«Музыку
он оставил нам настоящую, начиная с «Человека-амфибии». Он ведь в музыке для
этого фильма впервые в России использовал синтезатор. А какие у него там рок-н-роллы!
Он как композитор «дышал в ногу со временем» и в поисках нового ничуть не
отставал ни от Америки, ни от Европы».
Юрий
Шевчук
Во второй
половине 20-го века место, которое прежде принадлежало симфонической музыке и
опере, заняла киномузыка. Западным коллегам Нино Роте и Эннио Морриконе не
уступали советские композиторы Микаэл Таривердиев, Владимир Дашкевич, Александр
Зацепин.
Ярчайшим автором музыки к фильмам всех жанров является советский и российский композитор Андрей Павлович Петров, автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки, песен и музыки к многочисленным кинофильмам и драматическим спектаклям.
Андрей
Павлович родился ранней осенью 1930 года в Ленинграде в интеллигентной семье.
Отец Павел Платонович был хирургом, мать Ольга Петровна — художником.
Во время
войны Андрея эвакуировали в сибирский городок Ленинск-Кузнецкий, куда вывезли
Ленинградскую консерваторию. Изобилие классических музыкантов привело к
открытию в городе первой музыкальной школы, в которой Петров учился играть на
скрипке. Подросток не собирался связывать жизнь с музыкой — будущий композитор увлёкся
литературой, сочинял рассказы, сам их иллюстрировал и даже начал писать роман.
В 1944
году семья вернулась в Ленинград. По словам Андрея Петрова, решение стать
композитором он принял в 1945 году под впечатлением от кинофильма «Большой
вальс» об Иоганне Штраусе. Тот вечер Петров вспоминает так: «Это был настоящий
шок. Я вышел обалдевший от музыки, от того, как сочиняют на ходу, легко, из
пения птиц. Кругом обворожительные женщины, успех, и вся Вена танцует. Вот кем
я должен быть! Те час пятнадцать, которые шел фильм, все во мне перевернули. Я
решил стать композитором и, не окончив школу, не получив аттестат зрелости,
через два месяца после окончания войны поступил в училище имени
Римского-Корсакова».
Окончив в
1949 году музыкальное училище Петров поступил в Ленинградскую государственную
консерваторию, где учился по классу композиции у Ореста Александровича
Евлахова. Вдохновляющими источниками для творчества юного Андрея Петрова
стали история, живопись и, конечно же, литература. Из множества прочитанного
молодой человек предпочёл романтическую прозу Пушкина, Грина, Паустовского. И
не случайно для первых серьёзных опусов — балета «Станционный смотритель» и
симфонической поэмы «Радда и Лойко», которая стала дипломной работой Андрея, —
были взяты сюжеты из А. С. Пушкина и М. Горького («Макар Чудра»). Так жанры
первых крупных сочинений — балет и симфоническая музыка — навсегда вошли в круг
творческих интересов композитора.
Творчество
Андрея Петрова очень многообразно. Композитор заявил о себе сразу и
ярко симфонической поэмой «Радда и Лойко», исполненной в Большом Зале
Ленинградской Филармонии, и позже балетом «Берег надежды», который был
поставлен в Театре оперы и балета им. Кирова. Здесь же состоялись премьеры всех
его крупных музыкально-сценических произведений.
Андрей
Павлович очень плодовитый композитор, перу которого принадлежат оперы, балеты,
симфонии, романсы и инструментальные концерты. Наиболее известны из
«некинематографического» наследия Петрова балет «Сотворение мира» и опера «Пётр
Первый», на премьере которого произошел курьез. Автор произведения, измотанный
репетициями, на первом исполнении заснул, сидя в первом ряду партера.
Однако
известен каждому советскому человеку Петров стал благодаря музыке к фильмам.
Дебют Андрея Павловича в кино (музыка к ленте «Человек-Амфибия» режиссеров
Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского) стал триумфальным. Для многих его
имя стало олицетворением новой эпохи. Тогда незатейливую мелодию «Эй моряк, ты
слишком долго плавал!» распевала вся страна. Для молодого, подающего надежды
композитора, дебют в кино ознаменовал следующую ступень в творчестве и
одновременно раскрыл многогранность его дарования. Ведь для картины требовалось
написать и симфоническую, и «подводную фантастическую» музыку, не говоря уж об
изобилии звучащих песен и танцев.
С тех пор
интерес композитора сосредоточился на киномузыке и песне. В короткий срок он
стал в этой области признанным мастером, а созданные для фильмов мелодии — «Я
шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Голубые города», «Песня о друге» —
обрели воистину всенародную популярность. Поэтому не случайно первую
Государственную премию СССР композитор получает за песни: «На кургане», «Песня
о друге», «Я шагаю по Москве». И в это же время пишет симфоническую поэму
«Памяти павших в годы блокады Ленинграда».
В 1967
году Петровым была сочинена и поставлена оперетта «Мы хотим танцевать». Впоследствии
он обращался к этому жанру, создавая совместно с дочерью Ольгой Петровой
мюзиклы «Капитанская дочка» (для Бостонской консерватории, США, «Синяя птица»
(Театр «Рок-опера»). Широкое признание композитору принесли его работы для
музыкального театра, прежде всего балет «Сотворение мира» по рисункам Ж.Эффеля.
Этот балет поставлен на десятках отечественных и зарубежных сцен, а оркестровые
фрагменты из него, объединённые автором в сюиты, вошли в постоянный
филармонический репертуар.
Относительно
поздно пришёл композитор к опере. Ему хочется создать музыкальные портреты
знаковых личностей русской истории. Так, начало XVIII века — новая эпоха в
летописи России. Личность Петра Первого — сложная, противоречивая, — увлекает
композитора. Идёт изучение исторических документов, музыкальных интонаций
петровских времён. Пишутся вокально-симфонические фрески к будущей опере «Пётр
Первый». Начало XIX века — «Пушкин», вокально-поэтическая симфония, а затем
балет «Пушкин. Размышления о поэте». Начало XX века — «Маяковский начинается»,
опера-феерия. Герои музыкального театра Андрея Петрова — центральные персонажи
отечественной истории и культуры. Все они — художники и творцы. Творцом
является и Мастер — герой симфонии «Мастер и Маргарита», а затем и одноимённого
балета.
И опять —
песни, эстрадные пьесы, киномузыка: звучащие фрагменты из многих фильмов получили
широчайшее распространение. С Петровым сотрудничали Станислав Ростоцкий
(«Белый Бим Черное Ухо»), Георгий Данелия («Я шагаю по Москве», «Осенний
марафон») и такой немейнстримовский режиссер, как Алексей Герман («Хрусталев,
машину!»). Подлинным соавтором и талисманом удачи стал Андрей Павлович для
Эльдара Рязанова. Без мелодий Петрова невозможно представить рязановские «Гараж»
и «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и «О бедном гусаре замолвите слово».
Уже в
зрелые годы композитор обращается к крупным концертным формам. Так появляются
Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для фортепиано с оркестром,
симфонические сочинения, являющие слушателю всю палитру оркестрового мастерства
и изобретательности. Среди них — «Романтические вариации», Вариации на тему
Мусоргского «Русь колокольная», симфония «Время Христа», симфонические
транскрипции киномузыки «Уличные мелодии в смокингах» и последнее сочинение,
датированное 2005 годом, — «Прощание с …».
Очень
разные, запечатлевшие светлые и драматичесие стороны действительности,
произведения Андрея Петрова вместе образуют некое органическое целое. Смелые,
порой дерзновенные замыслы композитор воплощает в тонком равновесии нового и
традиционного так, что эти сочинения становятся достоянием широкого круга
слушателей, зрителей. Журналисты часто задавали композитору
провокационный вопрос: «А не обидно ли Вам, что вы стали музыкальным
«тяжеловесом», во многом благодаря «лёгкому» жанру?». Андрей Петров отвечал
так: «Вопрос философский. Действительно, многие композиторы, работающие в
разных жанрах, стесняются того, что сочиняют песни. Но ведь и Бетховена
массовый слушатель знает, как автора простенькой «К Элизе», а Шостаковича
благодаря его романсу из кинофильма «Овод».
Творчество
и талант Андрея Петрова официально подтверждены многочисленными наградами.
Первую премию он получил в 1967 году. Государственную премию СССР — за песни,
написанные в 1965 и 1967 годах — «Песнь о моём отце», «Песня о друге», «Голубые
города», «На кургане», «Я шагаю по Москве»; в 1976 году — за оперу «Пётр Первый».
Премию
«Ника» композитор получил в 1992 году за музыку к картине «Небеса обетованные».
Спустя три года последовала Государственная премия Российской Федерации в
области искусства и литературы за концерт для фортепиано с оркестром и
симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита». В 1999 году — Премия президента России
в области искусства и литературы, и вторая «Ника» за музыкальное сопровождение
фильма «Хрусталёв, машину!».
За
выдающуюся творческую деятельность композитор удостоен многих званий:
заслуженный деятель искусств РСФСР (1972), дважды народный артист СССР (1976,
1980), обладатель орденов Трудового Красного Знамени (1967), Ленина (1985), «За
заслуги перед Отечеством» III (2000) и IV степеней (2005).
Личная
жизнь Андрея Петрова не имела ничего общего со страстями и скандалами, которыми
были наполнены биографии коллег композитора. Более полувека музыкант прожил в
счастливом браке с журналистом Наталией Ефимовной. В 1956 году жена подарила
Андрею Павловичу единственную дочь, названную в честь матери композитора. Ольга
Андреевна пошла по стопам отца, музыку к сериалу «Петербургские тайны» Петровы
писали вместе.
Внуки
Андрея Павловича Манана и Петр, в детстве не знавшие, что автор мелодий,
которым они подпевали, — их дед, сейчас тоже музыканты. Их воспоминания и фото
из семейного архива часто публикуют СМИ. Композитор придумал стиль свадьбы
внучки, состоявшейся через полгода после его кончины — жених, невеста и все
гости были облачены в джинсовую одежду. У Петрова есть правнук Филипп.
Все знакомые
композитора отмечали скромность, вежливость и корректность Андрея Павловича.
Петров запросто общался с соседями и сантехниками, жаркие дни любил проводить
на озере в поселке Осиновая Роща. Единственный элемент роскоши, который
позволял себе музыкант, — ежедневная рюмка дорогого виски перед обедом.
Андрей
Павлович скоропостижно скончался в феврале 2006 года. Причина смерти — инсульт.
За 6 месяцев до кончины композитор написал произведение «Прощание с ...». Когда
журналисты попросили музыканта объяснить название, Петров ответил, что человеку
на протяжении жизни постоянно приходится прощаться — с былыми страстями и
увлечениями, с людьми, которых он больше никогда не увидит.
Композитор
похоронен на втором по престижности погосте Санкт-Петербурга — «Литераторских
мостках» Волковского кладбища. Надгробие на могиле выполнил архитектор Вячеслав
Бухаев, соавтор Чижика-Пыжика на Фонтанке. Открытие памятника Андрею Павловичу
состоялось в день рождения музыканта — 2 сентября 2007 года. В тот же день
стартовал первый Всероссийский конкурс имени композитора, который с тех пор
ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.
Память об
композиторе увековечена в названии театрально-концертного зала Гуманитарного
университета профсоюзов, с которым он сотрудничал. Именем Андрея Петрова
названы сад, возникший на Петроградской стороне на месте безымянного сквера, и
Малая планета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий