Пост-боп
Она
изобрела стиль пения, который мог бросить вызов любой технической и
эмоциональной сложности величайшего инструменталиста. Несмотря на то, что она
выступала с Лайонелом Хэмптоном и Майлзом Дэвисом, она считала славу
неуловимой. Ее стиль был признан «слишком сложным» для общественного признания.
В 1961 году она записала альбом с Рэем Чарльзом, который стал национальным
хитом. Вместо того, чтобы наживаться на славе, она осталась дома и воспитывала
двоих детей. В бурные 60-е годы мисс Картер быстро стерлась из памяти, и когда
в конце десятилетия она была готова вернуться к музыке, она оказалась никому не
нужна.
16 мая 1930 года появилась на свет одна из самых выдающихся певиц джазовой сцены – Бетти Картер , обладательница прекрасного голоса с широким диапазоном и поистине безграничной способности к импровизации. Джазовая певица Кармен Макрей однажды заметила: «На самом деле есть только одна джазовая певица — только одна: Бетти Картер».
Бетти Картер (Betty Carter, настоящее имя Лилли Мэй Джонс, Lillie Мае Jones) родилась во Флинте, штат Мичиган, и выросла в Детройте, где её отец руководил церковным хором, а мать, Бесси, была домохозяйкой. Девочка с самого младенчества была воспитана чрезвычайно независимой и не ожидала заботы от своей семьи. Даже через 30 лет после ухода из дома Картер была все еще очень обижена на семью, в которой она выросла:
«Я была
далека от своих ближайших родственников. Не было частых встреч или телефонных
звонков домой каждую неделю, чтобы узнать, как дела... Что касается семьи, то я
всегда была одиночкой... Вероятно, это моя вина в той же степени, что и их, и я
не могу никого винить в этом... Не было настоящей близости, когда семья
подбадривала меня или говорила: «Мы гордимся тобой» ... и все такое. Нет-нет...
Ничего этого не было».
Отсутствие
поддержки со стороны семьи Картер заставляло ее чувствовать себя одинокой, это,
возможно, также привило ей уверенность в себе и решимость добиться успеха.
Пением
она увлекалась с детства. Интерес к блюзу и джазу также проявила рано (особенно
сильное влияние на нее оказала Билли Холидэй). Музыкальное образование получила
в Детройтской консерватории, где обучалась по классу фортепиано, но
достигла весьма скромного уровня знаний.
В возрасте
16 лет Картер начал петь. Поскольку её родители не были большими сторонниками её
карьеры певицы, она тайком ходила на прослушивание в любительские шоу. Заняв
первое место на своем первом любительском конкурсе, Картер почувствовала, что
ее принимают в музыкальный мир, и решила, что должна неустанно заниматься любимым
делом. Она была слишком молода, чтобы быть допущенной выступать в барах, и поэтому
сделала себе поддельное свидетельство о рождении, чтобы получить вход для
выступления.
В 1946
году она дебютировала как профессиональная певица – сначала в Детройте, а позже
и в Нью-Йорке. Принимала участие в клубных концертах и джем-сейшн с музыкантами
бопа (в том числе с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и Майлсом Дэвисом). В 1948
году была принята в оркестр Лайонелла Хемптона под псевдонимом Лоррэйн Картер.
Здесь певице удалось познакомиться со многими талантивыми музыкантами – Уэсом
Монтгомери, Чарльзом Мингусом, Эрнестом "Бэнни" Бэйли. Уже в то время
за свой необычайный талант в вокальной импровизации певица получила прозвище
"Бетти би-боп". Несмотря на признание несомненных достоинств Бетти
Картер со стороны Хэмптона, отношения её с коллективом были достаточно
сложными: из-за многочисленных конфликтов Бетти Картер неоднократно увольнялась
и вновь принималась на работу. Последнее и уже окончательное её увольнение из
бэнда Хэмптона произошло в 1951 году, после чего Бетти ушла на "вольные
хлеба", выступая в клубах Дэтройта и Нью-Йорка.
В 1955
году появились её первые записи – с Кингом Пледжером и трио Рэя Брайанта, а в
1958 году вышла её пластинка в сопровождении оркестра "Out There",
что принесло Бетти Картер весьма широкую известность. В 1958-59 годах Бетти
Картер гастролировала с Майлсом Дэвисом. И именно последний обратил внимание на
певицу Рэя Чарльза, что послужило основанием для записи двух ставших
классическими альбомов с дуэтами – "Ray Charles and Betty Carter" и
"Dedicated to You".
В 1963
году певица вышла замуж и временно оставила сцену; родила двоих детей, но, не
желая финансово зависеть от мужа, через несколько лет подала на развод и
вернулась на сцену в 1969 году, начав выступать с собственным трио.
Годы с
конца 60-х до начала 70-х для Бетти Картер, равно как и для других джазовых
музыкантов, были очень нелёгкими: на фоне роста интереса публики к року и
поп-пузыке неуклонно снижался интерес к джазу, многие джазовые музыканты были
вынуждены либо менять профессию, либо заниматься "коммерческой"
музыкой. Большие звукозаписывающие компании больше не желали работать с
джазменами, не видя перспектив в получении прибыли. Именно поэтому Бетти Картер
в 1971 году решилась на отчаянный шаг – она основала собственный лейбл,
"Bet-Car Productions", где и начала записывать собственные пластинки.
На целые 18 лет "Bet-Car" стала эксклюзивной фирмой, занимавшейся
записью и дистрибьюцией пластинок Бетти Картер. Примечательно, что многие считают
этот период творчества певицы самым значительным. Так, записанный в 1979 году
"живой" альбом "The Audience With Betty Carter" многими
критиками считается несомненным шедевром. Достаточно сказать, что авторитетный
справочник "The Penguin Guide To Jazz" только этому альбому, среди
всех кем-либо записанных вокальных джазовых альбомов, поставил отметку в 5
звезд. К числу часто исполняемых певицей песен относится композиция
собственного сочинения "Tight", ставшая впоследствии джазовым
стандартом.
Будучи
долгое время малоизвестной андеграундной певицей, лишь к концу 70-х годов Бетти
Картер приобретает заслуженную популярность, начинает активно гастролировать
как в США, так и в Европе, заниматься преподавательской деятельностью. В
середине 80-х годов певицей заинтересовался мэйджор-лейбл "Verve",
возрождённый концерном "Polygrame": здесь переиздаются и получают
широкую известность альбомы из католога "Bet-Car", а также
записываются новые пластинки: "Look What I Got" (1988),
"Droppin' Thing" (1990), "It's Not About the Melody"
(1992), "Feed the Fire" (1993), "I'm Yours", "You're
Mine" (1996). Большинство из них номинируется на "Грэмми", а
"Look What I Got!" становится обладателем этой престижной премии.
С 1989 по
1995 годы Бетти Картер признавалась лучшей джазовой вокалисткой критиками
журнала "ДаунБит". В 1994 году она выступила в Белом Доме и стала
хэдлайнером фестиваля, посвящённого 50-летию лейбла "Verve". В 1997
году она была награждена Национальной медалью искусств президентом США Биллом
Клинтоном. 26 сентября 1998 года, на пике творческого расцвета и популярности,
певица скоропостижно скончалась от рака поджелудочной железы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий