Один из величайших бразильских композиторов, певец и поэт, ведущий представитель бразильской популярной музыки, один из создателей жанра босса-нова. Антониу Карлуш Жобим (Antônio Carlos Brasileiro de Almeida Jobim) родился 25 января 1927 года в городе Рио-де-Жанейро. Его родители — Нилза Бразилейру ди Алмейда (Nilza Brasileiro de Almeida; ум. 19.07.1935) и Жоржи Жобин (Jorge Jobim). Отец был писателем и поэтом, мать — преподавателем и директором Бразильского Коллежа Алмейда, Копакабана (Рио-де-Жанейро). В 1931 семья переехала в Ипанему. Антониу брал уроки фортепиано у Ханса-Йоахима Кёльройтера (Hans Joachim Koellreuter).
Поскольку
португальский в Португалии и в Бразилии несколько отличаются, полное имя
Antônio Carlos Brasileiro de Almeida Jobim португалец произнесёт как Антониу
Карлуш Бразилейру де Алмейда Жобин, а земляк скажет — Антонью Карлус Бразилейру
ди Алмейда Жобин. Поэтому в полном имени правильно будет Жобин, просто по
фамилии правильно и Жобим (англ.) и Жобин (португ.). Что касается псевдонима,
он был создан в «джазовом стиле» на английский (американский) манер. В апреле
1953 при записи альбома «Incerteza» был впервые использован псевдоним Том
Жобим.
Жобим
вырос на музыке Пишингинья – легендарного музыканта и композитора, который в
1930-е годы начал исполнять современную бразильскую музыку. На его творчество
также повлияла музыка французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси и
джазовая музыка.
Жобим
завоевал мировое признание ещё до выпуска своего первого альбома в 1963 году —
когда, объединившись с Винисьюшем ди Мораэшем (vk.com/wall-43416763_13262),
Жобим в 1956-м написал музыку к пьесе «Орфей из Консейсао». Наиболее популярной
из нее стала песня «Se Todos Fossem Iguais A Você» (англ. «Someone to Light Up
My Life»). Сотрудничество де Мораиша и Жобима на этом не закончилось. Винисьюш
стал писать тексты к наиболее популярным композициям Жобима. Также немалое
участие в их работе принял аранжировщик, композитор, дирижёр и джаз/поп
аранжировщик Клаус Огерман, который редактировал многие из запоминающихся песен
Жобима, как до этого делал Эумир Деодато.
Том Жобим
по праву считается основоположником музыкального стиля босса-новы.
По-португальски «bossa nova» означает «новый путь» или «новая волна».Точкой
отсчета может служить исполнение песни Тома «Chega de Saudade» его другом Жоао
Джильберто в 1959 году. Эта песня быстро достигла США, где впоследствии Стэн
Гетц и Чарли Бёрд сделали его композиции широко популярными... Успех
великолепного дуэта Стэн Гете – Аструд Жилберто и «The Girl from Ipanema»
сделал Жобима знаменитым. Босса-нова быстро стала международной модой, чем не
преминули воспользоваться джазмены. Грациозные, утонченные, эмоциональные
мелодии Жобима стали для джазменов 60-х годов настоящей альтернативой
традиционному джазу.
Первый
альбом Жобима Getz/Gilberto (1963) завоевал премию Грэмми, а песня «Девушка из
Ипанемы», спетая Аструд Жилберту, стала мировым хитом. На сегодняшний день по
количеству кавер-версий «Garota de Ipanema» занимает второе место среди всех
существующих песен – сразу после «Yesterday» группы «Битлз».
Во многом
благодаря Жобиму состоялось также становление и другой легендарной личности
босса-новы – Жоао Жильберту. Что же касается собственно Жобима, то он всегда
предпочитал студийную работу гастролям – он выпустил несколько чудесных
альбомов своей музыки как пианист, гитарист и певец. В 70-е и 80-е годы в
произведениях Жобима часто звучала тема любви к природе и ее сохранения. Когда
бразильская музыка на американском небосводе затмилась вспышками рок-революции,
Жобим сосредоточился на работе для бразильского кинематографа и телевидения.
Позже Жобим выпустил ещё много альбомов, которые также получили признание во всём мире. Многие композиции Антонио Жобима берутся как саундтрэки к фильмам или записываются другими исполнителями. Он был очень плодовитым композитором, сочинявшим песни вплоть до своей смерти от сердечного приступа. Жобин похоронен на кладбище «Cemitério São João Batista» на родине, в Рио-де-Жанейро. В память о нём в Рио-де-Жанейро назван аэропорт.
Том Жобим
не зря считается одним из известнейших композиторов XX века. Кто-то сказал, что
Жобим – это бразильский Джордж Гершвин, и это действительно так. Оба написали
огромное количество песен для джазового репертуара, и оба стали символами своих
стран. Его песни о местах Рио-де-Жанейро, в которых он любил бывать, направляют
в Рио множество поклонников его таланта и вдохновляют других композиторов на
написание новых прекрасных мелодий. Сегодня репутация Жобима как одного из
величайших композиторов-песенников XX столетия неоспорима в наибольшей степени
именно в мире джаза.
Ландыш Рифовна
Jobim -
The Best Of Antonio Carlos Jobim 20th Century Masters - The Millennium
Collection (2005)
01. The Girl From Ipanema (with Stan
Getz/Joao Gilberto) (5:24)
02. Desafinado (Off Key) (with Stan
Getz/Joao Gilberto) (4:13)
03. Só Danço Samba (Jazz Samba) (with Luis
Bonfa/Stan Getz) (3:38)
04. Insensatez (How Insensitive) (with
Astrud Gilberto/Marty Paich Orchestra) (2:48)
05. Amor Em Paz (Once I Loved) (3:37)
06. Água de Beber (2:51)
07. Samba de Uma Nota Só (One Note Samba)
(2:16)
08. Wave (2:53)
09. Tide (4:04)
10. Waters of March (Aguas de Março) (3:57)
11. Corcovado (Quiet Nights Of Quiet Stars)
(3:51)
12. Passarim (3:36)
Personnel:
Astrud Gilberto (vocals);
Antonio Carlos Jobim (vocals, guitar);
Kenny Burrell (guitar);
Gil Evans (piano);
Walter Wonderley (organ);
Grady Tate (drums);
Kai Winding, Luiz Bonfá, Ron Carter , Stan
Getz , Toots Thielemans, Urbie Green, Bob Brookmeyer.
Pieced
together from various albums to showcase what a remarkably consistent
songwriter and performer Antonio Carlos Jobim was, Hip-O's 20th Century Masters
- The Best of Antonio Carlos Jobim opens with two of Jobim's compositions from
Stan Getz and João Gilberto's quintessential bossa nova record, Getz/Gilberto,
before threading through his own career. With over 12 tracks, many of Jobim's
defining songs are covered, from "The Girl from Ipanema" (the song
that kick-started the careers of both Jobim and Astrud Gilberto, while also
bringing bossa nova to popular consciousness) to "Corcovado (Quiet Nights
of Quiet Stars)," a song proving that Jobim's talent only grew in
emotional depth and complexity over ten years of being in the public eye.
Though two-thirds of this collection focuses, rightly so, on his material from
the early to mid-'60s, four tracks glimpse at his career in the 1970s and '80s
as proof that Jobim's high standards, both as a songwriter and producer, were
never forsaken. 20th Century Masters - The Best of Antonio Carlos Jobim proves
an excellent set for those casually interested in exploring Jobim's work and
the shaping of bossa nova.
---
Gregory McIntosh, Rovi
download
(mp3 @ kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий