Стили джаза. Кул-джаз (Сool jazz).

Стили джаза.

Кул-джаз («спокойный», «прохладный» или «крутой джаз» — букв. перевод англ. cool jazz) — стиль современного джаза, возникший в конце 1940-х годов на Западном побережье США, получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов-боперов и достигший наибольшего расцвета в 1960-е годы. Он отличается расслабленным темпом и более простым звуком, в отличие от быстрого и сложного стиля бибоп. В кул-джазе часто используются формальные аранжировки и элементы классической музыки. В широком смысле, этот жанр относится к ряду послевоенных джазовых стилей, использующих более сдержанный подход, чем тот, который можно найти в других современных джазовых идиомах. Как предполагают Пол Таннер, Морис Джеро и Дэвид Мегилл, «звучность этих консервативных исполнителей можно сравнить с пастельными, а соло [Диззи] Гиллеспи и его последователей - с огненно-красными цветами».

На временной шкале истории джаза крутой джаз находится между эпохами бибопа и хард-бопа.

Происхождение стиля и авторство названия связывают с именем свингового тенор-саксофониста Лестера Янга (Lester Young), который ещё в 1930-е годы разработал противоположную хот-джазу «холодную» манеру игры. В конце 1940-х - начале 1950-х годов Янг своим непринужденным, легким стилем игры начал вдохновлять джазовых музыкантов эпохи свинга. В то время как Янг был источником вдохновения, трубач Майлз Дэвис (Miles Davis) разработал новый стиль. Ещё во времена бибопа Дэвис, которого всегда тянуло к менее интенсивному стилю, играл мягче и сдержаннее, чем другие известные исполнители, такие как Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер. Между 1949 и 1950 годами Дэвис и его нонет записали новаторский кул-джазовый альбом «Birth of the Cool». Термин «cool» начал применяться к этой музыке примерно в 1953 году, когда «Capitol Records» выпустила альбом «Classics in Jazz: Cool and Quiet».

Miles Davis – «So What».

о мнению историка джаза Лена Вайнштока (Len Weinstock) кул-джаз берет свое начало еще в 1927 году в замечательном сотрудничестве корнетиста Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke) и саксофониста Фрэнка Трамбауэра (Frank (Tram) Trumbauer), которые уже тогда использовали линейный, расслабленный и лирический стиль игры и были первыми, кто предложил альтернативу жгучей, страстной и экстравертной музыке, характерной для эпохи хот-джаза. Они были вдохновлены не только Луи Армстронгом, но и современными им классическими композиторами, такими как Дебюсси, Равель и Стравинский, и, в результате, стали первыми, кто использовал в своих импровизациях интригующие гармонии и интервалы.

Эти работы были просто записаны, а затем забыты, чтобы быть вновь обнаруженными как диковинка в более позднее время, вызвав сенсацию в джазовом сообществе. Игра Бикса вдохновила многих выдающихся трубачей, включая Бобби Хэкетта (Bobby Hackett) and, most significant of all,), Реда Николса (Red Nichols), Банни Беригана (Bunny Berigan), Джимми Макпартленда (Jimmy McPartland) и Рекса Стюарта (Rex Stewart). Еще более удивительным был лирический стиль Трамбауэра, который привлек внимание Бенни Картера (Benny Carter), Беда Вебстера (Bed Webster), Бенни Гудмана (Benny Goodman) и, что наиболее важно, Лестера Янга.

Именно «Tram» подвел Лестера Янга к его свободному, плавному и расслабленному стилю тенора. Однако Лестер Янг вскоре вышел далеко за рамки Трамбауэра, и его новаторские соло в конце 1930-х начали закладывать гармоничные основы того, что позже стало бопом (хотя Янг никогда не играл боп). Его игра имела плавную логику, ритмическую тонкость и драйв, которые произвели сильное впечатление на других музыкантов, таких как Чарли Паркер, Декстер Гордон и группу джазменов Западного побережья: Стэн Гетц, Зут Симс (Zoot Sims), Херби Стюард, Джимми Джиффре, Эл Кон, Аллен Игер, Ли Кониц и другие.

Марк С. Гридли, пишущий в All Music Guide to Jazz, выделяет четыре пересекающиеся подкатегории крутого джаза:

«Мягкие варианты бибопа», включая записи Майлза Дэвиса (Miles Davis), составляющие «Birth of the Cool»; полное собрание сочинений «Modern Jazz Quartet»; продукция Джерри Маллигана (Gerry Mulligan), особенно его работа с Четом Бейкером (Chet Baker) и Бобом Брукмейером (Bob Brookmeyer); музыка сторонников Стэна Кентона (Stan Kenton) с конца 1940-х по 1950-е годы; и работы Джорджа Ширинга (George Shearing) и Стэна Гетца (Stan Getz).

Chet Baker – «My Funny Valentine» (Torino, 1959).

Результат деятельности исполнителей, отказавшихся от бибопа в пользу передовых разработок эпохи свинга, в том числе Ленни Тристано (Lennie Tristano), Ли Конитца (Lee Konitz) и Уорна Марша (Warne Marsh); Дэйв Брубек (Dave Brubeck) и Пол Десмонд (Paul Desmond); и исполнители, такие как Джимми Джиффре (Jimmy Giuffre) и Дэйв Пелл (Dave Pell), на которых повлияла музыка малых групп Каунта Бэйси (Count Basie) и Лестера Янга (Lester Young).

Музыканты любой из предыдущих категорий, которые работали в Калифорнии с 1940-х по 1960-е годы, развивая то, что стало известно, как джаз Западного побережья (West Coast jazz).

«Исследовательская музыка с приглушенным эффектом, созданная Тедди Чарльзом (Teddy Charles), Чико Гамильтоном (Chico Hamilton), Джоном ЛаПорта (John LaPorta) и их коллегами в 1950-х годах».

По способу звукоизвлечения и гармоническому мышлению у кул-джаза много общего с модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к сближению с композиторской музыкой (усиление роли композиции, формы и гармонии, полифонизация фактуры), введением инструментов симфонического оркестра.

Образцами кул-джаза являются такие композиции, как «Take Five» Пола Дезмонда, «My Funny Valentine» в исполнении Джерри Маллигена, «`Round Midnight» Телониуса Монка с альбома «Round Midnight» (1966) в исполнении Майлза Дэвиса.

Dave Brubeck – «Koto Song» (1964).

В 1950-х годах, вдохновленные Майлзом Дэвисом, многие джазовые музыканты из Лос-Анджелеса переняли его манеру игры и создали стиль джаза Западного побережья, который обладает теми же характеристиками, что и кул-джаз, и по сути является региональным ответвлением этого жанра. Как и кул-джаз, джаз Западного побережья более сдержанный, чем традиционный бибоп, и он больше полагается на формальные аранжировки, чем на индивидуальную импровизацию. Среди пионеров джаза Западного побережья - кларнетист Джимми Джуффре, саксофонисты Бад Шэнк и Арт Пеппер, трубач Шорти Роджерс, барабанщик Шелли Манн и пианист Андре Превен. Влияние кул-джаза обнаруживается также в таких стилях, как босса нова, модальный джаз и фри-джаз.

Тед Джоя считает прямыми стилистическими наследниками кул-джаза некоторых исполнителей, связанных с лейблом ECM в 1970-е годы, являются. Хотя эти музыканты могут не походить на «отцов-основателей» кул-джаза, они разделяют те же ценности: ясность выражения; тонкость смысла; готовность отойти от стандартных ритмов горячего джаза и заимствовать у других музыкальных жанров; прогрессивные амбиции и склонность к экспериментам; прежде всего, неприязнь к напыщенности. Джоя также отмечает влияние кул-джаза на другие музыкальные идиомы, такие как нью-эйдж, минимализм, поп, фолк и мировую музыку вообще.

Важные альбомы:

Dave Brubeck: Time Out (Columbia, 1959)

Miles Davis and the Metronome All Stars: Birth of the Cool (Capitol, 1949/50)

Stan Getz: The Complete Roost Sessions (Roost, 1950–1954)

Lee Konitz: Subconscious-Lee (Prestige/OJC, 1949/50)

Shelly Manne: At the Blackhawk (Contemporary/OJC, 1959)

Modern Jazz Quartet: Django (Prestige/OJC, 1953–1955)

Modern Jazz Quartet: Dedicated to Connie (Atlantic, 1960)

Gerry Mulligan and Chet Baker: The Original Quartet (Blue Note, 1952/53)

Gerry Mulligan and Bob Brookmeyer: Pleyel Conert 54 (Disques Vogue, 1954)

Shorty Rogers: Shorty Rogers Courts the Count (RCA, 1954)

Lennie Tristano: The Complete Lennie Tristano (Mercury, 1946/47)


Список исполнителей кул-джаза и джаза Западного побережья:

A

Curtis Amy  - Saxophone

Earl Anderza - alto saxophone

David Axelrod - composer

B

Chet Baker

Billy Bauer

Milt Bernhart

Lou Blackburn

Dupree Bolton

Bob Brookmeyer

Clifford Brown

Ray Brown

Dave Brubeck

Monty Budwig

Larry Bunker

Frank Butler

C

Red Callender

Conte Candoli

Pete Candoli

John Carisi

Benny Carter

Teddy Charles

June Christy

James Clay

Al Cohn

Buddy Collette

Junior Collins

Chris Connor

Bob Cooper

Curtis Counce

Israel Crosby

D

Miles Davis

Michael Di Pasqua

Paul Desmond

Eric Dolphy

E

Harry "Sweets" Edison

Teddy Edwards

Don Elliott

Herb Ellis

Bob Enevoldsen

Bill Evans

Gil Evans

F

Don Fagerquist

Tal Farlow

Victor Feldman

Maynard Ferguson

Brent Fischer

Clare Fischer

Chuck Flores

Carl Fontana

Russ Freeman

Milt Jackson

Bobby Jaspar

Pete Jolly

Carmell Jones

G

Herb Geller (woodwinds, composer, arranger)

Stan Getz

Jimmy Giuffre

Bob Gordon

Dexter Gordon

John Graas

Wardell Gray

Vince Guaraldi

Lars Gullin

H

Jim Hall

Charlie Haden

Chico Hamilton

Scott Hamilton

Herbie Harper

Hampton Hawes

Percy Heath

Woody Herman

Billy Higgins

Bill Holman

Elmo Hope

Paul Horn

J

Milt Jackson

Bobby Jaspar

Pete Jolly

Carmell Jones

K

Fred Katz

Richie Kamuca

Connie Kay

Barney Kessel

Stan Kenton

Lee Konitz

Irene Kral

Mark Kramer

L

Harold Land

John LaPorta

Stan Levey

Lou Levy

John Lewis

Mel Lewis

M

Dave Mackay

Joe Maini

Herbie Mann

 

Shelly Manne

Larance Marable

Charlie Mariano

Warne Marsh

Gary McFarland

Charles Mingus

Red Mitchell

Jack Montrose

Joe Morello

Frank Morgan

Barbara Morrison

Gerry Mulligan

N

Lennie Niehaus

P

Marty Paich

Remo Palmier

Dave Pell

Art Pepper

Bill Perkins

Carl Perkins

Roy Porter

André Previn

R

Jimmy Raney

Max Roach

Shorty Rogers

Frank Rosolino

Willie Ruff

Howard Rumsey

S

Bud Shank

George Shearing

Jack Sheldon

Zoot Sims

Johnny Smith

Alvin Stoller

T

Horace Tapscott

Cal Tjader - vibraphone, drums, piano

Cy Touff

Lennie Tristanо

Bobby Troup

V

Leroy Vinnegar

W

Julius Watkins

Frank Wess

Claude Williamson

Stu Williamson

Bill Watrous

Z

Mike Zwerin

Комментариев нет:

Отправить комментарий