пятница, 13 сентября 2024 г.

Виртуоз раннего джаза. Мид Лакс Льюис (4 сентября 1905 – 7 июня 1964).


Буги-вуги

Один из величайших пианистов и композиторов эпохи «буги-вуги» Мид Лакс Льюис (Anderson Meade "Lux" Lewis) родился 4 сентября 1905 года в городе Чикаго в штате Иллинойс.

Meade Lux Lewis – «Boogie Woogie» (1944).

Его отец был гитаристом, и в качестве музыкального инструмента для сына он выбрал скрипку. Ею тот и занимался вплоть до своего шестнадцатилетия, которое практически совпало с кончиной его отца. На тот момент Мид уже находился под впечатлением от игры пианиста Джимми Янси, и поэтому сменил скрипку на фортепиано. Он находит единомышленника – Альберта Эммонса, с которым его всю жизнь будет связывать тесная дружба, – а пока они вместе тренируются на домашнем фортепиано Эммонса.

Упражнения не проходят даром, Льюис играет в клубах Чикаго и в 1927 году записывает свою, пожалуй, самую известную композицию, «Honky Tonk Train Blues». Начинается мелодия с небольшой прелюдии, создающей лёгкое воздушное настроение, а затем неожиданно «рвёт с места». В то время как левая рука пианиста задаёт ритм – правая выдаёт импровизацию. До конца пьесы сохраняется напряжение, которое разрешается лишь в финале и дает спокойно выдохнуть удивлённым слушателям. Название пьесы было навеяно местом жительства Мида – он жил возле железной дороги. Он записывает эту ее на «Paramount», но пластинка не имела успеха, что вынудило Мида мыть машины, лишь бы хоть как-нибудь заработать. Лишь в 1935 году продюсер Джон Хэммонд предложил ему выступить с серией концертов и вытащил его из гаража.

Meade "Lux" Lewis – «Honky Tonk Train Blues»

С самого начала буги-вуги был наиболее привлекательной музыкальной формой для тех, для кого традиционная классическая техника фортепиано была совершенно незнакомой. Свои творческие импульсы эти исполнители черпали из других, порой не менее фундаментальных областей творческого процесса. Так, например, Джимми Янси и Пайнтоп Смит начинали танцовщиками и исполнителями степа. Альберт Эммонс и Пит Джонсон до фортепиано играли на барабанах. Жизнеописания многих пионеров буги-вуги свидетельствуют, что большинство из них было самоучками, впервые севшими за фортепиано чаще всего случайно, на какой-нибудь вечеринке.

Большинство композиций в стиле буги-вуги построено на блюзовой последовательности аккордов с остинатным повторением. Характерное чувство восьми ударов в такте – визитная карточка этого стиля. При этом левая рука пианиста постоянно находилась почти на одном месте клавиатуры. Для этого не требовалось никакой бриллиантовой пассажной техники – главное заключалось в безошибочном чувстве ритма и физической силе, с которыми восьмидольный ритм создавал непрерывный вал движения. Правая рука музыканта, независимая от того, что играет левая, приобретала полную свободу в создании мелодических линий, и ей тоже не требовалось многого из арсенала традиционной техники. Правой рукой обыгрывались исключительно простые, но выразительно ритмизованные фигуры, либо энергично высекались аккорды, практически независимо от лавинного ритма левой руки. И из этого полного попрания всех правил традиционной европейской техники возникла новая, не менее виртуозная и специфичная техника исполнения. Лавина грохочащих звуков в «Honky Tonk Train Blues», блестяще исполненного Мидом Лаксом Льюисом, создаёт впечатление, что играют два музыканта, и приводит к выводу о том, что никакой техникой классического типа добиться подобного эффекта невозможно.

Meade "Lux" Lewis – Roll Em. 1940's Boogie Woogie Jazz Piano.

В начале 40-х Льюис и его друг детства Альберт Эммонс становятся ключевыми фигурами стиля буги-вуги. После их совместного выступления с Питом Джонсоном в «Карнеги-Холле» в 1938 году поднимается волна сумасшедшего интереса к буги-вуги. Это трио получило широкую известность, и их популярность предопределила популярность жанра на многие годы. В этом же году Льюис аккомпанировал Сиднею Беше на записи знаменитой композиции Джорджа Гершвина «Summertime», и это исполнение было признано поистине выдающимся.

А ещё Мид Льюис был первым джазовым пианистом-исполнителем на челесте. В этом качестве он играл в квартете для «Blue Note» вместе с Эдмондом Холлом и Чарли Крисченом. Кроме этого, Льюис первым сделал несколько записей на клавесине.

Meade "Lux" Lewis – Low Down Dog. 1940's Jazz / R&B Soundie. Boogie Woogie Blues Piano

После того как увлечение буги-вуги закончилось, Льюис продолжал работать в Чикаго и Калифорнии. Это был достаточно грустный период, когда такой виртуоз был вынужден исполнять по клубам старые регтаймы и популярные песни и довольствоваться эпизодическими ролями в кино, даже без упоминания в титрах.

Музыкант погиб в автомобильной аварии в возрасте 58 лет.

Мид Лакс Льюис был одним из тех, кто способствовал зарождению одного из основных джазовых стилей игры на фортепиано – буги-вуги. Он перенёс зажигательные фортепианные формы из клубов и кафе на концертную сцену, где эти быстрые, летящие ритмы и отточенные соло восхищали аудиторию и в значительной степени заложили фундамент ритм-энд-блюза и позднее – рок-н-ролла.

Ландыш Рифовна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий