суббота, 29 июня 2024 г.

Барабанные чучела и другие секреты новоорлеанских пионеров. Антонио Сбарбаро (27 июня 1897 - 30 октября 1969).

Выдающиеся джазовые музыканты

Как известно, корни джаза ведут в Африку. В течение более чем трёх веков в Новый Свет ввозили чёрных рабов. Среди них были представители около двух тысяч племён, говоривших на сотнях различных языков и, конечно, исполнявших самую разнообразную музыку. Но при всем этом разнообразии у нее была одна общая черта: основой её был ритм. Главный принцип африканской музыки прошлого – а в значительной степени и настоящего – состоит в том, что два или большее число ритмических рисунков накладываются один на другой. Простейшим примером может служить одновременная игра на двух барабанах, когда на одном из них выбиваются три доли, а на другом за то же время – две. Однако такое простейшее сочетание ритмов встречается редко. Гораздо чаще каждый из трех-шести инструментов исполняет одновременно с другими свою ритмическую фигуру, причем у каждой из них свой рисуночке, или, как говорят джазмены, свой «бит».

«Путь, по которому пошла эволюция ритм-секции, как в формальном, так и художественном плане, был предопределён в конце девятнадцатого века в протоджазовых формах популярной музыки США. Танцевальные ансамбли использовали басовую скрипку и тромбон для низкочастотной составляющей своей музыки. Новоорлеанские брасс-бэнды использовали двух барабанщиков – для малого и большого барабанов, а иногда и тарелочника».

Original Dixieland Jass Band – «Livery Stable Blues» (1917)

Раннеджазовая ударная установка была зачастую самодельной, а иногда и довольно экзотической. Это было время экспериментов и нововведений. Первая запись джазовой музыки в исполнении оркестра белых музыкантов «Original Dixieland Jazz Band» была сделана в 1917 году. Причем до сих пор идут споры о том, можно ли считать записанную на этой пластинке музыку типичным джазом, так ли играли в те годы негритянские или другие белые музыканты Нового Орлеана.

Original Dixieland Jazz Band – «Bluin' the Blues»

Отдельно можно сказать и об эволюции басового барабана внутри самой барабанной установки в XX веке. Несмотря на то, что ножная педаль была изобретена еще в середине девятнадцатого века, в арсенал ударников она вошла лишь к концу девятнадцатого века, а в начале двадцатого начались активные эксперименты с большим барабаном. Классическая ударная установка новоорлеанского «джаз-бэнда» запечатлена на снимке ансамбля «Original Dixieland Jazz Band», сделанной в 1917 году, где ударник Тони Сбарбаро сидит за установкой, где к большому барабану сверху приделана тарелка. Обод большого барабана использовался для более тихой игры, а тарелка для ярких «взрывов» …

27 июня 1897 года в Новом Орлеане в семье сицилийских эмигрантов родился Антонио Сбарбаро (Antonio/ Tony Sbarbaro), также известный под сценическим именем Тони Спарго (Tony Spargo) – пионер из пионеров джазовых барабанов, и бессменный участник легендарного “Original Dixieland Jazz Band”.

Уже в 1911 году – четырнадцатилетним подростком – Тони играл с группой “Frayle Brothers Band”. Потом он работал в известном бэнде Папы Джека Лэйна  “Papa Jack Laine's Reliance Band”, однако с заработками дело обстояло крайне плохо, и Тони приходилось подрабатывать где только можно. Среди прочих таких дополнительных ангажементов были выступления в группе тромбониста-корнетиста Мерритта Брунниса и сопровождение пианиста Карла Рэнделла.

Original Dixieland Jazz Band – «Sweet Mama (Papa's Getting Mad)»

В 1916 году Тони, будучи уже опытнейшим барабанщиком, отправился в Чикаго, где начал играть в “Original Dixieland Jazz Band” (cокращенно «ODJB») – легендарной группе, сделавшей первую изданную запись в истории джаза. В состав тогда входили земляки Тони – почти все они когда-то тоже работали Новом Орлеане у Папы Лэйна – корнетист Ник ЛаРокка, кларнетист Ларри Шилдс, тромбонист Эдди Эдвардс и пианист Генри Рагас. Два записанных музыкантами в начале 1917 года сингла («стороны» пластинок) – один для компании “Victor Talking Machine Company” и один для “Columbia Graphophone Company” – во многом и способствовали быстрой популяризации музыки, которую тогда назвали словом “jass”. Написание “jazz” вошло в обиход только несколько лет спустя.

Original Dixieland Jazz Band – «At The Jazz Band Ball» (1918).

«ODJB» остался одним из самых известных коллективов в истории джаза. Он продолжал свое существование на протяжении нескольких десятков лет – вплоть до 60-х: его то распускали, то возрождали в разных составах, и всякий раз в них оказывался Тони Сбарбаро (про него даже иногда пишут, что Тони держит рекорд самого длительного периода игры «на одном барабанщицком стуле»). Он был единственным из участников первого состава, который оставался в ODJB на его самых последних выступлениях и записях.

Original Dixieland Jazz Band – «Mournin' Blues» (1918).

Еще во времена расцвета группы Сбарбаро написал несколько известных вещей репертуара ODJB, включая “Mourning Blues”. В 30-х он взял на себя лидерство бэндом, окончательно упрочив за собой в Чикаго репутацию «типичного новоорлеанского барабанщика». Однако на самом деле, в отличие от многих ударников Нового Орлеана, обычно фокусировавшихся на «создании и сохранении грува», Тони любил выдавать эффектные трюки, устраивать из игры настоящее шоу и создавать интересные ритмические импровизации. Его стиль в большей степени наследовал традициям исполнителей рег-таймов и цирковых бэндов. Его живо интересовали экперименты с самой барабанной установкой и попытки усовершенствовать ее различными перкуссионными штучками. Как это слышно даже на ранних записях ODJB, Сбарбаро обычно использовал, помимо бас-барабана и малого барабана особой конфигурации, китайские том-томы, тарелки, так называемые деревянные коробочки, колокольчики и огромный казу. Он также был мастером техники, называвшейся «двойной драмминг» (double-drumming), – использовал обратный конец палочки, чтобы ударять им по бас-барабану (это было еще до того, как для этой цели изобрели скрипучую педаль). В общем, в распоряжении Тони был типичный арсенал барабанщиков шоу и водевилей, невероятно изобретательных по части создания комических спецэффектов и показных манипуляций с инструментом – одним из его приемов даже было засовывание в барабан чучел животных для достижения какого-то особенного звучания. Интересно, что через несколько десятилетий прогрессивные авангардисты начали возрождать стиль Тони Сбарбаро – многие, как Пол Ловенс, собирали том-томы, а некоторые, как Тоши Макихара, использовали чучела животных.

«Nobody's Sweetheart» Emperors of Jazz direction of Tony Spargo

Сбарбаро выступал на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1941 году. В 50-х он записывался с популярной вокалисткой Конни Босуэлл. В последние годы игра Тони стала чуть менее «огненной», но все равно включала множество эффектных показных штучек. Он продолжал играть в компании таких же «традиционалистов джаза», каким бы сам, часто выступая в Нью-Йорке с такими же легендарными ветеранами, как он сам – Миффом Моулом, Биг Чифом Муром, Пи Ви Эрвином и Эдди Кондоном. Небольшие джазовые лейблы даже успели выпустить несколько записей таких живых сессий. Музыкант совсем перестал выступать лишь в 60-х, когда был уже больше не в силах противостоять довлеющему влиянию рок-н-ролла.

The Amazing Tony Sbarbaro (Spargo) with the ODJB

В начале 60-х, когда миром стал править рок-н-ролл, Тони навсегда покинул музыку и свой любимый ансамбль. Тони Сбарбаро умер 30 октября 1969 года. Но первые записи «Original Dixieland Jazz Band» уникальны, за это нужно сказать большое спасибо Тони Сбарбаро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий