По словам
музыкального журналиста Тони Рассела: «Шайнс был тем редким блюзовым
исполнителем, который, преодолев возраст и ржавчину, продолжал создавать
музыку, которая стояла рядом с работами его юности. Когда Шайнс вернулся к
блюзу в 1965 году, ему было 50 лет, но его голос обладал львиной силой, на
которой основывалась его репутация».
Роберт Кристгау отозвался о Джонни Шайнсе: «С его интенсивным вибрато, наблюдательными, творческими, но в то же время пропитанными традициями текстами и несравненной слайд-гитарой, он должен был раз в год записываться Библиотекой Конгресса».
Американский
блюзовый гитарист, вокалист и автор песен Джонни Нед Шайнс (Johnny Ned Shines) родился
в 1915 году во Фрейзере (сейчас пригород Мемфиса, Теннесси). В 1925
году, увидев выступление Блайнд Лемона Джефферсона, Джонни стал учиться играть
на гитаре. С раннего возраста выступал со слайд-гитарой на улицах Мемфиса и в
джук-джойнтах. В 1932 году Шайнс переехал в Хьюс, штат
Арканзас, где в течение трёх лет работал на ферме, почти забросив музыку.
Однако в то время он встретился с Хаулином Вулфом, и копировал его манеру игры.
Легенда гласит, что Шайнс впервые выступил на сцене во время одного из
концертов Вулфа: во время перерыва, Шайнс схватил его гитару, и выбежал на
сцену.
С 1935 по
1937 год Джонни Шайнс гастролирует вместе с Робертом Джонсоном в США и Канаде.
Эта встреча оказалась знаковой для Джонни Шайнса ещё и потому, что с тех пор он
вызывал больший интерес у публики как лично знавший и выступавший с Джонсоном,
а не сам по себе.
До 1941
года Джонни Шайнс выступает по всему югу США, пока не переселился в Чикаго. Там
он начал работать на стройке, но вечерами продолжал выступления в местных
барах, а также пытался подписать контракт со студиями звукозаписи. Шайнс также
возглавлял джамп-блюзовую группу из восьми человек под названием «Dukes of
Swing», которая играла джаз и R&B. В 1946 году он впервые записался для «Columbia
Records», но первая его запись так и не была выпущена в то время и увидела свет
только в 1971 году.
В 1950
году «Chess Records» вновь записала исполнителя, но снова пластинка не была
выпущена (увидела свет в 1970 году). В 1952 году наконец-то первые четыре песни
(из 11 записанных) были выпущена на «J.O.B. Records». Семь песен были записаны
с участием легендарного гитариста Биг Уолтера Хортона. Хотя тогда пластинка коммерчески
провалилась, сейчас она рассматривается как возможно лучшая в дискографии
музыканта: «все записи Шайнса начала 50-х сейчас считаются классикой
электрического чикагского блюза». «Эти записи сделали его блюзовым исполнителем
редкой силы — сильным певцом, поэтическим автором текстов и один из лучших слайд-гитаристов
своего времени. На некоторых из ранних альбомов Джонни Шайнса были
песни, которые казалось, были сочинены прямо на месте. У него это хорошо
получалось, и по слухам, работая в кантри-музыкальных клубах своего родного
штата, он играл целые концерты, которые были полностью импровизированы».
Шайнс,
разочаровавшись в музыкальной индустрии, заложил в ломбард всё своё
оборудование и начал работать на фабрике, вечерами подрабатывая фотографом в
блюзовых клубах. В 1965 году музыканта «заново открыл» историк блюза Сэм
Чартерс и две песни Шайнса вышли на сборнике «Chicago: The Post-War Blues Vol.
1». В 1966 году «Vanguard Records» отыскала исполнителя, и он записал 6 песен,
которые были выпущены на третьем диске сборника 1966 года «Chicago/The
Blues/Today!». Альбом стал классикой жанра, что позволило Джонни Шайнсу начать
гастроли в составе «Chicago All Stars» вместе с Биг Уолтером Хортоном и Вилли
Диксоном. В 1966 году Шайнс записался на пластинке Отиса Спанна и выпустил свой
первый полноценный альбом под своим именем на лейбле «Testament Records» (с
участием Отиса Спанна на фортепиано, Биг Уолтером Хортоном на губной гармошке,
Ли Джексоном на басу и Фредом Белоу на барабанах).
В 1969
году Джонни Шайнс переехал в Алабаму, поскольку его дочь неожиданно умерла, и
он беспокоился за «городское» воспитание внуков. Там он периодически играл в
местной студенческой кофейне, давал уроки игры на гитаре, а затем привёл туда
своего приятеля Фреда Миссисипи Макдауэлла, с которым выступал там вместе. Если
в 1950-1960 годы музыкант играл на электрогитаре с полноценным комбо-усилителем,
то в этот период он «как будто заново открыл себя, играя чистые и безупречные
пьесы на акустической слайд-гитаре с шаффловым, с паузами и подстёгиванием,
замысловатым ритмом».
В 1970-е
Джонни Шайнс гастролирует, часто с Робертом Локвудом, приёмным сыном Роберта
Джонсона, ещё одним живущим музыкантом эпохи традиционного дельта-блюза. В это
время музыкант выступал даже в Европе и Японии. В 1980 году карьера Джонни
Шайнса несколько застопорилась из-за инсульта, после которого он не мог играть
на гитаре как прежде, но его голос оставался мощным и эмоциональным. В том же
году Джонни Шайнс вместе с Робертом Локвудом выпустили альбом «Hangin' On», который
был номинирован на Грэмми.
В 1989
году Джонни Шайнс познакомился с Кентом Дюшеном и в дальнейшем выступал с ним.
В 1990-м артист появился в фильме «В поисках Роберта Джонсона», где спел
несколько мелодий Роберта Джонсона (уже не играя на гитаре).
В 1991
году его последний альбом «Back to the Country», записанный с Снуки Прайором и
Джонни Николасом получил Blues Music Awards в номинации «Альбом традиционного
блюза».
Джонни
Шайнс умер в больнице 20 апреля 1992 года и в том же году его имя было внесено
в Зал славы блюза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий