Американский
джазовый саксофонист Уорн Мэрион Марш (Warne Marion Marsh) родился 26 октября
1927 года. Он был учеником джазового пианиста, композитора, аранжировщика и
учителя джазовой импровизации Ленни Тристано (Lennie Tristano), и, хоть Марш и
стал отличным музыкантом и импровизатором, его наследие осталось неразрывно
связанным с творчеством его учителя. Говорят, что ему удалось перенести
фразеологию Тристано в импровизационную лексику саксофона.
Родители
Марша были творческими людьми: папа – известный кинематографист, а мама –
скрипачка, выступающая в оркестре в кинотеатрах (в качестве аккомпаниатора).
Уорн начал проявлять способности к музыке в совсем раннем возрасте: в 3 года он
уже мог подобрать мелодию на фортепиано. В школе он начал играть на нескольких
инструментах: на тенор-саксофоне, а также на кларнете и тубе. В 15 лет он играл
в успешной молодежной группе «The Hollywood Canteen Kids». Во время Второй
мировой войны у юных музыкантов было много возможностей выступать потому, что их
взрослых профессиональных коллег призвали на военную службу. Первое выступление
Марша состоялось в группе "Hollywood Canteen Kids". Туда входили
молодые, талантливые музыканты с красивой внешностью. А потом он перешел в
другую группу – "The Teen-Agers", которая выступала на радиошоу Хоги
Кармайкла. Все эти лос-анджелесские группы быстро надоели Маршу, несмотря на успех.
На лос-анджелесской сцене важнее была коммерция, а не творчество, и это было
чуждо Маршу. Ему очень хотелось работать студийным музыкантом в Голливуде –
пойти по стопам его родителей, так как он еще на тот момент не познакомился с
джазом. С отцом, однако, у него были очень натянутые отношения, потому что тот
был не лучшим образцом для молодого музыканта.
В августе
1945 года Уорн поступил в Университет Южной Калифорнии. В 1946/47 году отслужил
двухгодичную военную службу в Вирджинии и Нью-Джерси. И даже там он продолжал
играть на саксофоне – в армейском бэнде "Second Group Special Services
Band". В армии он увлекся музыкой саксофонистов Лестера Янга и Чарли
Паркера, и под влиянием би-бопа собирал армейские джем-сейшены, на которых
музыканты могли свободно выразить себя. Когда Марша перевели в Нью-Джерси, он
тут же сел на автобус до Манхэттена и поехал туда, где играет Чарли Паркер,
чтобы послушать его.
Именно в
армии Уорн Марш впервые услышал о Леонарде Тристано, слепом пианисте, который
жил и преподавал в Нью-Йорке. Он связался с ним, время от времени брал уроки и
регулярно играл в его группе.
По окончании
военной службы Марш вернулся в Лос-Анджелесе, но его все больше тянуло в
Нью-Йорк. Отыграв тур в биг-бэнде Бадди Рича, Марш переехал в Нью-Йорк, где
стал играть со своим учителем Ленни Тристано и другими лучшими его учениками,
среди которых был альт-саксофонист Ли Кониц. Стиль, который вместе создали эти
три музыканта, виртуозный и изысканный, был полон гармонических и мелодических
новшеств. В отличие от би-бопа, это была не скоростная музыка: ее истоки в
большей степени находились в традиционном джазе и в современной классике – в
произведениях таких композиторов, как Стравинский, Шенберг и Хиндемит. Марш,
вдохновленный творчеством таких музыкантов, как Коулман Хокинс, Бен Уэбстер и
Текс Бенеке (саксофонист оркестра Гленна Миллера, заниматься по 8-12 часов в
сутки, без конца отрабатывая соло Бэна Уэбстера в "Cottontail" и "Bady
and Soul" Коулмана Хокинса.
Тристано
и Марш, будучи передовыми музыкантами, почти не выступали, так как оба
ненавидели играть ради коммерческого успеха. Но все же им удавалось иногда
записываться. Уорн Марш впервые оказался с Тристано в студии 4 марта 1949 года.
Пластинка под названием «Crosscurrent» была встречена с непониманием.
Противоречивые мнения стали еще более очевидными, когда вскоре был выпущен альбом
«Tristano Intuition and Digression». Композиция "Wow", как и
большинство композиций этого альбома, традиционна в отношении гармонии, но
мелодия и ритм здесь инновационные. Такие композиции, как "Intuition"
и "Digression", полностью импровизационные, без какой-либо заданной
структуры. Эта музыка была предвестником фри-джаза.
