среда, 5 июня 2024 г.

Зал славы джаза. Волшебница вокальной импровизации Бетти «Бибоп» Картер (16 мая 1930 - 26 сентября 1998).

Зал славы джаза.

Пост-боп

Она изобрела стиль пения, который мог бросить вызов любой технической и эмоциональной сложности величайшего инструменталиста. Несмотря на то, что она выступала с Лайонелом Хэмптоном и Майлзом Дэвисом, она считала славу неуловимой. Ее стиль был признан «слишком сложным» для общественного признания. В 1961 году она записала альбом с Рэем Чарльзом, который стал национальным хитом. Вместо того, чтобы наживаться на славе, она осталась дома и воспитывала двоих детей. В бурные 60-е годы мисс Картер быстро стерлась из памяти, и когда в конце десятилетия она была готова вернуться к музыке, она оказалась никому не нужна.

Betty Carter – «Nearness of You» (Jazz à Vienne, 1991)

16 мая 1930 года появилась на свет одна из самых выдающихся певиц джазовой сцены – Бетти Картер , обладательница прекрасного голоса с широким диапазоном и поистине безграничной способности к импровизации. Джазовая певица Кармен Макрей однажды заметила: «На самом деле есть только одна джазовая певица — только одна: Бетти Картер».

Бетти Картер (Betty Carter, настоящее имя Лилли Мэй Джонс, Lillie Мае Jones) родилась во Флинте, штат Мичиган, и выросла в Детройте, где её отец руководил церковным хором, а мать, Бесси, была домохозяйкой. Девочка с самого младенчества была воспитана чрезвычайно независимой и не ожидала заботы от своей семьи. Даже через 30 лет после ухода из дома Картер была все еще очень обижена на семью, в которой она выросла:

«Я была далека от своих ближайших родственников. Не было частых встреч или телефонных звонков домой каждую неделю, чтобы узнать, как дела... Что касается семьи, то я всегда была одиночкой... Вероятно, это моя вина в той же степени, что и их, и я не могу никого винить в этом... Не было настоящей близости, когда семья подбадривала меня или говорила: «Мы гордимся тобой» ... и все такое. Нет-нет... Ничего этого не было».

Отсутствие поддержки со стороны семьи Картер заставляло ее чувствовать себя одинокой, это, возможно, также привило ей уверенность в себе и решимость добиться успеха.

Пением она увлекалась с детства. Интерес к блюзу и джазу также проявила рано (особенно сильное влияние на нее оказала Билли Холидэй). Музыкальное образование получила в Детройтской консерватории, где обучалась по классу фортепиано, но достигла весьма скромного уровня знаний.

В возрасте 16 лет Картер начал петь. Поскольку её родители не были большими сторонниками её карьеры певицы, она тайком ходила на прослушивание в любительские шоу. Заняв первое место на своем первом любительском конкурсе, Картер почувствовала, что ее принимают в музыкальный мир, и решила, что должна неустанно заниматься любимым делом. Она была слишком молода, чтобы быть допущенной выступать в барах, и поэтому сделала себе поддельное свидетельство о рождении, чтобы получить вход для выступления.

Early Betty Carter (1950, 1961)

В 1946 году она дебютировала как профессиональная певица – сначала в Детройте, а позже и в Нью-Йорке. Принимала участие в клубных концертах и джем-сейшн с музыкантами бопа (в том числе с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и Майлсом Дэвисом). В 1948 году была принята в оркестр Лайонелла Хемптона под псевдонимом Лоррэйн Картер. Здесь певице удалось познакомиться со многими талантивыми музыкантами – Уэсом Монтгомери, Чарльзом Мингусом, Эрнестом "Бэнни" Бэйли. Уже в то время за свой необычайный талант в вокальной импровизации певица получила прозвище "Бетти би-боп". Несмотря на признание несомненных достоинств Бетти Картер со стороны Хэмптона, отношения её с коллективом были достаточно сложными: из-за многочисленных конфликтов Бетти Картер неоднократно увольнялась и вновь принималась на работу. Последнее и уже окончательное её увольнение из бэнда Хэмптона произошло в 1951 году, после чего Бетти ушла на "вольные хлеба", выступая в клубах Дэтройта и Нью-Йорка.

В 1955 году появились её первые записи – с Кингом Пледжером и трио Рэя Брайанта, а в 1958 году вышла её пластинка в сопровождении оркестра "Out There", что принесло Бетти Картер весьма широкую известность. В 1958-59 годах Бетти Картер гастролировала с Майлсом Дэвисом. И именно последний обратил внимание на певицу Рэя Чарльза, что послужило основанием для записи двух ставших классическими альбомов с дуэтами – "Ray Charles and Betty Carter" и "Dedicated to You".

Ray Charles and Betty Carter – «Baby It's Cold Outside»

В 1963 году певица вышла замуж и временно оставила сцену; родила двоих детей, но, не желая финансово зависеть от мужа, через несколько лет подала на развод и вернулась на сцену в 1969 году, начав выступать с собственным трио.

Годы с конца 60-х до начала 70-х для Бетти Картер, равно как и для других джазовых музыкантов, были очень нелёгкими: на фоне роста интереса публики к року и поп-пузыке неуклонно снижался интерес к джазу, многие джазовые музыканты были вынуждены либо менять профессию, либо заниматься "коммерческой" музыкой. Большие звукозаписывающие компании больше не желали работать с джазменами, не видя перспектив в получении прибыли. Именно поэтому Бетти Картер в 1971 году решилась на отчаянный шаг – она основала собственный лейбл, "Bet-Car Productions", где и начала записывать собственные пластинки. На целые 18 лет "Bet-Car" стала эксклюзивной фирмой, занимавшейся записью и дистрибьюцией пластинок Бетти Картер. Примечательно, что многие считают этот период творчества певицы самым значительным. Так, записанный в 1979 году "живой" альбом "The Audience With Betty Carter" многими критиками считается несомненным шедевром. Достаточно сказать, что авторитетный справочник "The Penguin Guide To Jazz" только этому альбому, среди всех кем-либо записанных вокальных джазовых альбомов, поставил отметку в 5 звезд. К числу часто исполняемых певицей песен относится композиция собственного сочинения "Tight", ставшая впоследствии джазовым стандартом.

Betty Carter with Branford Marsalis at Night Music Show – «Tight» (1989)

Будучи долгое время малоизвестной андеграундной певицей, лишь к концу 70-х годов Бетти Картер приобретает заслуженную популярность, начинает активно гастролировать как в США, так и в Европе, заниматься преподавательской деятельностью. В середине 80-х годов певицей заинтересовался мэйджор-лейбл "Verve", возрождённый концерном "Polygrame": здесь переиздаются и получают широкую известность альбомы из католога "Bet-Car", а также записываются новые пластинки: "Look What I Got" (1988), "Droppin' Thing" (1990), "It's Not About the Melody" (1992), "Feed the Fire" (1993), "I'm Yours", "You're Mine" (1996). Большинство из них номинируется на "Грэмми", а "Look What I Got!" становится обладателем этой престижной премии.

Betty Carter – «Look What I Got» (The Cosby Show Episode 9, How Do You Get To Carnegie Hall)

С 1989 по 1995 годы Бетти Картер признавалась лучшей джазовой вокалисткой критиками журнала "ДаунБит". В 1994 году она выступила в Белом Доме и стала хэдлайнером фестиваля, посвящённого 50-летию лейбла "Verve". В 1997 году она была награждена Национальной медалью искусств президентом США Биллом Клинтоном. 26 сентября 1998 года, на пике творческого расцвета и популярности, певица скоропостижно скончалась от рака поджелудочной железы.

 С уважением к гениям скэта, ваш архивариус Владимир Шапенков

Комментариев нет:

Отправить комментарий