Зал славы Рок-н-Ролла.
«Rumble»
— инструментальная композиция американской группы «Link Wray & His Wray
Men». Выпущенный в Соединенных Штатах 31 марта 1958 года в качестве сингла (с «The
Swag» в качестве би-сайда) «Rumble» оказала огромное влияние на последующее
развитие гитарного рока, сёрф-рока, гаражного рока, хэви-метала и стала
наиболее новаторской и значительной композицией Линка Рея.
В отличие
от вокально-центричных треков своего времени, «Rumble» передавал мощный посыл
только через электрическую гитару, воплощая в себе сырую энергию и бунтарский
дух, беспрецедентный в музыкальном пейзаже 1950-х. Структура песни основана на
12-тактовом блюзе. Однако звучание гитары нетипично для блюза — в нём
сочетаются «тяжёлый» дисторшн и эффект вибрато. Это сочетание позже стало
определяющим для жанра сёрфа, на который Линк Рей оказал немалое влияние.
Произведение считается связующим звеном между ранними электрифицированными
блюзовыми гитаристами, такими как Ти-Боун Уокер и Джон Ли Хукер, и первыми
великими исполнителями рок-гитары, такими как Эрик Клэптон, Пит Таунсенд и
Джими Хендрикс.
В композиции впервые в рок-музыке были применены эффекты фузз и фидбэк. В ней звучат 2 электрогитары, бас-гитара и ударные. Звучание лидирующей гитарной партии — мрачное и пугающее (особенно по меркам 1958 года) было достигнуто радикальным методом: Рей пробил дырки в динамиках своего усилителя, таким «кустарным» способом впервые в роке добившись эффекта дисторшна. Также Линк Рей впервые применил вместо использовавшихся в рок-н-ролле ранее джазовых аккордов так называемый «power chord», на котором в классическом роке, а позже — в хэви-метале и панк-роке стали строиться все риффы.
Идея
песни родилась у Рея в 1956 году, после его возвращения с Корейской войны. По
утверждению Линка, сам Иисус внушил ему идею композиции, которая первоначально
называлась «Oddball» («Чудак») и впервые была исполнена в начале 1958 года на т.н.
«sock hops» в Фредериксберге (Виргиния), мероприятии где подростки могли
танцевать под живую музыку. Группу
попросили сыграть песню «The Stroll», которая была большим хитом для белой
вокальной группы «The Diamonds». Рэй, едва оправившийся от долгой болезни,
понятия не имел, что такое «The Stroll», поэтому группа играла инструментальную
музыку на трех аккордах. Один из участников группы поместил микрофон перед
гитарным усилителем, и гитара Рэя зазвучала мощно, искаженно и агрессивно. Впечатление
от песни оказалось настолько сильным, что Линка Рея четырежды вызвали на бис.
Милт Грант — человек, фактически исполнявший обязанности менеджера группы,
отослал демо песни Арчи Блейеру, державшему лейбл «Cadence Records». Однако тот
пожалел, что согласился записать песню. Линк Рей искал принципиально новый звук
— «живой», грязный и агрессивный, для чего снова проделал отверстия в мембране
динамиков, на этот раз студийных, что едва не стало причиной его изгнания из
студии.
Но
падчерице Блейера песня понравилось, поэтому он выпустил её, несмотря на свои
опасения. Ей очень понравилась песня, которая напоминала ей сцены бандитских
разборок из мюзикла «Вестсайдская история». Один из братьев Эверли, Фил
предложил для композиции новое название «Rumble», что на сленге значит
«бандитская перестрелка».
«Rumble»
стала хитом в Соединенных Штатах, где летом 1958 года поднялась на 16-е место в
поп-чартах и на 11-е место в R&B-чарте. Было продано 4 миллиона копий. В
Канаде песня также достигла 16 места.
Композиция
была запрещена несколькими радиокомпаниями США, потому что менеджеры опасались,
что произведение рекламирует подростковую преступность. Пластинка стала
единственным инструментальным синглом, когда-либо запрещенным на радио в
Соединенных Штатах.
Более
поздние версии.
Альтернативная
версия «Rumble» вышла на сборнике 1963 г. «Early Recordings». Намеренная лёгкая
расстроенность инструментов, чуть более медленный темп, использование мрачной
органной партии и ещё более сильные эффекты эха и вибрато делают саунд этой
версии, возможно, даже более давящим и тяжёлым, чем в сингловой версии
«Rumble».
Еще одна
запись инструментала была выпущена Рэем в 1968 году под названием "Rumble
'68", а затем в 1969 году под названием "Rumble-69" (Mr. G
Records, G-820).
Кавер-версии.
«The
Shadows» в 1960 году записали композицию «The Rumble», в которой чувствуется
влияние «Rumble» Линка Рея.
Композитор
Джек Ницше выпустил оркестровую обработку «Rumble» в 1963 году.
«The Dave
Clark Five» записали кавер-версию песни в 1964 году на своем первом альбоме «A
Session with The Dave Clark Five»; он также появился на «The Dave Clark Five
Return!», их втором американском альбоме.
Версия
американской рок-группы «P» была представлена на Austin Music Awards 1993 года.
«The
Kingsmen», Боб Дилан, Брюс Спрингстин, «The Hives» исполняли «Rumble» на
концертах.
Версия
«The Sonics» вышла на сборнике «The Savage Young Sonics» (2001).
Песня с
аналогичным названием (и смыслом) присутствует на альбоме «Golden Arms
Redemption» (1999) рэпера U God.
В 2014
году джазовый гитарист Билл Фризелл выпустил кавер-версию песни «Rumble» на
своем альбоме Guitar in the Space Age!
Влияние.
Пит
Тауншенд (The Who) говорил: «Если бы не было Линка Рея и его „Rumble“, я бы
никогда не взял в руки гитару»; «Я помню, что в первый раз было довольно тяжело
её слушать. Именно она привела к возникновению бешеного гаражного саунда».
Влияние «Rumble» очень заметно в музыке ранних The Who, а также огромного
количества других групп 60-х и 70-х.
Боб Дилан
однажды назвал «Rumble» «лучшим инструментальным произведением всех времен», и
это произведение до сих пор широко используется в различных развлекательных
средствах массовой информации.
Трек использовался в фильмах, документальных фильмах, телевизионных шоу и других фильмах, включая Top Gear, The Warriors (в удаленной начальной сцене), Pulp Fiction, Screaming Yellow Theater с ведущим Svengoolie, Independence Day, SpongeBob SquarePants vs. The Big One, Blow, пилотный эпизод сериалов HBO «Клан Сопрано», StarCraft II: Wings of Liberty, Riding Giants, Roadracers и Wild Zero.
В
документальном фильме 2008 года «It Might Get Loud» с участием гитаристов
Джимми Пейджа, The Edge и Джека Уайта, Пейдж, основатель и гитарист Led
Zeppelin, играет сингл «Rumble» со скоростью 45 оборотов в минуту, по-видимому,
из своей личной коллекции. Пейдж обсуждает пластинку и вместе с ней играет на
воздушной гитаре. Врезка в этом кадре является частью разговора между тремя
гитаристами, в котором Пейдж обсуждает прослушивание «чего-нибудь с гитарой,
когда я был ребенком [...] но когда я впервые услышал "The Rumble"
[sic], это было что-то настолько глубокое, что у меня было такое глубокое
отношение к ней".
«Rumble»
была сэмплирована экспериментальным хип-хоп трио Death Grips в песне «Spread
Eagle Cross the Block» из их микстейпа 2011 года Exmilitary.
В
интервью на телевидении со Стивеном Колбертом 29 апреля 2013 года, Игги Поп
прокомментировал, что он «эмоционально бросил школу» в тот момент, когда
впервые услышал «Rumble» в студенческом союзе, что привело его к музыкальной
карьере.
Название
пластинки послужило названием документального фильма 2017 года «Rumble: The
Indians Who Rocked the World», в котором, среди прочего, рассказывается о
творчестве Рэя и его влиянии на рок-музыку как человека индейского
происхождения.
Песня
группы Adam and the Ants 1980 года «Killer in the Home» из альбома Kings of the
Wild Frontier основана на том же припеве из песни «Rumble» (гитарист Ants Марко
Пиррони назвал Линка Рэя одним из главных вдохновителей).
В 2008
году он был внесен в Национальный реестр записей Библиотекой Конгресса. В 2018
году песня была введена в Зал славы рок-н-ролла в новой категории для синглов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий