пятница, 21 июня 2024 г.

Культовые пластинки. Jean Michel Jarre – «Equinoxe» (1978).

Электронная музыка

Нью-эйдж

Эмбиент

Чил-аут

«Equinoxe» (“Равноденствие”) - второй студийный альбом французского музыканта-электронщика Жана Мишель Жарра (Jean-Michel Jarre), выпущенный французской фирмой Disques Dreyfus в конце 1978 года. Dreyfus передала лицензию на международное издание альбома компании Polydor Records.

«Équinoxe Part 1» — 2:25

«Equinoxe» - концептуальный альбом, отражающий день из жизни человека, с утра и до ночи. Жан-Мишель Жарр говорит об «Équinoxe»: «Я хотел воссоздать течение 24 часов в сутках, где каждая часть альбома представляет собой разные моменты дня и ночи. […] Я хочу, чтобы люди использовали мою пластинку, чтобы играть в разное время суток и в разном настроении». Все части произведения от 1-ой до 8-ой плавно перетекают друг в друга. Перерыв только между 4-ой и 5-ой частями, поскольку приходится переворачивать пластинку.

Альбом был записан в частной студии Жана-Мишеля Жарра на оборудовании MCI-Studio и смикширован в студии Gang Recording Studio в Париже в период с января по август 1978 года. Жан Мишель Жарр сыграл на следующих инструментах: 2600 ARP Synthesizer, AKS Synthesizer, VCS 3 Synthesizer, Yamaha Polyphonic Synthesizer, Oberheim Polyphonic Synthesizer, RMI Harmonic Synthesizer, RMI Keyboard Computer, Elka 707, Korg Polyphonic Ensemble, Eminent, Mellotron, ARP Sequencer, Oberheim Digital Sequencer, Matrisequencer 250, Rhythmicomputer, Vocoder E.M.S.

«Équinoxe Part 2» — 5:00

Жарр разработал собственное звучание, используя более динамичные и ритмичные элементы, в частности за счет широкого применения секвенсоров в басах. Многого из полученных результатов удалось добиться благодаря оборудованию, сделанному на заказ другом Жарра Мишелем Гайссом. Вообще, «Equinoxe» Жарр сделал более в барочном и классическом стиле, чем авангардистский предыдущий альбом «Oxygеne», сделав упор на музыкальное развитие. Альбом отличался от своего предшественника отходом от эмбиента, большей ритмичностью, большим уклоном в популярную музыку.

«Équinoxe Part 3» — 5:09

Музыкальные идеи Жарра первоначально были записаны на небольшой кассетный магнитофон, «как аудио скретч-блокнот». Жарр подумывал о том, чтобы выбросить одну из записей, так как он не думал, что она была достаточно хороша, но Гейсс убедил его оставить ее, и трек позже стал "Équinoxe Part 7".

Жан-Мишель Жарр познакомился с художником Мишелем Грейнджером в 1975 году во время одной из его художественных выставок в парижской галерее. Жарр купил у художника картину, которая стала обложкой его альбома 1976 года «Oxygène» шесть месяцев спустя, и шелкографию «Le Trac» («Страх сцены»), которая стала обложкой «Équinoxe» в 1978 году. «Le Trac» представляет собой «юмористическое взаимное наблюдение» синих персонажей, которые наблюдают в бинокль за сценой в театре и за собой со сцены.

«Équinoxe Part 4» — 6:54

Фотография на обратной стороне обложки отличается в зависимости от издания альбома: черно-белая фотография музыканта крупным планом, сделанная фотографом Хельмутом Ньютоном на первом издании, и цветная фотография в широком плане, сделанная актрисой Шарлоттой Рэмплинг (тогдашней партнершей Жана-Мишеля Жарра) на втором издании.

«Équinoxe Part 5» — 3:47

Жан Мишель Жарр устроил грандиозную премьеру альбома «Equinoxe» под открытым небом Парижа, 14 июля 1979 года в День Взятия Бастилия на площади Согласия. Никто даже предположить не мог в какие масштабы выльется это событие. На площадь и прилегающие к ней улицы стеклось около миллиона зрителей. Так Жарр установил свой первый рекорд в книге Гинесса по количеству зрителей на открытом воздухе. Еще свыше 100 миллионов человек во всем мире наблюдали этот концерт по телевидению. Это 40-минутное выступление с грандиозными проекциями света и изображений послужило моделью для последующих представлений Жарра под открытым небом.

