среда, 26 января 2022 г.

«Пульс самбы, прохлада джаза и великолепие классической музыки...». Антониу Карлуш Жобим родился 25 января 1927 года.

Один из величайших бразильских композиторов, певец и поэт, ведущий представитель бразильской популярной музыки, один из создателей жанра босса-нова. Антониу Карлуш Жобим (Antônio Carlos Brasileiro de Almeida Jobim) родился 25 января 1927 года в городе Рио-де-Жанейро. Его родители — Нилза Бразилейру ди Алмейда (Nilza Brasileiro de Almeida; ум. 19.07.1935) и Жоржи Жобин (Jorge Jobim). Отец был писателем и поэтом, мать — преподавателем и директором Бразильского Коллежа Алмейда, Копакабана (Рио-де-Жанейро). В 1931 семья переехала в Ипанему. Антониу брал уроки фортепиано у Ханса-Йоахима Кёльройтера (Hans Joachim Koellreuter).

Поскольку португальский в Португалии и в Бразилии несколько отличаются, полное имя Antônio Carlos Brasileiro de Almeida Jobim португалец произнесёт как Антониу Карлуш Бразилейру де Алмейда Жобин, а земляк скажет — Антонью Карлус Бразилейру ди Алмейда Жобин. Поэтому в полном имени правильно будет Жобин, просто по фамилии правильно и Жобим (англ.) и Жобин (португ.). Что касается псевдонима, он был создан в «джазовом стиле» на английский (американский) манер. В апреле 1953 при записи альбома «Incerteza» был впервые использован псевдоним Том Жобим.

Astrud Gilberto, João Gilberto and Stan Getz – «The Girl from Ipanema».

Жобим вырос на музыке Пишингинья – легендарного музыканта и композитора, который в 1930-е годы начал исполнять современную бразильскую музыку. На его творчество также повлияла музыка французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси и джазовая музыка.

Elis Regina e Tom Jobim – «Triste».

Жобим завоевал мировое признание ещё до выпуска своего первого альбома в 1963 году — когда, объединившись с Винисьюшем ди Мораэшем (vk.com/wall-43416763_13262), Жобим в 1956-м написал музыку к пьесе «Орфей из Консейсао». Наиболее популярной из нее стала песня «Se Todos Fossem Iguais A Você» (англ. «Someone to Light Up My Life»). Сотрудничество де Мораиша и Жобима на этом не закончилось. Винисьюш стал писать тексты к наиболее популярным композициям Жобима. Также немалое участие в их работе принял аранжировщик, композитор, дирижёр и джаз/поп аранжировщик Клаус Огерман, который редактировал многие из запоминающихся песен Жобима, как до этого делал Эумир Деодато.

«Desafinado» - Antonio Carlos Jobim & Joe Henderson.

Том Жобим по праву считается основоположником музыкального стиля босса-новы. По-португальски «bossa nova» означает «новый путь» или «новая волна».Точкой отсчета может служить исполнение песни Тома «Chega de Saudade» его другом Жоао Джильберто в 1959 году. Эта песня быстро достигла США, где впоследствии Стэн Гетц и Чарли Бёрд сделали его композиции широко популярными... Успех великолепного дуэта Стэн Гете – Аструд Жилберто и «The Girl from Ipanema» сделал Жобима знаменитым. Босса-нова быстро стала международной модой, чем не преминули воспользоваться джазмены. Грациозные, утонченные, эмоциональные мелодии Жобима стали для джазменов 60-х годов настоящей альтернативой традиционному джазу.

Elis Regina & Tom Jobim – «Aguas de Março».

Первый альбом Жобима Getz/Gilberto (1963) завоевал премию Грэмми, а песня «Девушка из Ипанемы», спетая Аструд Жилберту, стала мировым хитом. На сегодняшний день по количеству кавер-версий «Garota de Ipanema» занимает второе место среди всех существующих песен – сразу после «Yesterday» группы «Битлз».

Tom Jobim – «Insensatez».

Во многом благодаря Жобиму состоялось также становление и другой легендарной личности босса-новы – Жоао Жильберту. Что же касается собственно Жобима, то он всегда предпочитал студийную работу гастролям – он выпустил несколько чудесных альбомов своей музыки как пианист, гитарист и певец. В 70-е и 80-е годы в произведениях Жобима часто звучала тема любви к природе и ее сохранения. Когда бразильская музыка на американском небосводе затмилась вспышками рок-революции, Жобим сосредоточился на работе для бразильского кинематографа и телевидения.

Antonio Carlos Jobim – «One Note Samba».

Позже Жобим выпустил ещё много альбомов, которые также получили признание во всём мире. Многие композиции Антонио Жобима берутся как саундтрэки к фильмам или записываются другими исполнителями. Он был очень плодовитым композитором, сочинявшим песни вплоть до своей смерти от сердечного приступа. Жобин похоронен на кладбище «Cemitério São João Batista» на родине, в Рио-де-Жанейро. В память о нём в Рио-де-Жанейро назван аэропорт.

Том Жобим не зря считается одним из известнейших композиторов XX века. Кто-то сказал, что Жобим – это бразильский Джордж Гершвин, и это действительно так. Оба написали огромное количество песен для джазового репертуара, и оба стали символами своих стран. Его песни о местах Рио-де-Жанейро, в которых он любил бывать, направляют в Рио множество поклонников его таланта и вдохновляют других композиторов на написание новых прекрасных мелодий. Сегодня репутация Жобима как одного из величайших композиторов-песенников XX столетия неоспорима в наибольшей степени именно в мире джаза.

Ландыш Рифовна

Jobim - The Best Of Antonio Carlos Jobim 20th Century Masters - The Millennium Collection (2005)

01. The Girl From Ipanema (with Stan Getz/Joao Gilberto) (5:24)

02. Desafinado (Off Key) (with Stan Getz/Joao Gilberto) (4:13)

03. Só Danço Samba (Jazz Samba) (with Luis Bonfa/Stan Getz) (3:38)

04. Insensatez (How Insensitive) (with Astrud Gilberto/Marty Paich Orchestra) (2:48)

05. Amor Em Paz (Once I Loved) (3:37)

06. Água de Beber (2:51)

07. Samba de Uma Nota Só (One Note Samba) (2:16)

08. Wave (2:53)

09. Tide (4:04)

10. Waters of March (Aguas de Março) (3:57)

11. Corcovado (Quiet Nights Of Quiet Stars) (3:51)

12. Passarim (3:36)

 

Personnel:

Astrud Gilberto (vocals);

Antonio Carlos Jobim (vocals, guitar);

Kenny Burrell (guitar);

Gil Evans (piano);

Walter Wonderley (organ);

Grady Tate (drums);

Kai Winding, Luiz Bonfá, Ron Carter , Stan Getz , Toots Thielemans, Urbie Green, Bob Brookmeyer.

Pieced together from various albums to showcase what a remarkably consistent songwriter and performer Antonio Carlos Jobim was, Hip-O's 20th Century Masters - The Best of Antonio Carlos Jobim opens with two of Jobim's compositions from Stan Getz and João Gilberto's quintessential bossa nova record, Getz/Gilberto, before threading through his own career. With over 12 tracks, many of Jobim's defining songs are covered, from "The Girl from Ipanema" (the song that kick-started the careers of both Jobim and Astrud Gilberto, while also bringing bossa nova to popular consciousness) to "Corcovado (Quiet Nights of Quiet Stars)," a song proving that Jobim's talent only grew in emotional depth and complexity over ten years of being in the public eye. Though two-thirds of this collection focuses, rightly so, on his material from the early to mid-'60s, four tracks glimpse at his career in the 1970s and '80s as proof that Jobim's high standards, both as a songwriter and producer, were never forsaken. 20th Century Masters - The Best of Antonio Carlos Jobim proves an excellent set for those casually interested in exploring Jobim's work and the shaping of bossa nova.

--- Gregory McIntosh, Rovi

download (mp3 @ kbs):

yandex

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий