понедельник, 2 сентября 2024 г.

Выдающиеся советские композиторы. Андрей Павлович Петров (2 сентября 1930 — 15 февраля 2006).


 Музыка кино.

«Музыку он оставил нам настоящую, начиная с «Человека-амфибии». Он ведь в музыке для этого фильма впервые в России использовал синтезатор. А какие у него там рок-н-роллы! Он как композитор «дышал в ногу со временем» и в поисках нового ничуть не отставал ни от Америки, ни от Европы».   

Юрий Шевчук

Во второй половине 20-го века место, которое прежде принадлежало симфонической музыке и опере, заняла киномузыка. Западным коллегам Нино Роте и Эннио Морриконе не уступали советские композиторы Микаэл Таривердиев, Владимир Дашкевич, Александр Зацепин.

"Вальс" из музыки к фильму "Берегись автомобиля". Композитор А. Петров, дирижер Ю. Силантьев (1968)

Ярчайшим автором музыки к фильмам всех жанров является советский и российский композитор Андрей Павлович Петров, автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки, песен и музыки к многочисленным кинофильмам и драматическим спектаклям.

Андрей Павлович родился ранней осенью 1930 года в Ленинграде в интеллигентной семье. Отец Павел Платонович был хирургом, мать Ольга Петровна — художником.

Во время войны Андрея эвакуировали в сибирский городок Ленинск-Кузнецкий, куда вывезли Ленинградскую консерваторию. Изобилие классических музыкантов привело к открытию в городе первой музыкальной школы, в которой Петров учился играть на скрипке. Подросток не собирался связывать жизнь с музыкой — будущий композитор увлёкся литературой, сочинял рассказы, сам их иллюстрировал и даже начал писать роман.

В 1944 году семья вернулась в Ленинград. По словам Андрея Петрова, решение стать композитором он принял в 1945 году под впечатлением от кинофильма «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Тот вечер Петров вспоминает так: «Это был настоящий шок. Я вышел обалдевший от музыки, от того, как сочиняют на ходу, легко, из пения птиц. Кругом обворожительные женщины, успех, и вся Вена танцует. Вот кем я должен быть! Те час пятнадцать, которые шел фильм, все во мне перевернули. Я решил стать композитором и, не окончив школу, не получив аттестат зрелости, через два месяца после окончания войны поступил в училище имени Римского-Корсакова».

Окончив в 1949 году музыкальное училище Петров поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, где учился по классу композиции у Ореста Александровича Евлахова. Вдохновляющими источниками для творчества юного Андрея Петрова стали история, живопись и, конечно же, литература. Из множества прочитанного молодой человек предпочёл романтическую прозу Пушкина, Грина, Паустовского. И не случайно для первых серьёзных опусов — балета «Станционный смотритель» и симфонической поэмы «Радда и Лойко», которая стала дипломной работой Андрея, — были взяты сюжеты из А. С. Пушкина и М. Горького («Макар Чудра»). Так жанры первых крупных сочинений — балет и симфоническая музыка — навсегда вошли в круг творческих интересов композитора.

Творчество Андрея Петрова очень многообразно. Композитор заявил о себе сразу и ярко симфонической поэмой «Радда и Лойко», исполненной в Большом Зале Ленинградской Филармонии, и позже балетом «Берег надежды», который был поставлен в Театре оперы и балета им. Кирова. Здесь же состоялись премьеры всех его крупных музыкально-сценических произведений.

Андрей Павлович очень плодовитый композитор, перу которого принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы и инструментальные концерты. Наиболее известны из «некинематографического» наследия Петрова балет «Сотворение мира» и опера «Пётр Первый», на премьере которого произошел курьез. Автор произведения, измотанный репетициями, на первом исполнении заснул, сидя в первом ряду партера.

Andrei Petrov – «The Sea and the City» (soviet library music, 1966, USSR)

Однако известен каждому советскому человеку Петров стал благодаря музыке к фильмам. Дебют Андрея Павловича в кино (музыка к ленте «Человек-Амфибия» режиссеров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского) стал триумфальным. Для многих его имя стало олицетворением новой эпохи. Тогда незатейливую мелодию «Эй моряк, ты слишком долго плавал!» распевала вся страна. Для молодого, подающего надежды композитора, дебют в кино ознаменовал следующую ступень в творчестве и одновременно раскрыл многогранность его дарования. Ведь для картины требовалось написать и симфоническую, и «подводную фантастическую» музыку, не говоря уж об изобилии звучащих песен и танцев.

С тех пор интерес композитора сосредоточился на киномузыке и песне. В короткий срок он стал в этой области признанным мастером, а созданные для фильмов мелодии — «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Голубые города», «Песня о друге» — обрели воистину всенародную популярность. Поэтому не случайно первую Государственную премию СССР композитор получает за песни: «На кургане», «Песня о друге», «Я шагаю по Москве». И в это же время пишет симфоническую поэму «Памяти павших в годы блокады Ленинграда».

Творческий вечер композитора Андрея Петрова (1968)

В 1967 году Петровым была сочинена и поставлена оперетта «Мы хотим танцевать». Впоследствии он обращался к этому жанру, создавая совместно с дочерью Ольгой Петровой мюзиклы «Капитанская дочка» (для Бостонской консерватории, США, «Синяя птица» (Театр «Рок-опера»). Широкое признание композитору принесли его работы для музыкального театра, прежде всего балет «Сотворение мира» по рисункам Ж.Эффеля. Этот балет поставлен на десятках отечественных и зарубежных сцен, а оркестровые фрагменты из него, объединённые автором в сюиты, вошли в постоянный филармонический репертуар.

Относительно поздно пришёл композитор к опере. Ему хочется создать музыкальные портреты знаковых личностей русской истории. Так, начало XVIII века — новая эпоха в летописи России. Личность Петра Первого — сложная, противоречивая, — увлекает композитора. Идёт изучение исторических документов, музыкальных интонаций петровских времён. Пишутся вокально-симфонические фрески к будущей опере «Пётр Первый». Начало XIX века — «Пушкин», вокально-поэтическая симфония, а затем балет «Пушкин. Размышления о поэте». Начало XX века — «Маяковский начинается», опера-феерия. Герои музыкального театра Андрея Петрова — центральные персонажи отечественной истории и культуры. Все они — художники и творцы. Творцом является и Мастер — герой симфонии «Мастер и Маргарита», а затем и одноимённого балета.

И опять — песни, эстрадные пьесы, киномузыка: звучащие фрагменты из многих фильмов получили широчайшее распространение. С Петровым сотрудничали Станислав Ростоцкий («Белый Бим Черное Ухо»), Георгий Данелия («Я шагаю по Москве», «Осенний марафон») и такой немейнстримовский режиссер, как Алексей Герман («Хрусталев, машину!»). Подлинным соавтором и талисманом удачи стал Андрей Павлович для Эльдара Рязанова. Без мелодий Петрова невозможно представить рязановские «Гараж» и «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и «О бедном гусаре замолвите слово».

Композитор Андрей Петров. Нужна хорошая мелодия. Фильм-концерт (1980)

Уже в зрелые годы композитор обращается к крупным концертным формам. Так появляются Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для фортепиано с оркестром, симфонические сочинения, являющие слушателю всю палитру оркестрового мастерства и изобретательности. Среди них — «Романтические вариации», Вариации на тему Мусоргского «Русь колокольная», симфония «Время Христа», симфонические транскрипции киномузыки «Уличные мелодии в смокингах» и последнее сочинение, датированное 2005 годом, — «Прощание с …».

Очень разные, запечатлевшие светлые и драматичесие стороны действительности, произведения Андрея Петрова вместе образуют некое органическое целое. Смелые, порой дерзновенные замыслы композитор воплощает в тонком равновесии нового и традиционного так, что эти сочинения становятся достоянием широкого круга слушателей, зрителей. Журналисты часто задавали композитору провокационный вопрос: «А не обидно ли Вам, что вы стали музыкальным «тяжеловесом», во многом благодаря «лёгкому» жанру?». Андрей Петров отвечал так: «Вопрос философский. Действительно, многие композиторы, работающие в разных жанрах, стесняются того, что сочиняют песни. Но ведь и Бетховена массовый слушатель знает, как автора простенькой «К Элизе», а Шостаковича благодаря его романсу из кинофильма «Овод».

Творчество и талант Андрея Петрова официально подтверждены многочисленными наградами. Первую премию он получил в 1967 году. Государственную премию СССР — за песни, написанные в 1965 и 1967 годах — «Песнь о моём отце», «Песня о друге», «Голубые города», «На кургане», «Я шагаю по Москве»; в 1976 году — за оперу «Пётр Первый».

Премию «Ника» композитор получил в 1992 году за музыку к картине «Небеса обетованные». Спустя три года последовала Государственная премия Российской Федерации в области искусства и литературы за концерт для фортепиано с оркестром и симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита». В 1999 году — Премия президента России в области искусства и литературы, и вторая «Ника» за музыкальное сопровождение фильма «Хрусталёв, машину!».

За выдающуюся творческую деятельность композитор удостоен многих званий: заслуженный деятель искусств РСФСР (1972), дважды народный артист СССР (1976, 1980), обладатель орденов Трудового Красного Знамени (1967), Ленина (1985), «За заслуги перед Отечеством» III (2000) и IV степеней (2005).

Личная жизнь Андрея Петрова не имела ничего общего со страстями и скандалами, которыми были наполнены биографии коллег композитора. Более полувека музыкант прожил в счастливом браке с журналистом Наталией Ефимовной. В 1956 году жена подарила Андрею Павловичу единственную дочь, названную в честь матери композитора. Ольга Андреевна пошла по стопам отца, музыку к сериалу «Петербургские тайны» Петровы писали вместе.

Внуки Андрея Павловича Манана и Петр, в детстве не знавшие, что автор мелодий, которым они подпевали, — их дед, сейчас тоже музыканты. Их воспоминания и фото из семейного архива часто публикуют СМИ. Композитор придумал стиль свадьбы внучки, состоявшейся через полгода после его кончины — жених, невеста и все гости были облачены в джинсовую одежду. У Петрова есть правнук Филипп.

Все знакомые композитора отмечали скромность, вежливость и корректность Андрея Павловича. Петров запросто общался с соседями и сантехниками, жаркие дни любил проводить на озере в поселке Осиновая Роща. Единственный элемент роскоши, который позволял себе музыкант, — ежедневная рюмка дорогого виски перед обедом.

Андрей Павлович скоропостижно скончался в феврале 2006 года. Причина смерти — инсульт. За 6 месяцев до кончины композитор написал произведение «Прощание с ...». Когда журналисты попросили музыканта объяснить название, Петров ответил, что человеку на протяжении жизни постоянно приходится прощаться — с былыми страстями и увлечениями, с людьми, которых он больше никогда не увидит.

Композитор похоронен на втором по престижности погосте Санкт-Петербурга — «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Надгробие на могиле выполнил архитектор Вячеслав Бухаев, соавтор Чижика-Пыжика на Фонтанке. Открытие памятника Андрею Павловичу состоялось в день рождения музыканта — 2 сентября 2007 года. В тот же день стартовал первый Всероссийский конкурс имени композитора, который с тех пор ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.

«Концерт ко Дню Рождения композитора Андрея Петрова» 02.09.2019

Память об композиторе увековечена в названии театрально-концертного зала Гуманитарного университета профсоюзов, с которым он сотрудничал. Именем Андрея Петрова названы сад, возникший на Петроградской стороне на месте безымянного сквера, и Малая планета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий