цикла Николая Римского-Корсакова - «Медлительно влекутся дни мои» («Желание»). Архивная запись 1947 года.

33. «Мери» (Михаил Глинка). Поёт Павел Лисициан.

Романсы в творчестве композитора Михаила Глинки занимали такое же место, что и в поэзии Александра Пушкина – лирика. В этих вокальных произведениях мы наблюдаем столь совершенное воплощение слова в музыку, что возникает ощущение ожившей в звуках самой поэзии стиха. И исполнителю надо только точно следовать словесной интонации.

Нельзя не вспомнить слова известного пианиста Генриха Нейгауза, который в одной из своих статей писал: «Если музыкант художник, то не может не чувствовать с той же силой музыку поэзии, с какой он чувствует поэзию музыки… Самой совершенной музыкой к стихам Пушкина я считаю романсы Глинки. Музыка здесь является как бы скромной подругой, непритязательной спутницей поэзии, она ничего не навязывает, ни во что не вмешивается, достоинство и обаяние её – в её «служебной роли». И все это достигается изумительной верностью передачи интонационного начала пушкинского стиха…»

Непосредственно о романсе Михаила Глинки «Мери» критика писала: «в этом пушкинском романсе жанр застольной песни нашел свое классическое выражение. Все здесь брызжет весельем, говорит о дружеском единенье».

Романс «Мери» звучит в архивной записи Павла Лисициана.

34. «Мечтателю» (Николай Метнер).

Произведения композитора Николая Метнера, увы, не очень широко известны в России. Николай Метнер - человек непростой судьбы. Коренной москвич, золотой медалист Московской консерватории, игрой на фортепиано которого восхищался сам Рахманинов, прожил большую часть жизни за пределами Отечества. «Музыка всегда казалась мне духовным даром. Она (в особенности в юности) одна меня образовывала и спасала», - признался в конце жизни композитор. Метнер вдохновился поэзией Пушкина, она же помогла ему в годы скитаний по чужим городам и землям. Всего на стихи Пушкина Николаем Метнером написано 32 романса. Многие из них прозвучат в выпусках нашей рубрики. Сегодня мы слушаем романс на стихотворение 1818 года «Мечтателю». Это произведение любовной лирики Пушкина. Николай Метнер трактовал его как описание, по его собственным словам, «истинной любви к искусству и страданий, которые она влечёт за собой».

Романс «Мечтателю» исполняет Дмитрий Хворостовский.

35. «Не спрашивай» (Александр Шусер). Поют Стронгилла Иртлач.

Начиная с первого цыганского хора, появившегося в конце 18 века, цыгане пели в основном русские народные песни. В их исполнении песни зажили новой жизнью, и старая Москва, и Петербург полюбили их за искренность, задушевность, неповторимость интонаций, которые привнесли в них цыганские исполнители. Очарованные песнями и плясками цыган, русские поэты 19-го века стали посвящать им свои стихи, а цыгане - петь песни и романсы на слова русских поэтов: Державина, Апухтина, Кольцова, Пушкина... Многие из этих песен и романсов сохранились к нашему времени именно потому, что их пели и поют цыгане; потому что, эти песни и романсы стали по истине цыганскими... Всё сказанное в полной мере относится и к романсу на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Не спрашивай». За более чем полтора века этот романс настолько прочно вошёл в репертуар цыганских исполнителей, что некоторые из них считают романс народным, хотя, доподлинно известно о том, что музыку романса «Не спрашивай» написал композитор Александр Шусер.

Звучит архивная запись известной в 1920-е - 1960-е годы ХХ века цыганской певицы Стронгиллы Шаббетаевны Иртлач.

36. «Недавно обольщён» (Александр Глазунов). Поёт Константин Плужников.

«Сновидение». Романс этот нередко называют по первой его строке «Недавно обольщён прелестным сновиденьем…» Здесь Александр Сергеевич Пушкин выступает в качестве переводчика. «Сновидение» – вольный перевод стихотворения Вольтера «Принцесса Ульри-Прусская». Музыку романса написал композитор Александр Глазунов – автор не только вокальных произведений на стихи Пушкина, но и сочинений, посвящённых великому поэту. Это и «Гимн Пушкину» (хоровое произведение) и сочинение для солистов, хора и оркестра «Торжественная кантата в память 100-летней годовщины Поэта», написанные в 1899 году.

Романс Александра Глазунова «Сновидение» исполняет Константин Плужников.

37. «Муза» (Сергей Рахманинов). Поёт Зара Долуханова.

Крупный вокальный цикл, состоящий из четырнадцати романсов на слова русских поэтов от Александра Пушкина до Константина Бальмонта – был написан композитором Сергеем Рахманиновым летом 1912 года.

Первый же романс этой тетради, «Муза» на слова Александра Сергеевича Пушкина, посвящен поэтессе Мариэтте Шагинян, в письмах к Рахманинову подписывавшейся псевдонимом. По просьбе композитора Мариэтта Шагинян прислала ему ряд поэтических текстов, которыми он мог бы воспользоваться при сочинении вокальной музыки. И, кстати сказать, некоторые из текстов вошли в данный цикл романсов. Поэтому неслучайным представляется посвящение Мариэтте Сергеевне Шагинян заглавного в цикле – пушкинского романса «Муза».

