среда, 18 сентября 2024 г.

Польская патриотическая песня. «Marsz lotników» (1933).

Польская патриотическая песня

«Marsz lotników» («Марш летчиков») появился в 1930-е годы на волне энтузиазма и общественного восхищения как спортивной, так и военной авиацией того времени. Начало 1930-х годов было периодом, когда в Польше стали создавать современные конструкции самолетов, а польские летчики стали добиваться успехов на международных соревнованиях. Кто не знает имен знаменитых польских летчиков того времени: Болеслав Орлинский (Bolesław Orliński), Станислав Скаржиньский (Stanisław Skarżyński), Францишек Жвирко (Franciszek Żwirko), Станислав Вигура (Stanisław Wigura), Ежи Баян (Jerzy Bajan) или Густав Покшивка (Gustaw Pokrzywka). Именно в такой атмосфере был создан «Марш летчиков», а создателями этого произведения были неординарные люди. Автором музыки, основанной на мелодии времен восстания Костюшко 1794 года, был поручик Станислав Латвис (S. Latwis), а слова написала Александра Засушанка (A. Zasuszanka).

«Marsz lotników»

«Марш летчиков» впервые официально прозвучал 10 октября 1937 года по случаю 10-летия основания Центра подготовки авиационных офицеров в Демблине. К сожалению, его создатель уже не смог стать свидетелем этого торжественного момента. Станислав Латвис погиб в авиакатастрофе в середине 1935 года.

„Marsz Żoliborza” – Warszawiacy śpiewają (2015)

Во время Варшавского восстания 1944 года Бронислав Роберт Левандовски (Bronisław Robert Lewandowski), псевдоним Збышек, солдат Армии Крайовой группы «Żywiciel”», написал текст песни «Марш Жолибожа», музыку взял из «Марша авиаторов» Станислава Латвиса.


Marsz lotników (Muzyka: Stanisław Latwis, Słowa: Aleksandera Zasuszanka)

 Lotnik — skrzydlaty władca świata bez granic

ze śmierci drwi i w twarz się życiu głośno śmieje,

drogę do nieba skraca, przestrzeń ma za nic,

smutki mu z czoła pęd zwieje.

 

Jak śmiało śmigło gra

jak śmiało śmigło tnie,

już ginie pośród chmur najśmielszych orlów

niebotyczny ślad.

Nie straszny wiatr i mgła

nie straszny wiatr, со dmie.

Jesteśmy od Ikara chęci о tysiące lat.

 

Czasem silnika konie

Ogniem się rozpalą,

Przyczajone śmigło przetnie spadochronu śliską nić.

Męczy się mózg i dłonie,

Serca w piersiach walą,

Bośmy młodzi, chcemy zwycięstw, chcemy żyć!

 

A jeśli z nas

Ktoś legnie wśród szaleńczych jazd,

Czerwieńszy będzie kwadrat, nasz lotniczy znak.

Znów pełny gaz,

Bo cóż, że spadła któraś z gwiazd,

Gdy cała wnet eskadra pomknie na szlak.

 

A tych, co pozostali,

Trwoga nie przenika,

Radość skrzydła nam rozwija,

Nie przeraża z śmigieł krzyż.

Nigdy nie ścichnie w dali

Mocny głos silnika.

„Lecieć, a nie dać się mijać" —

Zawsze wzwyż!

 

Srebrne Kościuszki kosy

Lśnią na maszynie,

Kształt rogatywki na gwiaździstym tle sztandaru.

Łączą się krajów losy

W braterskim czynie,

Krew za krew, naród za naród!

 

Zawrót, korkociąg śmiały(1)

I linek wycie

I wyrównanie, aż się zgięły kwiaty jasne.

Krąg ziemi oszalały

Ginie w błękicie.

Pięć części świata za ciasne!

 

Leć w górę znaku nasz,

Nie trzeba wcale słów.

Skrzydlaty klucz do sławy drzwi odmyka,

Orła mamy hart.

My Polski czujna straż,

Husarii dawnej huf.

Nie ścichnie nigdy w dali głos silnika —

Hej, na start!

Поручик-пилот Станислав Латвис родился 19 июня 1906 года в Станиславове. С ранних лет он проявлял интерес к музыке, унаследовав свои таланты от матери. Он играл на фортепиано до того, как научился читать. Латвис учился в средней школе в Вильнюсе, а в 1924 году начал обучение там в университете имени Стефана Батория. В этот период началось увлечение Латвиса полетами, но его путь в авиацию оказался непростым. Мысль о полетах не давала покоя Станиславу, и он хотел воплотить в жизнь свои мечты, использовав свое обучение в Пехотной школе подхорунжих в Острове Мазовецке. 15 августа 1929 года, после окончания второго года обучения, он был назначен подпоручиком в инженерный корпус и включен в штат офицеров-саперов. Там он записался на службу в ВВС. Однако медицинский осмотр показал, что у него проблемы с сердцем. Для кого-то другого медицинская справка «Годен к воздушной службе пилотом с оговорками» означала бы отказ от своей мечты, но не для Станислава Латвиса. Поскольку официальный путь к полетам для него был закрыт, Латвис решил искать его самостоятельно, вне принятых процедур. В 1927 году он перевелся в Инженерно-саперное училище в Варшаве, надеясь по его окончании перевестись в ВВС. В 1929 году Латвис стал членом Варшавского аэроклуба, где в 1931 году получил спортивную лицензию пилота самолета. 17 сентября 1930 года, после окончания Инженерно-саперного училища, подпоручик Латвис был направлен в моторный батальон крепости Модлин.

В 1930 году Латвис уехал во Францию, где работал в авиационной промышленности. После получения согласия начальника Департамента воздухоплавания Министерства военных дел он экстерном сдал экзамены в Авиационной Военной Академии. В соответствии с приказом № 219/32 от 29 сентября 1932 года Станислав Латвис был направлен летчиком-наблюдателем в Центр подготовки офицеров ВВС. 22 декабря 1931 года ему было присвоено звание поручика и в марте 1932 года Латвис был переведен в 113-ю ночную эскадрилью 1-го авиационного полка в Варшаве. В этом подразделении он летал на самолетах Potez XXV. В 1932-1933 годах Латвис окончил курсы летчиков-истребителей в Грудзёндзе.

Хотя Станислав уже имел репутацию талантливого пилота, но полное признание ему пришлось заслужить упорным трудом. В сентябре 1933 года на самолёте PZL.5 со штурманом Эугениушем Пшисецким Латвис принял участие в 5-м Национальном туристическом авиационном соревновании, где занял 6-е место в общем зачёте. Из 19 экипажей, принимавших участие в этом соревновании, он набрал наибольшее количество очков: в соревновании по круговой посадке (1-е место) и в общем зачете, среди 5 пилотов, летавших на самолетах PZL-5.

В начале 1934 года Латвису было присвоено звание поручика-пилота. В этот период командир 111-й истребительной эскадрильи лейтенант Юзеф Кемпинский выступил с инициативой написать для этой эскадрильи песню, основанную на знаменитом «Марше косиньеров» времен восстания Тадеуша Костюшко (1794). Станислав Латвис аранжировал мелодию, а слова написала польская учительница и любительница авиации Александра Засушанка. Песня была написана для фортепиано, хора и оркестра. Польское радио впервые транслировало «Марш летчиков» 22 июля 1934 года. В 1934 году на лейбле «Сирена-Электро» произведение было выпущено в исполнении хорового квартета «Chór Juranda», коллектива очень популярного в межвоенный период.

Chór Juranda – «Marsz lotników» (1934).

В марте 1935 года Латвис был направлен в Центр подготовки офицеров ВВС в качестве пилота-инструктора для группы офицеров-наблюдателей. Тренировки были очень интенсивными, и Лэтвис часто спал всего по 4 часа в день. 29 мая 1935 года поручик-пилот Станислав Латвис и летчик-наблюдатель подпоручик Вильгельм Хофмокла-Островский разбились на самолете Potez XVA2 № 40.87. Могила Станислава Латвиса находится на Повонзком военном кладбище в Варшаве.

«Marsz Lotników» (инструментальная версия)

19 июня 2006 года, к 100-му юбилею со дня рождения Станислава Латвиса, на его могиле на Повонзком военном кладбище в Варшаве был открыт памятник, созданный по инициативе ветеранов Варшавского авиационного клуба.

Александра Засушанка родилась 7 декабря 1906 года в Ксёнж-Вельках, окончила среднюю школу в Кельце, изучала польскую филологию в Варшавском университете. После университета она работала учителем польского языка во Второй женской средней школе им. Яна Кохановского в Варшаве. Большой страстью Засушанки на протяжении всей жизни была авиация. Она писала статьи на авиационную тематику и организовывала кружки ЛОПП. Ее работа — памятная книга «В честь погибших летчиков», изданная в 1933 году в Варшаве по случаю открытия памятника «Летчик». В 1939 году вместе с мужем капитаном Кшиштофом Добровольским, Засушанка уехала в Великобританию, где работала корреспондентом, писавшим о польских летчиках. В 1947 году она вернулась в Польшу и продолжила свои увлечения авиацией в Кельцком аэроклубе. РДолгое время Засушанка работала куратором в Свентокшиском музее, а также организовала три литературных музея: Сенкевича в Обленгореке, Жеромского в Кельце и Кохановского в Чарнолесе. Она умерла 13 января 1989 года в Кельце, где была похоронена в семейном склепе на Старом кладбище.

Красота композиции и сила текста сделали «Марш летчиков» гимном польской авиации и по сей день, который часто исполняется на многих праздниках. В 2012 году в Командовании Воздушных сил была открыта мемориальная доска, посвященная авторам «Марша летчиков» Александре Засушанке-Добровольской и поручику-пилоту Станиславу Латвису.

Комментариев нет:

Отправить комментарий