Марш не
был признан широкой публикой, но музыканты очень уважали его импровизационный
дар. Ленни Тристано устраивал коллективный джем-сейшен, к которому иногда
присоединялись такие музыканты, как Чарли Паркер, Чарльз Мингус, Рой Хайнс и
Макс Роуч. В 1950-х годах Марш метался между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом: в
Лос-Анджелесе он хотел получить-таки возможность выступать, чтобы показать свое
искусство людям, но, с другой стороны, он настолько ненавидел продажность сцены
в Лос-Анджелесе, что все-таки вернулся снова в Нью-Йорк.
В июне
1955 года, благодаря Ли Конитцу, Марш сделал со своим давним соавтором одну из
своих самых важных записей на пластинке «Lee Konitz With Warne Marsh». Группа состояла
в основном из учеников Тристано, пианиста Сала Моски и гитариста Билли Бауэра. Ударником
и басистом были Кенни Кларк и Оскар Петтифорд, которые ранее не были связаны с
Тристано; также, вопреки привычкам Тристано, был записан блюз. Альбом сейчас
считается классикой кул-джаза.
Отличный
и несколько необычный состав ритм-секции подтолкнул музыкантов к интенсивному
взаимодействию и импровизации, которые, в отличие от более ранних записей, были
восприняты слушателями теплее и с энтузиазмом. Относительно новыми на пластинке
были пьесы, в которых Марш и Конитц импровизировали коллективно, демонстрируя
свои отточенные навыки интуиции и контрапункта. Пластинка, которая была
встречена с похвалой как слушателями так и критиками, вызвала, однако, некоторое
непонимание: Конитц и Марш начали произведение Чарли Паркера «Донна Ли» битом
раньше («первый» вместо «второй»). Эта хитрая, преднамеренная вариация иногда
неверно истолковывалась как ошибка из-за некомпетентности музыкантов.
В августе
1955 года Марш закончил учебу у Тристано и вернулся в Лос-Анджелес. Он давал
различные концерты с Ли Конитцем в Голливуде и иногда выступал в трио с
басистом Лероем Виннегаром и различными барабанщиками (например, Шелли Мэнн или
Фрэнк Батлер). Он также работал в квинтете с тенор-саксофонистом Тедом Брауном,
пианистом Ронни Боллом, басистом Беном Такером и барабанщиком Джеффом Мортоном.
В
Лос-Анджелесе он выступает и записывается с лучшими музыкантами джаза Западного
побережья, включая альт-саксофониста Арта Пэппера. В 1956-м они записали два
трека под именем "Art Pepper with Warne Marsh", но потом это
сотрудичество быстро развалилось из-за халатности Марша. Зато, вернувшись в
Лос-Анджелес, он восстановил свои отношения с Тристано. Марш начал записываться
сольно: выпустил "Warne Marsh" – альбом для "Atlantic", а
также выступил в "New York's Half Note" совместно с Ли Коницом и
своим учителем Ленни Тристано.
В октябре
1956 года Марш записал альбом «Jazz of Two Cities», намекая на свои дома в
Нью-Йорке (как городе самых важных влияний и впечатлений) и Лос-Анджелесе (как
городе его рождения и личного развития). Критик Нат Хентофф охарактеризовал
игру саксофониста как очень творческую, чувствительную, плавную и технически
искусную. Ленни Тристано оценил альбом как один из самых оригинальных с точки
зрения свинга, импровизации, изобретательности. Однако сам Уорн Марш был
недоволен тем, что продюсеры отредактировали записи, не спросив его одобрения.
В 1957
году была еще одна студийная запись, на этот раз с двумя саксофонистами Тедом
Брауном и Артом Пеппером, которая появилась в 1958 году под названием «Free
Wheeling». После этой записи группа отыграла еще несколько концертов, а затем
распалась; с одной стороны, потому что Марш не брал на себя руководство группой
и вел себя в организации очень пассивно, с другой стороны, из-за различных
разногласий внутри группы.
Затем Марш
регулярно выступал в Нью-Йорке в недавно открывшемся клубе «Half Note» с Ленни
Тристано и Ли Конитцем, в то время как состав барабанщиков и басистов менялся;
в сентябре 1958 года к ним присоединились Пол Мотян и Генри Граймс. В феврале
1959 года в «Half Note» были сделаны живые записи Марша и Ли Конитца.
В 1960-х
годах Марш немного отходит от музыки. Он вернулся в Калифорнию, где
финансовая поддержка его матери позволила ему жить дешевле. Там Марш провел
около девяти лет в относительном уединении. Иногда он играл на сессиях, в
остальное время посвящал себя шахматам и скрэбблу, давал иногда уроки игры на
саксофоне. В 1965 году квинтет окончательно распался из-за чрезмерных
финансовых требований Конитца, и каждый из участников, в конце концов, пошел своим
путем. В 1966 году Уорн Марш также сыграл последнюю сессию со своим наставником
Ленни Тристано. Переехав снова в Нью-Йорк, Марш присоединяется к коллективу пианиста
Клара Фишера "Clare Fischer's Big Band", параллельно подрабатывая
чистильщиком бассейна.
В 1972
году Марш работал сначала заместителем, а затем постоянным участником группы «Supersax»,
которая аранжировала и исполняла соло Чарли Паркера для саксофонной секции, а
также трубы, фортепиано и перкуссии. Группа получила широкое признание;
последовало множество ангажементов, турне по Канаде, Европе и Японии. Группа
выиграла Грэмми за лучшее джазовое исполнение в 1974 году. Успех «Supersax»
вернул Марша публике, и вскоре он смог уделять больше времени своим собственным
проектам.
В
1970-80-х годах Марш все еще был активен на музыкальном поприще. Он создал свою
собственную группу и провел с ней очень успешный тур по Европе и наконец-то был
признан зрителями. В 1975 году Марш гастролировал по Дании, Швеции и Норвегии,
где музыканты, вдохновленные Тристано, часто собирали широкую аудиторию. В 1980
году он записал диск «I Remember You» с норвежской певицей Карин Крог. Затем
последовало еще много концертов и студийных постановок в Скандинавии, включая
записи с трио Кенни Дрю. Помимо своего плотного графика выступлений, Марш
проводил курсы, семинары и лекции в школах. В Нью-Йорке он продолжал часто
играть со студентами и последователями Тристано.
В 1980-е
годы были выпущены успешные джазовые альбомы «Star Highs» (1982) (с Хэнком
Джонсом, Джорджем Мразом и Мелом Льюисом), «A Ballad Album» (1983) и «Blues for
a Reason» (1984) с Четом Бейкером. Кроме того, Марш частенько играл в "Donte's
Jazz Club" в своем нелюбимом Лос-Анджелесе. 18 декабря 1987 года в этом
клубе он исполнял "Out of Nowhere", во время чего он упал в обморок и
умер.
Warne Marsh
– Live In Las Vegas (1962)
1 317
E. 32nd 5:27
2 Joy
Spring 3:19
3 You
Stepped Out Of A Dream 6:05
4 Hello
Young Lovers 8:21
5 Kary's
Trance 4:27
6 Subconscious-Lee
8:16
7 The
Best Thing For You 4:35
8 People
Will Say We're In Love 7:52
9 The
Best Things In Life 4:49
10 Feather
Bed 7:10
Warne Marsh – tenor saxophone
Don Overberg – guitar
Carson Smith – bass
Frank Severino – drums
Recorded in Las Vegas, February 28, 1962.
Warne
Marsh was one of Lennie Tristano's most important students. Following the
pianist's lead, he enjoyed exploring complex reworkings of standards, whether
penned by a fellow student like Lee Konitz or one of his own. Joined by
guitarist Don Overberg, bassist Carson Smith, and drummer Frank Severino, this
informal recording (possibly made by one of the participants during a
rehearsal, since there is some conversation at the end of performances with no
audience response), documents the quartet in 1962. The audio quality varies
widely, suggesting that the tapes were made over several session. "317 E.
32nd Street" is marred with dropouts and a few spots where it sounds like
the microphone was bumped, while the recorder seems to have been set up very
close to the drums, with the result that Marsh's tenor sax is somewhat distant
sounding. It also sounds a little labored. Marsh uncharacteristically emits a
few reed squeaks in the breezy setting of "Joy Spring." Things gel
best in the uptempo romp, through Konitz's "Subconsciouslee" (based
on "What is This Thing Called Love") and an easygoing "The Best
Things in Life." While this cheaply packaged CD (which lacks liner notes
or composer credits) falls short of being an essential purchase for Warne Marsh
fans, the performances and audio quality are sufficient to merit its
acquisition.
---Ken
Dyden, Rovi
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий