Дельта-блюз
Кантри-блюз
Дорогие
друзья! 9 июня 1902 года родился американский блюзмен, певец, гитарист, автор
песен, один из наиболее видных исполнителей стиля дельта-блюз, Скип Джеймс (Skip
James). Сайт AllMusic заявил: «Сочетая странную гитарную настройку с жутким
фальцетным вокалом, ранние записи Джеймса могли заставить волосы встать дыбом».
Его игра
на гитаре отличается темным минорным звучанием, исполняемым в открытой
настройке ре-минор с замысловатой техникой подбора пальцев. Джеймс сделал свои первые
записи для Paramount Records в 1931 году, но эти записи плохо продавались, так
как были выпущены во время Великой депрессии, и исполнитель канул в
безвестность.
В 1964 году, после долгого забвения Джеймс был вновь открыт энтузиастами блюза. Артист стал часто выступать на фолк- и блюзовых фестивалях, давал концерты по всей стране и записал несколько альбомов для различных звукозаписывающих лейблов. Его песни повлияли на поколения музыкантов и были перепеты многими артистами. Джеймс был провозглашен «одной из основополагающих фигур жанра» и в 1993 году введен в Зал славы блюза.
Настоящее
имя музыканта звучало как Ниэмия Кертис Джеймс (Nehemiah Curtis James). Но
впоследствии его назвали «Скип» Джеймс. По одной из версий прозвище «Скипи» он
получил из-за своей неусидчивости на одном месте: он все время куда-то спешил,
менял место жительства, ездил по всей стране, как будто от кого-то скрывался.
Родился Джеймс недалеко от Бентонии, штат Миссисипи. Здесь же он учился в
школе, и первый раз блюз услышал тоже именно здесь. Его отец, Эдди Джеймс,
бутлегер, которого Стивен Калт назвал «местным подонком», покинул семью
примерно в 1907 году. Позже он исправился и стал проповедником. Первое
впечатление на молодого Скипи произвел блюзмен Хенри Стаки, выступления
которого надолго отложились в его памяти.
В детстве
Джеймс на выходных посещал свою тетушку, у которой пытался научиться играть на
скрипке и органе, но безуспешно. До начала своей сольной карьеры он выступал в
различных клубах, даже ходили слухи, что играл на фортепиано в местном публичном
доме. В 1919 году Джеймс покинул Бентонию и начал работать в
дорожно-строительных бригадах, где и написал, возможно, свою самую раннюю песню
о своем рабочем опыте - «Illinois Blues».
В 1920-е
годы Джеймс работал в основном на нелегальных работах, таких как бутлегерство,
азартные игры и сводничество. Его образ жизни был настолько «необузданным»,
что, когда в 1929 году он вернулся в Бентонию, местные жители сообщили ему о
его предполагаемой «насильственной смерти». В том же 1929 году Джеймс стал
руководить музыкальной школой для будущих блюзовых музыкантов в Джексоне, давая
уроки игры на гитаре, фортепиано и даже скрипке. Он познакомился с местным
музыкантом по имени Джонни Темпл, который стал его первым протеже. 23-летний
Темпл научился играть в режиме кросс-нот, который тогда был неизвестен
музыкантам из района Джексона, а также пытался копировать высокий фальцет
Джеймса, пока тот не посоветовал Темплу петь своим естественным голосом.
В 1931
году он спел для владельца музыкального магазина и по совместительству искателя
талантов Х. К. Спейра. Тому очень понравилось творчество молодого музыканта, и
он помог ему записаться на прослушивание в известную студию «Paramount», где
Скип с успехом прошел испытание и записал для этой фирмы несколько песен самых
различных жанров.
Как это
было типично для его эпохи, Джеймс записывал музыку различных стилей — блюз,
спиричуэлс, кавер-версии и оригинальные композиции — часто стирая границы между
жанрами и источниками. Например, песня «I'm So Glad» была взята из песни 1927
года «So Tired» Арта Сайзмора и Джорджа А. Литтла, записанной в 1928 году
Джином Остином и Лонни Джонсоном (версия Джонсона называлась «I'm So Tired of
Livin' All Alone»). Биограф Джеймса Стивен Калт, вторя мнению нескольких
музыкальных критиков, считал манеру игры Джеймса полностью оригинальной, «одним
из самых экстраординарных примеров игры пальцами, найденных в гитарной музыке».
Несколько других записей с сессии в Графтоне, такие как «Hard Time Killing
Floor Blues», «Devil Got My Woman», «Jesus Is a Mighty Good Leader» и «22-20
Blues» (основа более известной песни Роберта Джонсона «32-20 Blues»), оказали
такое же влияние. Сохранилось очень мало оригинальных копий пластинок Джеймса для
Paramount на 78 оборотов в минуту.
Великая
депрессия разразилась как раз в тот момент, когда записи Джеймса появились на
рынке. В результате продажи были плохими, и он бросил исполнение блюза, чтобы
стать регентом хора в церкви своего отца. В конце 1942 года Джеймс был
рукоположен в священники в баптистской и методистской церквях, но степень его
участия в религиозной деятельности неизвестна.
В течение
следующих тридцати трех лет Джеймс не делал никаких записей и выступал время от
времени. Он был практически неизвестен широкой публике примерно до 1960 года.
Блюзовый певец и гитарист Биг Джо Уильямс считал, что Джеймс уже умер, будучи
убитым в Миссисипи. В 1964 году блюзовые энтузиасты Джон Фэйхи, Билл Барт и
Генри Вестин нашли его в больнице для душевнобольных в Тунике, штат Миссисипи. По
словам Кальта, «повторное открытие» Джеймса и Сона Хауса практически в одно и
то же время стало началом возрождения блюза в Соединенных Штатах.
В 1964
году Скип выступил в городе Ньюпорте на фестивале фольклорной музыки.
Выступление прошло успешно, несмотря на то, что музыкант не выступал более
тридцати лет. Именно это выступление дало толчок новому движению в музыке –
«blues revival». Джеймс после головокружительного успеха вновь начал записываться
для таких студий грамзаписи, как «Vanguard», «Takoma», «Melodeon» и выступал с
концертами до самой смерти от рака 3 октября 1969 года в Филадельфии, штат
Пенсильвания, в возрасте 67 лет.
После
смерти музыканта стало доступно больше записей, чем при его жизни. Его записи
1931 года и несколько записей с концертов 1960-х годов были переизданы на
многочисленных компакт-дисках. Первоначально его песни записывались не так
часто, как песни других вновь открытых блюзовых музыкантов. Тем не менее,
британская рок-группа Cream записала песню «I'm So Glad», обеспечив Джеймсу 10
000 долларов в качестве гонорара, что стало единственной удачей в его карьере. Впоследствии
адаптация Cream была записана другими группами. Фраза Джеймса «22-20»
вдохновила на название английской группы 22-20s. Британская пост-рок-группа
Hope of the States выпустила песню частично о жизни Джеймса под названием
«Nehemiah», которая достигла 30 места в UK Singles Chart. Сохранилось только 15
копий оригинальных записей Джеймса на шеллаке в 78 оборотов, и они стали
чрезвычайно востребованы коллекционерами, такими как Джон Тефтеллер.
Несмотря
на свою популярность, Джеймс оставался очень скрытым и замкнутым человеком. Его
талант всегда получал очень теплый прием на различных фестивалях и студенческих
вечеринках, которые набирали обороты в то время. Но сам артист не любил шумных
компаний и сразу же после выступления предпочитал уединиться.
Скип
Джеймс был родоначальником так называемого «сельского блюза». А записанные им
альбомы остаются лучшими в этом жанре. Остается непонятным как такой замкнутый,
избегающий новых знакомств человек в жизни, смог стать полной своей
противоположностью на сцене. Таким эмоциональным, лиричным, великолепным
аранжировщиком и гитаристом с таким пронзительно жалобным голосом, который не
оставит равнодушным никого, кто хоть раз услышит песню в его исполнении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий