Экспериментальный
рок.
Свободная
импровизация.
«Starless
and Bible Black» ("Беззвёздная библейская тьма") - шестой альбом
британской группы King Crimson, выпущенный 29 марта 1974 года лейблом Island
Records в
Великобритании и Atlantic Records в США. В записи принимали участие большинство
музыкантов, которые участвовали в записи предыдущего альбома «Larks' Tongues in
Aspic», за исключением перкуссиониста Джейми Мьюира, и это последний альбом
группы со скрипачом Дэвидом Кроссом. Большая часть альбома была
записана вживую и отредактирована вместе со студийными записями и наложениями.
Альбом включает в себя несколько полностью импровизированных пьес.
Оформление
альбома выполнено художником Томом Филлипсом (Tom Phillips). Тексты песен, как
и на предыдущем альбоме «Larks’ Tongues in Aspic», написаны Ричардом
Палмером-Джеймсом, большая часть из них представляет собой сатиру над
материализмом и низостью общества, продолжая линию, начатую в композиции «Easy
Money». Композиция «The Night Watch» посвящена картине «Ночной Дозор», хотя имя
Рембрандта в ней прямо не упоминается.
Фраза «Starless and Bible Black» — цитата из радиопьесы Дилана Томаса «Под сенью молочного леса» (1954). Пьеса начинается словами: «It is spring, moonless night in the small town, starless and bible-black…» (с англ. — «Весенняя безлунная ночь в маленьком городке, беззвёздная и чёрная, как тьма египетская…»).
Предыдущий
альбом King Crimson «Larks' Tongues in Aspic» (на котором они решительно отошли
от более традиционного прогрессивного рокового звучания, черпающего вдохновение
в американском джазе, и приблизились к влиянию европейской свободной
импровизации), был записан квинтетом, в состав которого входил перкуссионист
Джейми Мьюир. В начале 1973 года Мьюир внезапно покинул группу, якобы из-за
травмы на сцене, но на самом деле для того, чтобы распрощаться с музыкой и уйти
в монастырь (о чем в то время не было сообщено его товарищам по группе). Билл
Бруфорд впоследствии взял на себя роль перкуссиониста в дополнение к своей
собственной игре на ударной установке, и группа продолжила гастролировать как
квартет.
Эти
потрясения и гастрольная суета оставили King Crimson без нового материала,
когда пришло время записывать следующий альбом. Повысив уровень импровизации на
сцене во время недавних туров, группа решила воспользоваться этим, чтобы решить
проблему дефицита музыкальных идей. Новые композиции, опробованные на концертах
и запечатленные на нескольких живых записях, были представлены как часть нового
альбомного материала, чередуясь и в некоторых случаях смешиваясь со студийными
записями.
Альбом
открывается композицией «The Great Deceiver» (с англ. — «Великий обманщик»), название которой относится к Дьяволу, а текст
представляет собой иронию над всеобщей коммерциализацией. Повторяющаяся
несколько раз строка «Cigarettes, ice cream, figurines of the Virgin Mary» (с
англ. — «Сигареты, мороженое, фигурки Девы Марии») написана под впечатлением от продаваемых в Ватикане сувениров.
"The Great Deceiver" и "Lament" были единственными песнями
альбома, полностью записанными в студии.
"We'll
Let You Know" была полностью импровизированной пьесой, записанной в Глазго.
"The
Mincer" была частью другой импровизированной пьесы, записанной на концерте
в Volkshaus в Цюрихе, с позже наложенным вокалом Уэттона. Другие части этой
импровизации были выпущены на бокс-сете «The Great Deceiver» как "The Law
of Maximum Distress, Parts One & Two". "Trio",
"Starless and Bible Black" и "Fracture", последнюю из
которых Роберт Фрипп назвал одной из самых сложных пьес, которые он когда-либо
играл, были записаны вживую в Консертгебау в Амстердаме.
Вступление
к "The Night Watch" было записано на этом же выступлении, но
меллотрон группы сломался во время выступления, что означало, что оставшуюся
часть песни нужно было записывать в студии. Живые аплодисменты были удалены из
записей, где это было возможно. Полная версия концерта в Амстердаме была выпущена
в 1997 году под названием «Ночной дозор».
«Trio»,
«Fracture» и «Starless and Bible Black» были записаны на концерте в Амстердаме,
как и вступление к «The Night Watch» (оставшаяся часть была записана в студии).
Полная запись с концерта в Амстердаме была выпущена в 1998 году под названием
«The Night Watch».
«Trio» —
наиболее спокойная композиция, инструментальная пьеса для скрипки, бас-гитары,
флейты и меллотрона (хотя на ней и нет ударных, барабанщик Билл Бруфорд указан
как соавтор композиции, поскольку пьеса была импровизирована вживую на концерте
и решение Бруфорда не использовать ударные остальные участники посчитали одним
из определяющих композицию моментов)."Трио " примечательно тем, что
эта пьеса изначально была написана для квартета, но исполнилась только тремя
музыкантами - Джон Веттон на бас-гитаре, Дэвид Кросс на альте и Роберт Фрипп на
гитаре и на клавишной примочке под названием "flute" Mellotron.
Бруфорд просидел с руками, скрещенными на груди, ожидая подходящего момента,
чтобы присоединиться, но понимал, что импровизированная часть продвигается
лучше без него. Его решение не добавлять каких-либо ударных было с уважением
расценено остальной частью группы как его собственный выбор.
Два
последних трека «Starless and Bible Black» и «Fracture» — джаз-рок фьюжн пьесы,
продолжающие стиль альбома «Larks’ Tongues in Aspic». Трек
«FraKctured» из альбома группы 2000 года «The ConstruKction of Ligh» является
продолжением «Fracture».
Журнал Rolling
Stone назвал альбом «таким же потрясающе мощным, как «In the Court of the
Crimson King», особенно высоко оценив выступления Бруфорда и Кросса, а
разнообразие тонов и длинные инструментальные импровизации особенно впечатляют.
Они заключили: «Фрипп наконец-то собрал группу своей мечты — надеюсь, они
продержатся вместе достаточно долго, чтобы продолжать выпускать такие же превосходные
альбомы, как этот».
Рецензия
Роберта Кристгау была более двусмысленной, он считал его «настолько близким,
насколько эта хронически интересная группа когда-либо подходила к хорошему
альбому», хотя в конечном итоге он дал более высокие оценки «Red» и концертному
альбому США.
AllMusic
также высоко оценил разнообразие тонов альбома в своем ретроспективном обзоре и
отметил, что вторая сторона альбома «бросила самые сложные звуки группы прямо в
лицо слушателю и в процессе привлекла некоторых сторонников».
В 2004
году Pitchfork поставил «Starless and Bible Black» на 94-е место в списке «100
лучших альбомов 1970-х годов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий