четверг, 6 июня 2024 г.

Лучшие электронные альбомы всех времён.

Электронная музыка

Когда человек выходит из пубертатного возраста, он одновременно расстается со многими предрассудками и стереотипами. В частности, многие любители всяческого рода гитарной музыки - и особенно те, кто называют себя "рокерами", - меняют свое отношение к "электронике".

Электронную музыку часто ассоциируют с музыкой сфер. И неудивительно, ведь в ней есть ноты звучания планет, солнца, луны, загадочность и космичность.

Антология лучших исполнителей электронной музыки всех времён, конечно, не смогла захватить всех талантливых музыкантов. В неё вошли только самые яркие представители электромузыки. Ведь именно они создали, развивали и продолжают экспериментировать в этом неординарном, космическом, в чем–то энигматичном жанре музыки.

Германия. 1953 год. Немецкий композитор, теоретик и дирижер Карлхайнц Штокхаузен решил всерьез поэкспериментировать с электронным звуком в рамках академической и конкретной музыки. Он начал заниматься разработкой новых технологий звучания в Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik на Западно-Германском Радио (см.подробнее).

Karlheinz Stockhausen – «Helicopter String Quartet»

Это человек стал новатором, внедряя электронный звук (в привычном, современном понимании этого слова) в инструментальные композиции. Он стал лидером музыкального авангарда ХХ столетия.

1955-65 годы становятся решающими в истории электронной музыки. В знакомых нам студиях при институтах появляются первые компьютеры, при помощи которых создаются полностью электронные композиции. Необходимость в записи живых инструментов и последующем их искажении пропала, звуковые волны можно было генерировать в режиме реального времени, создавая невозможные в живой природе характеристики. Подобные технологии будут еще долгое время недоступны обычным людям, однако именно в этот момент среди музыкантов рождается интерес к электронике.

Электронная музыка активно видоизменялась, принимая все более необычные и оригинальные формы звучания. Но как автономное направление, электронная музыка стала восприниматься публикой на рубеже 60-х-70-х годов ушедшего столетия. Этому способствовало творчество таких исполнителей и групп, как «Organisation», «Popol Vuh», «Kraftwerk» и «Tangerine Dream». В последствии эти коллективы стали пионерами этого музыкального направления.

Popol Vuh – «The Art Of Living / Hunchback» (Live at Ragnarock Festival, 1973).

Полагаясь на базовые идеи психоделического рока, спейс-рока и авангарда в академическом стиле от Яниса Ксенакиса и Карлхайнца Штокхаузена, вышеперечисленные музыканты начали экспериментировать с так называемыми звуковыми коллажами. Что это? Корневая мысль таких композиций заключалась в использовании «чистой» электроники в качестве основного выразительного средства, способного проецировать в воображении сюрреалистические образы. Для этого активно использовались электроорганы, чуть позднее – синтезаторы. В этот же период появляются привычные сегодня, но абсолютно инновационные тогда: электро и бас-гитара, первый полноценный, функциональный синтезатор – легендарный Moog.

Помимо пластинок с невероятными неземными звуками, опровергающими все представления о привычных ритмах и мелодиях, проводятся лекции и семинары на тему их создания.

Tangerine Dream – «Tyger»

«Tangerine Dream» — представители краутрока. Еще более далекие от мотоциклов, пива и кожаных курток. Они развивали идею электронной абсолютно неземной музыки. Их композиции, длящиеся по 15-20 минут, рисуют в сознании слушателя невероятные ассоциации и потрясающие психоделические образы.

Одним из Атлантов краутрока также был Клаус Шульце (см.подробнее). Барабанщик «Tangerine Dream» и участник «Ash Ra Temple» стал впоследствии настоящим гуру медитативных концертов электронной музыки. В окружении десятков синтезаторов и модуляторов, делэйев и ревербераторов он и сегодня творит аудио-сеансы связи со Вселенной. Звезды и галактики, грубые астероиды и нежная, маленькая пульсирующая жизнью голубая планета, сквозь радио-помехи и радиоактивные бури летящая за своей орбитой.

Ash Ra Tempel Experience – «Schwingungen» (Elbphilharmonie Hamburg, Juni 2018)

Всех участников той мощной волны, на замедляющемся потоке которой мы все еще по инерции движемся, перечислить очень сложно. Но не упомянуть Эвангелоса Одиссеаса Папатанассиу (сокращенно Vangelis) — невозможно. Путь его к электронной музыке не был ни тернист, ни сложен, фактически он стал ей заниматься уже в ранге звезды прогрессив-рока, имея собственную, оснащенную по последнему слову техники, студию. Отказавшись вначале от академической и джазовой концепции, а потом и от поп-роковой, Эвангелос стал создавать даже не картины, а фильмы из звуков. Каждый его альбом (имеется в виду сольная карьера, а не совместное с Демисом Руссосом творчество) называется в соответствии с сюжетом и сценарием действа. Например, «China» пестрит рисовыми плантациями, хитрыми конфуцианскими переливами и пахнет зеленым чаем; слушая «Heave and Hell», наблюдаешь сначала пушистых ангелов с нимбами из облаков, а в какой-то момент ловишь себя на мысли, что это уже, черт побери, реальный ад.

Kraftwerk – «Radioactivity»

Но самым известным и влиятельным потомком краутрока, определившим развитие электронной музыки и проникновение ее в широкие слои населения, стали «Kraftwerk». Родившись в 1970, они представляли собой подвижный сплав разных музыкантов: гитаристов, флейтистов, барабанщиков, органистов, которых собрала вместе тяга к инновациям и хорошее знание академических новых тенденций. Они, в отличие от Шульце и «Tangerine Dream», обращались больше не к ориентальным, но к традициям западного общества. Также они рассматривали компьютеры и прочие изобретения не как средства медиума, эдакие капсулы в будущее, но как олицетворение нового технологического мира, который уже наступил. Использование синтезаторов, вокодеров (прибор, который делает человеческий голос роботоподобным) и простых полифонических мелодий сделало их мифическими героями зарождающего кибер-панка, людьми-машинами, живым воплощением виртуальной реальности. Несмотря на эстрадную ориентацию, радикальную стильность и бешеную популярность «Kraftwerk» занимались в первую очередь музыкой. Холодный, минималистичный их фирменный звук сегодня звучит также авангардно, как и в годы своего рождения, ретранслируя видения и мечты той эпохи: утопическая романтика нового тысячелетия, с изящными артериями авто-магистралей и глючными звуками ЭВМ, чистой философией кодовых алгоритмов и универсальным богоподобным человеком.

В 1974 году Ханс-Йохим Рёделиус (Hans-Joachim Roedelius) и Дитер Мёбиус (Dieter Moebius) из дуэта «Cluster» совместно с Майклом Ротером (Michael Rother) (основателем культовой электронной группы «Neu!») создали два альбома под новым именем «Harmonia: Harmonia De Luxe» и «Musik von Harmonia».

Harmonia & Eno «Welcome»

Помимо этого, в 1975 году группа «Harmonia» записывает альбом с участием Брайана Ино, который оставался неизданным вплоть до 1997 года. Композиции данной записи соответствовали такому направлению электронной музыки, как эмбиент. Этот жанр базировался на различных модуляциях тембра звука – обволакивающий, фоновый, атмосферный саунд.

Представленные немецкие электронные краут-рок-группы в значительной степени повлияли на звучание актуальной электронной музыки, а также на техно-саунд. Но это еще далеко не все…

Конец 70-х годов ХХ века знаменует т.н. новая волна – направление, которое лишь упрочивает влияние «холодного» электронного звука на музыку в целом. Появляются такие жанры, как дэнс-рок и синти-поп. Ярчайшим представителем последнего является британская группа «Depeche Mode», которая образовалась в 1980 году (см.подробнее).

Depeche Mode – «Enjoy the Silence»

Эти парни создали уникальную нишу, взяв за основу свой собственный стиль. Благодаря инновационному использованию семплирования и новой техники звукозаписи, «Depeche Mode» до сих пор занимают лидирующие позиции в мировых чартах. Эта группа оказала огромное влияние на развитие электронной и современной танцевальной (клубной) музыки, в том числе и на синти-поп.

В начале 90-х годов в Великобритании появляется такой жанр «электроники», как трип-хоп. Он быстро распространяется по всеми миру, и находит в каждом уголке земного шара своих поклонников.

Кстати термин «трип-хоп» был впервые упомянут в СМИ Британии в качестве определения интересного музыкального шейка – джаза, рока, авангардного хип-хопа и соула. Пионеры этого стиля – коллективы «Portishead» и «Massive Attack».

Massive Attack – «Teardrop»

«Massive Attack» – легендарная группа из Бристоля (Британия), сформировавшаяся в 1988 году. Электронный саунд этого поистине оригинального коллектива представляет собой смесь хип-хопа, рэгги, рока, джаза и соула. Они талантливы и уникальны, о чем свидетельствует их мировая популярность и востребованность с начала творческого пути и по сей день.

Начало 90-х: привет, рейв! И снова Британия рождает новый уникальный стиль – рейв. Это массовый феномен, впервые возникший в 1988 году. Громадные ночные скопления танцующих людей под открытым небом – Open air. Говоря об этом явлении, невозможно не упомянуть уже ставшую культовой британскую группу «The Prodigy» (в переводе с английского это название означает чудо, дарование). Именно под их композиции происходили самые мощные «отрывы» в Европе, в США.

Для знакомства с правильным саундом, издание WhatCulture выбрало 20 величайших альбомов электронной музыки всех времён и народов, представленных ниже:

#1. Aphex Twin - Selected Ambient Works 85-92 (1992)

#2. Boards Of Canada - Music Has The Right To Children (1998)

#3. Squarepusher - Go Plastic (2001)

#4. Autechre - LP5 (1998)

#5. TheProdigy - Music For A Jilted Generation (1994)

#6. Aphex Twin - Syro (2014)

#7. Two Lone Swordsmen - Tiny Reminders (2000)

#8. Kraftwerk - Trans-Europe Express (1977)

#9. The Future Sound Of London - ISDN (1994)

#10. KLF - Chill Out (1990)

#11. Photek - Modus Operandi (1997)

#12. The Avalanches - Since I Left You (2000)

#13. LFO - Frequencies (1991)

#14. Vangelis - Blade Runner (OST) (1994)

#15. Ulrich Schnauss - A Strangely Isolated Place (2003)

# 16. Radiohead - Kid A (2000)

#17. Orbital - Snivilisation (1994)

#18. Massive Attack - Mezzanine (1998)

#19. Daft Punk - Homework (1997)

#20. Four Tet - Rounds (2003).

Комментариев нет:

Отправить комментарий