Soul
«Private
Dancer» - пятый сольный студийный альбом Тины Тернер. Он был выпущен 29 мая
1984 года на Capitol Records и стал первым альбомом певицы, выпущенным на этом
лейбле. После нескольких сложных лет сольной карьеры после развода с Айком
Тернером, «Private Dancer» помог Тернер стать звездой, а также одной из самых
востребованных певиц в индустрии звукозаписи. Альбом имел значительный
коммерческий успех, получил мультиплатиновые сертификаты, и на сегодняшний день
остается самым продаваемым альбомом Тины Тернер в Северной Америке. Заглавная
песня альбома, написанная Марком Нопфлером, изначально планировалась на
четвертый альбом Dire Straits. В альбом вошли кавер-версии песен «Help!» группы
The Beatles и «1984» певца Дэвида Боуи. Участие в записи диска приняли гитарист
Джефф Бек, экс-участник King Crimson саксофонист Мел Коллинс, а также участники
Dire Straits басист Джон Иллсли и клавишник Алан Кларк.
В 2020 году альбом был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре записей как "культурно, исторически или эстетически значимый".
«Private
Dancer» выделяется из ряда других альбомов певицы энергичным менеджментом, решительным продвижением,
коллективом передовых продюсеров и, самое важное, неутомимым духом Тины Тернер,
сотворившим эту историческую запись. Впервые в карьере артистки появился
альбом, раскрывший весь диапазон её вокального стиля - качество, уходившее на
второй план на фоне танцев в шоу Ike & Tina Turner. «Private Dancer» -
музыкальная аллегория из 9 частей, акцентирующих различные стороны приватной
жизни певицы.
Тернистая
дорога к главной пластинке в карьере Тины берёт своё начало в 1976 году. С 36
центами и кредиткой за душой 37-летняя певица вырвалась из разрушительных
отношений с распускавшим руки Айком. Поскольку концерты дуэта были расписаны на
месяцы вперед, Тина оказалась должна значительную сумму промоутерам за срыв
графика выступлений. При содействии бывшего менеджера Ike & Tina Turner
Ронды Граам она делала свои первые самостоятельные шаги. Певица замелькала в
качестве гостьи многочисленных телешоу самого разного калибра, что позволило
выбраться из долговой ямы.
К 1979
году Тина выпустила две пластинки, которые не привлекли особого внимания
публики. Репертуарный кризис был налицо - ей совсем не шел уклон в поп-диско.
Материал, мощно и ярко исполняемый вживую, на виниле звучал хрипло и визгливо.
Как следствие, американское подразделение компании United Artisits решило
отказаться от работы с Тернер, и у неё остался только британский контракт с EMI
(в Англии у Тины было достаточно поклонников). Несмотря на низкие продажи
пластинок, исполнительница продолжала мелькать на телевизионных экранах.
Облачившись в костюмы от Боба Макки, окруженная танцорами Тина со своей
выдающейся хореографией выдавала на ТВ захватывающие номера, достойные артистов
с многомиллионными хитами. И вот, новый поворот...
Тернер
заинтересовались большие люди, которые ангажировали певицу знаменитому
менеджеру Роджеру Дэвису. Тот стал методично обновлять команду, уволив
абсолютно всех, кроме пианиста Кенни Мура, и наняв молодых рок-музыкантов. В
1981 году Тина Тернер с рок-н-ролльным шоу выступала сначала в Лас-Вегасе, а
затем в самом звёздном клубе Ritz на Манхэттене. Village Voice писал: «Она
лучшая рок-певица на сегодняшний день. То, что у неё нет контракта, попахивает
эйджизмом». Через несколько дней после посещения одного из шоу в Ritz Род
Стюарт пригласил Тину выступить вместе, позже это сделали и Rolling Stones. Так
Тернер привлекла внимание рок-аудитории на крупнейших площадках США. Как
следствие, национальные СМИ стали проявлять интерес, смачно перебирая
подробности её ухода от Айка.
Синхронность
событий наконец принесла Тине Тернер скромное предложение от мэйджора
"Capitol Records", и Дэвис начал искать материал для новой пластинки.
Он пригласил молодого саунд-продюсера Мартина Уэйра, восхищавшегося Тиной и её
знаменитой «River-Deep, Mountain High» 1966 года. Хотя официально трек
приписывается дуэту с Айком, по существу, это был первый сольный опыт Тины
Тернер. Продюсер Фил Спектор хотел, чтобы песню на сцене с оркестром из 75
музыкантов она исполняла в одиночестве. Яркая, запоминающаяся «River-Deep,
Mountain High» попала в эфир в мае 66-го и... провалилась. На радиостанциях её
не поняли: "Слишком черная для поп-радио, слишком попсовая для черного
радио". В Великобритании, однако, песня добралась до 3 места в чарте
синглов.
Уэйр
говорил: «Когда слышишь его по радио, нет чувства ностальгии, кажется, что это
происходит здесь и сейчас». С сопродюсером Грегом Уолшем он также создаст для
Тины кое-что вечное. «Я считал, что Тину как артиста недооценивают, - вспоминал
Уэйр. - Она давала успешные разовые шоу, но карьеру так и не построила. Я был
молод, и Роджер, благослови его бог, очень рисковал». Он видел в Тернер не
рок-диву, а выдающуюся соул-певицу. Вместе они записали классический r'n'b
стандарт Эла Грина «Let's Stay Together».
Эта песня
- первый кирпичик, заложенный в будущую стену по имени «Private Dancer». Тина
осталась верна духу оригинала, но её версия звучала совершенно иначе. "Я
бы никогда не посмел сказать ей, как нужно петь соул. Это у неё в крови. «Она
пела так страстно, словно вся жизнь зависела от этого, - восхищался Уэйр, -
сделать песню ещё лучше было невозможно. Она появилась в студии и просто
показала класс».
На
английском рынке сингл сразу завоевал популярность, фанаты ликовали. В США
песню крутили лишь в ночных клубах до тех пор, пока директор по маркетингу её
американского лейбла Capitol Records не услышал трек на одной из вечеринок. В
январе 1984 года «Let's Stay Together» наконец выпустили синглом для американского
рынка, и песня поднялась на 26 место в поп-чарте. В Capitol, наконец, решились
на полный альбом, чтобы извлечь выгоду из успеха сингла. Но с оговоркой -
завершить его нужно за один месяц.
Следующим
продюсером, которого привлёк Роджер Дэвис, стал британец Руперт Хайн. Вместе с
участникам коллектива Fixx они записали «I Might Been Queen», единственную
оригинальную композицию на «Private Dancer», и «Better Be Good To Me». Вторая
песня идеально ложилась на вокал Тернер, однако, правообладатель долго сопротивлялся,
собираясь отдать её Пэт Бенатар. Эту битву они выиграли, но новые сражения были
впереди.
На
горизонте возник трек «What's Love Got to Do With It» Терри Бриттен и Грэма
Лайла. За несколько лет песня прошла через нескольких топовых поп-артисток, но
до записи дело никогда не доходило. Демо Тернер записывала под гитарный
аккомпанемент самой Бриттен, а после основной сессии менеджер певицы точно
знал, что будет хит. «Тина пришла и записала Грэмми за 20 минут. Я позвонил в
A&R и сказал: ‘Мы тут не просто альбом записываем. Мы собираемся выиграть
Грэмми’», - рассказывал Дэвис.
Также для
альбома Бриттен спродюсировала композиции «Show Some Respect» и «I Can’t Stand
the Rain». Последняя – кавер песни Энн Пиблз, записанной в 1974 году.
Соул-певица Жанель Монэ, большая поклонница «I Can’t Stand the Rain», говорит о
ней следующее: «Это очень фанковый трек. Она поёт грубо и одновременно гладко и
отполированно».
Коллекцию
каверов для будущей пластинки пополнил еще один трек, спродюсированный Мартином
Уэйром – «1984» Дэвида Боуи. Уэйр знал, что Тина – большая поклонница
британского певца, она даже исполняла его «Cat People» на своих шоу. Продюсер
как раз искал актуальный, неожиданно звучащий электронный трек, поэтому его
выбор пал на «1984», тем более, что год был как раз 1984-й. И Тине удалось
превратить песню в мини-спектакль, усиленный фортепианными трелями Ника
Плайтаса и зловещей лирикой Боуи.
Количество
продюсеров росло в геометрической прогрессии, и певица без особых усилий
справлялась с разношерстным материалом. Дэвис вспоминал, как после записи
очередного трека один из продюсеров на студии воскликнул: «Это фантастика,
сейчас поставлю и ты услышишь!» Тина ответила: «Я знаю, как это звучит. Мне не
нужно это слушать, для этого у меня есть ты. А я пойду за покупками». Она не
хотела слушать свои записи. Она была всегда готова: делала свою работу идеально
и уходила.
Продюсирование
шло "как по маслу", но срок истекал, а у них было лишь три четверти
альбома. Роджер Дэвис продолжал поиски. Он вышел на менеджера коллектива Dire
Straits Эда Брикнелла, и тот предложил им два трека – «Steel Claw» и «Private
Dancer».
На
альбоме Dire Straits 1982 года была мелодия, написанная фронтменом Марком
Нопфлером. Вокал к ней не записали, поскольку автор считал, что для мужского
голоса она не подходит. Из-за юридических проволочек, на альбоме Тернер песня
могла появиться только в сыгранном заново варианте. Участники Dire Straits
охотно согласились участвовать в перезаписи, все, кроме Нопфлера. "Он не
хотел принимать в этом участие. Даже уехал из города. Но когда песня стала
большим хитом, все говорили ему: ‘Поздравляю, Марк!’, и ему это очень
нравилось", - рассказывает Дэвис. Гитарную партию в треке исполнил знаменитый
гитарист Джефф Бек, его соло прекрасно дополнило эмоциональную сложность
текстов Марка Нопфлера. В хэви-метал композиции «Steel Claw» также звучит
партия Бека. Вот так, после всех невзгод, альбом «Private Dancer» был готов…
«Неплохая
обложка», - заметил Дэвид Леттерман в эфире своего шоу с Тиной в гостях. От
фото на «Private Dancer» было сложно отвести взгляд: провокационная поза без
лишней непристойности, сексуально, но не вульгарно. Идеальный образ, чтобы
отобразить две стороны современной поп-музыки: рок и глянцевый соул. После
релиза Тина приняла участие в открытии тура Лайонелла Ричи и продвигала свой
сингл «What's Love Got to Do With It». Песня приземлилась на первое место в
Billboard в августе 1984 года, как раз ровно через 24 года после того, как их
совместный с Айком сингл «A Fool In Love» добился подобного результата. Затем
было фееричное выступление на MTV Video Music Awards. Аудитория, состоящая
сплошь из тяжеловесов отрасли, разразилась овациями.
К концу
года «Private Dancer» достиг третьего места в альбомном чарте. В 1985 году
четвертый, заглавный сингл поднялся на 7 место в Billboard Hot 100. После
выступления на AMA, где Тина выиграла в категориях «Лучшая соул/r’n’b
исполнительница» и «Лучшее соул/r’n’b видео», «Private Dancer» получил три
платины в США. Удивительный подвиг Тины… Всего год назад Capitol были готовы
уволить певицу, а теперь раскручивали как своего самого горячего артиста. СМИ
называли её "камбэком десятилетия", хотя многие коллеги-сверстники
понимали, что она никуда не уходила.
Ночь
"Грэмми" 26 февраля 1985 года стала триумфом Тины. Она забрала 4
статуэтки и сорвала дикие аплодисменты исполнением «What's Love Got to Do With
It», даже находясь в состоянии сильной простуды. Через несколько часов она была
в самолете, чтобы продолжить свой европейский тур. Теперь целое новое поколение
поклонников Тины Тернер, не подозревавшее о музыкальном прошлом 45-летней
певицы, с бешеной скоростью раскупало билеты на её шоу, желая лицезреть диву.
Само
собой, в создании «Private Dancer» сыграло роль великое множество
профессионалов: от Роджера Дэвиса и Мартина Уэйра до фотографа Брайана Эйриса и
техников по мастерингу на студиях. Даже годы спустя пластинка продолжила
продаваться миллионными тиражами, доказывая свой вневременной статус – в настоящий
момент продажи перешагнули отметку 20 млн. копий. На счету у Тины полдюжины
мировых туров, огромное количество наград и почестей, крупные сольные хиты,
автобиография и признанный мюзикл – она беспрекословная икона. А её пластинка «Private
Dancer» – ещё одно напоминание о том, что можно преодолеть любые невзгоды.
Билли Портер, актер и лауреат премии Tony, признаётся: "Реальная суть
альбома проявилась несколько лет спустя, когда я узнал, через что она прошла. Я
понятия не имел, что Айк был так жесток. Я переслушал альбом и просто
расплакался. Так счастлив я был, что она это преодолела".
Комментариев нет:
Отправить комментарий