вторник, 17 января 2023 г.

17 января 1933 года родилась Далида.

Ее мало кто знал под именем Иоланды Джильотти. Публика любила легендарную певицу под псевдонимом Далида.

Иоланда Кристина Джильоти (Yolanda Christina Gigliotti) родилась в небогатой итальянской семье, которая за лучшей долей отправилась в Египет. Безработица, поразившая Италию в начале XX века, заставила Джузеппе Джильотти, дедушку Иоланды, обосноваться в Каире. Почему в Египте, а не на Новом континенте, куда столько его соотечественников уехали искать счастья? Просто из-за денег: так как Египет близко к Калабрии, дорога стоит дешевле. Так как Джузеппе был портным, он не купался в золоте. Его семья жила хоть и скромно, но в относительном достатке, до его преждевременной кончины в сорок лет. Когда его сын Пьетро вырос, то нашел себе очень выгодную работу в Опере, женился на Джузеппине, поселился с ней в Каирском квартале Шубре, и у них родилось трое детей: Орландо, Иоланда и Бруно. Иоланда (Yolanda Gigliotti) родилась 17 января 1933 года. В отличие от своих братьев, Иоланда появилась на свет с большими трудностями. Пришлось использовать акушерские щипцы. Ребенок родился почти синим. Ее крестили немедленно, испугавшись, что она умрет. Позже страх перед удушьем будет сопровождать ее одиночество, и она будет жить в искушении перед смертью. Она спросит об этом свою мать: а если, при ее рождении, образовалась какая-то странная вещь? Какой-нибудь черный отпечаток в ее мозгу...

Иоланда в 1937 году.

Когда девочке было десять месяцев и в ее глаза попала инфекция, родители не слишком обеспокоились. Это часто бывает, и это можно вылечить: «Обычная офтальмия», сказал местный доктор. Мухи, ветер из пустыни, избыток солнца? Он посоветовал завязать ребенку глаза на сорок дней. Маленькая девочка не понимала, почему на нее опустилась ночь; эта черная повязка мешала ей и раздражала. Она сорвала ее. Джузеппина повязала снова. Иоланда упорно сорвала ее опять. Пришлось связать ей руки. Отец сказал ей: "Это чтобы ты была красивой. Чтобы у тебя были прекрасные глаза. Глаза египетской царицы, глаза Нефертити".

На сороковой день повязку сняли. Испытание закончилось. Мать, дрожа от радости, развязала ткань. И это был кошмар. Вместо того, чтобы исчезнуть, инфекция усилилась. Глаз был полон гноя. Глазной нерв, пытаясь найти свет, сместился к уголку носа, и это вызвало косоглазие. Ребенок был изуродован. Обезумев от горя, Пьетро выбежал на улицу. Он выкрикивал имя врача-преступника, он хотел застрелить его. Ошеломленная Джузеппина прижимала к себе свою плачущую дочь. Ведь долгожданный свет теперь причинял ей боль. Через несколько дней один глаз вернулся в нормальное положение, но другой оставался неустойчивым. Страшные боли стискивали временами голову ребенка. Местный врач признал свое бессилие. Родители посоветовались со специалистом, внушающим доверие. Оперировать можно было в восемнадцать месяцев, когда глаза обновляются и хорошо реагируют. Операция состоялась в назначенное время, но удалась лишь частично. Вторая была проведена в четыре года. Девочке пришлось носить огромные очки, чтобы защититься от яркого египетского солнца. В школе ее прозвали «четырехглазой». Ее, мечтавшую стать киноактрисой! В 13 лет Иоланда выбросила свои очки в окно. Из гадкого утенка она превратилась в обворожительную девушку. Она училась в католической школе, где учила арабский, французский и английский и принимала участие в школьных театральных постановках на библейские сюжеты, где впервые и проявляется ее актерский талант.

Джузеппина и Пьетро Джильотти.

Любовь к музыке у девочки от отца, который был профессиональным скрипачом, первой скрипк Каирской оперы. В начале Второй мировой войны его заключили под стражу вместе с другими итальянцами, жившими в Каире: Египет входил в сферу влияния Британии, участницы Антигитлеровской коалиции, а Италия воевала на стороне нацистов и в сентябре 1940 года вторглась в Египет. Когда Иоланте исполнилось 11, он вернулся: больным, полуживым, до конца своих дней вздрагивал при резких звуках. Его отношение к близким изменилось. Девочка не понимала, почему ее любимый папа начал избивать свою маленькую Нефертити. Она еще помнила тепло его рук, отцовские нежные объятия. Малышка хотела сделать что-нибудь, чтобы расположение папы к ней вернулось, но все было тщетно. В 1945 году, вскоре после освобождения, ее отец скончался из-за абсцесса мозга. Ему был всего 41 год. До конца жизни Иоланта жила с комплексом нелюбимой дочери.

В 16 лет после окончания школы Иоланда была вынуждена идти работать секретарем в фармацевтическую компанию.

Иоланда Джильотти - "Мисс Египет" (1957).

Но красота девушки не оставалась незамеченной, в 1951-м Иоланда заняла второе место на конкурсе "Мисс Ундина", а через три года, когда уже сделала операцию на глазах, получила корону победительницы, став "Мисс Египет" (параметры Иоланды на этом конкурсе: 95-52-95 при росте 168). Ее пригласили работать манекенщицей и сниматься в кино. Слишком откровенная фотосессия в одном из глянцевых журналов не понравилась родителям парня, за которого Иоланда собиралась замуж. Это расстроило брак, но позволило девушке реализовывать свой талант.

Девушка поняла, что ее больше ничего не связывает с этой средой, устроилась моделью в агентство «Донна», сделала еще одну операцию по коррекции зрения. Победительницу конкурса пригласили сняться в египетском кино. В 1954-м она снялась в картине Марко де Гастина «Маска Тутанхамона», а затем появилась в драматичном мюзикле Ниаза Мостафа «Стакан и сигарета». Эта картина вдохновила девушку на написание песни «Сиюминутное желание». Иоланда взяла себе псевдоним Далила в честь библейской обольстительницы.

Dalida – «Le masque de Toutankhamon (L'or du Nil )» (1954)

Потом, уже в Париже, Иоланда поменяет одну букву в псевдониме на "Далида", но суть имени от этого не изменится, в русском синодальном переводе, например, библейская героиня именуется именно "Далида". Это имя стало для нее роковым. Библейская Далила - Dalida лишила Самсона силы, так же потом лишались жизненной силы возлюбленные Иоланды. Трое мужчин, которых любила Иоланда, покончат с собой (Люсьен Морисс, Луиджи Тенко, Ришар Шамфре), волю к жизни потеряет и сама Иоланда, дважды пытавшись покончить с собой, со второй попытки ей это удалось.

По разрешению матери, в 1954-м Иоланда уезжает во Францию, где снимает жилье на окраине Парижа. Она знакомится с никому не известным тогда Аленом Делоном, который увидел в девушке незаурядную личность и преданного друга. Девушка рассчитывала сниматься в кино, но карьера актрисы не заладилась и ей посоветовали стать певицей. Далида брала уроки пения у Ролана Берже, который видел в ней будущую звезду и советовал ходить на все возможные прослушивания. Ее красоту и талант замечают, и Иоланда находит свой первый ангажемент в клубе «Вилла д`Эсте». Из-за ее южной красоты, низкого пластичного голоса и бурного темперамента ее называли "Черной орхидеей", "Каллас варьете" и "Голосом века".

Dalida – «Inconnu Mon Amour» (Rapt Au 2 Bureau 1958).

Все меняется, когда во Франции начали показывать фильмы с ее участием, снятые в Египте. Далиду приглашают на телевизионный конкурс «Номер один завтрашнего дня» в легендарном парижском зале «Олимпия», где ее замечает Люсьен Морис, занимающий пост директора радиостанции "Европа 1". Она исполняла песню звезды того времени Глории Лассо «Незнакомка в раю» («L`inconnue au paradis»). С этого момента можно говорить о биографии певицы Далиды, карьерой которой начинает заниматься столь известный в Париже человек.

Первая пластинка Далиды («Madona») осталась незамеченной слушателями. На ней, как свидетельствует официальная биография певицы, песни не являлись оригинальными. Их уже исполняла Глория Лассо на испанском языке. Зато в 1956-м в ее исполнении появился настоящий хит – «Bambino», который принес певице неслыханную популярность. С ней сразу заключила контракт звукозаписывающая фирма "Барклай", а к концу года было реализовано около 300 тыс. пластинок.

Dalida – «Bambino» (1957).

У Далиды появился свой фан-клуб, один за другим выходили все новые хиты: «Gondolier», «Ciao, ciao Bambina», «Come prima». Любимая присказка Далиды в те времена: «Я замужем за моей публикой, мои песни – это мои дети». Фотографии артистки украшали практически весь глянец Парижа, а затем и зарубежных журналов. Ее слава выходит за пределы Франции, а в 1958-м с триумфом проходят гастроли в Соединенных Штатах. Продюсер Эллы Фитцджеральд предложил Далиде остаться в стране и сделать головокружительную карьеру. Но она предпочла на волне успеха вернуться на родину, в 1959 году триумфально выступив в Каире.

Далида и Люсьен Морисс.

В биографии Далиды мужья и любимые мужчины сыграли роковую роль. Трое из них ушли из жизни по собственной воле. Единственным официальным мужем звезды был бизнесмен Люсьен Морисс. Когда они познакомились, мужчина был женат. До официального заключения брака в 1961 году они встречались пять лет, а вот семейная жизнь не сложилась. Брак, вероятно, стал довольно запоздалым событием. Она мечтала о детях, а он, ее менеджер, думал лишь о ее гастрольном графике. В Каннах певица знакомится с молодым Жаном Собески, польским художником. Между ними возникает страсть, которая пройдет столь же стремительно, как и началась, но брак будет разрушен. Морисс подает на развод и временно прекращает общение с Далидой, впрочем, скоро они вновь становятся друзьями и остаются ими до самоубийства Морисса. Они через все годы пронесут крепкую дружбу, несмотря ни на что. Когда Далида окажется в больнице (об этом чуть позже), Морисс ежедневно будет носить ей по одной розе и поддерживать до самого конца. В 1970-м, будучи женатым на другой, он покончит с собой. Причиной станет тяжелая болезнь. Далида не сможет отменить концерт в Афинах, но посвятит его памяти Люсьена. Мир именно ее будет воспринимать вдовой Морисса.

Далида и Жан Собески.

К тому времени Далида перевезла семью из Египта в Париж. Она покупает дом на Монмартре, ранее здесь жил Луи-Фердинанд Селин, закончивший здесь свой роман «Путешествие к краю ночи». Далида прожила в этом доме всю дальнейшую жизнь и окончила здесь своё путешествие к краю ночи.

Dalida - «Hava naguila» (1965).

В 1965 году на концерте Далиды в Марокко произошел неприятный инцидент. Она не знала, что израильские песни здесь запрещены, и спела «Hava naguila». На сцену вышел комиссар полиции и попросил ее остановиться, а в зале начались стычки между арабами и евреями. На другой день Далиду вызвали в полицейский участок. Эта история могла плохо кончиться, но у нее лишь конфисковали обратный билет и часть гонорара.

В середине 60-х Далида окончательно завоевывает сердца французов. Она сопровождает "Тур де Франс", проехав со спортсменами более 20 тыс. км. Выступая в каждом городе, она исполняет более 2 тысяч песен. Артистка меняет имидж: из жгучей брюнетки сначала становится рыжей, а затем - блондинкой. Младший брат становится ее продюсером. Казалось бы, все чудесно и в личной жизни. Биография Далиды свидетельствует: в октябре 1966-го она знакомится с молодым певцом и композитором Луиджи Тенко, известный тогда лишь узкому кругу интеллектуалов. Между ними возникает большое и настоящее чувство.

Далида и Луичжи Тенко.

В январе 1967 Далида первый и единственный раз выступила на знаменитом фестивале в Сан-Ремо. Она представляла там песню «Прощай, любовь, прощай» («Ciao amore ciao»), которую написал Луиджи. Далида до конца жизни будет петь её с огромным волнением и горечью.

Песня «Прощай, любовь, прощай», слишком отличавшаяся от общего потока, была отвергнута жюри. Несмотря на то что выступление Далиды тепло было встречено публикой, песня не попадает даже в финал.

Dalida – «Ciao amore ciao» (Sanremo 1967).

Луиджи Тенко, узнав результаты голосования, в отчаянии стреляет себе в голову. Потрясенная Далида месяц спустя тоже совершила попытку самоубийства: наглоталась барбитуратов, и лишь бдительность горничной спасает ее жизнь. Её удалось спасти. Она провела в реанимации в коме 90 часов. Выздоровление было долгим и болезненным. На некоторое время Далида потеряла голос, и из-за некроза на руках ей потребовалось несколько операций по пересадке кожи. Она получала тысячи писем со всей Франции и со всего мира с признаниями в любви и море цветов.

Но наступает момент, когда после выздоровления Далида вновь появляется на сцене "Олимпии". Поклонники к ее ногам выкладывают настоящий ковер из роз.

Певица пыталась понять, почему это с ней произошло, она хотела перестать петь, найти смысл своей жизни и подвергла себя психоанализу. Далида увлекается философией, буддизмом и много читает: Тьейард де Шарден, Фрейд, Юнг, Тагор, Пруст. В 1969 Далида познакомилась с писателем, продюсером и путешественником Арно Дежарденом, автором книги «Дорога мудрости", с которым она отправилась в Тибет, Непал и Индию в поисках восточной мудрости и ответов на мучавшие ее вопросы бытия. В Индии Дежарден устроил Далиде встречу с мудрецом, который сказал ей, что ее миссия – это петь и дарить людям радость. Эта встреча очень окрылила и вдохновила Далиду. Ещё несколько лет она состояла с мудрецом в переписке. Кроме того, в лице своего духовного учителя Арно Дежардена она нашла свою новую любовь, которую она тщательно скрывала от посторонних глаз, потому что у партнера была семья. Спустя некоторое время в биографии Далиды личные перемены. Она принимает решение расстаться с Дежарденом, чтобы не разрушать его брак.

Со сцены в ее исполнении звучат песни, которые она сама хочет петь. И это принимается публикой. Далида - одна из первых, кто привнес на эстраду стиль диско. А в 1972 году она вновь влюбляется. Объект ее страсти - Ричард Шамфре, художник, который называл себя Графом Сен-Жермен. Несмотря на натуру авантюриста, он делает певицу счастливой. Далида преображается, ее женская красота расцветает. Она мечтала дожить вместе с Шамфре до конца своих дней, но через несколько лет они расстаются.

В 1973-м Далида записывает с Аленом Делоном один из самых известных дуэтов – «Paroles, paroles». Они не были первыми исполнителям композиции, но именно благодаря им песня стала мировым хитом.

Dalida, Alain Delon – «Paroles, paroles» (1973).

В 1977 Далида решила включить в свой репертуар песни на арабском языке. Для этого дебюта был выбрана фольклорная египетская песня «Salma ya Salama». В арабских странах эта песня в исполнении Далиды имела эффект молнии. За одну неделю она стала своего рода национальным гимном Египта, как и в Ливане, Иордании, Сирии и Ираке. Далида стала самой популярной певицей на Ближнем востоке. Ее называли «второй Клеопатрой Египта» и певицей, несущей мир.

Dalida – «Salma Ya Salama» (1977).

А в 1983-м Далида узнает о гибели любимого человека. 20 июля 1983 Ришар Шамфре, преследуемый налоговой полицией совершил самоубийство. Со своей новой спутницей (с Далидой он к тому времени уже расстался) Шамфре заперся в автомобиле и задохнулся выхлопным газом. Далида была подавлена и сломлена его смертью. Ее близкое окружение и публика начали замечать, что она очень устала и что она не та, какой они знали ее прежде. У Далиды вновь обостряются проблемы с глазами, она не может выступать из-за яркого света прожекторов и вынуждена опять лечь под нож хирургов. В 1985-м раздались первые звоночки предстоящей трагедии. Певицу совершенно подкосила новость о гибели близких друзей – Пьетро и Лючии. Хрупкая психика артистки не выдержала, она погрузилась в депрессию.

Далида и Ришар Шамфре.

В 1986 Далида получила приглашение египетского режиссера Юсефа Шахина сняться в главной роли в фильме «Шестой день» (Le sixieme jour) по роману Андре Шедида. Ради роли (прачка из Каира, содержащая парализованного мужа и внука) Далида уехала из Парижа, оставив все свои наряды и драгоценности, спрятала роскошные волосы под тюрбаном, обрезала под корень изящный маникюр и предстала перед зрителями как 43-летняя Иоланда. Сама певица признавалась, что из-за успеха забыла эту часть своей личности – Далида затмила Иоланду, но съемки в «Шестом дне» помогли вспомнить о настоящем «Я». Это был ее долгожданный триумф в кино, а ее возвращение в Египет стало для нее возвращением к истокам.

1987-й - это год тяжелейшей депрессии певицы, снискавшей мировую славу. Ее мучают боли, она страдает от фатального одиночества и не верит в новую любовь. Ее огорчает утрата красоты, отсутствие детей. После участия в кампании по выборам президента Миттерана Далида теряет друзей, которые не восприняли ее шага.

3 мая 1987 года Далида приняла смертельную дозу снотворного, запив его виски. На столе осталась ее записка: «Жизнь мне невыносима. Простите меня». Ее сердце остановилось около 11 часов утра… На похороны 7 мая собрались тысячи почитателей ее таланта, многие из которых восприняли смерть звезды, как личное горе. Далида похоронена на Монмартре, ее могила до сих пор постоянно утопает в цветах.

Ален Делон высказал предположение, что у Далиды были сильные боли по причине онкологии, поэтому певица решила прекратить страдания. Брат говорил о моральном истощении женщины, которая так трагически потеряла трех своих самых любимых мужчин.

Далида остается глобальной иконой французского шансона с более чем 170 миллионами пластинок, проданных по всему миру, в том числе 20 миллионов с момента её смерти в 1987 году. В её репертуаре было около 500 песен на французском языке, около 200 песен на родном итальянском языке и около 200 песен на других 8-ми языках: немецкий, арабский, английский, испанский, японский, иврит, греческий, фламандский.

В 2008 году авторитетное французское научное издание Encyclopaedia Universalis провело опрос, чтобы выявить личностей, наиболее повлиявших на французское общество. Далида по итогам голосования заняла второе место, уступив лишь Шарлю де Голлю. Она стала четвертой женщиной с памятником в столице Франции. До нее этой чести удостоились Жанна д'Арк, Сара Бернар и Эдит Пиаф. Лик певицы запечатлен на почтовой марке и именном вине – еще одном символе Франции. О жизни и творчестве Далиды было снято несколько фильмов, в том числе и художественной картины «Далида. Любовь и страсть», вышедшей на экраны в 2016 году. Главную роль исполнила Свева Альвити.

Dalida - 40 Succes En Or (1997)

01 Histoire d'un amour

02 Bambino

03 Ciao ciao bambina                                                        

04 Gondolier

05 Les gitans

06 Come prima

07 Romantica

08 Love in Portofino

09 Les enfants du Piree

10 La danse de Zorba

11 Des millions de larmes

12 Garde-moi la derniere danse

13 Le jour le plus long

14 Chaque instant de chaque jour

15 Que sont devenues les fleurs

16 Nuits d'Espagne

17 Le temps des fleurs

18 Eux

19 Bonsoir mon amour

20 Itsi bitsi petit bikini

21 Ciao amore ciao

22 Les grilles de ma maison

23 Salma ya salama

24 Parle plus bas (le parrain)

25 Comme disait Mistinguett

26 Le Lambeth walk

27 Fini la comedie

28 Il pleut sur Bruxelles

29 Il venait d'avoir 18 ans

30 La mamma

31 Il faut danser reggae

32 Kalimba de luna

33 Laissez-moi danser

34 J'attendrai

35 Besame mucho

36 Rio do Brasil

37 Mourir sur scene

38 Paroles paroles                                                                         

39 Darla dirladada

40 Gigi l'amoroso

 

Dalida is the princess of gawd, the queen of kitsch, and the empress of camp! I just love her! She is one of the best representatives of the French pop-music tradition in the 50s, 60s and 70s. Her first songs are romantic, albeit corny, melodies with a nice mediterranean or big band background. You can just imagine her on a black and white TV screen, with too much make-up on, acting out the words of her song, with a look of amourous longing on her face. Then the sixties, when almost all her songs are translations of English hits from the same period. But for me, it is the hits of the 70s which really get me singing and dancing. I remember listening to them on the radio when I was a kid, and they bring back so many memories. The beat is fun, a bit disco-ish, and the words to the songs are sometimes as funny as they are sad. Looking back now, and knowing that Dalida eventually committed suicide because she felt under-loved and under-appreciated, the words from some songs seems to take on a different meaning. Although not all her songs are as magnificiant as Bambino, Parole Parole, or Gigi L'amoroso, the collection is quite a pleasure to listen to, especially if you can understand the texts. I would recommend this to any fan of French-pop music.

--- "dzintars", amazon.com

download (mp3 @320 kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий