Фортепианный
блюз (Piano Blues) представляет собой одни из самых характерных и влиятельных
паттернов, форм, мелодий и звуков в истории блюза. Это разновидность блюзовой
музыки, в которой основным используемым музыкальным инструментом является фортепиано.
Список
наиболее известных блюзовых пианистов:
Leroy Car Ray gay James Crutcfield Charles "Cow Cow" Davenport Blind John Davis Fats Domino Champion Jack Dupree Cecil Gant Dr John Boo T. Laury Jay McShann BiMaceo Merriweather Amos Milburn Henning Pertiet Buster Pickens Boogie Woogie Red |
Sunnyland Slim Otis Spann Pinetop Smith Willie "The Lion" Smith Roosevelt Sykes Henry Townsend Mose Vinson Kenny "Blues Boss" Wayne Silvan Zingg Moon Mullican Merrill Moore Joe Pullum Piano Red Speckled Red Little Willie Littlefield Chuck Miller |
1. «Beale
Street Blues’» by W. C. Handy.
Музыка У.К.
Хэнди, «отца блюза», кажется идеальным примером для начала знакомства с
фортепианным блюзом. Он не изобрел сам жанр блюза, который возник как
разновидность сельской народной музыки, которую играли и пели афроамериканцы на
юге США. Тем не менее, Хенди был первым, кто опубликовал ноты в стиле блюз,
выведя жанр на новый уровень славы и популярности.
«Beale
Street Blues» был одним из огромных прорывных хитов Хэнди, объявившим о выходе
блюза на национальную сцену. Сочетая стили блюза и регтайма, пьеса использует
форму, которая навсегда оставит след блюза и многих других жанров:
двенадцатитактовый блюз. Это, в сочетании с ритмами шаффла, стало совершенно
новым миром для большинства слушателей.
Песня
кажется особенно значимой в свете того, что в ней упоминается Бил-стрит - сердце
черного искусства в Мемфисе, штат Теннесси. Собственные тексты Хэнди — «Если бы
Бил-стрит могла говорить» — позже были отмечены как романистом Джеймсом
Болдуином, так и режиссером Барри Дженкинсом в их соответствующих
произведениях.
2. «Call
It Stormy Monday» от T-Bone Walker.
Техасский
гитарист Ти-Боун Уокер является ключевой фигурой в истории жанра. В конце
1930-х и 40-х годов он помог жанру вступить в «электрическую» эру, когда блюз
оставил свои акустические корни и перешел на электрически-усиленные
инструменты.
«Call It
Stormy Monday» — это, пожалуй, лучшая песня Уокера. Записанный на пике его музыкальной
карьеры в середине 1940-х годов, блюз является одним из основных элементов
стиля «Западного побережья», на который повлияла джазовая музыка.
Позже многие
артисты ухватились за классику Уокера, не в силах устоять перед ее
привлекательностью. Известные каверы были записаны Бобби Блэндом, а также
великой блюз-роковой группой The Allman Brothers Band.
3. «Heartbreak
Hotel» Элвиса Пресли.
Несмотря
на то, что Элвис Пресли известен прежде всего, как «Король рок-н-ролла», певец хорошо
разбирался в блюзе. Этот жанр, наряду наряду с поп-музыкой Tin Pan Alley и
музыкой кантри-вестерн, стал ключевым ингредиентом рок-н-ролла.
«Heartbreak
Hotel», одна из фирменных мелодий Пресли, показывает, что он обратился к блюзу всем
своим сердцем. Исчез быстрый, энергичный и танцевальный Пресли; «Отель разбитых
сердец» отличается «знойным» исполнением, типичным для жанра, основанного на
печальном выражении. Он был записан в 1956 году, когда звезда Пресли восходила,
и в сессии приняли участие два феноменальных музыканта: гитарист Чет Аткинс и
великий Флойд Крамер за клавишными на фортепиано. Влияние блюза, пожалуй, наиболее
очевидно в фортепианной работе Крамера. Прекрасно используя блюзовые штрихи,
его партия является одним из лучших активов песни.
4.
«Boogie with Stu» Led Zeppelin.
К 1960-м
годам электрический блюз стал чем-то совершенно иным. В Европе молодые
британские музыканты, слушая классические пластинки, вдохновились на то, чтобы играть
блюз. Одним из них был Джимми Пейдж, а его группа Led Zeppelin стала одной из
лучших блюз-роковых групп десятилетия.
Несмотря
на то, что на более поздних альбомах дирижабли отошли от блюзовых корней, песня
«Boogie with Stu», которая появилась на их альбоме «Physical Graffiti» 1975 года,
вернулась к корням. Песню открывает нетрадиционная перкуссия, которая постепенно
переходит в старомодный джем с преобладанием буги-вуги.
Для
записи группа пригласила менеджера Rolling Stones и пианиста Иэна Стюарта,
который привнес в запись серьезный хонки-тонк экшн - непростую фортепианную
партию.
5. «I Put
a Spell on You» Нины Симоне.
Одна из
величайших мелодий в истории популярной музыки, «I Put a Spell on You», была
написана и записана Скримин Джей Хокинсом (Screamin' Jay Hawkins) в 1956 году.
Хокинс был блюзовым певцом, но, по правде говоря, трудно представить его
знаменитое причудливое исполнение как блюзовое исполнение. Поэтому вместо этого
мы обратимся к эффектному исполнению Нины Симоне.
Возвращая
блюз к его медленному и свободному темпу, Симоне создает своими перетасованными
ритмами ощущение хрестоматийного блюза. Ее запись отличается отполированной
струнной аранжировкой, но даже скрипкам удается добавить некоторые блюзовые
интонации. Они прекрасно дополняют материал, который играет хриплый саксофон, и
сама Симоне на клавишах.
Ее
партия, как видно из аранжировки Фабера, приведенной выше, содержит много аккордов,
т.к. ключевой частью блюзового исполнения является импровизация, которая по
своей природе не учитывается в фиксированных нотах.
6. «Nobody
Knows You When You're Down and Out» Джимми Кокса
Джимми
Кокс был исполнителем водевилей, наиболее известным как человек, стоящий за
блюзовым хитом 1920-х годов «Nobody Knows You When You're Down and Out». В свое
время песня стала культовой благодаря Бесси Смит, но современным слушателям, вероятно,
известна более поздняя версия Эрика Клэптона.
В
очередной раз обращаясь к сердцу жанра, мелодия рассказывает об одиночестве, с
которым люди часто сталкиваются в трудные времена. Подобные лирические темы так
же важны для блюза, как и другие его характерные особенности. Этот жанр
развивался как своего рода лекарство, предлагая исполнителям и слушателям
комфорт в музыке.
Здесь вы
не найдете двенадцатитактовых структур, но есть много мелодичного и
гармонического хроматизма, еще одной отличительной черты стиля. В этой схеме
также есть ряд динамических инструкций, которые не следует игнорировать. Как
вы, возможно, уже догадались, выразительность имеет решающее значение в блюзе.
Все дело в ощущениях.
7.
«Strange Brew» от Cream
Cream —
еще одна британская рок-группа 60-х годов, на которую повлиял в основном блюз.
Они были супергруппой, состоящей из гитариста Эрика Клэптона, басиста Джека
Брюса и барабанщика Джинджера Бейкера. Вы заметите, что это не фортепиано-блюз,
но аранжировка Фабера «Strange Brew» адаптирует песню для клавиш.
«Strange
Brew» началась как мелодия под названием «Lawdy Mama», которая была дважды
записана Cream. Оригинальная версия отличалась более традиционными ритмами
шаффла, в то время как другая игралась в ровном ритме, более верном
зарождающемуся стилю рока. Песня, появившаяся на альбоме Cream 1967 года «Disraeli
Gears», является второй версией, но блюзовый дух все еще слышен.
Во-первых,
он построен на двенадцатитактовой блюзовой основе, что прочно вписывает его в
стилистический мир жанра. Непрекращающиеся гитарные партии Эрика Клэптона также
используют исключительно блюзовую гамму. Несмотря на отсутствие ритма шаффла,
влияние жанра совершенно очевидно. Все это прекрасно демонстрирует, как блюз
развивался путем слияния с другими стилями.
8. «Basin
Street Blues» Спенсера Уильямса
"Basin
Street Blues" - еще одна замечательная мелодия в стиле
"стрит-блюз" от У.К. Хэнди. Написанная Спенсером Уильямсом в 1928
году, песня навсегда будет связана с именем Луи Армстронга, который записал ее
в том же году.
Уильямс и
Армстронг оба были в первую очередь джазовыми музыкантами, но, верный своему
названию, «Basin Street Blues» показал, что они оба связаны с блюзовым стилем,
который становился дико популярным в так называемые «ревущие двадцатые». Песня
стала одним из величайших хитов той эпохи, и ее перепевали артисты разных
поколений — от Бинга Кросби до Майлза Дэвиса.
Как и другие мелодии той эпохи, «Basin Street Blues» представляет собой блюзовые идиомы, адаптированные для поп-сцены. В результате он не будет звучать так же сыро, как дельта-блюз кого-то вроде Ледбелли (Lead Belly).
9. «Born
Under a Bad Sign» Альберта Кинга
«Born
Under a Bad Sign» Альберта Кинга — один из лучших блюзовых альбомов всех
времен, записанный для легендарного лейбла Stax в их студии в Мемфисе. Как мы
уже видели, 1960-е годы были для блюза временем перемен, и Stax был в
авангарде. Альбом предлагает свежий и энергичный взгляд на классические формы,
воплощая вклад лейбла в историю блюза.
«Born
Under a Bad Sign» — заглавный трек, написанный завсегдатаями Stax Уильямом
Беллом и Букером Т. Джонсом. Запись Кинга включает в себя прерывистый гитарный
рифф, большие басовые партии, духовые инструменты и фортепиано, ритмы которого
прямые, как стрела. Теперь это стандарт блюза, его перепели многие артисты,
включая Cream.
Эта
аранжировка Фабера включает в себя вступление, отмеченное синкопированными
аккордами и хроматизмом, длящееся шестнадцать тактов. После этого безошибочно
узнаваемый рифф вступает в левую руку, подкрепляя основную часть песни, в то
время как правая рука окрашивает мелодию. Вступительный материал возвращается,
чтобы завершить произведение.
10.
«Hound Dog» от Big Mama Thornton
Написанная выдающимся дуэтом Джерри Лейбером и
Майком Столлером, «Hound Dog» наиболее известна как еще один большой хит
Элвиса. Но Биг Мама Торнтон добралась туда первой. Ее версия 1953 года была
оригинальной записью, и это определенно ее самая известная мелодия. Ее мощное
вокальное исполнение вызывает трепет.
Запись
Торнтон рассматривается как один из самых важных предшественников
рок-н-ролльного движения. Её инновационный потенциал, вероятно, вдохновил
Элвиса - или, скорее, его продюсера - интерпретировать песню всего три года
спустя. Так «Hound Dog» превратилась из
ритм-энд-блюзового номера в гимн рок-н-ролла.
Эта мелодия
выполнена в очень простом фортепианном формате, что дает вам наилучшую
возможность увидеть двенадцатитактовый блюз в действии. Прогрессия начинается
во втором такте и заканчивается в тринадцатом, смещаясь следующим образом, с
одним аккордом на такт: C-C-C-C-F-C-C-G-F-C-C. Это основа многих музыкальных
идей - как только вы почувствуете это, вы начнете слышать ее повсюду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий