«Он виртуоз. Он играет на скрипке так же, как Колтрейн играет на саксофоне».
Стафф
Смит.
Французский
джазовый скрипач и композитор Жан-Люк Понти родился в семье классических
музыкантов, отец учил его играть на скрипке и кларнете, а мать на фортепиано. В
шестнадцать лет он поступил в национальную консерваторию «Conservatoire
National Superieur de Musique de Paris», в которой два года спустя он получил
диплом с самым высоким вознаграждением этого учреждения – «Premier Prix». После
этого успеха его пригласили в один из главных симфонических оркестров Франции,
«Concerts Lamoureux», в котором он играл впоследствии в течение трех лет.
Джазом Понти
заинтересовался в двадцатилетнем возрасте, слушая пластинки своего легендарного
земляка — джазового скрипача Стефана Граппелли — и его американского коллеги
Стаффа Смита. Интересно, что Жан-Люк сначала попробовал играть джаз на кларнете
и тенор-саксофоне и только затем вернулся к скрипке… После службы в армии в
(1962-1964 годы) он вернулся к музыке, но теперь уже играл только джаз. В 60-е
он играл на обычной акустической скрипке в манере Граппелли; в 70-е – стал
одним из пионеров европейского джаз-рока и перешел на электрический инструмент
с многочисленными электронными эффектами (с 1977 года он играет на пятиструнной
электроскрипке, так называемой «виолектре»).
Поначалу
скрипка не поддавалась. Немногие в то время рассматривали ее как инструмент,
занимающий свое вполне законное место в мире джаза. Используя мощное звучание и
избегая вибрато, Жан-Люк сделал своей характерной чертой фразировку эры бибопа и
энергичный стиль игры, на становление которого повлияло, скорее, звучание
трубы, чем что-либо ранее исполняемое на скрипке. Никто до этого не слышал
ничего подобного. В одном интервью в 1976 году Стефан Граппелли сказал: «Нет,
он не студент, он только хороший друг… он великий музыкант, который изобрел
новый стиль игры на скрипке».
Помимо
сольной работы, Понти был участником рок-группы Фрэнка Заппы "Mothers Of
Invention", джазового трио клавишника Джорджа Дюка и одного из самых
значительных джаз-роковых составов 70-х – "Mahavishnu Orchestra".
Впрочем, он вообще очень много записывался с самыми разными музыкантами: среди
них пианист Чик Кориа, басист Стэнли Кларк, его ранний кумир Стефан Граппелли и
даже поп-звезда Элтон Джон. В 80-е он увлеченно работал с синтезаторами и
секвенсерами, а его материал стал клониться в сторону инструментальной
поп-музыки. Однако удачный альбом 1991 года «Tchokola» продемонстрировал его
новый потенциал, усиленный совместной работой с африканскими музыкантами
(например, барабанщиком Брисом Васси). С тех пор он выпустил еще ряд записей на
лейбле "Atlantic", а в 2000-е – на "Koch" (в том числе
очень удачный альбом 2007 года «The Atacama Experience»). Двухтысячные для
Понти — это записи с мега-звездами джаза, активная гастрольная деятельность, а
в творчестве — возвращение к истокам, к джазу 70-х, с сильным влиянием
африканских ритмов.
Жан-Люк
Понти – несомненно выдающийся скрипач и первопроходец в джазовой и рок-музыке.
Его исполнение по праву считается новаторским, фантастическим прорывом,
расширившим границы современной музыки. Для стиля Понти характерны
красочная гармония (с ощутимым влиянием французского импрессионизма, как в
«Waking dream»), остинато с модализмами, в том числе с использованием
звукорядов симметричных ладов, включение фольклорного тематизма и ритмики, но
без прямых заимствований («New country», жига «Celtic steps»), эксперименты с
музыкальной формой (4-частная композиция «Enigmatic ocean», 3-частная «The
struggle of the turtle to the sea»), виртуозная импровизация (иногда
специфически «белая», без опоры на стилевые клише афроамериканского джаза),
«синтетические» тембры и специальные эффекты, существенно изменяющие
оригинальный звук скрипки («Мираж», одна из самых популярных композиций Понти).
Ландыш Рифовна
Jean-Luc Ponty - Bourbon Street Brazil (2014)
1. Intro
2. On My
Way To Bombay
3. A
Journey's End
4.
Without Regret
5. Celtic
Steps - Jig
6. Mirage
7. The
Struggle Of The Turtle To The Sea - Part I
8. The
Struggle Of The Turtle To The Sea - Part II
9. Round
Midnight
10. After
the Storm
11. The
Trans-Love Express
12. New
Country
Jean-Luc
Ponty - Violin
Baron
Browne - Bass
William
Lecomte - Keyboards
Rayford
Griffin – Drums
Recorded
at Bourbon Street Music Club, Sao Paulo Brazil, June 10, 2014
An undisputed master of violin and a pioneer in the
area of jazz-rock, Jean-Luc Ponty is widely regarded as an innovator who has
applied his unique visionary spin to expand the vocabulary of modern music.
Upon hearing “The Flying Frenchmen” in concert in the 1960s, the great American
jazz violinist Stuff Smith said of Ponty, “He is a killer! He plays on the
violin like Coltrane does on sax” (Encyclopedia of Jazz In The Sixties by
Leonard Feather). In an interview with the San Francisco Chronicle in 1976, Stéphane
Grappelli said, “No, he is not a student, he is a great musician who invented a
new style on the violin.” Ponty will bring his scintillating vocabulary to bear
as the newest member of Return To Forever IV.
In 1976, Ponty was invited by Chick Corea to
participate in the recording My Spanish Heart, which included the stirring
piano-violin-trio number, “Armando’s Rumba.” Through the ‘70s and into the mid
‘80s, Ponty toured the world repeatedly and recorded 12 albums for the Atlantic
label. He switched to Columbia in 1987, releasing The Gift of Time that year
and following up with Storytelling in 1989. In September, 2009, he appeared as
a guest of Corea, Clarke & White along with Chaka Khan for a special
evening at the famous Hollywood Bowl, with Stevie Wonder showing up by surprise
for a jam at the end. In 2010, Ponty toured with his band in the Caribbean,
Europe and Russia and also as a duet partner with pianist Wolfgang Dauner in
Europe.
---
return2forever.com
Бесспорный
мастер скрипки и пионер в области джаз-рока, Жан-Люк Понти широко известен как
новатор, применивший свое уникальное видение для расширения словарного запаса
современной музыки. Услышав «The Flying Frenchmen» на концерте в 1960-х,
великий американский джазовый скрипач Стафф Смит сказал о Понти: «Он убийца! Он
играет на скрипке, как Колтрейн на саксофоне» («Энциклопедия джаза шестидесятых»
Леонарда Фезера). В интервью газете San
Francisco Chronicle в 1976 году Стефан Граппелли
сказал: «Нет, он не студент, он великий музыкант, который изобрел новый стиль
игры на скрипке». Понти будет использовать свой блестящий словарный запас как
новый участник Return
To Forever IV.
В 1976
году Чик Кориа пригласил Понти для участия в записи «My Spanish Heart», которая включала волнующий номер
фортепианного и скрипичного трио «Armando’s Rumba». В период с 70-х до середины
80-х Понти неоднократно гастролировал по миру и записал 12 альбомов для лейбла Atlantic. Он переехал в Колумбию в 1987
году, выпустив «The Gift of Time», а затем «Storytelling» в 1989 году. В
сентябре 2009 года он появился вместе с Чакой Хан в качестве гостя на особом
вечере Кори, Кларка и Уайта в Hollywood Bowl. В 2010 году Понти гастролировал
со своей группой по странам Карибского бассейна, Европы и России, а также с
пианистом Вольфгангом Даунером в Европе.
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий