Свинг
Дорогие
друзья! 13 июня 1905 года в городе Нэшвилле (штат Теннесси) родился трубач,
певец и бэнд-лидер традиционного джаза Адольфус Энтони Читэм (Adolphus Anthony
Cheatham), ставший известным как Док Читэм (Doc Cheatham).
Читэм
родился в Нэшвилле, штат Теннесси, в семье африканцев, чероки и чокто. В дни его
молодости в Тэннесси ещё не было джазовой музыки и Адольфус Энтони познакомился
со стилем благодаря ранним записям и гастролирующим группам в конце 1910-х
годов. Читэм начал заниматься музыкой, когда ему было 15 лет. Сначала он учился
играть на корнете, но вскоре перешел на трубу, беря уроки игры у профессора
Университета Фиска Н. К. Дэвиса.
Читэм оставил родные пенаты, а также и планы стать фармацевтом (хотя и сохранил медицинский псевдоним "Doc"), чтобы посвятить себя музыке. Сначала он занимался на сопрано- и тенор-саксофонах, но позже всё больше времени стал уделять трубе, играя в афроамериканских водевильных шоу. Возможно, Док Читэм был единственным джазовым музыкантом, ярко, и даже с новым блеском, продолжившим свою музыкальную карьеру в 70-летнем возрасте!
В 1920-е
годы он уже играл в некоторых ведущих джазовых коллективах и гастролировал в
группе, сопровождавшей блюзовых певцов. Его кумирами были герои раннего джаза
Генри Буссе и Джонни Данн, но, когда в 1924 году Читэм переехал в Чикаго и
услышал “Кинга” Оливера, то в его голове всё словно перевернулось. Оливер стал
откровением для Дока Читэма. Читэм следовал за “Королём”, и Оливер дал молодому
трубачу несколько уроков. Следующим откровением стал Луи Армстронг – именно он
оказал “пожизненное” влияние на Дока, называя его «обыкновенно-экстраординарным
человеком».
Читэм
играл в «Albert Wynn's band» и иногда подменял Армстронга в театре «Vendome». Он
также записывался на саксофоне с Ма Рэйни до переезда в Филадельфию в 1927
году, где сотрудничал с группами «Bobby Lee» и «Wilber de Paris». В 1928 году
он переехал в Нью-Йорк и после непродолжительной работы с Чиком Уэббом
отправился в гастрольный тур по Европе с «Sam Wooding's band».
Док Читэм
вернулся в США в 1930 году и играл с Марион Хэнди в «McKinney's Cotton Pickers»,
но вскоре стал ведущим трубачом в оркестре у Кэба Кэллоуэя и оставался в этом
коллективе с 1932 по 1939 годы.
В 40-х
годах Док выступал как трубач с Бенни Картером и Тедди Уилсоном, Флетчером
Хендерсоном и Клодом Хопкинсом, а после Второй мировой войны начал регулярно
работать с латиноамериканскими группами в Нью-Йорке, в том числе с оркестрами Переца
Прадо, Марселино Гуэрра и Рикардо Рэя. С Рикардо Рэем Док Читэм очень изысканно
сыграл на записи «Mr.Tumpet Man».
В 1959
году Государственный департамент США профинансировал поездку лидера группы
Херби Манна в Африку после того, как они услышали его версию «African Suite».
Изнурительное 14-недельное турне проходило с 31 декабря 1959 года по 5 апреля
1960 года. В состав группы входили Херби Манн, бэндлидер, флейта и саксофон;
Джонни Рэй, вибист и аранжировщик; Дон Пейн, бас-гитара; Док Читэм, труба;
Джимми Неппер, тромбон; Патато Вальдес Конга; и Хосе Мангуаль, бонго. Пункты
назначения, указанные в официальном маршруте, включали Сьерра-Леоне, Либерию,
Нигерию, Мозамбик, Родезию, Танганьику, Кению, Эфиопию, Судан, Марокко, Тунис.
C 1960
года Док Читэм в течение 5 лет вёл собственную группу на Бродвее, после чего
гастролировал с Бенни Гудманом.
В 1970-х
годах Док критически прослушал свои записи и поднялся на ещё более высокий
уровень, устранив все клише, пришедшие в его исполнительский стиль от других
музыкантов. Читэм всегда был очень дисциплинированным музыкантом, и это
окупилось с лихвой – повышенным вниманием и лестными замечаниями джазовых
критиков.
Его
творческая карьера оказалась в центре внимания, когда практически случайно,
будучи в Париже в студии звукозаписи 2 мая 1977 года, он решил проверить
микрофон в самом начале своей сессии с Сэмми Прайсом. Читэм спел скэтом «What
Can I Say Dear After I Say I'm Sorry». Микрофоны, по счастью, уже были хорошо
настроены, и запись вскоре была выпущена на LP «Doc Cheatham: Good for What
Ails You». Его пение было настолько классным, что Читэм стал петь в дополнение
к импровизациям на трубе на протяжении всей оставшейся жизни. Он даже играл и
пел за два дня до своей смерти, случившейся за одиннадцать дней до его 92-го
дня рождения.
Док Читэм
очень много гастролировал, а если не был на гастролях, то играл постоянный воскресный
концерт в джаз-клубе «Sweet Basil» в Нью-Йорке – что делал на протяжении
последних десяти лет своей долгой жизни. Во время одной из своих поездок в
Новый Орлеан Док познакомился и подружился с молодым трубачом-виртуозом
Николасом Пэйтоном. В 1996 году двумя трубачами и пианистом Бучем Томпсоном был
записан компакт-диск «Doc Cheatham and Nicholas Payton» на «Verve Records».
Академия
звукозаписи номинировала Читэма в категориях «Лучшее джазовое инструментальное
соло» и «Лучшее джазовое инструментальное исполнение, индивидуальное или
групповое».
В 1998
году Читэм посмертно выиграл премию «Грэмми» в номинации «Лучшее
импровизационное джазовое соло» за песню «Stardust» на компакт-диске «Doc
Cheatham and Nicholas Payton». Его жена Аманда и дочь Алисия приняли «Грэмми»
от его имени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий