пятница, 6 сентября 2024 г.

Флагман советского джаза. Алексей Алексеевич Кузнецов (р. 6 сентября 1941 года).

Советский джаз

Дорогие друзья! 6 сентября 1941 года в Челябинске родился джазовый гитарист и композитор Алексей Алексеевич Кузнецов. Его отец, Алексей Алексеевич Кузнецов-старший, был также известным джазовым гитаристом и играл в Государственном Джазе СССР с 1938-го года, затем много лет проработал в знаменитом в 50-е годы инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова и в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения под управлением Юрия Силантьева с 1955-го по 62-й годы. Мать музыканта работала преподавателем иностранных языков в МГПИИЯ имени Мориса Тореза.

Алексей Кузнецов - "Джанго"

Игорь Бриль и Алексей Кузнецов "Без свинга нет жизни". Диалоги Игоря Бриля (1986)

Алексей Кузнецов-младший получил среднее музыкальное образование, закончив московское музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу домры. Существует легенда, что Кузнецов тогда уже вовсю играл на гитаре, а после сдачи последнего экзамена публично разбил домру о дерево во дворе училища, но сам он это отрицает – говорит, что домра до сих пор хранится где-то в его московской квартире.

После окончания училища Алексей Кузнецов поступил на работу в эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР под управлением Юрия Силантьева, где он проработал 13 лет, пока оркестр окончательно не превратился в аккомпанирующий состав официозных эстрадных певцов. С 1975 года Алексей Алексеевич перешел на работу в Государственный симфонический оркестр кинематографии и принимал активное участие в записи музыки для огромного количества популярных кинофильмов, таких как "Семнадцать мгновений весны", "Мимино", "Гардемарины вперед" и многих других. Именно его гитара звучит в теме к многосерийному фильму "Семнадцать мгновений весны" Таривердиева.

Джазовая работа Алексея Кузнецова началась еще в 60-е годы. Уже в 1963-м он играет в дуэте с гитаристом Николаем Громиным, ранее участником легендарного квинтета Вадима Сакуна, с которым Громин первым из советских джазовых гитаристов ездил за рубеж на варшавский "Джаз-джембори-62", заслужив своим выступлением там опубликованную в "Down Beat" похвалу трубача Дона Эллиса.

Первоначально Кузнецов в дуэте с Громиным больше выполнял аккомпанирующую роль, но уже в конце 60-х годов дуэт зазвучал на равных. В дуэте с Николаем Громиным Кузнецов работал очень много, выпустил две LP пластинки ("Джанго", 1977, и "Десять лет спустя", 1989). В начале 80-х Громин перебрался в Данию, но часто приезжал в Москву и обязательно выступал с Кузнецовым, до своего ухода из жизни 17 февраля в Копенгагене.

Игорь Бриль и Алексей Кузнецов "Без свинга нет жизни". Диалоги Игоря Бриля (1986)

Кроме работы с Громиным, Кузнецов в 60-е годы много записывался. Первая его грамзапись – номер на сборнике "Джаз-65" в квартете пианиста Владимира Кулля. Затем появились записи с Игорем Брилем, пианистом Вагифом Садыховым и вибрафонистом Леонидом Гариным. Алексей Кузнецов участвовал в одной из первых советских симфоджазовых записей – сессиях композитора Алексея Мажукова, организованных в 1967-69 годы с участием Игоря Бриля, Геннадия Гольштейна и других известных музыкантов. В рамках этих сессий впервые была записана одна из самых известных авторских тем Кузнецова – "Алеша".

Алексей Кузнецов – «Алеша»

В 70-е годы Кузнецов много работал с пианистом Леонидом Чижиком. Один из результатов этого сотрудничества – LP альбом "Мелодии Джорджа Гершвина", записанный в трио Чижик-Кузнецов-Алексей Исплатовский (контрабас).

Когда в 1975 году Кузнецов перешел в Оркестр кинематографии, он создал внутри него джазовый квартет с участием Алексея Исплатовского, Игоря Назарука (фортепиано) и Андрея Чернышева (барабаны). Квартет выпустил на "Мелодии" LP "Утверждение" и выступил на "Джаз-Джембори-79" в Варшаве. Кроме чисто джазовой работы, квартет Кузнецова много работал с известным композитором Мурадом Кажлаевым, став его "штатным" составом для записей и концертов.

Наконец, в начале 80-х годов Алексей Кузнецов выпускает первую сольную пластинку – "Голубой коралл". Часть ее записана соло, часть – с Исплатовским, Назаруком и другими музыкантами. В 1996 году этот альбом с добавлением других записей тех же лет был переиздан на CD лейблом "SoLyd Records" под названием "Голубой коралл плюс".

В течение 80-х Кузнецов регулярно выступает в разных составах на международных фестивалях в Европе, США с ансамблем Игоря Бриля, а также в странах Юго-Восточной Азии. В апреле 1988 года музыкант со своим тогдашним трио в составе трубача Александра Фишера и контрабасиста Анатолия Соболева впервые в истории играл в прямом эфире для космического экипажа – Владимира Титова и Мусы Манарова, на тот момент работавших в космосе пятый месяц.

Алексей Кузнецов – «Всего шесть струн» (1984)

В конце 80-х выходит еще один альбом – "Концерт в Олимпийской деревне", записанный с вибрафонистом Сергеем Чернышёвым, бас-гитаристом Александром Ростоцким и барабанщиком Евгением Рябым.

В 90-е годы Алексей Кузнецов продолжает активно выступать в самых разных составах. Работает консультантом музыкального салона "Аккорд", где ведет регулярные еженедельные мастер-классы. В эти годы Алексей Алексеевич получает звание "Заслуженный артист России" и готовит учебные видеопрограммы. Им написан учебник "Из практики джазового гитариста".

Наиболее заметные проекты конца 90-х годов: первое "Супертрио" с пианистом Даниилом Крамером и альт-саксофонистом Георгием Гараняном, трио с валторнистом Аркадием Шилклопером, второе "Супертрио" с аккордеонистом Владимиром Данилиным и бас-гитаристом Александром Ростоцким, с которым он участвовал в записи выпущенного лейблом "Boheme Music" альбома "Once I Loved".

Алексей Кузнецов – «Голубой коралл»

В последующие годы Алексей Алексеевич много гастролирует, выступает в различных составах, со многими известными артистами и джазовыми музыкантами, принимает участие в огромном количестве международных джазовых фестивалей, работает на радио и телевидении, участвуя в просветительских программах о гитаре и джазе.

В свои годы Алексей Кузнецов всё еще полон сил и энергии, и его можно довольно часто видеть и слышать на различных джазовых площадках. Например, в джаз-клубе Алексея Козлова.

Материал подготовлен в соответствии с официальной страницей музыканта: www.alekseykuznetsov.ru/

С уваЖЕНИем, Гимер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий