Электронная музыка
Когда
человек выходит из пубертатного возраста, он одновременно расстается со многими
предрассудками и стереотипами. В частности, многие любители всяческого рода
гитарной музыки - и особенно те, кто называют себя "рокерами", -
меняют свое отношение к "электронике".
Электронную
музыку часто ассоциируют с музыкой сфер. И неудивительно, ведь в ней есть ноты
звучания планет, солнца, луны, загадочность и космичность.
Антология лучших исполнителей электронной музыки всех времён, конечно, не смогла захватить всех талантливых музыкантов. В неё вошли только самые яркие представители электромузыки. Ведь именно они создали, развивали и продолжают экспериментировать в этом неординарном, космическом, в чем–то энигматичном жанре музыки.
Германия.
1953 год. Немецкий композитор, теоретик и дирижер Карлхайнц Штокхаузен решил
всерьез поэкспериментировать с электронным звуком в рамках академической и
конкретной музыки. Он начал заниматься разработкой новых технологий звучания в
Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik на Западно-Германском Радио (см.подробнее).
Это
человек стал новатором, внедряя электронный звук (в привычном, современном
понимании этого слова) в инструментальные композиции. Он стал лидером музыкального
авангарда ХХ столетия.
1955-65
годы становятся решающими в истории электронной музыки. В знакомых нам студиях
при институтах появляются первые компьютеры, при помощи которых создаются
полностью электронные композиции. Необходимость в записи живых инструментов и
последующем их искажении пропала, звуковые волны можно было генерировать в
режиме реального времени, создавая невозможные в живой природе характеристики.
Подобные технологии будут еще долгое время недоступны обычным людям, однако
именно в этот момент среди музыкантов рождается интерес к электронике.
Электронная
музыка активно видоизменялась, принимая все более необычные и оригинальные
формы звучания. Но как автономное направление, электронная музыка стала
восприниматься публикой на рубеже 60-х-70-х годов ушедшего столетия. Этому
способствовало творчество таких исполнителей и групп, как «Organisation», «Popol
Vuh», «Kraftwerk» и «Tangerine Dream». В последствии эти коллективы стали
пионерами этого музыкального направления.
Полагаясь
на базовые идеи психоделического рока, спейс-рока и авангарда в академическом
стиле от Яниса Ксенакиса и Карлхайнца Штокхаузена, вышеперечисленные музыканты
начали экспериментировать с так называемыми звуковыми коллажами. Что это?
Корневая мысль таких композиций заключалась в использовании «чистой»
электроники в качестве основного выразительного средства, способного
проецировать в воображении сюрреалистические образы. Для этого активно
использовались электроорганы, чуть позднее – синтезаторы. В этот же период
появляются привычные сегодня, но абсолютно инновационные тогда: электро и
бас-гитара, первый полноценный, функциональный синтезатор – легендарный Moog.
Помимо
пластинок с невероятными неземными звуками, опровергающими все представления о
привычных ритмах и мелодиях, проводятся лекции и семинары на тему их создания.
«Tangerine
Dream» — представители краутрока. Еще более далекие от мотоциклов, пива и
кожаных курток. Они развивали идею электронной абсолютно неземной музыки. Их
композиции, длящиеся по 15-20 минут, рисуют в сознании слушателя невероятные
ассоциации и потрясающие психоделические образы.
Одним из
Атлантов краутрока также был Клаус Шульце (см.подробнее). Барабанщик «Tangerine
Dream» и участник «Ash Ra Temple» стал впоследствии настоящим гуру медитативных
концертов электронной музыки. В окружении десятков синтезаторов и модуляторов,
делэйев и ревербераторов он и сегодня творит аудио-сеансы связи со Вселенной.
Звезды и галактики, грубые астероиды и нежная, маленькая пульсирующая жизнью
голубая планета, сквозь радио-помехи и радиоактивные бури летящая за своей
орбитой.
Всех
участников той мощной волны, на замедляющемся потоке которой мы все еще по
инерции движемся, перечислить очень сложно. Но не упомянуть Эвангелоса
Одиссеаса Папатанассиу (сокращенно Vangelis) — невозможно. Путь его к
электронной музыке не был ни тернист, ни сложен, фактически он стал ей
заниматься уже в ранге звезды прогрессив-рока, имея собственную, оснащенную по
последнему слову техники, студию. Отказавшись вначале от академической и
джазовой концепции, а потом и от поп-роковой, Эвангелос стал создавать даже не
картины, а фильмы из звуков. Каждый его альбом (имеется в виду сольная карьера,
а не совместное с Демисом Руссосом творчество) называется в соответствии с
сюжетом и сценарием действа. Например, «China» пестрит рисовыми плантациями,
хитрыми конфуцианскими переливами и пахнет зеленым чаем; слушая «Heave and
Hell», наблюдаешь сначала пушистых ангелов с нимбами из облаков, а в какой-то
момент ловишь себя на мысли, что это уже, черт побери, реальный ад.
Но самым
известным и влиятельным потомком краутрока, определившим развитие электронной
музыки и проникновение ее в широкие слои населения, стали «Kraftwerk».
Родившись в 1970, они представляли собой подвижный сплав разных музыкантов:
гитаристов, флейтистов, барабанщиков, органистов, которых собрала вместе тяга к
инновациям и хорошее знание академических новых тенденций. Они, в отличие от
Шульце и «Tangerine Dream», обращались больше не к ориентальным, но к традициям
западного общества. Также они рассматривали компьютеры и прочие изобретения не
как средства медиума, эдакие капсулы в будущее, но как олицетворение нового
технологического мира, который уже наступил. Использование синтезаторов,
вокодеров (прибор, который делает человеческий голос роботоподобным) и простых
полифонических мелодий сделало их мифическими героями зарождающего кибер-панка,
людьми-машинами, живым воплощением виртуальной реальности. Несмотря на
эстрадную ориентацию, радикальную стильность и бешеную популярность «Kraftwerk»
занимались в первую очередь музыкой. Холодный, минималистичный их фирменный
звук сегодня звучит также авангардно, как и в годы своего рождения,
ретранслируя видения и мечты той эпохи: утопическая романтика нового
тысячелетия, с изящными артериями авто-магистралей и глючными звуками ЭВМ,
чистой философией кодовых алгоритмов и универсальным богоподобным человеком.
В 1974
году Ханс-Йохим Рёделиус (Hans-Joachim Roedelius) и Дитер Мёбиус (Dieter
Moebius) из дуэта «Cluster» совместно с Майклом Ротером (Michael Rother)
(основателем культовой электронной группы «Neu!») создали два альбома под новым
именем «Harmonia: Harmonia De Luxe» и «Musik von Harmonia».
Помимо
этого, в 1975 году группа «Harmonia» записывает альбом с участием Брайана Ино,
который оставался неизданным вплоть до 1997 года. Композиции данной записи
соответствовали такому направлению электронной музыки, как эмбиент. Этот жанр
базировался на различных модуляциях тембра звука – обволакивающий, фоновый,
атмосферный саунд.
Представленные
немецкие электронные краут-рок-группы в значительной степени повлияли на
звучание актуальной электронной музыки, а также на техно-саунд. Но это еще
далеко не все…
Конец
70-х годов ХХ века знаменует т.н. новая волна – направление, которое лишь
упрочивает влияние «холодного» электронного звука на музыку в целом. Появляются
такие жанры, как дэнс-рок и синти-поп. Ярчайшим представителем последнего
является британская группа «Depeche Mode», которая образовалась в 1980 году (см.подробнее).
Эти парни
создали уникальную нишу, взяв за основу свой собственный стиль. Благодаря
инновационному использованию семплирования и новой техники звукозаписи, «Depeche
Mode» до сих пор занимают лидирующие позиции в мировых чартах. Эта группа
оказала огромное влияние на развитие электронной и современной танцевальной (клубной)
музыки, в том числе и на синти-поп.
В начале
90-х годов в Великобритании появляется такой жанр «электроники», как трип-хоп.
Он быстро распространяется по всеми миру, и находит в каждом уголке земного
шара своих поклонников.
Кстати
термин «трип-хоп» был впервые упомянут в СМИ Британии в качестве определения
интересного музыкального шейка – джаза, рока, авангардного хип-хопа и соула.
Пионеры этого стиля – коллективы «Portishead» и «Massive Attack».
«Massive
Attack» – легендарная группа из Бристоля (Британия), сформировавшаяся в 1988
году. Электронный саунд этого поистине оригинального коллектива представляет
собой смесь хип-хопа, рэгги, рока, джаза и соула. Они талантливы и уникальны, о
чем свидетельствует их мировая популярность и востребованность с начала
творческого пути и по сей день.
Начало
90-х: привет, рейв! И снова Британия рождает новый уникальный стиль – рейв. Это
массовый феномен, впервые возникший в 1988 году. Громадные ночные скопления
танцующих людей под открытым небом – Open air. Говоря об этом явлении,
невозможно не упомянуть уже ставшую культовой британскую группу «The Prodigy»
(в переводе с английского это название означает чудо, дарование). Именно под их
композиции происходили самые мощные «отрывы» в Европе, в США.
Для
знакомства с правильным саундом, издание WhatCulture выбрало 20 величайших
альбомов электронной музыки всех времён и народов, представленных ниже:
#1. Aphex
Twin - Selected Ambient Works 85-92 (1992)
#2.
Boards Of Canada - Music Has The Right To Children (1998)
#3. Squarepusher
- Go Plastic (2001)
#4.
Autechre - LP5 (1998)
#5. TheProdigy - Music For A Jilted Generation (1994)
#6. Aphex
Twin - Syro (2014)
#7. Two
Lone Swordsmen - Tiny Reminders (2000)
#8.
Kraftwerk - Trans-Europe Express (1977)
#9. The
Future Sound Of London - ISDN (1994)
#10. KLF
- Chill Out (1990)
#11.
Photek - Modus Operandi (1997)
#12. The
Avalanches - Since I Left You (2000)
#13. LFO
- Frequencies (1991)
#14.
Vangelis - Blade Runner (OST) (1994)
#15.
Ulrich Schnauss - A Strangely Isolated Place (2003)
# 16.
Radiohead - Kid A (2000)
#17.
Orbital - Snivilisation (1994)
#18.
Massive Attack - Mezzanine (1998)
#19. Daft
Punk - Homework (1997)
#20. Four
Tet - Rounds (2003).
Комментариев нет:
Отправить комментарий