Как
относился Александр Сергеевич Пушкин к музыке, каковы были его личные музыкальные впечатления
и в какой мере воспринимались им музыкальные явления его времени? А.С. Пушкин
не был специалистом-музыкантом: он не играл на музыкальных инструментах, не
обладал певческим голосом, но всё это совершенно не исключает его музыкальной
одарённости и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке, проникновения
в её сущность.
Во второй
половине XIX века упорно господствовало мнение, что А.С. Пушкин был, будто бы,
равнодушен к музыкальному искусству. Некоторые исследователи касались в своих
работах тех немногих моментов соприкосновения А.С. Пушкина с музыкой и музыкантами -
преимущественно мимолётных встреч с М.И. Глинкой - и почти неизменно добавляли:
"Едва ли Пушкин был близок к музыкальному миру своего времени..." это
ошибочное мнение сохранялось в течение долгого времени. А, между тем, многие
исторические данные вполне последовательно приводят нас к ясному выводу о
наличии у поэта разновременных, но близких связей с виднейшими русскими
музыкантами его эпохи; о достаточно частых соприкосновениях с явлениями
музыкального мира.
Однако,
ряд исследователей-пушкинистов дают нам материал, вполне подтверждающий мысль,
что А.С. Пушкин был не простым, а особо одарённым любителем музыки, близко
подходившим к самым различным явлениям музыкальной жизни - от итальянской оперы
до Моцарта, от русских композиторов его эпохи и молодого Глинки до русской
народной песни, в особенности с необычайной впечатлительностью откликавшимся на
всё новое и прогрессивное в музыкальном искусстве.
Принимая
во внимание, что детские музыкальные впечатления А.С. Пушкина - русская
народная песня, - мы с иным чувством воспринимаем стихотворение 1821 года
"Наперстница волшебной старины, друг вымыслов игривых и печальных",
где А.С. Пушкин поэтически свободно объединяя образ няни с обобщающим образом
музы, вспоминает свою няню Арину Родионовну:
...в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И
надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты,
детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И
меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Какое это
было пение - мы не знаем, о нём не сохранилось сведений. Но о том, что оно
отвечало потребностям поэта к звуковому воплощению поэтического текста,
свидетельствует его обращение к няне через много лет. уже во время ссылки в
селе Михайловское (стихотворение "Зимний вечер").
Детские, до-лицейские
годы жизни А.С. Пушкина дают нам немало фактов и предположений о ярких
музыкальных впечатлениях поэта. Общеизвестны его первые упоминания о музыке в
стихотворении 1814 года "К сестре":
О, как тебя застану,
Любезная сестра!
Чем сердце занимаешь
Вечернею порой?
Жан-Жака ли читаешь,
Жанлис ли пред тобой?
.......................................
Иль звучным фортепьяно,
Под белою рукой
Моцарта оживляешь?
Иль тоны повторяешь
Пуччини и Рамо?
Лицейская
жизнь вносит некоторое оживление в область музыкальных интересов А.С. Пушкина.
Песня и музыка - это, по словам одного из его товарищей - "почти
единственное удовольствие" - стали в жизни лицеистов самостоятельным
художественным интересом, иногда даже оспаривающим у увлечений литературой
первое место. Среди одноклассников А.С. Пушкина выделялись два талантливых
композитора - Н.А. Корсаков и М.Л. Яковлев, произведения которых уже тогда
стали популярными и исполнялись даже за пределами лицея.
С песней
и музыкой мы встречаемся в других лицейских стихотворениях поэта -
"Пирующие студенты", "К Батюшкову". Музыкальные
воспоминания Пушкина приведены им впоследствии и в новелле "Метель".
Петербуржский
период жизни поэта тоже полон ярких музыкальных и театральных впечатлений. Он,
в частности, слушал игру знаменитого пианиста Джона Фильда, бывшего тогда в
полном расцвете своего таланта. На вечерах в петербуржских гостиных исполнялись
арии и романсы, завязывались знакомства А.С. Пушкина с известными
представителями музыкального мира - Верстовским, Алябьевым, Улыбышевым и др.
Хорошо
известно письмо из Одессы, написанное Александром Сергеевичем брату Льву в 1824
году: "...итальянская опера напомнила мне старину и, ей-богу, обновила мою
душу".
Некоторые
исследователи утверждают, что именно в Одессе Пушкин полюбил оперную музыку
Моцарта, Россини, Паэзиелло. Интерес к пению становился всё серьёзнее и глубже.
В последствии он даже записал несколько десятков народных песен. Цыганским
пением А.С. Пушкин увлекался ещё до своей женитьбы.
Позже, в
Москве Пушкин встречался с М.И. Глинкой. Глинка писал в своих знаменитых
"Записках": "Пушкин был на первом представлении "Ивана
Сусанина". Не только был, но и участвовал в составлении песни - канона,
восхваляющего Глинку. Есть сведения, что Глинка присутствовал на одном из первых
чтений "Бориса Годунова".
В 1828
году поэт написал в альбом М. Шимановского ставший впоследствии знаменитым
стих:
"...Из наслаждений жизни
одной любви
Музыка уступает, но и любовь
- мелодия..."
Стихи
А.С. Пушкина получают наибольшую популярность - при жизни поэта - начиная с
середины 20-х годов XIX века. Они кладутся на музыку, входят в музыкальный
обиход любителей, довольно быстро получают широкое распространение. Поэзия в
представлении А.С. Пушкина неизменно связана с музыкой, прежде всего с музыкой
природы. Русская же песня входит в большинство поэм А.С. Пушкина, в его
драматические произведения.
К середине
20-х годов XIX века поэзия А.С. Пушкина, как было уже сказано, получила своё
воплощение в вокальных произведениях. Распространение её в музыкальной форме
шло по двум направлениям: одно из них - передача преимущественно устная, через,
так называемые, песенники. Этот интересный факт включения пушкинской лирики в
круг городских песен, широко распространявшихся в дешёвых изданиях, ещё мало
исследован. Ноты к такого рода изданиям обычно не прилагались.
Однако,
по некоторым данным можно установить, что напевы, передаваемые исполнителями по
песенникам, имели самостоятельное происхождение и вначале далеко не всегда
совпадали с романсовой литературой. создаваемой композиторами - современниками
Пушкина. Некоторые исключения. такие как "Талисман" Н.С. Титова или
"Старый муж" Гурилёва, должны быть отнесены к более поздним годам.
Русские
композиторы создали при жизни поэта на протяжении почти пятнадцати лет (начиная
с 1823 года) более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина.
Большинство этих произведений принадлежит популярным в то время композиторам во
главе с Верстовским: Алябьеву, Титову, молодому Глинке. Преимущественное
признание у первых музыкальных интерпретаторов пушкинской лирики получает то,
что может быть передано в куплетной форме, что носит песенный характер.
Уже при жизни
поэта на текст его песни "Старый муж" были написаны романсы
композиторами Верстовским, Гурилёвым и Ганнибалом (дядей поэта). На слова
"Татарской песни" ("Дарует небо человеку") - романсы
Одоевского, Титова. Стихотворение "Не пой, красавица, при мне" уже в
те годы нашло воплощение в романсах Глинки, Титова, Гедике; стихотворение
"Два ворона" ("Шотландская песня") было положено на музыку
Верстовским и Алябьевым; "Певец" - Верстовским и Титовым; "Я
помню чудное мгновенье" - Н.А. Мельгуновым и, позже, - М.И. Глинкой.
Один из
первых романсов на стихи А.С. Пушкина "Чёрная шаль" Верстовского с
огромным успехом был интерпретирован в театральной обстановке при участии
любимого в те годы певца Булахова. В письме одного из современников А.С.
Пушкина А.Я. Булахова мы встречаем подробное описание такого исполнения. Оно
относится к 1823 году и, следовательно, происходит в отсутствие поэта.
Некоторые
стихотворения А.С. Пушкина выходят в свет вместе с музыкой, разумеется. с разрешения
автора. Так, стихотворение "Слеза" было напечатано в виде нотного
приложения к альманаху " Мнемозина" в 1825 году. Автор романса М.Л.
Яковлев, лицейский товарищ Пушкина (при жизни поэта, кроме названного романса,
М.Л. Яковлевым была написана музыка к стихотворению "Зимний вечер").
Таким же образом (как текст в романсе) было опубликовано стихотворение "Я
здесь, Инезилья" на музыку Глинки в 1834 году. Любопытно отметить, что
стихотворение "Я помню чудное мгновенье", положенное на музыку при
жизни А.С. Пушкина двумя композиторами - Н.С. Титовым и Н.А. Мельгуновым, после
появления глинковского романса на те же стихи в 1939 году было вновь
использовано лишь двумя - тремя. совершенно незначительными композиторами.
К
направлению с налётом декоративности принадлежит романс "К живописцу"
лицейского товарища А.С. Пушкина Н.А. Корсакова. положившего, кроме того, на
музыку стихотворения "О, Делия драгая" и "Вчера мне Маша
приказала". Особенного внимания заслуживают композиторы Алябьев,
Верстовский и Глинка. В песенном творчестве Алябьева есть черты. раскрывающие
его большое композиторское дарование: мелодическая гибкость, разнообразие
тематики, гармоническая свежесть - всё это выдаёт его среди других
современников. На стихи А.С. Пушкина им написаны романсы "Два ворона",
"Зимняя дорога", "Саша, Саша, я страдаю безотрадною
тоской". Эти три романса принадлежат к лучшим образцам вокального
творчества того времени.
Верстовским
на слова А.С. Пушкина написано семь романсов: "Чёрная шаль",
"Старый муж", "Ночной зефир", "Певец", "Два
ворона", "Казак", "Ложится в поле мрак ночной".
Популярности романса "Чёрная шаль" способствовали заложенное в нём
драматическое напряжение, стремление к изобретательности, пафос. Популярность
этого произведения была столь значительна, что романс был переведён на
французский и итальянский языки. Лучшим, быть может, произведением Верстовского
во всём его романсовом творчестве, стал романс "Старый муж". Дикая
энергия, подлинная страсть переданы здесь необычайно выразительно. В характере
музыки чувствуется непосредственное влияние таборного цыганского творчества
20-х годов XIX века.
К
сожалению, при жизни А.С. Пушкина М.И. Глинка почти не писал музыки на его
тексты. Стихотворение "Не пой, красавица, при мне" А.С. Пушкин
сочинил на данную мелодию - пример сочинения поэтом стихотворения под влиянием
музыкального впечатления. В "Записках" Глинки читаем следующее:
"Провёл около целого дня с Грибоедовым, с автором комедии "Горе от
ума". Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни,
на которую вскоре поэт А.С. Пушкин написал романс "Не пой, красавица, при
мне". На рукописи романса Глинки сохранилась надпись: Национальная эта
грузинская мелодия сообщена М.И. Глинке от А.С. Грибоедова". Другим
романсом, написанным Глинкой при жизни А.С. Пушкина, был романс "Я здесь,
Инезилья", напечатанный впервые в 1934 году.
Романсы
А. Даргомыжского на стихи А.С. Пушкина общеизвестны: "Ночной зефир",
"Я Вас любил", "Юноша и дева", "Вертоград" и др.
По сравнению с М. И. Глинкой, музыка
Даргомыжского отличается большей драматичностью и декламационностью. Например, "Ночной зефир" - не
столько лирический, как у Глинки, романс, сколько поэтическая сцена. Иные
средства музыкальной выразительности применяет Даргомыжский в романсе "Я
Вас любил": это романс - раздумье.
Элегически-напевная
мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь.
Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы
декламационности; паузы как бы "разрывают" широкие фразы на отдельные
реплики. Эти приёмы приближают музыку к разговорной речи и придают ей характер
монолога, полного глубоких. сосредоточенных размышлений.
Большую
художественную ценность представляют романсы на стихи А.С. Пушкина Ц.И. Кюи. Их
характеризуют черты, типичные для всего творчества композитора - искренность
лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с
русской народной песней и бытовым романсом. Во всём романсовом наследии
композитора выделяются романсы "Сожжённое письмо" и "Царскосельская
статуя" на стихи А. С. Пушкина.
Романсовое
творчество на стихи А.С. Пушкина достаточно обширно представлено в
композиторском наследии Н.А. Римского-Корсакова. На его стихи композитором
написано одиннадцать романсов. Самыми популярными из них являются: "Редеет
облаков летучая гряда", "На холмах Грузии", "Не пой,
красавица, при мне", "Что в имени тебе моём", "Анчар - древо
смерти", "Пророк", "Поэт", "Эхо".
Музыкальный
язык этих романсов отличается яркой выразительностью мелодического рисунка,
красочностью гармонического движения и оригинальностью штриховой драматургии.
Например, романс "Анчар - древо смерти" с первых же строк
представляет нам зловещее и страшное "древо яда". Римский-Корсаков,
наряду с А. С. Пушкиным, является замечательным мастером звукописи. Правда главная
мысль произведения - трагизм социального неравенства людей - представлена
сюжетно в стихотворении и романсе по-разному. Скупыми средствами и с большим
мастерством Римский-Корсаков музыкальными средствами выразил трагический смысл
повествования.
Многие
русские композиторы оставили нам богатейшее наследие - удивительные образцы
камерного вокального творчества. Высокое искусство русского классического
романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской неповторимой лирики,
составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого
жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей
музыки. Порою кажется. что некоторые лирические шедевры великого поэта словно
ожидали именно этого филигранного музыкального воплощения, духовного соответствия
гения и волшебства музыки, какое мы видим в романсах Глинки,
Римского-Корсакова, Алябьева и др.
Совершенство
формы и тонкость понимания пушкинских текстов, психологический подтекст
фортепианной партии - всё это позволяет глубже и ярче понять творчество
великого поэта, равно как и ощутить особенности музыкального стиля каждого
композитора.
Романсы
на стихи Пушкина ничуть не устарели в наше время, потому что они ясным,
понятным языком высокой поэзии рассказывают о любви и разлуке, дружбе и
одиночестве, о бесконечной русской дороге и русской меланхолии.
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 1 (1-20).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 2 (21-40).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 3 (41-60).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина ч.4 (71-80).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 5 (81-100).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 6 (101-110).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 7 (111-119).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 8 (141-160).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 9 (161-180).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 10 (181-200).
Комментариев нет:
Отправить комментарий