Дорогие
друзья! 6 сентября 1941 года в Челябинске родился джазовый гитарист и
композитор Алексей Алексеевич Кузнецов. Его отец, Алексей Алексеевич Кузнецов-старший,
был также известным джазовым гитаристом и играл в Государственном Джазе СССР с
1938-го года, затем много лет проработал в знаменитом в 50-е годы
инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова и в
эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения
под управлением Юрия Силантьева с 1955-го по 62-й годы. Мать музыканта работала
преподавателем иностранных языков в МГПИИЯ имени Мориса Тореза.
Алексей Кузнецов-младший получил среднее музыкальное образование, закончив московское музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу домры. Существует легенда, что Кузнецов тогда уже вовсю играл на гитаре, а после сдачи последнего экзамена публично разбил домру о дерево во дворе училища, но сам он это отрицает – говорит, что домра до сих пор хранится где-то в его московской квартире.
После
окончания училища Алексей Кузнецов поступил на работу в эстрадно-симфонический
оркестр Гостелерадио СССР под управлением Юрия Силантьева, где он проработал 13
лет, пока оркестр окончательно не превратился в аккомпанирующий состав
официозных эстрадных певцов. С 1975 года Алексей Алексеевич перешел на работу в
Государственный симфонический оркестр кинематографии и принимал активное
участие в записи музыки для огромного количества популярных кинофильмов, таких
как "Семнадцать мгновений весны", "Мимино",
"Гардемарины вперед" и многих других. Именно его гитара звучит в теме
к многосерийному фильму "Семнадцать мгновений весны" Таривердиева.
Джазовая
работа Алексея Кузнецова началась еще в 60-е годы. Уже в 1963-м он играет в
дуэте с гитаристом Николаем Громиным, ранее участником легендарного квинтета
Вадима Сакуна, с которым Громин первым из советских джазовых гитаристов ездил
за рубеж на варшавский "Джаз-джембори-62", заслужив своим выступлением
там опубликованную в "Down Beat" похвалу трубача Дона Эллиса.
Первоначально
Кузнецов в дуэте с Громиным больше выполнял аккомпанирующую роль, но уже в
конце 60-х годов дуэт зазвучал на равных. В дуэте с Николаем Громиным Кузнецов
работал очень много, выпустил две LP пластинки ("Джанго", 1977, и
"Десять лет спустя", 1989). В начале 80-х Громин перебрался в Данию,
но часто приезжал в Москву и обязательно выступал с Кузнецовым, до своего ухода
из жизни 17 февраля в Копенгагене.
Кроме
работы с Громиным, Кузнецов в 60-е годы много записывался. Первая его
грамзапись – номер на сборнике "Джаз-65" в квартете пианиста
Владимира Кулля. Затем появились записи с Игорем Брилем, пианистом Вагифом
Садыховым и вибрафонистом Леонидом Гариным. Алексей Кузнецов участвовал в одной
из первых советских симфоджазовых записей – сессиях композитора Алексея
Мажукова, организованных в 1967-69 годы с участием Игоря Бриля, Геннадия
Гольштейна и других известных музыкантов. В рамках этих сессий впервые была
записана одна из самых известных авторских тем Кузнецова – "Алеша".
В 70-е
годы Кузнецов много работал с пианистом Леонидом Чижиком. Один из результатов
этого сотрудничества – LP альбом "Мелодии Джорджа Гершвина",
записанный в трио Чижик-Кузнецов-Алексей Исплатовский (контрабас).
Когда в
1975 году Кузнецов перешел в Оркестр кинематографии, он создал внутри него
джазовый квартет с участием Алексея Исплатовского, Игоря Назарука (фортепиано)
и Андрея Чернышева (барабаны). Квартет выпустил на "Мелодии" LP
"Утверждение" и выступил на "Джаз-Джембори-79" в Варшаве.
Кроме чисто джазовой работы, квартет Кузнецова много работал с известным
композитором Мурадом Кажлаевым, став его "штатным" составом для
записей и концертов.
Наконец,
в начале 80-х годов Алексей Кузнецов выпускает первую сольную пластинку –
"Голубой коралл". Часть ее записана соло, часть – с Исплатовским,
Назаруком и другими музыкантами. В 1996 году этот альбом с добавлением других
записей тех же лет был переиздан на CD лейблом "SoLyd Records" под
названием "Голубой коралл плюс".
В течение
80-х Кузнецов регулярно выступает в разных составах на международных фестивалях
в Европе, США с ансамблем Игоря Бриля, а также в странах Юго-Восточной Азии. В
апреле 1988 года музыкант со своим тогдашним трио в составе трубача Александра
Фишера и контрабасиста Анатолия Соболева впервые в истории играл в прямом эфире
для космического экипажа – Владимира Титова и Мусы Манарова, на тот момент
работавших в космосе пятый месяц.
В конце
80-х выходит еще один альбом – "Концерт в Олимпийской деревне",
записанный с вибрафонистом Сергеем Чернышёвым, бас-гитаристом Александром
Ростоцким и барабанщиком Евгением Рябым.
В 90-е
годы Алексей Кузнецов продолжает активно выступать в самых разных составах.
Работает консультантом музыкального салона "Аккорд", где ведет
регулярные еженедельные мастер-классы. В эти годы Алексей Алексеевич получает
звание "Заслуженный артист России" и готовит учебные видеопрограммы.
Им написан учебник "Из практики джазового гитариста".
Наиболее
заметные проекты конца 90-х годов: первое "Супертрио" с пианистом
Даниилом Крамером и альт-саксофонистом Георгием Гараняном, трио с валторнистом
Аркадием Шилклопером, второе "Супертрио" с аккордеонистом Владимиром
Данилиным и бас-гитаристом Александром Ростоцким, с которым он участвовал в
записи выпущенного лейблом "Boheme Music" альбома "Once I
Loved".
В
последующие годы Алексей Алексеевич много гастролирует, выступает в различных
составах, со многими известными артистами и джазовыми музыкантами, принимает
участие в огромном количестве международных джазовых фестивалей, работает на
радио и телевидении, участвуя в просветительских программах о гитаре и джазе.
В свои
годы Алексей Кузнецов всё еще полон сил и энергии, и его можно довольно часто
видеть и слышать на различных джазовых площадках. Например, в джаз-клубе
Алексея Козлова.
Материал
подготовлен в соответствии с официальной страницей музыканта:
www.alekseykuznetsov.ru/
С
уваЖЕНИем, Гимер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий