Фолк
Спиричуэлс
Кантри-блюз
Долгая и
яркая карьера американского блюзового певца, гитариста, автора-исполнителя Биг
Билла Брунзи (Big Bill Broonzy) делает его одним из немногих ключевых артистов
сыгравших важную роль в развитии блюза в XX веке.
Карьера Брунзи
началась в 1920-х годах, когда он играл музыку кантри в основном для
афроамериканской аудитории. В 1930-х и 1940-х годах Биг Билл изменил стиль на
более урбанистический блюз, популярный среди чернокожей аудитории из рабочего класса.
В 1950-х годах возвращение к своим традиционным фолк-блюзовым корням сделало
его одной из ведущих фигур зарождающегося возрождения американской фолк-музыки
и международной звездой.
Творчество певца обычно относят к фолк-музыке. Говорят, что, когда Брунзи спрашивали, являются его песни фолком или не являются, он отвечал: «Я так предполагаю, что все песни — фолк-песни. По крайней мере, я никогда не слышал, чтобы их пела лошадь». В 1963 году журнал «Билборд» привёл имя Биг Била Брунзи как основной пример одного из «подлинных» фолк-артистов — тех, которые выросли, слушая фолк-музыку, и которые просто не умеют петь по-другому. В противоположность второму типу артистов, — которые стали в жанре фолк работать намеренно, после изучения его традиций, — и третьему типу — которые просто поют песни, относящиеся к жанру фолк, без попыток звучать «аутентично».
Он записал сотни песен, многие из которых (например, «All by Myself» и «Key to the Highway») теперь являются классическими, стандартными номерами в этом жанре. Как блюзовый композитор, Брунзи был уникален в написании песен, которые отражали его опыт жизни в сельской местности. Обширное творчество музыканта стало одним из основных «кирпичиков» в фундаменте того блюза, каким мы его слышим сегодня.
Урожденный
как Ли Конли Брэдли, будущий блюзмен был одним из 17 детей Фрэнка Брунзи
(Брэдли) и Митти Белчер. Дата и место его рождения являются спорными. Брунзи
утверждал, что родился в Скотте, штат Миссисипи, но новые исследования, собранные
историком блюза Робертом Рейсманом, предполагают, что он родился в округе
Джефферсон, штат Арканзас. Брунзи утверждал, что он родился в 1893 году, но
семейные записи, обнаруженные после его смерти, предполагают, что это был 1903
год.
Вскоре
после его рождения семья переехала в местность под названием Лейк-Дик, недалеко
от городка Пайн-Блафф, штат Арканзас, где Билл провел свою юность. Он начал
заниматься музыкой в раннем возрасте. В возрасте 10 лет он сделал себе скрипку
из коробки из-под сигар и научился играть спиричуэлс и народные песни у своего
дяди, Джерри Белчера. Билл и его друг Луис Картер, который играл на самодельной
гитаре, начали выступать на общественных и церковных мероприятиях. Эти ранние
выступления включали в себя игру на т.н. «двусторонних» пикниках, где белые и
черные танцевали на одном и том же мероприятии, но с разными сценами для черных
и белых.
Исходя из
того, что он родился в 1898 году, а не раньше или позже, источники
предполагают, что в 1915 году 17-летний Брунзи был женат и работал издольщиком.
Он перестал играть на скрипке и хотел стать проповедником, но однажды ему
предложили 50 долларов и новую скрипку за то, чтобы Брунзи сыграл на местном
концертном заседании. Прежде чем он успел откликнуться на предложение, его жена
взяла и потратила деньги, так что Биллу поневоле пришлось согласиться.
Говорили
также, что в 1916 году урожай и скот Брунзи были уничтожены засухой, и он пошел
работать издольщиком, пока в 1917 году не был призван на военную службу, где
прослужил два года. После увольнения из армии Брунзи покинул Пайн-Блафф и
переехал в район Литл-Рока. Тем не менее, биограф Боб Рисман, изучив семейные
записи Брунзи, записи переписи населения и местные призывные билеты, пришел к
выводу, что Брунзи в 1917 году было всего 14 лет, и он никогда не служил в
армии.
Переехав
в Чикаго, Брунзи научился играть на гитаре у ветерана-менестреля и исполнителя
медицинского шоу Папы Чарли Джексона (Papa Charlie Jackson,), который начал
записываться для Paramount Records в 1924 году. В течение 1920-х годов Брунзи работал
на случайных работах, в том числе портье, поваром, литейщиком и сторожем, но
его основным интересом была музыка. Он регулярно выступал на вечеринках и
общественных мероприятиях, неуклонно совершенствуя свою игру. За это время Брунзи
написал одну из своих фирменных мелодий, сольную гитарную пьесу под названием
«Saturday Night Rub».
Благодаря
своей связи с Джексоном, Брунзи смог попасть на прослушивание к исполнительному
директору Paramount Джей Мэйо Уильямсу. Его первоначальные пробные записи,
сделанные с его другом Джоном Томасом на вокале, были отвергнуты, но Брунзи
настоял на своем, и его вторая попытка, несколько месяцев спустя, была более
успешной. В 1927 году была выпущена его первая пластинка «House Rent Stomp» и
«Big Bill Blues», записанная Paramount (12656).
Несмотря
на то, что запись не была хорошо принята, Paramount сохранила свой новый талант
и в следующие несколько лет выпустила больше записей Биг Билла и Томаса.
Пластинки продавались плохо. Рецензенты считали его стиль незрелым и
производным.
В 1930
году Paramount впервые использовала полное имя Брунзи в записи «Station Blues»,
хотя и с ошибкой как «Big Bill Broomsley». Рекордные продажи продолжали
оставаться низкими, и Брунзи работал в продуктовом магазине. Он был выбран
Лестером Мелроузом, который продюсировал музыкальные группы для различных
лейблов, включая «Champion Records» и «Gennett Records». В январе 1931 года трио
«Harum Scarums», состоящее из Брунзи, Джорджии Тома и Мозель Алдерсон, записало
для Paramount Records (Paramount 13054) двухчастную песню «Alabama Scratch». Сообщалось,
что песня звучала «так, как будто это была настоящая вечеринка».
Брунзи
записал несколько пластинок, выпущенных весной 1931 года под названием Big Bill
Johnson. В марте 1932 года он отправился в Нью-Йорк и начал записываться для «American
Record Corporation» на их менее дорогих лейблах («Melotone Records», «Perfect
Records» и другие). Эти записи продавались лучше, и Брунзи становился все более
известным. Вернувшись в Чикаго, он регулярно работал в клубах Саут-Сайда и гастролировал
с Мемфисом Минни.
В 1934
году Брунзи перешел в дочернюю компанию «RCA Victor Bluebird Records» и начал
записываться с пианистом, известным как «Черный Боб» («Black Bob»), с которым
его музыка развивалась в сторону более сильного R&B-звучания, а пение
звучало более уверенно и лично. В 1937 году он начал играть с пианистом Джошуа
Альтхаймером, записываясь и выступая с небольшой инструментальной группой,
включающей «трапы» (барабаны), контрабас и один или несколько мелодических
инструментов (валторны или губная гармошка). В марте 1938 года Брунзи начал
записываться на лейбле «Vocalion Records».
Репутация
Брунзи росла. В 1938 году его попросили заменить недавно умершего Роберта
Джонсона на концерте «From Spirituals to Swing» в Карнеги-холле, спродюсированном
Джоном Х. Хаммондом. Он также появился на концерте 1939 года в том же месте. Успех
привел его в том же году к небольшой роли в «Swingin' the Dream», джазовой
адаптации Гилберта Селдеса «Сна в летнюю ночь» Шекспира, действие которой
происходит в Новом Орлеане в 1890 году и с участием, среди прочих, Луи
Армстронга в роли Боттома и Максин Салливан в роли Титании, с секстетом Бенни
Гудмена.
Записи
Брунзи в 1930-х годах лишь частично отражают его значение для чикагского блюза.
Его сводный брат Уошборд Сэм (Washboard Sam) и друзья Джаз Гиллум (Jazz Gillum)
и Тампа Рэд (Tampa Red) также записывались для «Bluebird». Брунзи был указан
как композитор многих из их самых популярных записей того времени. Сообщается,
что он играл на гитаре в большинстве треков Уошборда Сэма. Из-за эксклюзивных
договоренностей со своим звукозаписывающим лейблом, Брунзи был осторожен и его
имя появлялось на записях этих артистов только в качестве композитора.
В течение
1940-х годов Брунзи оттачивал свои навыки написания песен, которые показали
способность нравиться как искушенной городской аудитории, так и людям, которые имели
деревенские корни. Работа Брунзи в этот период показывает, что он выступал в
более широком музыкальном спектре, чем любой другой блюзмен до или после,
включая в свой репертуар регтайм, хокум, кантри-блюз, городской блюз, песни с
джазовым оттенком, народные песни и спиричуэлс. После Второй мировой войны
Брунзи записал песни, которые стали мостом, который позволил многим молодым
музыкантам перейти в будущее блюза: электрический блюз послевоенного Чикаго.
Его записи 1945 года «Where the Blues Begin» с Биг Масео на фортепиано и
Бастером Беннеттом на саксофоне, а также «Martha Blues» с Мемфисом Слимом на
фортепиано, ясно показали путь вперед.
В это
время появилась одна из его самых известных песен «Key to the Highway». Когда в
1948 году закончилась вторая забастовка Американской федерации музыкантов,
Брунзи подписал контракт с «Mercury Records».
В 1949
году Брунзи стал частью гастролирующего ревю фолк-музыки «I Come for to Sing»,
созданного Вином Страке, в которое также входили Стадс Теркел и Лоуренс Лейн.
Теркель назвал его ключевой фигурой в группе. Ревю имело некоторый успех
благодаря зарождающемуся народному возрождению. Когда ревю играло в
Университете штата Айова в Эймсе, Брунзи познакомился с местной парой,
Леонардом и Лилиан Файнберг, которые нашли ему работу опекуна в штате Айова,
когда врач приказал Брунзи прекратить гастроли в конце того же года. Он
оставался в Эймсе до 1951 года, когда возобновил гастроли.
После его
возвращения к выступлениям, Брунзи отправиться в тур по Европе. Здесь его
встречали бурными овациями, где бы он ни играл. Несмотря на то, что он был
пионером чикагского блюзового стиля и использовал электрические инструменты еще
в 1942 году, белая аудитория в 1950-х годах хотела услышать, как он исполняет
свои ранние песни только под аккомпанемент собственной акустической гитары,
которую они считали более аутентичной.
Тур
ознаменовал поворотный момент в его судьбе, и когда он вернулся в Соединенные
Штаты, он был приглашен со многими выдающимися фолк-артистами, такими как Пит
Сигер, Сонни Терри и Брауни Макги. С 1953 года финансовое положение Брунзи
стало более прочным, и он смог хорошо жить на свои доходы от музыки. Он
вернулся к своим сольным фолк-блюзовым корням, много путешествовал и
записывался. Его многочисленные выступления в течение 1950-х годов в британских
фолк- и джаз-клубах оказали значительное влияние на понимание британской
аудиторией блюза и поддержали зарождающееся британское фолк-возрождение и
раннюю блюзовую сцену. Многие британские музыканты, такие как Берт Янш,
называли его важным вдохновителем. Джон Леннон и Пол Маккартни также ссылались
на Брунзи как на важное раннее влияние.
В 1953
году Вера (Кинг) Морковин и Стадс Теркел отвезли Брунзи в Circle Pines Center,
кооперативный круглогодичный лагерь в Делтоне, штат Мичиган, где он работал
поваром в летнем лагере. Там он работал летом с 1953 по 1956 год. 4 июля 1954
года Пит Сигер приехал в Серкл Пайнс и дал концерт с Брунзи на лужайке
фермерского дома, который был записан Сигером для новой радиостанции WFMT-FM.
В 1955
году, при содействии бельгийского писателя Янника Брюноге, Брунзи опубликовал
свою автобиографию «Блюз Большого Билла». Он гастролировал по всему миру,
путешествуя по Африке, Южной Америке, Тихоокеанскому региону и по всей Европе
до начала 1956 года. В 1957 году Брунзи стал одним из основателей Школы
народной музыки Старого города. В ночь открытия школы, 1 декабря, он провел
урок «Слава любви».
В конце
1940-х годов врач Биг Билла Брунзи предупредил его, что 20 лет постоянных
путешествий и образ жизни «странствующего музыканта» оказывают опасное
воздействие на его здоровье. В июне 1956 года Брунзи начал чувствовать себя
«измотанным», объяснив Пиму Ван Исвельдту, что «его нервы могут однажды сдать».
С 1956 по 1957 год, когда он выступал со своим последним туром по Европе,
состояние Брунзи ухудшилось, и в июле 1957 года у него был диагностирован рак.
Свои последние записи Брунзи сделал в Чикаго с 12 по 14 июля 1957 года.
В
сентябре 1957 года Брунзи написал Ван Исвельдту, что недавно перенес операцию,
в результате которой ему удалили одно из легких. Хотя Брунзи и пытался убедить Исвельдта,
что он ещё вернется в Лондон, он больше никогда не гастролировал по Европе.
Вторая операция, которая была проведена осенью 1957 года, закончилась разрывом
голосовых связок, и Брунзи больше никогда не выступал.
В 1958
году у Брунзи диагностировали рак горла. Чтобы помочь музыканту с его
медицинскими долгами был организован благотворительный концерт, собравший около
2000 долларов. После двух с половиной часов выступления Брунзи, как сообщается,
поднялся на сцену под бурные аплодисменты, поблагодарив своих друзей и коллег
за то, что они «сделали вечер таким запоминающимся».
14 или 15
августа 1958 года (источники расходятся в точной дате) Брунзи умер в машине
скорой помощи от рака, когда его везли в больницу Биллингса из его дома. Его
похороны состоялись 19 августа, и он был похоронен на кладбище Линкольна в
Блу-Айленде, штат Иллинойс.
Значительная
часть ранних записей Брунзи для ARC/CBS была переиздана в антологиях CBS-Sony,
а другие более ранние записи были собраны на лейблах блюзовых переизданий, как
и его европейские и чикагские записи 1950-х годов. Смитсоновский лейбл Folkways
Records также выпустил несколько альбомов с участием Брунзи.
В 1980
году Биг Билл Брунзи был введен в Зала славы блюза вместе с 20 другими
величайшими легендами блюза в мире. В 2007 году он был введен в Аллею славы
Gennett Records вместе с 11 другими великими музыкантами, включая Луи
Армстронга, Джелли Ролла Мортона, Джина Отри и Лоуренса Уэлка.
Как
акустический гитарист, Брунзи вдохновил Мадди Уотерса, Мемфиса Слима, Рэя
Дэвиса, Джона Ренборна, Рори Галлахера и Стива Хоу. В сентябрьском выпуске
журнала Q Magazine за 2007 год Ронни Вуд из «Rolling Stones» назвал трек Брунзи
«Guitar Shuffle» своей любимой гитарной музыкой.
Вуд
отметил: «Это был один из первых треков, которые я научился играть, но даже по
сей день я не могу сыграть его правильно». Эрик Клэптон назвал Брунзи главным
источником вдохновения, отметив, что Брунзи «стал для меня образцом для
подражания в плане того, как играть на акустической гитаре». Клэптон включил
песню Брунзи «Hey Hey» в свой альбом Unplugged. Альбом Дерека и Домино «Layla
and Other Assorted Love Songs» включает в себя их запись «Key to the Highway».
Том Джонс упомянул Брунзи как человека, оказавшего на него большое влияние, и в
интервью 2012 года описал свой первый опыт с музыкой Брунзи так: «Черт возьми,
что это? Кто это? Другим музыкантом, на которого сильно повлиял Брунзи, был
Джерри Гарсия, который, услышав запись блюзовой игры Брунзи, решил обменять
аккордеон, который он получил на свой 15-й день рождения, на электрогитару.
В 2009
году на церемонии инаугурации президента Барака Обамы лидер движения за
гражданские права преподобный доктор Джозеф Лоури упомянул песню Брунзи «Black,
Brown and White», которую в конце 1990-х годов включение в антирасистское
образование в Англии. По иронии судьбы песня была принята Национальным фронтом,
крайне правой британской политической партией, которая достигла пика
популярности в 1970-х годах и выступала против небелой иммиграции в
Великобританию.
Big Bill
Broonzy – One Beer One Blues (2011)
01. Key
To The Highway (3:21)
02. See
See Rider (4:19)
03. Swing
Low Sweet Chariot (1:59)
04. Tell
Me What Kind Of Man Jesus Is (2:57)
05.
Martha (4:15)
06.
Goodbye Baby Blues (3:22)
07.
Bossie Woman (4:36)
08. Texas
Tornado (4:36)
09.
Trouble In Mind (3:28)
10. When
I've Been Drinkin' (3:12)
11. Hey
Hey! (2:56)
12. I
Know She Will (3:14)
13.
Walkin' The Lonesome Road (3:20)
14. Get
Back (3:04)
15. Stump
Blues (3:00)
16.
Hollerin' Blues (3:08)
17.
Willie Mae (2:50)
In terms
of his musical skill, the sheer size of his repertoire, the length and variety
of his career, and his influence on contemporaries and musicians who would
follow, Big Bill Broonzy is among a select few of the most important figures in
recorded blues history. Among his hundreds of titles are standards like
"All by Myself" and "Key to the Highway." In the U.S., he
was instrumental in the growth of the Chicago blues sound, and his travels
abroad rank him as one of the leading blues ambassadors. ---Editional Reviews
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий