Дорогие
друзья! 14 июня 1929 года в Нью-Йорке, в еврейской семье выходцев из
Бессарабской губернии Российской Империи, родился Сай Коулман (настоящее имя
Сеймур Кауфман) – композитор и джазовый пианист.
Детство
музыканта прошло в Бронксе. С молодых ногтей он слыл вундеркиндом, который
давал фортепианные концерты в Steinway Hall, городской Ратуше (Таун-холле) и
Карнеги-холле.
Рассказывают, что у матери музыканта был дом, часть которого сдавалась в аренду. Один из постояльцев съехал, оставив своё фортепиано, и четырёхлетний Сеймур стал на нём самостоятельно заниматься. Через год мальчик вполне освоил инструмент. Молочник, обслуживающий район, рассказал о талантливом ребёнке учителю музыки своего сына, и тот предложил Кауфманам уроки музыки. В 7 лет Сеймур так наловчился играть, что был приглашён на выступление в «Карнеги-холле».
Музыкальное
обучение Сеймур Кауфман продолжил в музыкальном колледже Нью-Йорка и в Высшей
школе музыки и искусств. Уже в конце 1940-х годов молодой человек предпочёл
классике джаз и возглавил джазовое трио, в составе которого сделал множество
записей, пользовавшихся большим спросом.
Собрав
трио, Кауфман стал использовать американизированный псевдоним Сай Коулман.
Первый успех в качестве композитора не заставил себя долго ждать. Песня
"Why Try to Change Me Now?" («Зачем пытаться изменить меня сейчас?»),
написанная вместе с Джо Маккарти в 1952 году, была записана Фрэнком Синатрой.
Композиции Коулмана начала 1950-х годов исполняли Сэмми Дэвис и Нэт Кинг Коул.
В начале 1950-х Сай также познакомился с поэтессой Кэролайн Лей, и в этом
творческом союзе были созданы наиболее известные и популярные произведения
композитора.
В
результате, несмотря на свой ранний успех в исполнительстве, Коулман решил
построить полноценную карьеру в популярной музыке. Он написал, в частности, такие
поп-хиты, как "Witchcraft" и "The Best Is Yet to Come".
Одна из его инструментальных пьес – «Тема плейбоя» – стала лейтмотивом
регулярных телевизионных шоу, представленных журналом "Playboy".
"Witchcraft"
(«Колдовство»), написанная Коулманом и Лэй в 1957 году и впервые исполнена
Фрэнком Синатрой, продержалась в чартах США 16 недель, была номинирована на
премию «Грэмми» в номинациях за лучшую запись года, за лучшую песню года и за
лучший мужской вокал. Позже версии "Witchcraft" включали в свои
альбомы такие исполнители, как Билл Эванс (в 1959 году), Элла Фицджеральд (в
1961 году) и Сара Вон (в 1962 году). В телевизионном шоу 1960 года «Добро
пожаловать домой, Элвис» Синатра спел классическую песню Пресли "Love Me
Tender", а Пресли исполнил именно "Witchcraft".
В конце
1950-х к Коулману обратился хореограф Майкл Кид с предложением написать
музыкальный спектакль специально для Люсиль Болл. За основу был взят сценарий
Ричарда Нэша. Мюзикл был готов к весне 1960 года и получил название "Wildcat"
(«Рискованное дело» или «Дикая кошка» – в данном случае игра слов.
"Wildcat", кроме дословного перевода, на жаргоне Юго-запада США
означает «пробуренная наугад скважина», что позже трансформировалось в более
широкое понятие «рискованное дело», и это полностью соответствует смыслу
сценария). Сюжет: привлекательная авантюристка Уайлди Джексон прибывает в
начале XX века в Техас и пытается без капитала и технологий участвовать в гонке
за вновь открытыми запасами нефти. Премьера мюзикла состоялась 16 декабря 1960
года. Но из-за продолжительной болезни Люсиль Болл и отсутствия положительных
рецензий спектакль был закрыт уже к лету 1961 года, выдержав всего 171
представление.
"The
Best Is Yet to Come" («Лучшее впереди») – эта песня, хотя и была написана
Коулманом и Лэй для Тони Беннетта в 1962 году, более популярной стала после
того, как всё тот же Фрэнк Синатра включил её в свой альбом 1964 года "It
Might as Well Be Swing". Его вокал был записан под аккомпанемент оркестра
Каунта Бейси и с аранжировками Куинси Джонса. В фильме «Чего хотят женщины»
именно под эту запись герой Мела Гибсона исполняет танцевальный номер. В
последующем в разные годы эту песню исполняли: Пегги Ли (1962 год); Сара Вон
(1962 год); Элла Фицджеральд (1982 год); Майкл Бубле (2007 год); Софи Милман
(2009 год). Кстати, название этой песни выгравировано на надгробной плите
Фрэнка Синатры.
Следующими
совместными произведениями Коулмана и Лэй стали мюзиклы «Маленький Я»
("Little Me") и «Настоящая живая девчонка» ("Real Live
Girl"), после чего творческий союз распался.
В 1964
году Сай Коулман познакомился с поэтессой Дороти Филдс и предложил ей
сотрудничество. Говорят, что они встретились на вечеринке, и, когда Сай
спросил, не хочет ли она сотрудничать с ним, она ответила: «Слава Богу, что хоть
кто-то попросил об этом!»
Филдс,
которая была старше Коулмана на 24 года, энергично и плодотворно принялась за
работу с молодым композитором. Первым их совместным проектом стал мюзикл «Милая
Чарити», который был поставлен по сценарию-адаптации Нила Саймона,
использующему, в свою очередь, сюжет Федерико Феллини к драме «Ночи Кабирии». В
роли постановщика и хореографа бродвейской версии выступил дебютант Боб Фосс,
роль Ширли МакЛейн исполнила его жена Гвен Вердон. В 1966 году постановка была
номинирована на премию «Тони» в 12 номинациях, но победила только в одной – за
лучшую хореографию. Спектакль демонстрировался 608 раз и был вновь поставлен в
1986 году и в 2005 году. В 1969 году мюзикл был экранизирован Бобом Фоссом под
одноимённым названием.
В начале
1970-х годов Коулман и Филдс подготовили ещё два проекта: музыкальный спектакль
об Элеоноре Рузвельт и мюзикл «Качели» ("Seesaw"). Удачное творческое
партнёрство было прервано смертью Дороти Филдс в 1974 году.
В течение нескольких последующих лет Коулман работает с разными либреттистами и пишет музыку к мюзиклам разных жанров: «Я люблю свою жену» ("I Love My Wife", 1977 год) – сатира на сексуальную революцию; «В двадцатом веке» ("On the Twentieth Century", 1978 год) – эксцентрическая комедия, почти фарс; «Барнум» ("Barnum", 1980 год) – история известного американского шоумена Барнума.
В 1988
году Коулман совместно с поэтом Дэвидом Зиппелем и либреттистом Гарри
Гельбертом заканчивает работу над новым мюзиклом «Город ангелов». Действие
происходит в Голливуде в конце 1940-х годов. В спектакле использован
художественный приём, разделяющий повествование на две части: реальный,
«цветной» мир, в котором некий автор работает над сценарием к кинофильму, и
вымышленный, «чёрно-белый», в котором активно действуют придуманные им
персонажи. В первом писатель Стайн противостоит авторитарному режиссёру и
продюсеру, пытаясь сохранить сценарий будущего фильма «Город ангелов» в своей
редакции, во втором детектив Стоун – коварной авантюристке. В первом Стайн
пытается разобраться в последствиях романтической связи с секретаршей, во
втором Стоун – в мрачной тайне своего прошлого. Миры, подчёркнуто разделённые
стилем декораций и костюмами героев, начинают переплетаться, влиять один на
другой. Актёры, играющие персонажей сценария Стайна, играют и соответствующие
роли в реальной жизни.
Спектакль
получил 6 премий «Тони» из 11 номинаций, в том числе за лучший мюзикл года, за
лучший сценарий, мужскую роль и лучшие декорации. Премьера мюзикла на Бродвее
состоялась 11 декабря 1989 года в театре "Virginia". Спекталь шёл до
января 1992 года, выдержав 878 представлений. После этого он ещё год
демонстрировался в различных городах США в рамках гастрольного тура. Английская
премьера состоялась в театре "Prince of Wales" в Вест-энде Лондона в
марте 1993 года.
"The
Will Rogers Follies" («Глупости Роджера Уилла») – этот мюзикл был создан
на литературной основе Питера Стоуна и стихах Бетти Комден и Адольфа Грина.
Спектакль посвящён популярному в начале ХХ века в США юмористу Роджеру Уиллу,
известному своими афоризмами. Премьера состоялась 1 мая 1991 года в
"Palace Theatre" на Бродвее. Спектакль шёл до 1993 года и выдержал
981 представление. Он повторил успех «Города ангелов»: получил 6 премий «Тони»
из 11 номинаций, в том числе за лучший мюзикл года, за лучший сценарий, лучшую
хореографию и дизайн костюмов.
На
протяжении всей карьеры Коулман активно работал для кино и телевидения. Из 85
фильмов и сериалов, в которых использована его музыка, нельзя не выделить
сериал «Коломбо» сезона 1972 года, фильмы «Во всём виноват Рио» (1982 год),
«Игра» (1997 год), «Ронин» (1998 год), «Чего хотят женщины» (2000 год).
Сай Коулман умер от сердечного приступа 18 ноября 2004 года. Он был блестящим пианистом и одним из самых лучших композиторов Бродвея на протяжении многих десятилетий!
С
уваЖЕНИем, Гимер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий