Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.
Г. Ларош
Дорогие
друзья! 8 сентября 1841 года родился великий чешский композитор Антонин
Дворжак (Antonín Leopold Dvořák). В своем последнем инструментальном сочинении —
написанной в эпических тонах симфонической поэме «Богатырская песнь», впервые прозвучавшей под управлением
Г. Малера и по праву
считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор
запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути с подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой
и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным
национальным идеалам искусства и труда.
Подобно другим музыкантам эпохи романтизма, включая Чайковского и Грига, он активно использовал в своем творчестве народные мелодии и танцевальные ритмы. Творчество этого композитора до сих пор продолжает вдохновлять джазовых музыкантов, как музыка североамериканских индейцев и спиричуэлсы когда-то вдохновляли и самого Дворжака.
Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841 года в деревне
Нелагозевес у берегов Влтавы, примерно в тридцати километрах от Праги. Отец —
содержатель небольшой корчмы, мясник по профессии, дела которого год от года
ухудшались. Семье грозила нищета. Не помог и переезд в город Злонице. Антонин
как старший среди восьми детей с тринадцати лет должен был помогать отцу — он
два года проработал помощником мясника на городской бойне. Но страсть к музыке
определилась еще в детские годы: Антонин играл на скрипке, потом обучился игре
на альте и на органе.
Осенью 1857 года, шестнадцати лет, Дворжак был принят
в пражскую Органную школу, где учился композиции. Вскоре затем поступил
альтистом в оркестр, принимая участие в исполнении произведений разных авторов
— от Моцарта и Бетховена до Шумана и Вагнера. Много ему дала работа в оркестре
оперного театра, где Дворжак служил десять лет — с 1867 по 1877 год — и под
управлением Сметаны играл на премьерах «Бранденбуржцев в Чехии», «Проданной
невесты» и «Далибора».
Это десятилетие — время настойчивых творческих
исканий. Бетховен и Шуберт, Вагнер и Лист являлись в те годы любимыми
композиторами Дворжака. С огромным уважением он относился к Сметане, хотя из-за
происков недоброжелателей не стал его близким другом. И Сметана тепло относился
к своему младшему собрату: «Раз у меня есть столь знаменитый соперник,
— сказал он незадолго до смерти,
— значит можно радоваться расцвету
нашей музыки».
Дворжак пишет множество произведений самых разных
жанров — мессы, вокальные, симфонические и камерно-инструментальные сочинения.
Но подавляющее их большинство позже уничтожает. Среди сохранившихся, но не
опубликованных при жизни композитора четыре симфонии: в 1865 году были написаны
две симфонии (первая из них называется «Колокола Злонице»), а в 1873—1874 годах
— еще две. Интерес представляет также вокальный цикл «Кипарисы», содержащий
восемнадцать песен (1865); к этим песням Дворжак неоднократно возвращался на
протяжении своей жизни (Четыре песни в новой редакции Дворжак издал в 1882 году
как ор. 2, а еще восемь под названием «Песни любви» ор. 83 — в 1888 году. Он
также переложил их для струнного квартета.). Он пробует свои силы и в области
музыкального театра: в 1870 году создает по образцу вагнеровских музыкальных
драм оперу «Альфред» (датский средневековый сюжет из рыцарской жизни), а в
следующем году — оперу на популярную в Чехии народную сказку «Король и
угольщик». Однако обе они тогда не были поставлены (премьера «Короля и
угольщика» в новой редакции состоялась в 1874 году). Более удачной оказалась
одноактная опера «Упрямцы» (1874), выдержанная в характере «Проданной невесты»
Сметаны.
Решающее значение в формировании Дворжака как
национального художника имели два произведения: патриотическая кантата
«Наследники Белой горы» для смешанного хора и оркестра (исполнена в 1873 году)
и вокальные «Моравские дуэты» на народные тексты (три цикла, всего двадцать
один дуэт, 1875—1877 годы). Это — высокохудожественные сочинения зрелого мастера.
Итак, к середине 70-х годов определяется самобытная
художественная индивидуальность Дворжака. Одно за другим, причем в немыслимо
короткие сроки, создает он сочинения, покоряющие эмоциональной
непосредственностью и свежестью. «Я был бы счастлив, — говорил Брамс,— если бы мне пришло в голову в
качестве главной темы то, что Дворжак поручает побочным голосам...». Но дело не
только в этом — поражает широта охвата всех жанров музыкального искусства.
Правда, оперы менее удаются Дворжаку из-за его недостаточной требовательности к
драматургическим и литературным качествам либретто, но и в этом жанре он со
временем добьется признания.
