Академическая музыка.

Музыкальные направления

Академическая музыка (серьёзная музыка, светская профессиональная) — музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Академическая музыка развилась из европейской музыки церковного пения. Христианская церковь, вместе с её философией и этикой, отбросила от себя практически все эмоции античных песен и плясок. Церковное пение было сосредоточено на себе самом и не связано с танцем, сценическим представлением, жестом — в противоположность комплексному состоянию музыки в народной культуре. «Музыкальная автономность» — важнейшее качество академической музыки. Следует отметить различие между типичным католическим и православным песнопениями. Западное христианское пение тяготело к высоким тембрам (дисканты, тенора) и светлому, нежному колориту. Русское же церковное пение отличалось басовым тембром, особую гордость в нём составляли басы-окта-висты. Однако при всём различии христианское пение сильно отличалось от мусульманской манеры, сохранявшей особого рода хриплые гортанные звуки.

Примерно до XIX века академическую музыку можно было четко определить, как музыку высших социальных классов, выполняющую придворные или церковные функции. В западной литературе термин «академическая музыка» в основном используется для обозначения музыки, происходящей из традиции западной классической музыки. Музыковед Филип Тагг называет элитарность, связанную с академической музыкой, частью «аксиоматического треугольника, состоящего из «народной», «академической» и «популярной» музыки». Он объясняет, что каждый из этих трех отличается от других по определенным критериям.  Согласно Бруно Неттлю, «западная классическая музыка» также может быть синонимом «академической музыки», «канонической музыки», «культурной музыки», «серьезной музыки», а также более легкомысленно используемых «настоящей музыки» и «нормальной музыки». Музыкант Кэтрин Шмидт-Джонс определяет арт-музыку как «музыку, которая требует значительно больше усилий от слушателя, чтобы полностью оценить, чем это типично для популярной музыки». По ее мнению, «это могут быть как более сложные виды джаза и рок-музыки, так и классическая».

В тех или иных конкретных случаях конфликт композиторов-академистов XX века, особенно принадлежащих к авангардным течениям (например, Джона Кейджа или Карлхайнца Штокхаузена), с музыкальной традицией прошлого может быть очень резким, но это именно конфликт (предельно напряжённый диалог), тогда как иные типы современной музыки — от поп-музыки до джаза — с классической европейской музыкальной традицией почти не взаимодействуют. Если подход ранних музыковедов, в первую очередь Теодора Адорно, склонялся к тому, чтобы рассматривать классическую музыку как тенденцию к элитарности, утверждая ее превосходство над всеми другими музыкальными формами, то многие современные музыковеды этномузыковедческого происхождения ставят под сомнение это понятие превосходства. На недавней международной конференции по музыковедению, посвященной взаимосвязи между музыкой и глобализацией, некоторые этномузыковеды, такие как Жан Тур, решительно утверждали, что, независимо от технологии или сложности музыки, каждая музыкальная традиция имеет одинаковое достоинство, и никто не может присвоить себе статус превосходства над другими. По этой теме следует отметить, что многие композиторы черпали вдохновение в народной музыке, иногда даже находясь под глубоким влиянием региональных традиций неевропейской музыки. Различие между фольклорной и классической музыкой не столь четкое, особенно в их проявлениях конца ХХ века.

Впрочем, те или иные эксперименты по скрещиванию академической музыки с разными другими традициями предпринимались на протяжении всего XX века: от созданного Джорджем Гершвином гибрида классики и джаза до записей в сопровождении симфонического оркестра (симфо-джаз), использования симфонического оркестра в рок-музыке (симфо-рок, симфоник-метал, симфо-блэк-метал и т. д.) или с иными заимствованными у «академистов» элементами исполнения, практиковавшимися многими рок-группами.

Другая особенность академической музыки — она записана нотами. Российский музыковед-историк М. Сапонов писал: «Европейская музыкальная культура стала в полном смысле единственной письменной музыкальной культурой в мире, что и явилось одним из факторов универсальности и всемирной общезначимости художественных ценностей, созданных этой культурой. Письменный способ существования музыкальной традиции — это не просто альтернатива устному, он несёт в себе совершенно новую концепцию музыкального искусства, иные эстетические критерии, другую творческую психологию, свою слуховую настройку и связанные с письменностью методы музыкального обучения».

В более широком смысле слова академической музыкой можно считать ту, что написана, исполняется и изучается в среде музыкантов с академическим музыкальным образованием, сложившимся в XX веке из классических музыкальных традиций, но существенно отошедшей от них в сторону рациональных принципов организации музыкального материала.

В начале ХХ века академическая музыка разделилась на «серьезную музыку» и «легкую музыку». Во второй половине века в американской культуре наметилась масштабная тенденция к размыванию границ между искусством и поп-музыкой. Начиная с 1966 года, степень социального и художественного диалога среди рок-музыкантов резко возросла для групп, которые сочетали элементы сочиненной музыки с устными музыкальными традициями рока. В конце 1960-х и 1970-х годах прогрессивные рок-группы представляли собой форму кроссоверной музыки, которая сочетала рок с музыкальными формами высокого искусства либо через цитаты, либо через аллюзии, либо через подражание. Прогрессивная музыка может быть приравнена к явным ссылкам на аспекты художественной музыки, что иногда приводит к овеществлению рока как художественной музыки.

В то время как прогрессивный рок часто цитируют за его слияние высокой и низкой культуры, немногие артисты включали буквальные классические темы в свои работы в сколько-нибудь значительной степени, как объясняет автор Кевин Холм-Хадсон: «иногда прогрессивный рок не может интегрировать классические источники... [он] постоянно движется между явными и неявными отсылками к жанрам и стратегиям, происходящим не только из европейской художественной музыки, но и из других культурных областей (таких как восточно-индийская, кельтская, народная и африканская) и, следовательно, включает в себя непрерывное эстетическое движение между формализмом и эклектикой».

Комментариев нет:

Отправить комментарий