16 июня
1924 года в Колумбии (Южная Каролина) на свет появился Илай "Лаки"
Томпсон (Eli "Lucky" Thompson) – легендарный тенор- и
сопрано-саксофонист, один из самых универсальных и самобытных солистов сразу
двух эпох: свинга и би-бопа.
Томпсон был одним из из самых непримиримых перфекционистов, всю жизнь находящимся в поисках своего идеала, разрываясь между страстным желанием играть и отвращением к музыкальному бизнесу. Но был и ещё один "милый" нюанс в его судьбе: крещённый после рождения именем Илай, он был совсем ещё крошкой, когда отец подарил ему свитер с вышитой на нём большими буквами надписью "Lucky" ("Счастливчик"). Эта надпись позже заменила ему настоящее имя, но, к сожалению, оно оказалась горестно неуместным для него. Ведь с самого детства его преследовали неудачи: когда он был пятилетним мальчишкой, умерла его мать, и следующие несколько лет он провел в Детройте, помогая поднимать на ноги младших братьев и сестер.
Его любовь к музыке была настолько сильна, что, безо всякой надежды иметь собственный инструмент, каждый цент своего нехитрого заработка "Лаки" откладывал на покупку самоучителей игры на саксофоне. Да, как и большинство джазовых музыкантов, он был самоучкой, но, в отличие от многих, научился читать ноты, прежде чем начал играть. А инструментом для упражнений ему служило богатое воображение и обычная домашняя метелка, на которой он перебирал несуществующие клапаны саксофона.
И как
сложилась бы его дальнейшая судьба, остается только гадать, но однажды небеса
всё-таки преподнесли ему подарок и "Лаки" действительно повезло.
Ведь, согласно легенде, свой первый инструмент он получил по счастливой
случайности, когда компания доставки ошибочно привезла в его дом саксофон в
придачу к чьей-то мебели. Итак, получив наконец возможность играть, в 1942-м,
после окончания средней школы, Томпсон уже дудел в оркестре Эрскина Хокинса, а
в 1943-м присоединился к оркестру Лайонела Хэмптона, поселившись в Нью-Йорке.
Его
десант в "Big Apple" (второе название Нью-Йорка) попал в самое
"яблочко", так как Томпсона тут же пригласили в качестве замены Бена
Уэбстера во время очередного концерта в клубе "Three Deuces" на 52
улице. И несмотря на то что Томпсон довольно редко, если когда-либо вообще был
доволен своей работой, ему удалось быстро завоевать уважение коллег, в
частности Коулмана Хокинса, Бена Уэбстера, Лестера Янга и Арта Тейтума, которые
имели возможность насладиться его звучанием во время выступлений в клубе.
После
сотрудничества с контрабасистом Слэмом Стюартом в 1944 году Томпсон вновь
путешествовал с оркестром Хэмптона, прежде чем ненадолго присоединиться к
оркестру Билли Экстайна, где играли в то время главные идеологи би-бопа – Чарли
Паркер, Диззи Гиллеспи и Арт Блейки. И хотя он играл на некоторых самых ранних
и самых важных би-боповых записях, он так и не поддался
"всепроникающему" влиянию Чарли Паркера, сохранив всю элегантность и
эмоциональную глубину своего голоса, что было чрезвычайно редким явлением для
большинства тенор-саксофонистов его поколения.
В конце
того же 1944-го вместе с Иллинойсом Джеккетом, Джо Ньюманом, Виком Дикенсоном и
Джеем Джеем Джонсоном Томпсон присоединился к оркестру Каунта Бейси, после
некоторых записей с которым остался в Лос-Анджелесе, где пробыл до 1946-го, в
перерывах сделав несколько эксклюзивных записей. К примеру, в том же 1946-м
Томпсон заменил собой Чарли Паркера в обновлённом составе эпохального биг-бэнда
Диззи Гиллеспи, а 28 марта уже записывался в знаменитом септете Чарли Паркера с
Майлсом Дэвисом и также какое-то время играл в группах Чарли Мингуса и Бадди Коллетта.
Когда в
следующем году "Лаки" вернулся в Нью-Йорк, то поклонники обнаружили
его уже руководителем собственной группы, с которой он выступал в знаменитом
"Savoy Ballroom". Правда, после своего дебюта в 1948-м на джазовом
фестивале в Ньюпорте, в течение следующих нескольких лет Томпсон предпочитал
работать в качестве сайдмена, записываясь с Телониусом Монком, Майлсом Дэвисом,
Оскаром Петтифордом, Милтом Джексоном, Артом Блейки, а также со Стеном Кентоном
в его оригинальном латинском альбоме "Cuban Fire". И тем не менее,
всё это время он не переставал руководить собственным септетом, который так и
назывался – "Lucky Seven" и наконец выпустил в 1954-м году свой
первый сольный альбом – "The Emphasis On Tenor".
Однако на
родине при жизни Томпсона увидели свет всего лишь несколько его сольных
альбомов, виной чему, несомненно, был сложный характер музыканта. Дело в том,
что "Лаки", весьма откровенный в своих чувствах относительно
музыкального бизнеса, довольно категорично и не стесняясь называл продюсеров, хозяев
фирм звукозаписи и прочих менеджеров "паразитами" и
"стервятниками". Отчасти по этим причинам он вынужден был покинуть
США и перебраться в Париж, где с 1957 по 1962 годы записывался со многими
известными французскими музыкантами и выпустил несколько великолепных сольных
пластинок. Примерно в те же годы и, кстати, одновременно с Джоном Колтрейном,
он начал играть на сопрано-саксофоне, тем не менее оставив всю славу
триумфального возвращения на джазовую сцену этого инструмента своему
знаменитому современнику.
После
возвращения в Нью-Йорк, нескольких лет безуспешных "боев" с
продюсерами и смерти любимой жены, в 1966-м он официально объявил о своем уходе
из музыки на страницах журнала "Down Beat". В 1968 году
"Лаки" перебрался в Лозанну (Швейцария), где прожил два года, записав
несколько сольных альбомов. В 1970-м он вернулся в Нью-Йорк, где записал два
последних сольных альбома "Body & Soul" (1970) и "I Offer
You" (1973). В 1973-74 годах его ещё могли услышать студенты Дартмутского
университета, где он преподавал, но затем "Лаки" и вовсе исчез с
северо-запада США, навсегда расставшись с музыкой.
В самом
расцвете своей исполнительской формы он предпочёл одинокую жизнь отшельника. По
словам друзей, "Лаки" какое-то время жил и в штате Джорджия, и на
острове Манитулин в канадской провинции Онтарио. Саксофон он продал в обмен на
услуги стоматолога и в конце 90-х вернулся в Сиэтл (штат Вашингтон), к
сожалению, уже бездомным бродягой. В последние годы его жизни приютом ему
служил окружающий лес, стены госпиталя и добрые сердца его старых друзей.
30 июля
2005 года в вашингтонском центре комплексной реабилитации инвалидов
"Лаки" Томпсон, ставший легендой ещё при жизни, отошёл в мир иной.
По словам
его друга и учителя – саксофониста Карлоса Уэсли, "…наряду с Коулманом
Хокинсом и Лестером Янгом, Томпсон имеет право называться главой школы и
стиля". И даже несмотря на удары судьбы, которая, вопреки
"счастливому" прозвищу, была столь сурова к непокорному музыканту,
его голос безошибочно нашёл путь к сердцам людей.
Екатерина Селянинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий