воскресенье, 15 января 2023 г.

Искромётная звезда эпохи свинга Джин Крупа родился 15 января 1909 года.

Зал славы джаза.

«Он был не просто лучшим — он был самым лучшим».

Бадди Рич.

Американский барабанщик-виртуоз, бэнд-лидер Джин Крупа (Eugene Bertram «Gene» Krupa) родился 15 января 1909 года в Чикаго и был самым младшим среди девяти детей Анны (девичья фамилия Ословски) и Бартоломью Крупа. Его отец был иммигрантом из Польши, родившимся в деревне Ленки Гурне, Подкарпатское воеводство на юго-востоке Польши. Мать родилась в Шамокине, штат Пенсильвания, и также имела польское происхождение. Родители были очень религиозны и готовили Джина к священству. Он учился в различных церковно-приходских школах и после окончания поступил в Колледж Святого Иосифа, где проучился год, но потом решил, что это не его призвание…

Крупа брал уроки игры у Сэнфорда А. «Гаса» Моллера, известного своей техникой игры, и начал свою профессиональную карьеру в середине 20-х годов в коллективах Висконсина. Он ворвался на чикагскую сцену в 1927 году, когда был замечен MCA и приглашен в музыкальный коллектив «Thelma Terry and Her Playboys» – первый заметный американский джаз-бэнд, руководителем которого была женщина. Playboys были домашней группой в ночном клубе The Golden Pumpkin в Чикаго, а также гастролировали по всей восточной и центральной части США.

McKenzie & Condon's Chicagoans – «China Boy» (Gene Krupa First Recordings, 12/8/1927).

Первые записи Крупы относятся к 1927 году и сделаны в составе оркестра под руководством Эдди Кондона и Реда МакКензи. Примечательно то, что на записях МакКензи-Кондон уже использовалась полная барабанная установка. Записанными композициями были «China Boy», «Sugar», «Nobody’s Sweetheart» и «Liza».

McKenzie & Condon's Chicagoans – «Nobody's Sweetheart» (Gene Krupa First Recordings, 12/16/1927).

Наряду с другими записями музыкантов чикагской джазовой сцены, таких как Бикс Байдербеке, эти записи являются примерами джаза в чикагском стиле. В то время Крупа восхищался такими барабанщиками, как Табби Хол и Затти Синглтон. Но исполнителем, оказавшим самое большое влияние на Джина в тот период, был, конечно, великий Бэйби Додс. Манера Додса оставлять палочку на мембране отразилась и на технике игры Джина.

В 1929 году Крупа переехал в Нью-Йорк и работал в коллективе Ред Николса, а в 1934 году присоединился к коллективу Бенни Гудмана, с которым и прославился на всю страну. Он за короткое время завоевал репутацию одного из лучших музыкантов гудмановского оркестра, что подтверждают его соло в "Sing, Sing, Sing" (1937), "Dinah", "Tea For For Two", "Runnin' Wild" (1937). С оркестром Гудмана Крупа выступил на знаменитом концерте в "Карнеги-Холле" (1938), положившем начало новому направлению в джазовой практике — "филармоническому джазу".

Benny Goodman Orchestra – «Sing, Sing, Sing» (Gene Krupa - Drums, from film "Hollywood Hotel", 1937).

Уже в 1935 году Крупа начал выпускать пластинки под своим именем. С такими солистами, как Нейт Казебир, Исраэль Кросби, Рой Элдридж и Чу Берри, были записаны такие композиции, как «Blues of Israel», «Three Little Words» и «I Hope Gabriel Likes My Music».

Gene Krupa – «Blues Of Israel» (Chicago, 19.11. 1935).

Крупа стал первым значительным солистом эпохи свинга, он был первым барабанщиком, который использовал тамтамы и продумывал свои сольные эпизоды. В биг-бэнде Гудмана ему, как любимцу публики, обычно предоставлялась возможность в полной мере проявлять свой индивидуализм, доминировать над оркестром, исполняя протяженные соло или прерывая общее слаженное групповое звучание оглушительными брейками и «бомбами». Характерный саунд гудмановского биг-бэнда нельзя и представить себе без барабанных эскапад Крупы.

Benny Goodman & His Orchestra – «Three Little Words» (Gene Krupa "Camel Caravan" NYC, 12/14/1937).

После публичной стычки с Гудманом, который считал, что Джин подменяет настоящую музыку шоу, Крупа покинул коллектив, чтобы организовать свой. Его бэнд «Gene Krupa and His Orchestra». Самыми важными музыкантами оркестра Крупы в то время были Рой Элдридж, Нейт Казебир и Флойд О'Брайен с Анитой О'Дей и Лео Уотсоном в качестве солистов, а аранжировщиком - Джордж Дейл Уильямс.

Gene Krupa, Roy Eldridge - «After You've Gone» (1941).

Хитами Крупы тех лет стали «After You've Gone», «Rockin' Chair» (1941) и дуэт О'Дей/Элдридж «Let me Off Uptown». Оркестр появился в фильме «Some Like It Hot», исполняя заглавную песню «Blue Rhythm Fantasy» и «The Lady’s in Love with You». В мае 1938 года у музыканта появился в национальных чартах первый хит «Grandfather's Clock». Также у Крупы было запоминающееся камео в фильме 1941 года, когда он со своим коллективом исполнил удлиненную версию хита «Drum Boogie».

Gene Krupa and His Orchestra - «Grandfather's Clock» (1938).

В 1943 году Крупа был арестован за хранение конопли и получил три месяца тюрьмы. Джин был небогат, и все сбережения потратил на свою защиту – в результате он на несколько месяцев впал в депрессию, будучи уверен в конце своей карьеры. Но его спас Бенни Гудман, и после короткого периода совместной работы Крупа возобновил самостоятельную деятельность как бэнд-лидер, основав в начале 1945 года один из крупнейших на тот момент биг-бэндов. В оркестре Крупы временами работало более 40 музыкантов; среди которых были такие звезды, как Чарли Вентура, Тедди Наполеон и Анита О'Дей, а также молодые бибоп-музыканты Дон Фагерквист, Ленни Хамбро, Фрэнк Рехак и вокалист Бадди Хьюз, известный своими хитами «Leave Us Leap», «Lover» и «How High the Moon». «Gene Krupa and His Orchestra» был известен благодаря своей большой струнной секции, а также блестящим выступлениям Чарли Вентуры на саксофоне (и именно здесь начинал свой путь и Джерри Маллиган). В 1944 году Крупа был снова признан лучшим барабанщиком страны.

Gene Krupa & his Orchestra – «Leave Us Leap» (1945).

В конце 1940-х годов биг-бенды оказались на обочине джазовой дороги: Каунт Бейси распустил свой оркестр, а Вуди Герман уменьшил его до октета. Джин Крупа постепенно сокращал размер группы в конце 1940-х годов, а с 1951-го выступал во главе трио или квартета, часто показывая мульти-инструменталиста Эдди Шу на тенор-саксофоне, кларнете и губной гармошке. Джин Крупа регулярно выступал на шоу Jazz At the Philharmonic. Наряду с Ball of Fire, он снялся в 1946 году в классическом The Best Years Of Our Lives.

Gene Krupa & His Orchestra – «Calling Doctor Gillespie» (1946).

На этом этапе Крупа ненадолго заигрывал со звуками современного джаза (как, например, в таких пьесах, как «Disc Jockey Jump» или «Callin Dr Gillespie»); однако его стиль игры на барабанах не соответствовал музыке, которую играли в его группе Фагерквист, Рэд Родни, Бадди Уайз или Чарли Кеннеди.

Gene Krupa & his Orchestra – «Disk Jockey Jump» (1949).

Крупа много гастролировал с ансамблями проекта Нормана Гранца «Jazz At The Philharmonic» и концертировал со своими комбо (трио или квартетом). По возвращении в США он прошел академический курс обучения под началом Саула Гудмана, литавриста из симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии, после чего открыл совместно с барабанщиком Кози Коулом школу ударных инструментов.

В 1956 году Крупа воссоединился с Роем Элдриджем и Анитой О'Дей для записи своего альбома «Verve Drummer Man», а также сделал несколько записей с другим барабанщиком-виртуозом Бадди Ричем, который позже назвал Крупу своим первым кумиром и величайшим источником вдохновения.

Gene Krupa Quartet «Drum Boogie» (1957).

В 1954 году Джин Крупа вернулся в Голливуд, чтобы сниматься в таких фильмах, как «История Гленна Миллера» (The Glenn Miller Story) и «История Бенни Гудмена» (The Benny Goodman Story). В 1959 году вышел фильм-биография самого Крупа The Gene Krupa Story, Сэл Минео изобразил Крупа, в фильме имел эпизодическую роль Рэд Николс. Пианист Дэйв Фришберг, который играл с Крупа, был особенно поражен точностью одного ключевого момента в фильме: «Сцена, где персонаж Крупа роняет палки во время большого сольного выступления и публика понимает, что он „back on the stuff“. Я помню, по крайней мере, пару раз в жизни, когда Джин уронил палку и люди в аудитории начали шептаться между собой, показывая на него».

