Кул-джаз
(«спокойный», «прохладный» или «крутой джаз» — букв. перевод англ. cool jazz) —
стиль современного джаза, возникший в конце 1940-х годов на Западном побережье
США, получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов-боперов
и достигший наибольшего расцвета в 1960-е годы. Он отличается расслабленным
темпом и более простым звуком, в отличие от быстрого и сложного стиля бибоп. В
кул-джазе часто используются формальные аранжировки и элементы классической
музыки. В широком смысле, этот жанр относится к ряду послевоенных джазовых
стилей, использующих более сдержанный подход, чем тот, который можно найти в
других современных джазовых идиомах. Как предполагают Пол Таннер, Морис Джеро и
Дэвид Мегилл, «звучность этих консервативных исполнителей можно сравнить с
пастельными, а соло [Диззи] Гиллеспи и его последователей - с огненно-красными
цветами».
На
временной шкале истории джаза крутой джаз находится между эпохами бибопа и
хард-бопа.
Происхождение
стиля и авторство названия связывают с именем свингового тенор-саксофониста
Лестера Янга (Lester
Young), который ещё в 1930-е
годы разработал противоположную хот-джазу «холодную» манеру игры. В конце
1940-х - начале 1950-х годов Янг своим непринужденным, легким стилем игры начал
вдохновлять джазовых музыкантов эпохи свинга. В то время как Янг был источником
вдохновения, трубач Майлз Дэвис (Miles Davis) разработал новый стиль. Ещё во
времена бибопа Дэвис, которого всегда тянуло к менее интенсивному стилю, играл
мягче и сдержаннее, чем другие известные исполнители, такие как Диззи Гиллеспи
и Чарли Паркер. Между 1949 и 1950 годами Дэвис и его нонет записали новаторский
кул-джазовый альбом «Birth of the Cool». Термин «cool» начал применяться к этой
музыке примерно в 1953 году, когда «Capitol Records» выпустила альбом «Classics
in Jazz: Cool and Quiet».
о мнению
историка джаза Лена Вайнштока (Len Weinstock) кул-джаз берет свое начало еще в
1927 году в замечательном сотрудничестве корнетиста Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke)
и саксофониста Фрэнка Трамбауэра (Frank (Tram) Trumbauer), которые уже тогда использовали
линейный, расслабленный и лирический стиль игры и были первыми, кто предложил
альтернативу жгучей, страстной и экстравертной музыке, характерной для эпохи хот-джаза.
Они были вдохновлены не только Луи Армстронгом, но и современными им классическими
композиторами, такими как Дебюсси, Равель и Стравинский, и, в результате, стали
первыми, кто использовал в своих импровизациях интригующие гармонии и интервалы.
Эти
работы были просто записаны, а затем забыты, чтобы быть вновь обнаруженными как
диковинка в более позднее время, вызвав сенсацию в джазовом сообществе. Игра
Бикса вдохновила многих выдающихся трубачей, включая Бобби Хэкетта (Bobby
Hackett) and, most significant of all,), Реда Николса (Red Nichols), Банни Беригана (Bunny Berigan), Джимми Макпартленда (Jimmy McPartland) и Рекса Стюарта (Rex Stewart). Еще более удивительным был
лирический стиль Трамбауэра, который привлек внимание Бенни Картера (Benny Carter), Беда Вебстера (Bed Webster), Бенни Гудмана (Benny Goodman) и, что наиболее важно, Лестера
Янга.
Именно «Tram»
подвел Лестера Янга к его свободному, плавному и расслабленному стилю тенора.
Однако Лестер Янг вскоре вышел далеко за рамки Трамбауэра, и его новаторские
соло в конце 1930-х начали закладывать гармоничные основы того, что позже стало
бопом (хотя Янг никогда не играл боп). Его игра имела плавную логику,
ритмическую тонкость и драйв, которые произвели сильное впечатление на других
музыкантов, таких как Чарли Паркер, Декстер Гордон и группу джазменов Западного
побережья: Стэн Гетц, Зут Симс (Zoot Sims), Херби Стюард, Джимми Джиффре, Эл
Кон, Аллен Игер, Ли Кониц и другие.
Марк С.
Гридли, пишущий в All Music Guide to Jazz, выделяет четыре пересекающиеся
подкатегории крутого джаза:
«Мягкие
варианты бибопа», включая записи Майлза Дэвиса (Miles Davis), составляющие «Birth of the Cool»; полное
собрание сочинений «Modern Jazz Quartet»; продукция Джерри Маллигана (Gerry Mulligan), особенно его работа с Четом
Бейкером (Chet
Baker) и Бобом Брукмейером (Bob Brookmeyer); музыка сторонников Стэна
Кентона (Stan
Kenton) с конца 1940-х по 1950-е
годы; и работы Джорджа Ширинга (George
Shearing) и Стэна Гетца (Stan Getz).
Результат
деятельности исполнителей, отказавшихся от бибопа в пользу передовых разработок
эпохи свинга, в том числе Ленни Тристано (Lennie Tristano), Ли Конитца (Lee Konitz) и Уорна Марша (Warne Marsh); Дэйв Брубек (Dave Brubeck) и Пол Десмонд (Paul Desmond); и исполнители, такие как Джимми
Джиффре (Jimmy
Giuffre) и Дэйв Пелл (Dave Pell), на которых повлияла музыка малых групп Каунта
Бэйси (Count
Basie) и Лестера Янга (Lester Young).
Музыканты
любой из предыдущих категорий, которые работали в Калифорнии с 1940-х по 1960-е
годы, развивая то, что стало известно, как джаз Западного побережья (West Coast jazz).
«Исследовательская
музыка с приглушенным эффектом, созданная Тедди Чарльзом (Teddy Charles), Чико Гамильтоном (Chico Hamilton), Джоном ЛаПорта (John LaPorta) и их коллегами в 1950-х годах».
По
способу звукоизвлечения и гармоническому мышлению у кул-джаза много общего с
модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к
сближению с композиторской музыкой (усиление роли композиции, формы и гармонии,
полифонизация фактуры), введением инструментов симфонического оркестра.
Образцами
кул-джаза являются такие композиции, как «Take Five» Пола Дезмонда, «My Funny
Valentine» в исполнении Джерри Маллигена, «`Round Midnight» Телониуса Монка с
альбома «Round Midnight» (1966) в исполнении Майлза Дэвиса.
В 1950-х
годах, вдохновленные Майлзом Дэвисом, многие джазовые музыканты из
Лос-Анджелеса переняли его манеру игры и создали стиль джаза Западного
побережья, который обладает теми же характеристиками, что и кул-джаз, и по сути
является региональным ответвлением этого жанра. Как и кул-джаз, джаз Западного
побережья более сдержанный, чем традиционный бибоп, и он больше полагается на
формальные аранжировки, чем на индивидуальную импровизацию. Среди пионеров
джаза Западного побережья - кларнетист Джимми Джуффре, саксофонисты Бад Шэнк и
Арт Пеппер, трубач Шорти Роджерс, барабанщик Шелли Манн и пианист Андре Превен.
Влияние кул-джаза обнаруживается также в таких стилях, как босса нова,
модальный джаз и фри-джаз.
Тед Джоя считает
прямыми стилистическими наследниками кул-джаза некоторых исполнителей, связанных
с лейблом ECM в 1970-е годы, являются. Хотя эти музыканты могут не походить на «отцов-основателей»
кул-джаза, они разделяют те же ценности: ясность выражения; тонкость смысла;
готовность отойти от стандартных ритмов горячего джаза и заимствовать у других
музыкальных жанров; прогрессивные амбиции и склонность к экспериментам; прежде
всего, неприязнь к напыщенности. Джоя также отмечает влияние кул-джаза на
другие музыкальные идиомы, такие как нью-эйдж, минимализм, поп, фолк и мировую
музыку вообще.
Важные альбомы:
Dave Brubeck: Time Out (Columbia, 1959)
Miles Davis and the Metronome All Stars: Birth of the
Cool (Capitol, 1949/50)
Stan Getz: The Complete Roost Sessions (Roost,
1950–1954)
Lee Konitz: Subconscious-Lee (Prestige/OJC, 1949/50)
Shelly Manne: At the Blackhawk (Contemporary/OJC,
1959)
Modern Jazz Quartet: Django (Prestige/OJC, 1953–1955)
Modern Jazz Quartet: Dedicated to Connie (Atlantic,
1960)
Gerry Mulligan and Chet Baker: The Original Quartet
(Blue Note, 1952/53)
Gerry Mulligan and Bob Brookmeyer: Pleyel Conert 54
(Disques Vogue, 1954)
Shorty Rogers: Shorty Rogers Courts the Count (RCA,
1954)
Lennie Tristano: The Complete Lennie Tristano
(Mercury, 1946/47)
Список исполнителей
кул-джаза и джаза Западного побережья:
A Curtis Amy -
Saxophone Earl Anderza - alto saxophone David Axelrod - composer B Chet Baker Billy Bauer Milt Bernhart Lou Blackburn Dupree Bolton Bob Brookmeyer Clifford Brown Ray Brown Monty Budwig Larry Bunker Frank Butler C Red Callender Conte Candoli Pete Candoli John Carisi Benny Carter Teddy Charles June Christy James Clay Al Cohn Buddy Collette Junior Collins Chris Connor Bob Cooper Curtis Counce Israel Crosby D Miles Davis Michael Di Pasqua Paul Desmond Eric Dolphy E Harry "Sweets" Edison Teddy Edwards Don Elliott Herb Ellis Bob Enevoldsen Bill Evans Gil Evans F Don Fagerquist Tal Farlow Victor Feldman Maynard Ferguson Brent Fischer Clare Fischer Chuck Flores Carl Fontana |
Russ Freeman Milt Jackson Bobby Jaspar Pete Jolly Carmell Jones G Herb Geller (woodwinds, composer, arranger) Stan Getz Jimmy Giuffre Bob Gordon Dexter Gordon John Graas Wardell Gray Vince Guaraldi Lars Gullin H Jim Hall Charlie Haden Chico Hamilton Scott Hamilton Herbie Harper Hampton Hawes Percy Heath Woody Herman Billy Higgins Bill Holman Elmo Hope Paul Horn J Milt Jackson Bobby Jaspar Pete Jolly Carmell
Jones K Fred Katz Richie Kamuca Connie Kay Barney Kessel Stan Kenton Lee Konitz Irene Kral Mark Kramer L Harold Land John LaPorta Stan Levey Lou Levy John Lewis Mel Lewis M Dave Mackay Joe Maini Herbie Mann |
Shelly Manne Larance Marable Charlie Mariano Gary McFarland Charles Mingus Red Mitchell Jack Montrose Joe Morello Frank Morgan Barbara Morrison Gerry Mulligan N Lennie Niehaus P Marty Paich Remo Palmier Dave Pell Art Pepper Bill Perkins Carl Perkins Roy Porter André Previn R Jimmy Raney Max Roach Shorty Rogers Frank Rosolino Willie Ruff Howard Rumsey S Bud Shank George Shearing Jack Sheldon Zoot Sims Johnny Smith Alvin Stoller T Horace Tapscott Cal Tjader - vibraphone, drums, piano Cy Touff Lennie Tristanо Bobby Troup V Leroy Vinnegar W Julius Watkins Frank Wess Claude Williamson Stu Williamson Bill Watrous Z Mike Zwerin |
Комментариев нет:
Отправить комментарий