Естественно, этот концерт сильно поднял популярность Жарра - за полмесяца в июле 1979 года «Equinoxe» разошелся тиражом более 800 000 экземпляров. На том концерте Жарр испробовал, наряду со своей техникой от Мишеля Гайсса, новый синтезатор от Фрэнсиса Римберта. Аппарат так ему понравился, что с тех пор Римберт стал его штатным сотрудником.

«Équinoxe Part 6» — 3:28

Альбом включал в себя два сингла: «Équinoxe Part 4» и «Équinoxe Part 5», последний из которых имел больший успех, достигнув 45-го места в UK Singles Chart. «Еquinoxe» стал вторым, после “Oxygène”, международным успехом артиста. Альбом поднимался в Соединенном Королевстве на 11-ое место. Штаты - другое дело, пробивать их европейцам дело неблагодарное и трудное, там «Equinoxe» был не выше 126-го места в Биллборде. Всего было продано почти 10 миллионов копий по всему миру.

Критики приняли альбом в Великобритании негативно. Дэвитт Сигерсон из Melody Maker сказал: «Он такой же слякотный, псевдогалактически грубый и бессодержательный, как и прошлогодний «Oxygène». Мелодии банальны, гармонии предсказуемы, текстуры почти определенно избиты (вплоть до искусственных «погодных» эффектов для создания настроения). Там даже не так много того, что можно было бы танцевать». В Record Mirror Стив Гетт назвал альбом «очень искусственным и, как следствие, довольно безэмоциональным». Он продолжил: «Что касается меня, то это был эффект побуждения ко сну, в основном потому, что он кажется таким безжизненным и бесконечным, никогда не достигая конкретной цели, а просто дрейфуя дальше».

«Équinoxe Part 7» — 7:06

В США Cashbox написали, что «в результате получился сложный, ярко выраженный альбом, удивительно доступный и бодрящий. Несмотря на то, что даже либеральные AOR-станции могут колебаться, стоит ли помещать этот альбом в постоянную ротацию, значительное количество поклонников Жарра, а также предприимчивые поклонники рока найдут этот альбом увлекательным». The Pittsburgh Press описала альбом как «угрюмую, мелодичную синтезаторную симфонию» и «ослепительную музыкальную поэму, которую приятно слушать, которую приятно переживать». В The Bulletin Уильям Д. Лоффлер прокомментировал, что «названия бессмысленны, потому что музыка представляет собой что-то вроде растянутой электронной тональной поэмы».

Ретроспективные отзывы об альбоме были более благоприятными. Фил Александер из Mojo назвал его одним из трёх ключевых альбомов Жарра, отметив влияние абстрактного искусства и классических композиторов Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Нино Рота на «Équinoxe», и написал, что «Жарр попытался проследить человеческий опыт с утра до ночи через восемь треков альбома, который является чувственным и, местами, глубоко меланхоличный».

«Équinoxe Part 8» — 4:57

Майк ДеГанье из AllMusic прокомментировал: "Как следующий альбом после "Oxygène", "Équinoxe" предлагает тот же завораживающий эффект, с быстрыми вращениями секвенсора и пузырящимися синтезаторными партиями, которые перетекают взад и вперед под россыпь звездной пыли электронных пастишей. Используя более 13 различных типов синтезаторов, Жарр комбинирует вихревые звуковые ландшафты из мультитекстурных эффектов, пассажей, а иногда и сюит, чтобы достичь кульминации интересной электронной атмосферы... В каждый трек добавляется так много электронных красок, что невозможно сконцентрироваться на каком-то конкретном сегменте, в результате чего волны синтезатора топят уши во время прилива».

«Équinoxe Part 1» и «Équinoxe Part 2» были использованы в мексиканской теленовелле «Los Ricos También Lloran» с Вероникой Кастро и Рохелио Гуэррой в главных ролях.

Песни «Équinoxe Part 1», «Équinoxe Part 3» и «Équinoxe Part 4» были использованы в фильме «Космос: Личное путешествие» Карла Сагана, однако они не были включены в альбомы саундтреков к сериалу.

В компьютерной игре 1984 года для Commodore 64, Loco, был использован ремейк "Équinoxe Part 5" и "Équinoxe Part 6" Бена Даглиша. В 2018 году, спустя четыре десятилетия после выхода альбома, Жарр выпустил сиквел под названием «Equinoxe Infinity».

Композиция «Équinoxe 5» была записана ещё в 1975 году в качестве заставки к одной из телепрограмм советского телевидения, она также использовалась в 11-м выпуске «Ритмической гимнастики» (ТВ СССР, 1990 год).

Композиция «Équinoxe 1» использовалась в заставке Первой программы в марте-декабре 1991 года (после августовского путча стала основной).

Комментариев нет:

Отправить комментарий