Gene Krupa Quartet - Mike Douglas Show (3/8/1965 ).

В дальнейшем музыкант работал на телевидении – вел телешоу «Chicago And All That Jazz», «The Lively Ones», «Tonight», а в 1963 году даже имел свой собственный биг-бэнд для выступления в Диснейленде. Но к середине 1960-х Крупа заметно снизил свою активность в связи с болезнью сердца, а позднее ещё и из-за обнаружившейся лейкемии. Он перестал играть и открыл свою музыкальную школу.

16 октября 1973 года великий барабанщик скончался в возрасте 64 лет от сердечной недостаточности, хотя у него также были лейкемия и эмфизема. Он похоронен на кладбище Святого Креста в Калумет-Сити, штат Иллинойс.

Будучи первоклассным виртуозом, Крупа постоянно стремился обновлять и совершенствовать свою исполнительскую технику – он учился у других музыкантов (академических и джазовых), изучал традиции применения перкуссии в старом джазе и в различных этнических культурах (африканских, восточно-азиатских), видоизменял ударный инструментарий. Одним из первых в истории джаза он придал ударной установке сольную функцию.

Gene Krupa & his Orchestra – «The Lady's in Love With You» & «Drum Fantasy (1939).

В 1930-х по настоянию Крупы компания «Slingerland» разработала тамтамы, которые сразу же стали важными элементами установки практически каждого барабанщика. Крупа разработал и популяризировал многие техники игры на тарелках, которые стали стандартными. Музыканту также приписывают ведущую роль в создании современной ударной установки, поскольку Крупа был одним из первых джазовых барабанщиков, использовавших бас-барабан во время записи (декабрь 1927 г.). Один из его бас-барабанов, «Slingerland 14 × 26», с инициалами Бенни Гудмана и Крупы, хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне, округ Колумбия.

Не менее значительная заслуга Крупы состоит в том, что вместе с Гудманом еще в 1930-е годы он способствовал преодолению расовых границ между черными и белыми музыкантами, выступая в оркестрах и ансамблях смешанного состава (начало положил квартет в составе: Бенни Гудман, Тэдди Уилсон, Джин Крупа и Лайнел Хэмптон).

Gene Krupa & Buddy Rich Famous Drum Battle.

Среди белых музыкантов свинговой эры Крупа признан непревзойденным виртуозом, мастером сверхскоростных темпов, ослепительных ритмических каскадов и необычных звуковых эффектов. Одним из первых в истории джаза он утвердил имидж перкуссиониста как самой яркой, самой эксцентричной фигуры в составе биг-бэнда, превратив соло ударных в своего рода зрелищное цирковое представление с демонстрацией головокружительных трюков (жонглирование палочками и т.п.). Это был неподражаемый, артистичный, искрящийся юмором шоумен с внешностью голливудского киноактера. Тем не менее он в равной мере зарекомендовал себя и как мастер технически совершенной, темпераментной сольной импровизации, и как корректно-сдержанный, внимательный к своим партнерам музыкант. Он говорил: «Я счастлив, что мне удалось сделать две вещи — я превратил барабанщика оркестра в высокоуважаемого человека и мне удалось привлечь к джазу внимание многих людей».

Ландыш Рифовна

Gene Krupa 1938-1941 Drummin' Man (1992)

1          Drummin' Man         2:57

2          I Know That You Know        2:56

3          Nagasaki        2:27

4          Symphony In Riffs    2:52

5          Jeepers Creepers      3:01

6          Apurksody      2:56

7          Fool Am I       2:50

8          Murdy Purdy             3:08

9          Never Felt Better, Never Had Less            2:45

10        Ta-ra-ra-boom-der-e           3:08

11         Do You Wanna Jump Children       2:32

12        The Madam Swings It                     3:01

13        Georgia On My Mind                       2:56

14        Wire Brush Stomp    2:13

15        Fare Thee Well, Annie Laurie         2:53

16        Grandfather's Clock             2:45

17        Bolero At The Savoy             2:52

18        Dracula                      2:38


Benny Goodman's drummer Gene Krupa (1909), who had pioneered the extended drum solo, formed his own orchestra in 1938, initially offeering adventurous performances Wire Brush Stomp (june 1938), such as Nagasaki (july 1938), with virtuoso scat singing of Leo Watson, Drummin' Man (november 1940) and Bolero at the Savoy (october 1941); but after the war led a schizophrenic life, torn between increasingly trivial pop material and pioneering bebop arrangements.

---scaruffi.com

download (mp3 @320 kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий