Известная
прусская женщина-солдат Мария Христиана Элеонора Прохаска (Maria Christiane
Eleonore Prochaska) родилась 11 марта 1785 года в семье сержанта военного
оркестра Гренадёрского полка прусской гвардии (Garde-Grenadierregiment) в
Потсдаме (Potsdam). Когда в 1793 году отцу семейства пришлось отправиться на
войну против Франции, мать по состоянию здоровья была не в состоянии заботиться
о детях и через год умерла. Элеонора и трое ее братьев и сестер были приняты в
Большой военный приют (Grose Militarwaisenhaus), расположенный в Потсдаме. Девочка
оставалась там до 1797 года, а затем вернулась к своему отцу, который оставил
службу, жил на пенсию и давал уроки музыки. В 1810 году Элеонора покинула дом отца
и стала работать домашней прислугой.
В августе 1813 года Элеонора распродала всё своё имущество для приобретения военного обмундирования и под именем Августа Ренца (August Renz) вступила барабанщиком в 1-й егерский батальон добровольческого корпуса барона фон Лютцова (Adolf von Lutzow), известный как «Чёрный корпус Лютцова».
Лейтенант
Отто Прейсе писал:
«Мы
стояли в Сандау на Эльбе. Именно здесь к нашей роте присоединился охотник Ренц
– как выяснилось позже, девушка по имени Прохаска. Его язык не отличался особой
тонкостью, так что никто не мог заподозрить в нем девушку. Кстати, на бивуаках
он прекрасно готовил».
В июле
1813 года фрайкор Лютцова усилил армейский корпус генерала Вальмодена, который
располагался на Нижней Эльбе. Когда в середине августа война вспыхнула вновь,
отряд Прохаски был расквартирован в Бюхене, но не участвовал во многих стычках
с армией Даву (Лауэнбург, Веллан, Гадебуш, Мёльн и др.). Сражение при Гёрде (Gohrde)
16 сентября 1813 года стало для корпуса первым серьезным испытанием в этой
кампании.
В этом сражении при Герде Элеонора Прохазка
получила тяжёлое ранение картечью в бедро, пытаясь вынести раненого товарища с
линии фронта. Командир роты, который поспешил на место происшествия, чтобы
обработать ее раны, обнаружил истинный пол девушки и отвез ее в госпиталь в
Данненберге, где Элеонора скончалась от заражения крови 5 октября 1813 года в
возрасте 28 лет и спустя два дня была похоронена со всеми воинскими почестями.
7 октября
1813 года в газете «Berlinische Nachrichten von Staats- und gelehrten sachen»
сообщалось:
«Сегодня
в 9 часов утра было предано земле тело Элеоноры Прохаски, раненой в битве при
Гёрде, которая, будучи охотницей в корпусе Лютцова, из чистого патриотизма
посвятила свою жизнь святому делу отечества. Как Жанна д'Арк, она мужественно
сражалась за короля и отечество. Ганноверский и Русско-германский егерские
корпуса, его превосходительство чрезвычайный посланник граф фон Гроте, командующий
и полковник господин граф фон Кильмансегг со всеми офицерами во главе следовали
за ней в траурной процессии и отдали последние почести выдающейся храбрости и мужеству
этой великой женщины».
В
последующие годы ее сильно идеализировали как героиню-девственницу и почитали
как «потсдамскую Жанну д'Арк». Памяти Элеоноры Прохаски посвящал свои стихи
поэт Фридрих Рюккерт (Friedrich Ruckert) (1788-1866). Она является главной
героиней исторического романа Биргид Ханке «Пламя свободы» (2013). В 1815 году великий
немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) написал об Элеоноре пьесу «Buhnenmusik» с либретто Фридриха Дункера (Johann
Friedrich Duncker), состоящую из хора воинов («Мы строим и умираем»), романса
(«В саду моем цветет цветок»), а также мелодрамы и похоронного марша.
В 1865
году на могиле Прохаски на кладбище Святой Анны в Данненберге был установлен
памятник, а в 1889 году в ее родном городе Потсдаме был установлен в ее честь памятник,
который сохранился на Старом кладбище, которое было почти полностью снесено.
Миф о
барабанщице из Лютцова
Лейтенант
Фридрих Кристоф Фёрстер, принимавший участие в бою при Гёрде, рассказывал в
своей книге, опубликованной в 1863 году, как Прохаска, чтобы ободрить своих
товарищей, бросилась в атаку и была ранена. Эта история сразу же получила
широкое распространение, и даже сегодня этот образ барабанщицы является
неотъемлемой частью Прохаски как личности. Однако этот доклад Фёрстера был
выдуман им самим. Все более ранние источники сходятся в том, что Прохаска была
ранена, когда пыталась вынести товарища с линии огня.
Ее
личность переосмысливалась снова и снова и на протяжении многих лет была заимствована
различными политическими направлениями, побывав символической фигурой для
патриотов, националистов, сторонников войны, коммунистов и феминисток.
Комментариев нет:
Отправить комментарий