Романс мы слушаем в записи Зары Долухановой.

38. «На холмах Грузии» (Николай Римский-Корсаков). Поёт Павел Лисициан.

О певце Павле Лисициане в одной из статей, посвященных его творчеству, читаем: «первостепенная заслуга артиста видится в том, что ему удалось достичь в своем искусстве идеального синтеза музыки и слова, что редко встречается в вокальном исполнительстве, впрочем, как и вообще в вокальной музыке. Вслушайтесь, как эластично, тепло, даже элегантно звучит пропетое Лисицианом слово. Он не преодолевает трудности – он наслаждается, а вместе с ним наслаждаемся и мы – легкостью и естественностью певческого процесса…»

В исполнении Павла Лисициана звучит один из известнейших романсов композитора Николая Римского-Корсакова на стихотворение Александра Пушкина 1829 года «На холмах Грузии».

39. «На холмах Грузии» (Кара Караев). Поёт Фидан Касимова.

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляла и вдохновляет, конечно же, не только отечественных композиторов. К Александру Пушкину, как к животворному источнику, обращается весь мир.

Известны многочисленные переводы стихов Пушкина, оперных постановок и романсов на произведения поэта. Существует и немало вокальных творений на стихи Александра Сергеевича Пушкина, созданных композиторами разных стран мира.

Вот один пример. Романс азербайджанского композитора Кара Караева «На холмах Грузии».

Кара Караев – известный композитор 20-го века, автор нескольких опер, симфоний, балетов, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам. В 1937 году им создана фортепианная композиция «Царскосельская статуя», посвященная 100-летию со дня гибели Пушкина. Известность приобрели и романсы Кара Караева на стихи русского поэта.

Романс «На холмах Грузии» поет солистка Азербайджанского театра оперы и балета Фидан Касимова.

40. «Ненастный день потух» (Николай Римский–Корсаков). Поёт Борис Гмыря.

Стихотворение «Ненастный день потух» Александром Пушкиным было написано в 1824 году в селе Михайловское. А напечатано в сборнике спустя два года с датой «1823 год». Однако этой дате противоречит содержание стихотворения, в котором северный пейзаж Михайловского противопоставлен южному одесскому пейзажу. У поэта еще были свежи воспоминания об Одессе, в которой он находился в ссылке, - отмечают исследователи творчества Пушкина.

Известен романс «Ненастный день потух», написанный Николаем Римским – Корсаковым. Композитор говорил о том, что, создавая музыку, он чутко прислушивается к голосам природы, берет напетое и подсказанное ею и народным искусством. Может быть, поэтому так естественна и правдива, и чиста своей отрешенностью от обычных человеческих страстей его вокальная лирика, которою, как все его творчество, критик Владимир Стасов назвал «Великой и оригинальной».

Романс «Ненастный день потух» исполняет Борис Гмыря.


При написании поста использованы материалы сайта: https://pesni.retroportal.ru

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 1 (1-20).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 3 (41-60).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 4 (61-80).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 5 (81-100).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 6 (101-120).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 7 (121-140).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 8 (141-160).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 9 (161-180).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 10 (181-200).


Под катом вы можете ознакомится с 20-ю романсами и песнями, написанными на стихи А.С. Пушкина.

«200 романсов и песен, написанных на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч.2 (21-40)».

21. Андрей Антонов - М.Глинка - Заздравный кубок.mp3

22. Тамара Синявская - Юриq Шапорин - Заклинание.mp3

23. Кубанский казачий хор - Буря мглою небо кроет.mp3

24. Олег Даль - Зимний вечер.mp3

25. Марина Черкасова - Зимняя дорога.mp3

26. Вокальный ансамбль учащихся старших классов - Р. Бойко - Зимняя дорога.mp3

27. Концерт для хора Пушкинский Венок - Георгий Свиридов - Зорю бьют.mp3

28.  Няне - Нелли Хакель.mp3

29. Муслим Магомаев - Рахманинов - Не пой, красавица, при мне.mp3

30. Георгий Виноградов - Красавица.mp3

31. Козловский - Метнер - Лишь розы увядают.mp3

32. Марк Рейзен - Николай Римский-Корсаков. Медлительно влекутся дни мои.mp3

33.  Сергей Лемешев - Глинка - Мери.mp3

34. Андрей Федосеев - Николай Метнер - Мечтателю.mp3

35. Стронгилла Иртлач - Не спрашивай.mp3

36. Константин Плужников, Марина Пишук - Сновидение.mp3

37. Зара Долуханова - Сергей Рахманинов - Муза.mp3

38. Иван Козловский - Римский-Корсаков - На холмах Грузии.mp3

39. Фидан Касимова, Злата Давидян - К. Караев - На холмах Грузии.mp3

40. Борис Гмыря - Римский-Корсаков - Ненастный день потух.mp3


Скачать:

https://yadi.sk/d/_9-bLAxvo8V6pg

Комментариев нет:

Отправить комментарий