В 1873 году Дворжак женился. Теперь ему надо
прокормить семью, но нет издателя, который согласился бы напечатать его
сочинения, а концерты не приносят дохода. Тридцатичетырехлетний композитор в
1875 году возбуждает ходатайство о предоставлении ему государственной
стипендии. В составе венского жюри, утверждавшего кандидатуры стипендиатов, был
Иоганнес Брамс. С необычайной теплотой он отнесся к чешскому музыканту и, не
ограничившись тем, что добился необходимой денежной премии, горячо рекомендовал
его своему издателю.
Вскоре, в 1879 году, состоялось личное знакомство
Дворжака с Брамсом: чувство глубокой приязни связывало их на протяжении почти
двух десятилетий. Ни к кому из современных композиторов Брамс не относился так
сердечно, как к Дворжаку. Он следил буквально за каждым его шагом, оказывал
безграничную поддержку своему другу (даже правил корректуру его сочинений!).
«Меня интересует каждая его нота, — говорил Брамс.— Я его искренне люблю как художника и
человека». Так же мог сказать и Дворжак про Брамса: он преклонялся перед
авторитетом венского мастера и гордился оказанным ему доверием. Короче говоря,
Брамс сыграл в жизни Дворжака ту же роль, что и Шуман в творческой биографии
самого Брамса.
В конце 70-х годов приходит к Дворжаку признание на
родине, а к началу следующего десятилетия и за рубежом, в чем немалую роль
сыграли его знаменитые «Славянские танцы». Впервые Дворжак встал за дирижерский
пульт в Праге в 1878 году — весь концерт был посвящен его произведениям.
Начиная со следующего года лучший венский дирижер Ганс Рихтер систематически
включает их в свои программы. А в 1884 году с триумфом проходят гастроли
Дворжака в Лондоне — он становится здесь желанным гостем (Дворжак девять раз
выезжал на гастроли в Англию: в 1884—1886, 1890—1891 и 1896 годах.). Позже
Кембриджский университет присуждает ему почетное звание доктора наук (в конце
XIX века это звание было присвоено также Чайковскому и Григу).
* * *
Окрепшее национальное самосознание Дворжака выдвинуло
его в первые ряды чешских музыкантов; он стал, вслед за Сметаной, признанным
главой отечественной школы.
Четко обозначилась лирико-бытовая струя в его
творчестве, связанная с отражением песенно-танцевальной народной стихии. Это
имело место в опере «Упрямцы» и было далее развито в другом произведении
Дворжака на сюжет, аналогичный «Проданной невесте», — опере «Хитрый крестьянин» (1877), премьера которой
ознаменовалась большим успехом. В том же ряду стоит и одна из лучших его опер —
«Якобинец» (1888).
Поэтическое претворение народно-музыкальных образов
находит яркое отражение и в симфонических, и в камерно-инструментальных
сочинениях Дворжака. Здесь эти образы приобретают более интимную, душевную
либо, наоборот, драматическую или героическую трактовку: все окрашено в тона
взволнованного личного высказывания, на всем лежит отпечаток неповторимой
индивидуальности художника. Среди произведений 70—80-х годов: фортепианный
концерт g-moll (1876), скрипичный концерт a-moll (1880), Вторая симфония d-moll
(1885), Третья симфония F-dur (1875, новая редакция 1887), Четвертая симфония
G-dur (1889), струнный квартет Es-dur (1879), фортепианный квинтет A-dur (1887)
и другие.
Особую склонность Дворжак питал к передаче
народно-легендарных или фантастических образов. Примером может служить
упомянутый гимн «Наследники Белой горы». Большую ценность представляет также
вокально-симфоническая баллада «Свадебные рубашки» (1884). Но высшее достижение
Дворжака в этом плане — оратория «Святая Людмила» для солистов, хора и оркестра
(1886), которая сыграла выдающуюся роль в истории чешского ораториального
творчества. Легендарные или сказочно-фантастические образы мы находим также в
оперном творчестве Дворжака начиная с названного выше «Короля и угольщика» и
кончая лучшими произведениями последнего периода — «Черт и Кача» и «Русалка».
Эти образы присущи и его симфоническим произведениям: таковы, например, десять
легенд для оркестра (1881) или замечательная «Гуситская увертюра» (1883),
близкая по своему мужественно-воинственному духу таким поэмам Сметаны, как
«Табор» или «Бланик». Но в связи с преимущественно лирической сущностью
дарования Дворжака ему менее удавались оперы, в сюжетах которых главенствовала
героическая тематика («Альфред», «Ванда», «Армида»).
Есть еще другая особенность, свойственная Дворжаку: в
отличие от автора «Проданной невесты», он обращался не только к чешской, но и к
моравской (вспомним его знаменитые вокальные дуэты), и к словацкой песенности.
Более того, в связи с воздействием идей «славянской взаимности»,
способствовавших активному общению славянских культур, в произведениях Дворжака
широкое применение нашли сюжеты, музыкальные напевы и ритмы братских народов.
На рубеже 70—80-х годов явственно обозначился у него этот интерес.
Именно тогда были созданы прославившие Дворжака на
весь мир «Славянские танцы» (сначала были задуманы для фортепиано в четыре
руки, затем переложены для оркестра; первая тетрадь — 1878, вторая тетрадь —
1886). Словацкий одземек, польская мазурка и полонез, южнославянское коло здесь
сопоставляются с полькой, соуседской, скочной, фуриантом и другими чешскими
танцами. Незадолго до того Дворжак написал «Славянские рапсодии» для оркестра
(1878), в которых, в частности, использованы выразительные особенности
украинской думы. (Жанр думы распространен не только на Украине, но и у других
славянских народов. Для него типично сопоставление двух контрастных образов:
лирического запева (нередко повторяется либо варьируется в середине или в конце
пьесы) и эпического повествования. Характер последнего изменчив: то
драматичный, то оживленно танцевальный, то фантастический, чем подчеркивается
легендарный склад этого повествования.) Подобные образы богато представлены в
его симфонических и камерно-инструментальных сочинениях (см., например, вторые
части Третьей симфонии или А-dur'ного фортепианного квинтета). А одно из
наиболее самобытных среди последних так и называется: «Думки» для фортепиано,
скрипки и виолончели (1891).
Наконец, для Дворжака показательно также обращение в
опере «Ванда» (1875) к польскому историко-патриотическому сюжету, а в опере
«Димитрий» (1882) — к событиям русской истории XVII века (В последней опере
речь идет о Самозванце, воцарившемся вместе с Маринои Мнишек на московском
престоле. Сюжет произведения, однако, грешит произвольными домыслами,
противоречащими исторической правде.). Оба эти произведения, правда, не могут
быть причислены к творческим удачам композитора, но они содержат немало
выразительной музыки, особенно в хоровых сценах, где проявилось глубокое знание
композитором песенной культуры братских славянских народов.
Так в многообразных направлениях проявляла себя
творческая энергия Дворжака. Она развивалась и вглубь, и вширь в напряженном,
вдохновенном труде, на что указывал сам композитор: «Сочинение — нелегкое дело.
Начать можно только тогда, когда чем-либо воодушевлен». В таком «воодушевлении»
он пребывал непрестанно. Но будучи остро восприимчивым, эмоционально
непосредственным художником, Дворжак в то же время крайне требовательно
относился к профессиональной работе композитора: «Что в сердце выношено,
— учил он,— хорошо, но голосоведение
должно быть чистым. Автор ответствен за каждый голос в своем сочинении вне
зависимости от того, главный ли это голос или побочный».
Столь же беспощадно Дворжак критиковал собственное
творчество. Свои первые пять струнных квартетов он оставил в рукописи, не
опубликовав их. Та же участь постигла четыре ранние симфонии, написанные между
1865 и 1874 годами; лишь с 1880 года Дворжак снабдил нумерацией последующие
пять симфоний.
Все это — свидетельства исключительно интенсивной
творческой жизни Дворжака — гениального музыканта и мудрого мастера.
* * *
Важным событием в его биографии отмечен 1888 год:
Дворжак познакомился с Чайковским. Это была знаменательная встреча двух
выдающихся славянских композиторов, вступивших в пору высшего расцвета своей
творческой деятельности (и по годам они были почти ровесниками). «Вы — великий
художник»,— писал Чайковский Дворжаку. А тот поделился с ним мыслями о музыке
«Онегина»: «С радостью признаюсь, что Ваша опера произвела на меня большое и
глубокое впечатление — именно такое, какое я всегда ожидаю от настоящего художественного
творения, и не задумываюсь сказать, что ни одно из Ваших сочинений мне так не
понравилось, как Ваш «Онегин». Это чудное сочинение, полное теплого чувства и
поэзии, разработанное до деталей, короче говоря: это музыка, манящая к себе и
проникающая столь глубоко в душу, что ее нельзя забыть».
Тесная дружба связывала Дворжака с Чайковским — они
почувствовали друг в друге родственные души. Неудивительно, что сразу же по
возвращении на родину автор «Онегина» начал хлопотать о вызове Дворжака на
гастроли в Россию. Они состоялись в 1890 году; в авторских концертах, прошедших
с огромным успехом в Москве и Петербурге, Дворжак исполнил Первую и Третью
симфонии, Симфонические вариации на собственную тему, Славянскую рапсодию и
другие свои произведения.
Вообще, в 90-х годах Дворжак много концертирует как
дирижер — исполнитель собственных сочинений — в Лондоне, Берлине, Будапеште,
Нью-Йорке и других городах Европы и Америки. Но лучше всего себя чувствует на
родине, где с 1890 года возглавляет композиторский класс в Пражской
консерватории. Всего с перерывами он преподавал здесь около десяти лет. Осенью
1892 года Дворжак покинул Чехию на два с половиной года: желая обеспечить
семью, он отправился в Соединенные Штаты, где ему были предложены выгодные
материальные условия для работы в качестве дирижера и руководителя Нью-Йоркской
консерватории.
Несмотря на большую занятость (В обязанности Дворжака
входили трехчасовые ежедневные занятия по композиции и инструментовке; помимо
того, ежегодно в течение восьми месяцев он должен был дать четыре концерта со
студенческим оркестром в Нью-Йорке и шесть — в других американских городах.),
Дворжак не упускал возможности познакомиться на чужбине с жизнью простых людей:
проводил долгие часы в порту, беседуя с рабочими, а среди учеников большое
внимание уделял неграм. Бывал он и в сельских местностях: например, с радостью
провел летние месяцы в штате Айова, где гостил на ферме в местечке Спиллвиль у
своих друзей — выходцев из Чехии.
Вскоре созрел у него замысел новой симфонии, девятой
по счету, если иметь в виду ранние сочинения, но известной как Пятая. Это —
последняя и самая популярная симфония Дворжака, которую он снабдил
подзаголовком «Из Нового Света» (так называли тогда Америку). Ее премьера,
состоявшаяся в Нью-Йорке в 1893 году под руководством дирижера Антона Зейдля,
сопровождалась триумфальным успехом (бурные аплодисменты после второй части,
овации после финала) (Столь же триумфально прошла премьера в Вене в 1896 году
(дирижер Ганс Рихтер). Первое исполнение в Праге состоялось в 1894 году.).
Спустя год Дворжак создал в США другое выдающееся произведение — виолончельный
концерт h-moll (Премьера под управлением автора — в Лондоне в 1896 году.),
окончательная редакция которого была завершена уже по возвращении на родину.
Наступает последний период в жизни чешского мастера. В
консерватории он окружен плеядой учеников: Дворжак воспитал около пятидесяти
музыкантов, среди которых ставшие впоследствии крупными композиторами и
общественными деятелями Витезслав Новак, Йозеф Сук, Оскар Недбал (известен и
как дирижер), а также болгарский композитор Добри Христов. Произведения
Дворжака повсеместно исполняются, а список их все растет.
В области симфонической композитора начинает более
привлекать программная музыка. Еще до отъезда в Америку он написал три увертюры
— «Среди природы», «Карнавал», «Отелло» (1891—1892), а вскоре по возвращении в
Чехию — четыре симфонические поэмы, в которых использовал сюжеты народных
легенд (в поэтическом изложении Эрбена): «Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка»
и «Лесной голубь» (1896). Год спустя Дворжак написал свое последнее оркестровое
произведение — «Богатырскую песнь». Как и в «Гуситской увертюре», в этой поэме,
четыре части которой слиты воедино, ярко запечатлелась героико-эпическая струя
в его творчестве.
Поэтичные же зарисовки родной природы, лирические
настроения представлены в «Думках» для фортепианного трио, фортепианных циклах
«Поэтические картинки» (1889), «Восьми юморесках» (1894), фортепианном квартете
Es-dur (1887) и, естественно, во многих оркестровых сочинениях, в том числе
симфониях и названных выше программных увертюрах.
Эти разные творческие струи наличествуют в двух лучших
операх Дворжака: комической — «Черт и Кача» (1899) и лирической — «Русалка»
(1900) (Последняя его опера — «Армида» (1903) на героико-фантастическнй сюжет
поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» — в целом не удалась Дворжаку.).
Как и в последних четырех симфонических поэмах, Дворжак обращается здесь к
излюбленной им сфере народной чешской сказочности, добиваясь высокого
совершенства выражения. Небывало большой успех выпал на долю «Русалки», этого
поистине классического произведения чешского музыкального театра: на родине
композитора она не уступает в популярности «Проданной невесте» Сметаны.
Но после премьеры «Русалки», состоявшейся в 1901 году,
Дворжаку суждено было прожить уже недолго: он скончался от кровоизлияния в мозг
1 мая 1904 года. Через несколько дней в Праге были
организованы пышные похороны — тысячи людей собрались на улицах, чтобы отдать
дань человеку, чей талант и любовь к родине открыли чешскую музыку для всего
мира.
М. Друскин
Комментариев нет:
Отправить комментарий