Уилл
Брэдли (Will Bradley) своей славой был обязан успешному биг-бэнду, которым он
руководил в солидерстве с Рэем МакКинли во времена тотального буги-вуги-бума в конце
1930-х – начале 1940-х.
Изначально
для исполнения буги-вуги больше подходил стиль барабанщика Рэя МакКинли –
Брэдли как тромбонист предпочитал играть лиричные баллады и легкий,
ненавязчивый свинг. И тем не менее, в результате их сотрудничества имя Брэдли
стало у всех ассоциироваться с заводными песенками довольно дурацкого
содержания, вроде “Beat Me, Daddy, Eight to the Bar”, “Scrub Me, Mama, with a
Boogie Beat”, “Bounce Me, Brother, with a Solid Four” и “Fry Me, Cookie, with a
Can of Lard”. Сложно представить себе менее подходящую и менее желанную карьеру
для музыканта с серьезными «классическими амбициями», чьим главным кумиром был
австрийский композитор Альбан Берг. Кроме того, Уилл Брэдли обладал невероятно
рафинированным – гладким, отточенным, мягким, просто идеальным звуком. Кто-то
сравнивал его с Томми Дорси, но, например, Гленн Миллер, который особенно
восхищался Уиллом Брэдли, неоднократно утверждал, что по техническому
мастерству Брэдли «на мили» опережает всех своих коллег-тромбонистов, включая и
самого Миллера, и Дорси.
Так что
история Уилла Брэдли, вынужденного играть слишком много буги-вуги,
действительно интересна. Его настоящее имя – Уилбур Швихтенберг (Wilbur
Schwichtenberg); детство его прошло неподалеку от Вашингтона, а уже в 16 лет, в
1928 году, он приехал в Нью-Йорк, где начал играть с различными танцевальными
бэндами – такими, как, например, “Milt Shaw's Detroiters” или “Red Nichols
& His Five Pennies”. В период с 1931-го по 1934-й Уилл также работал на
студиях CBS, в 1935-1936 годах был участником оркестра Рэя Нобла, а затем на
протяжении нескольких лет снова занимался стабильной, но по большому счету
анонимной работой студийного инструменталиста. Лишь в 1939 году он вновь
оказался в биг-бэнде, причем собственном и совершенно не подходящим ему по
темпераменту.
Неожиданная
идея соединить в качестве солидеров одного коллектива серьезного Уилбура
Швихтенберга с техасским барабанщиком Рэем МакКинли пришла в голову агенту
Уилларду Александру. МакКинли, игравший в то время у Джимми Дорси, подобрал
себе на замену барабанщика Дэйви Тафа и с головой окунулся в новое предприятие.
Мудрый МакКинли, таланты которого включали способность за своими хай-хэтами и
том-томами еще и петь остроумные куплеты, прекрасно понимал, что менеджеры
отелей, со рвением охраняющие спокойствие своих самых богатых клиентов, не
будут в восторге от идеи лидера оркестра – разбитного барабанщика. Куда как
лучше будет способствовать их популярности образ красивого элегантного
тромбониста, возглавляющего бэнд. Так что «презентационно-рекламная» роль
досталась нашему герою, а его настоящее имя, также в целях большей простоты,
универсальности и привлекательности, именно тогда и превратилось из Уилбура
Швихтенберга в Уила Брэдли.
В том
первом составе МакКинли и Брэдли играли пианист Фредди Слак (тоже раньше
работавший у Джимми Дорси); тенор-саксофонисты Ник Кайацца, Артур Роллини, Джон
Ван Эпс и Пинатс Хако (Peanuts Hucko), позднее ставший блестящим кларнетистом,
трубачи Ли Касл и Пит Кандоли. Вокалистами были Карлотта Дэйл, Филлис Майлс,
Линн Гарднер, Терри Аллен, Ларри Сауферн, Джимми Валентайн, гитарист Стив
Джордан или сам Рэй МакКинли, который блистал в таких ярких «номерах», как “Old
Doc Yak”, “Call Me a Taxi”, “Scramble Two”, “Let's Have Another One”, “I Get a
Kick Outa Corn”, “Down the Road a Piece”, а также в вышеупомянутом хите “Beat
Me Daddy” и последовавших спин-оффах – “Rhumboogie”, “Rock-A-Bye the Boogie” и
“Booglie Wooglie Piggie”, после которого многие уже должны были предпочесть
инструментальную композицию “Celery Stalks at Midnight”. Фирменной темой
оркестра, однако, была далеко не самая «буйная» “Strange Cargo”. Музыканты
вообще были отличными профессионалами, искусно свинговали, и в 1940-м году
прекрасно исполняли аранжировку “Flyin' Home” Флетчера Хендерсона.
К
сожалению, разница в подходе к руководству, амбициях и музыкальных «ожиданиях»
Брэдли и МакКинли быстро увеличивалась, и в 1942 году барабанщик покинул
оркестр, чтобы собрать свой собственный. Брэдли тогда устроил полную
реорганизацию коллектива и нанял парочку совсем молодых исполнителей – трубача
Шорти Роджерса и перкуссиониста Шелли Манна. А потом в один непрекрасный день
целых шесть музыкантов призвали на службу в армию, причем преимущество
духовиков, и тогда Брэдли отменил оставшиеся выступления их тура и, что
называется, выкинул белый флаг – распустил оркестр.
В
последующие годы Уилл Брэдли любил иногда "расчехлить" свой тромбон и
поиграть для публики знакомые мелодии, однако большую часть времени он посвящал
сочинению симфоний и камерной музыки, вырезал из камня, делал что-то из серебра
– в общем, наконец занимался самыми разными вещами и хобби, близкими его
темпераменту.
Уилл
Брэдли скончался 15 июля 1989 года во Флемингтоне. Его сын, Билл
Брэдли-младший, стал боповым барабанщиком, который работал с гитаристом Джонни
Смитом, пианистом Джорджем Уошингтоном, кларнетистом Тони Скоттом и
тромбонистом Каем Уиндингом.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий