Советская эстрада.
Было
время, когда квартет "Аккорд" знали все, и песни в их исполнении
звучали из каждого открытого окна. Творчество этого прославленного коллектива
оставило ярчайший след в истории нашей эстрады. Многие песни
"Аккорда" довольно быстро стали настоящими хитами, которые пела тогда
вся страна. К таким песням можно смело отнести "Песню про Одиссея",
"Манжерок", "Пингвины", "Возвращайся",
"Котенок", "Ноктюрн", "Эхо".
История квартета "Аккорд" началась в далеком 1955-м году, когда молодая выпускница московского музучилища при консерватории Зоя Куликова основала женский вокальный квартет.
Энергичная, талантливая одесситка Зоя Марковна Бранд носилась с идеей квартета года три. За это время она успела выйти замуж за молодого разведчика Владислава Куликова, и родила от него дочь Елену в 1955 году. В конце концов состав квартета оформился окончательно и девушки начали свои выступления. В состав квартета кроме Зои Куликовой вошли Элла Ольховская, Роза Романовская, Инна Мясникова. В репертуаре квартета были «Колыбельная» Гершвина, песни А. Бабаджаняна, О. Фелъцмана, Ю. Саульского и других известных и не очень авторов. Квартет получил приглашение участвовать в программе “Первый шаг”, которую готовил в ЦДРИ молодой композитор Саульский. Летом 1956 года девушки работали с оркестром Э. Рознера в саду “Эрмитаж”, затем с оркестром О. Лундстрема, только что приехавшим из Казани в Москву. Коллектив участвовал в фильме «Карнавальная ночь» (1956) с песней «Пять минут», которую они исполняли вместе с Людмилой Гурченко.
На Московском фестивале молодежи и студентов в 1957 году, в финале конкурса, встретились два вокальных квартета: коллектив из Москвы, в котором выступали Зоя Куликова, Инна Мясникова, Элла Ольховская и Роза Романовская (руководитель Зоя Куликова) и тбилисский мужской из Политехнического института во главе с инженером Шотой Харабадзе.
В 1960
году Зоя Куликова и Шота Харабадзе поженились. В том же году Куликова
предложила остальным участницам квартета сделать смешанный коллектив, но не
нашла поддержки и ушла из группы выступать вместе с мужем. Вскоре к ним
присоединилась Инна Мясникова, которая также ушла из квартета. Четвертого
участника, Вадима Лынковского, посоветовал композитор Владимир Рубашевский.
Новый квартет получил название «Аккорд». В итоге на нашей эстраде
появились три ансамбля: успешно работавшие женские квартеты: женский квартет
"Улыбка" под управлением Эллы Ольховской (кто из нас не помнит их
вокал в фильме "Девчата"), подобный же женский квартет
"Советская песня" под управлением Розы Романовской, а также смешанный
квартет "Аккорд" под управлением Зои Марковны Харабадзе.
Название
"Аккорд" отпустили по разнарядке из Министерства культуры. Никакого
произвола названий от исполнителей тогда не терпели. Хотя наверно музыканты
желали именоваться по-другому.
В
процессе многочасовых репетиций, продолжавшихся больше года, Зоя Харабадзе
добивалась максимального использования голосовых возможностей каждого
участника, чистоты интонации, тембровой уравновешенности (гармоничного
сочетания высоких голосов Зои и Шоты Харабадзе с низкими голосами партнеров).
Полновесный, благозвучный даже в диссонансах аккорд оставался основой, на
которой строилось исполнение. В каждой песне «Аккорд» менял характер звучания,
окраску голосов, сочетание тембров, щедро используя подвижные ритмические и
динамические штрихи.
Первые
гастроли коллектива прошли с оркестром Олега Лундстрема по лагерям Магадана и
по городам нашего Дальнего Востока. После них квартет выступил на Всероссийском
конкурсе артистов эстрады с джазовой программой, но жюри выступление никак не
оценило.
Однако
вскоре по радио в передаче «С добрым утром!» выступал композитор Вано Ильич
Мурадели, который обратил внимание радиослушателей на молодую группу. После
этого ансамблем заинтересовались на радио. В том же 1960 году вышла первая
пластинка, на которой были записаны песни: «Светлана» (Д. Львов-Компанеец — Б.
Брянский), «Для тебя» (М. Чистов — Н. Железнякова), «Жду весну» (Ю. Саульский —
В. Орлов), «Мой подарок» (Е. Птичкин — Л. Куксо).
Сотрудничество
с оркестром Олега Лундстрема продолжилось до 1964 года. За шесть лет,
проведенных с этим коллективом, совершенствовали вокально-джазовое мастерство.
(Ночами слушали заграничные джазовые пластинки, которые были у Лундстрема,
учились на них.) В репертуаре квартета песни Саульского, Бабаджаняна, Фельцмана;
грузинские песни М. Годзиашвили и Г. Цабадзе, любовь к которым привил Шота.
Работая в
ВГКО, участвуют в сборных концертах, выступают отделением, дают сольные
концерты. Много записываются на радио, начинают выступать на ТВ в “Огоньках” и
др. программах. Серьёзное событие произошло у "Аккорда" в 1965 году.
Два месяца коллектив вместе с Московским мюзик-холлом работал в Париже,
выступал на сцене концертного зала "Олимпия", прибыв туда по личному
приглашению Бруно Кокатрикса. В тоже время там же выступали "The
Beatles", и аккордистам удалось пообщалась со знаменитыми битлами. Начались
интенсивные зарубежные гастроли - Европа, Африка, Азия, Латинская Америка (46
стран), отовсюду привозили песни, лучшие пополняли репертуар; русский текст
писали Ю. Цейтлин, И.Кашежева, охотно сотрудничавшие с “Аккорд” (шотландские,
чилийские, греческие, венесуэльские, алжирские и многие др. песни составили
программу “Песни народов мира”; особой известностью, пользовалась “Песня о
беспризорном мальчишке” из к/ф “Генералы песчаных карьеров”, русский текст
Цейтлина). Записывают песни М. Блантера, А. Пахмутовой, А. Флярковского, А.
Зацепина, авторские песни 3. Харабадзе (”По тропе” на ст. Кашежевой).
С квартетом
«Аккорд» связано рождение песни «Ноктюрн». Не принятая в Риге как имеющая
слишком славянскую мелодию песня. Её автор А. Кублинский переправил песню в
Москву Марису Лиепе (а он был там тогда очень влиятелен). Лиепа познакомил с
произведением и его автором участников квартета, после чего песня зазвучала уже
по всему Советскому Союзу и стала поистине легендарной, неким неофициальным
гимном Риги. «...в узких улочках Риги» - рижане помнят, любят, и напевают эти
строки из поколения в поколение.
После
этого у квартета регулярно выходили пластинки вплоть до 1978 года. Самой
успешной считается диск 1969 года, за который квартет "Аккорд"
получил приз "Золотая пластинка" в Канне. Тогда же Зою Марковну
Харабадзе включили в британскую энциклопедию "Иудаика", как выдающуюся
эстрадную исполнительницу.
В 1971 г.
квартет покинул Владислав Лынковский, который затем долгие годы работал в
Москонцерте. Исполнял песни в дуэтах с Маргаритой Суворовой, Людмилой
Черепановой и Жанной Рождественской. С 1977 года по 1989 год он выступал с
Галиной Бовиной. Они много гастролировали — были в Чехословакии, Польше, много
ездили по СССР, в частности, неоднократно на БАМе, давали концерты в
Афганистане для советских войск, записали несколько пластинок.
Как
вспоминала Галина Бовина, Владислав был очень трудолюбивым, душевным,
талантливым исполнителем, но имел некоторые проблемы с алкоголем, что
сказывалось на работе, накапливалось и, в конечном счете, привело к уходу
Галины из дуэта. Также на прекращение совместных выступлений повлияла и новая
экономическая ситуация в стране, когда творчество исполнителей, как и многое
другое из наследия СССР становилось все менее востребованным, а проблема
заработка росла.
В квартет
на смену В. Лынковскому пришел Ю. Александров. В 1974 году в новом составе был
записан телевизионный фильм-концерт "Квартет «Аккорд». Как позже в
телевизионном интервью вспоминала Зоя Харабадзе, заменить Владислава
Лынковского полноценно не удалось, да и было невозможно — его талант и
артистизм были неповторимыми, а Юрию пришлось работать в условиях постоянного сравнения
с прежним участником.
В 1975
году очень недолго аранжировщиком и руководителем аккомпаниаторов в квартете
работал М. Шуфутинский.
С началом
перестройки творческая жизнь квартета «Аккорд» стала менее активной.
Происходила смена поколений на нашей эстраде и джазовые ритмы таких коллективов
как "Аккорд", "Гая", "Орэра" уходили в прошлое.
Уже вовсю гремела эстрада им. Аллы Пугачёвой. В 1988 году уезжает в Америку
Инна Мясникова вместе с дочкой Кариной. Тогда коллектив прекратил своё
существование.
На данный
момент уже нет в живых ни одного аккордовца. Шоты Харабадзе не стало в 2002
году, Владислава Лынковского в 2003 году. Тогда же ушёл и Юрий Александров.
Великолепные женщины продержались дольше. Инна Мясникова ушла в лучший из миров
в Нью-Йорке в 2011 году. Ей было 76 лет. А последней, не так давно, ушла Зоя
Марковна Харабадзе. Она прожила 86 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий