Выдающиеся джазовые музыканты
Как
известно, корни джаза ведут в Африку. В течение более чем трёх веков в Новый
Свет ввозили чёрных рабов. Среди них были представители около двух тысяч
племён, говоривших на сотнях различных языков и, конечно, исполнявших самую
разнообразную музыку. Но при всем этом разнообразии у нее была одна общая
черта: основой её был ритм. Главный принцип африканской музыки прошлого – а в
значительной степени и настоящего – состоит в том, что два или большее число
ритмических рисунков накладываются один на другой. Простейшим примером может
служить одновременная игра на двух барабанах, когда на одном из них выбиваются
три доли, а на другом за то же время – две. Однако такое простейшее сочетание
ритмов встречается редко. Гораздо чаще каждый из трех-шести инструментов исполняет
одновременно с другими свою ритмическую фигуру, причем у каждой из них свой
рисуночке, или, как говорят джазмены, свой «бит».
«Путь, по
которому пошла эволюция ритм-секции, как в формальном, так и художественном
плане, был предопределён в конце девятнадцатого века в протоджазовых формах
популярной музыки США. Танцевальные ансамбли использовали басовую скрипку и
тромбон для низкочастотной составляющей своей музыки. Новоорлеанские
брасс-бэнды использовали двух барабанщиков – для малого и большого барабанов, а
иногда и тарелочника».
Раннеджазовая
ударная установка была зачастую самодельной, а иногда и довольно экзотической.
Это было время экспериментов и нововведений. Первая запись джазовой музыки в
исполнении оркестра белых музыкантов «Original Dixieland Jazz Band» была
сделана в 1917 году. Причем до сих пор идут споры о том, можно ли считать
записанную на этой пластинке музыку типичным джазом, так ли играли в те годы
негритянские или другие белые музыканты Нового Орлеана.
Отдельно можно сказать и об эволюции басового барабана внутри самой барабанной установки в XX веке. Несмотря на то, что ножная педаль была изобретена еще в середине девятнадцатого века, в арсенал ударников она вошла лишь к концу девятнадцатого века, а в начале двадцатого начались активные эксперименты с большим барабаном. Классическая ударная установка новоорлеанского «джаз-бэнда» запечатлена на снимке ансамбля «Original Dixieland Jazz Band», сделанной в 1917 году, где ударник Тони Сбарбаро сидит за установкой, где к большому барабану сверху приделана тарелка. Обод большого барабана использовался для более тихой игры, а тарелка для ярких «взрывов» …
27 июня
1897 года в Новом Орлеане в семье сицилийских эмигрантов родился Антонио
Сбарбаро (Antonio/ Tony Sbarbaro), также известный под сценическим именем Тони
Спарго (Tony Spargo) – пионер из пионеров джазовых барабанов, и бессменный
участник легендарного “Original Dixieland Jazz Band”.
Уже в
1911 году – четырнадцатилетним подростком – Тони играл с группой “Frayle
Brothers Band”. Потом он работал в известном бэнде Папы Джека Лэйна “Papa Jack Laine's Reliance Band”, однако с
заработками дело обстояло крайне плохо, и Тони приходилось подрабатывать где
только можно. Среди прочих таких дополнительных ангажементов были выступления в
группе тромбониста-корнетиста Мерритта Брунниса и сопровождение пианиста Карла
Рэнделла.
В 1916
году Тони, будучи уже опытнейшим барабанщиком, отправился в Чикаго, где начал
играть в “Original Dixieland Jazz Band” (cокращенно «ODJB») – легендарной
группе, сделавшей первую изданную запись в истории джаза. В состав тогда входили
земляки Тони – почти все они когда-то тоже работали Новом Орлеане у Папы Лэйна
– корнетист Ник ЛаРокка, кларнетист Ларри Шилдс, тромбонист Эдди Эдвардс и
пианист Генри Рагас. Два записанных музыкантами в начале 1917 года сингла
(«стороны» пластинок) – один для компании “Victor Talking Machine Company” и
один для “Columbia Graphophone Company” – во многом и способствовали быстрой
популяризации музыки, которую тогда назвали словом “jass”. Написание “jazz”
вошло в обиход только несколько лет спустя.
«ODJB»
остался одним из самых известных коллективов в истории джаза. Он продолжал свое
существование на протяжении нескольких десятков лет – вплоть до 60-х: его то
распускали, то возрождали в разных составах, и всякий раз в них оказывался Тони
Сбарбаро (про него даже иногда пишут, что Тони держит рекорд самого длительного
периода игры «на одном барабанщицком стуле»). Он был единственным из участников
первого состава, который оставался в ODJB на его самых последних выступлениях и
записях.
Еще во
времена расцвета группы Сбарбаро написал несколько известных вещей репертуара
ODJB, включая “Mourning Blues”. В 30-х он взял на себя лидерство бэндом,
окончательно упрочив за собой в Чикаго репутацию «типичного новоорлеанского
барабанщика». Однако на самом деле, в отличие от многих ударников Нового
Орлеана, обычно фокусировавшихся на «создании и сохранении грува», Тони любил
выдавать эффектные трюки, устраивать из игры настоящее шоу и создавать
интересные ритмические импровизации. Его стиль в большей степени наследовал
традициям исполнителей рег-таймов и цирковых бэндов. Его живо интересовали
экперименты с самой барабанной установкой и попытки усовершенствовать ее
различными перкуссионными штучками. Как это слышно даже на ранних записях ODJB,
Сбарбаро обычно использовал, помимо бас-барабана и малого барабана особой
конфигурации, китайские том-томы, тарелки, так называемые деревянные коробочки,
колокольчики и огромный казу. Он также был мастером техники, называвшейся «двойной
драмминг» (double-drumming), – использовал обратный конец палочки, чтобы
ударять им по бас-барабану (это было еще до того, как для этой цели изобрели
скрипучую педаль). В общем, в распоряжении Тони был типичный арсенал
барабанщиков шоу и водевилей, невероятно изобретательных по части создания
комических спецэффектов и показных манипуляций с инструментом – одним из его
приемов даже было засовывание в барабан чучел животных для достижения какого-то
особенного звучания. Интересно, что через несколько десятилетий прогрессивные
авангардисты начали возрождать стиль Тони Сбарбаро – многие, как Пол Ловенс,
собирали том-томы, а некоторые, как Тоши Макихара, использовали чучела
животных.
Сбарбаро
выступал на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1941 году. В 50-х он записывался с
популярной вокалисткой Конни Босуэлл. В последние годы игра Тони стала чуть
менее «огненной», но все равно включала множество эффектных показных штучек. Он
продолжал играть в компании таких же «традиционалистов джаза», каким бы сам,
часто выступая в Нью-Йорке с такими же легендарными ветеранами, как он сам –
Миффом Моулом, Биг Чифом Муром, Пи Ви Эрвином и Эдди Кондоном. Небольшие
джазовые лейблы даже успели выпустить несколько записей таких живых сессий.
Музыкант совсем перестал выступать лишь в 60-х, когда был уже больше не в силах
противостоять довлеющему влиянию рок-н-ролла.
В начале
60-х, когда миром стал править рок-н-ролл, Тони навсегда покинул музыку и свой
любимый ансамбль. Тони Сбарбаро умер 30 октября 1969 года. Но первые записи
«Original Dixieland Jazz Band» уникальны, за это нужно сказать большое спасибо
Тони Сбарбаро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий