Жизнь
часто испытывала ее: то тяжелыми ударами судьбы, то обожанием тысяч поклонников
ее волшебного голоса, то отсутствием работы, то таким обилием концертов и
общественных обязанностей, что на все едва хватало времени, то холодным
невниманием властей, то золотым дождем наград и званий. Рубина Калантарян
всегда оставалась выше и хулы, и похвалы.
Во власти
дикарей...
Рубина
вошла на станцию метро и тут же оказалась зажатой в толпе, которая медленно и угрюмо
двигалась вперед. Вот, наконец, и турникеты. Но что это? Все они заблокированы.
И народ с каким-то диким хохотом перепрыгивает и бежит на платформу, к поездам.
Она
остановилась в нерешительности. И тут же сзади злой окрик:
— Ну что,
черная, застряла?! Прыгай, давай!
Перепрыгнуть
турникет ей, маленькой пожилой женщине, оказалось не по силам, но и назад в
этой плотной, напирающей толпе хода не было. Она растерялась, не понимая, что
происходит и что теперь делать.
— Не
можешь прыгать? Тогда залезай под турникет! Понаехали эти черные! Как бараны! —
Сзади за ней стоял уже немолодой, но еще крепкий мужчина. — А ну, давай-ка! —
приказал он своему товарищу, и они вдвоем со всей силы толкнули женщину на
грязный пол.
Рубина
упала и, ударившись, закричала. Не только от страшной боли, но и от ужаса. А те
двое схватили ее за ноги и пихнули вперед. Но шуба не пускала. Тогда тот же
мужчина с размаха ударил ее ногой в спину, и она окончательно застряла в узком
проходе.
Боль в
позвоночнике казалась нестерпимой. Перед глазами мелькали чьи-то ноги.
Откуда-то сверху неслись крики, визг, смех. Рубине почудилось, что наступил
конец света.
Тут над
ней склонились две женщины.
— Слушай,
по-моему, это Рубина Калантарян, — сказала одна.
— Не
смеши меня! – ответила ей вторая. — Народные артистки в метро не ездят!
И они
ушли. Но та, первая, все же вернулась, присела рядом:
— Рубина
Рубеновна, это вы?!
В этой
женщине было единственное спасение, и, превозмогая боль, стыд, Рубина едва
слышно шепнула:
— Я.
Это
произошло 11 января 2005 года.
Рубине
становилось все хуже, и она уже внутренне готовилась к самому страшному. Спас
телефонный звонок артистки Валентины Паниной:
— Рубина
Рубеновна, почему вас давно нигде не видно? Болеете? Я сейчас к вам приеду!
И
приехала. Узнав, что стряслось, сперва долго плакала, а потом энергично взялась
помогать...
Неужели
все это о певице, народной артистке России, общественном деятеле, лично
знакомой со многими сильными мира сего? Ей ведь достаточно было снять
телефонную трубку, и к ее услугам тут же были бы лучшие клиники, лучшие врачи,
и все — бесплатно.
Но Рубина
Калантарян никому не звонила. Она никогда не умела просить за себя, только за
других. А её выручали природный ум и талант. А еще — мир, который, как
известно, не без добрых людей. Так произошло и теперь, когда в страшной толпе
метро ее спасла случайная женщина, затем Валентина Панина, так было и прежде.
Человек
всегда стремится к счастью, но начинается оно с горя. Впервые горе обрушилось
на Рубину еще до начала Великой Отечественной, когда ей было всего десять лет.
Отца, замнаркома сельского хозяйства Армении, репрессировали, мама, не пережив
этой потери, скончалась, и их с сестрой, детей «врага народа» почти все стали
сторониться, словно зачумленных.
— Вскоре
после войны, — вспоминает Рубина Рубеновна, — я получила письмо из Ленинграда
от преподавательницы музыки Виргилии Багратовны Арцируни, которая во время
блокады жила у нас в эвакуации. Она настоятельно советовала приехать к ней и
поступать в консерваторию. Я долго копила деньги, а когда приехала, выяснилось,
что зимой вступительных экзаменов нет и без прописки жить в Ленинграде нельзя.
"Стою
на Дворцовой площади, прощаюсь с прекрасным городом и вдруг вижу: ангел на
колонне перстом указывает на Зимний дворец. Я тут же бегу в Эрмитаж, прямо к директору
Иосифу Абгаровичу Орбели, моему соотечественнику. Он внимательно выслушал мою
историю и позвонил кому-то: «У меня к вам просьба — сейчас придет молоденькая
маленькая девушка, у нее изумительный голос, и, если мы с вами не поможем ей
окончить консерваторию, мир нам этого не простит». Так и сказал: мир не
простит! Начались занятия у педагога дома. Рубине надо было где-то жить, не
имея средств к существованию и крыши над головой. Многое было пережито: и ночи
на вокзалах и в подъездах, и холод, и голод. Но к весне девушка была полностью
готова к экзаменам благодаря занятиям с Вергинией Баградовной. Она была принята
в консерваторию вне конкурса. Однако через полгода попала в больницу с тяжелой
формой дистрофии. На лечение и восстановление пришлось потратить восемь
месяцев.
Несмотря
ни на что, годы обучения в ленинградской консерватории Рубина Рубеновна
вспоминает, как одни из самых счастливых в своей жизни.
После
окончания консерватории Рубину Калантарян распределили в Ереванский оперный
театр. Но там не нашлось вакантного места, и ее пригласили в Ленинградский
малый оперный на роль Эсмеральды. О таком предложении можно было только
мечтать. Да вот беда, о той же роли мечтали еще девять певиц театра, в том
числе и те, которые годились этой героине в матери и даже бабушки. Мечтали так
сильно, что накатали жалобу в обком партии: у нас в театре столько заслуженных,
а ответственную роль хотят доверить девчонке! Начинающая певица сидела на
репетициях, как в стане врагов. Однажды режиссер крикнул: «На сцену!» Рубина
побежала, а вокруг засмеялись: оказывается, он звал не ее, а сидящую рядом
соперницу. И тогда гордая княжна повернулась и вышла из зала, закрыв двери
театра навсегда.
Так
Рубина Калантарян с ее изумительным колоратурным сопрано оказалась на эстраде и
вскоре стала известна всей стране как исполнительница русских романсов.
Директор
ленинградского Театра эстрады Исаак Гершман сказал:
— Ты
только, Рубиночка, не пытайся подражать старым мастерам. Пой, как чувствуешь
сама.
Это был
первый урок, а второй она получила в Магадане. Как-то раз во время гастрольного
концерта немолодой человек поднялся на сцену и преподнес ей букет свежих роз. И
это в 50 с лишним градусов мороза! Но она спокойно, будто так и надо, положила
розы на рояль. Спасибо аккомпаниатору Леониду Николаевичу Калашникову, который
тут же в ужасе зашептал:
—
Дурочка, это же Козин! Кланяйся!
— В
начале девяностых «Ленконцерт» сократил всех пенсионеров, – продолжает рассказ
певица. — Нас выкинули на улицу, даже не сказав спасибо. В один день я осталась
без зрителя, совершенно одна, никому ненужная. Занималась с учениками,
выступала в больницах, в обществе инвалидов, перед соседями в ЖАКТе… И вот
спустя полтора года телефонный звонок: «Не могли бы вы приехать, прямо сейчас?»
Оказывается, в одном ДК артист (не хочу его называть) спел несколько песен, а
потом заявил, что его ждут на другой площадке, и ускакал, оставив полный зал
народа. Тут кто-то и вспомнил про меня. Я тут же сказала: «Да!» Схватила белое
концертное платье и поехала. Едва начала первый романс: «Не пробужда-ай
воспомина-аний», — не могу сдержать слез. У меня, видимо, было такое сильное
эмоциональное состояние, что оно вмиг передалось залу: гляжу — и там многие
плачут. А потом вдруг крик из дальних рядов, и оттуда, еле ковыляя, пробирается
женщина. «Рубина! — кричит. — Я хожу!» После она мне божилась, что ночью ей,
прикованному к креслу инвалиду, приснился ангел в белых одеждах и велел прийти
на этот концерт. Хотите — верьте, хотите — нет, но так было.
После
того случая Рубина Калантарян поняла, что никто ей ничего не должен — она
должна! В итоге в следующие полтора десятка лет успела столько, сколько не
сделала за всю предыдущую жизнь. Выступала с благотворительными концертами,
стала одним из инициаторов комитета за возвращение церквей верующим, проводила
песенные фестивали и конкурсы, из года в год вела музыкальную программу
А десять
лет назад — опять-таки в метро! — ее избили так жестоко, что она уже думала, не
выкарабкается. Мучили не только тяжелейшие боли в позвоночнике, мучила еще и
душевная боль. Ведь тот мужчина, который ее бил, лишился льгот и настолько
озлобился на все и вся, что даже не понимал, что эта маленькая женщина из того
же поколения, и если она тоже едет в метро, значит, у нее в этой жизни прав не
больше.
Когда
боли немного отпускали, она пела. Громко, в полный голос, самой себе. Это было
единственное, что ее спасало. Пела, целыми днями лежа в постели, потому что
каждый шаг был мукой, да и не хотелось никуда ходить.
Однажды
Рубина внезапно поймала себя на том, что ненавидит того мужчину, своего
мучителя. Это испугало ее, выходит, я такая же?! И тогда она вынесла себе
наказание — скоро май, и во все праздничные дни я буду давать концерты! Ее
привозили на машине, помогали добраться до рояля, потом занавес открывался, и
она пела. Каждый раз в зале — почти сплошь ветераны. И почти каждый раз, словно
в едином порыве, зал вставал. Люди аплодировали ей стоя.
Вообще,
за последние годы Рубина испытала столько любви! На городское радио регулярно
обращаются слушатели: «Мы соскучились по голосу Рубины Калантарян», — и в
радиоконцертах по заявкам звучат романсы в ее исполнении. Домой ей звонят не
только друзья, но и незнакомые люди, в том числе представители национальных
диаспор: стараются поддержать, предлагают помощь. Почти ежедневно в ее квартире
гости, в том числе ученики — как бывшие, так и нынешние, которым она помогает
готовиться к очередному конкурсу.
Лишь одно
мучает певицу, что здоровье в последнее время уже не позволяет ей выходить на
сцену.
Рубина
Калантарян родилась в Ереване 1 мая 1925 года. Род певицы является одним из
самых древних княжеских родов Армении. Ее предки приходились родственниками
самому князю Михаилу Тариеловичу Лорис-Меликову, ближайшему сподвижнику
Александра II. В восемь лет стала солисткой хора Армении. Окончила
Ленинградскую консерваторию (при поступлении, заполняя анкету, в графе
«социальное происхождение» написала «княжна», но, к счастью, этого никто не
заметил). В 1959 году впервые выступила с сольной программой старинных русских
романсов. Долгие годы работала одной из ведущих артисток «Ленконцерта».
В 1992
году певице присвоили звание народной артистки России. Калантарян — кавалер
ордена Дружбы и ордена Почета. Награждена высшими отличиями Всемирной академии
культуры, науки и искусства, а также патриарха всея Руси и каталикоса всех
армян. Имеет звания «Человек года» и «Золотой голос Петербурга».
Девизом
певицы всегда являлись слова: "Счастье - быть полезным и нужным". Она
не представляла себе жизни без сцены, никогда никому не отказывала в
выступлении, никогда не заговаривает о сумме гонорара, потому что для этой
удивительной женщины важно совсем другое! Рубина Рубеновна искренне верит, что
Господь будет давать ей возможность петь до тех пор, пока она не задумается о
чем-то помимо блага для людей, пока она не начнет ставить во главу угла
материальные ценности. Исполнительница убеждена, что каждый человек в силах
преодолеть любые трудности и добиться всего, о чем он мечтает, главное - хотеть
этого всей душой, желать быть полезным для людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий