Чикаго-блюз

Краткая история Чикаго-блюза.

Стили блюза.

Чикаго-блюз (Chicago blues) — разновидность блюза, зародившаяся в Чикаго. Характерными особенностями, которые отличают чикагский блюз от более ранних стилей, является преобладание электрифицированных музыкальных инструментов и использование электронных эффектов, таких как овердрайв. Ключевыми инструментами чикаго-блюза считаются электрогитара, бас-гитара, ударные, пианино, губная гармоника и саксофон.

История

Чикаго-блюз выделился из классического блюза в первой четверти ХХ столетия. Во время т.н. Великой миграции, которая представляла собой как вынужденное, так и добровольное массовое переселение афроамериканцев с Юга США в промышленные города Севера и Среднего Запада, многие блюзмены, мигрировали на север страны. Одним из центров т.н. Великого Северного Драйва стал Чикаго.

Howlin' Wolf – «Back Door Man»

Развитие чикагского блюза по существу происходило в два этапа. С середины 1920-х годов до начала 2-й мировой войны развивался джаз-ориентированный, городской блюзовый стиль (urban blues). Он сочетал «классический» блюз водевиля с традиционным кантри-блюзом Юга. Однако, по сравнению с Дельта-блюзом (Delta Blues), чикагский стиль был более элегантным и менее архаичным.

Доминирующей фигурой чикагского блюза в то время был белый продюсер Лестер Мелроуз (Lester Melrose), который в качестве независимого бизнесмена «раскрутил» таких звезд джаза, как Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) и Кинг Оливер (King Oliver). Вскоре после этого Мелроуз стал продюсером лейбла «RCA Bluebird». Поэтому ранний чикагский блюз также называют битом синей птицы. Во время своего пребывания в «Bluebird» Мелроуз записал Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy), Тампа Рэда (Tampa Red), Джаз Гиллума (Jazz Gillum) и Сонни Бой Уильямсона 1-го (Sonny Boy Williamson I). Помимо гитары, в формирующий инструмент этого стиля превратилось фортепиано. Новый фортепиано-блюз представлял собой сочетание грубого пианино (Dirty Dozen) с юга США и регтайма.

Willie Dixon – «Spoonful»

Дальнейшее развитие чикагский блюз получил после окончания 2-й мировой войны. Стиль в значительной степени происходит из дельта-блюза, благодаря тому, что  многие из его основоположников, как, например,  Хаулин Вулф (Howlin' Wolf), Мадди Уотерс (Muddy Waters), Вилли Диксон (Willie Dixon) и Джимми Рид (Jimmy Reed) родились и состоялись как музыканты в штате Миссисипи.

Расцветом чикагского блюза считается период с 1947 по 1957 год. Основатель лейбла «Alligator Records» Брюс Иглауэр заявил, что «чикагский блюз — это музыка индустриального города, и в нем есть индустриальный смысл». Констатируя изменения в блюзе, чикагский блюзовый певец и гитарист Кевин Мур сказал: «Вы должны вложить в новый стиль новую жизнь, новую кровь, новые перспективы. Вы не можете продолжать говорить о мулах, работающих на дамбе».

Muddy Waters – «Hoochie Coochie Man» (Live)

Изначально чикаго-блюз создавался музыкантами, работающими неполный рабочий день, и которые вечерами играли на вечеринках в черном сообществе. Например, гитарист Кокомо Арнольд (Kokomo Arnold) имел свой самогонный бизнес, который был гораздо более прибыльным, чем его музыка.

Настоящим инкубатором для этого стиля стал чикагский под открытым небом рынок на Максвелл-стрит - один из крупнейших рынков в стране. Жители черной общины покупали и продавали там практически все, что угодно. Это было одно из немногих тогда мест в Чикаго, где блюзовые музыканты могли свободно выступать и общаться друг с другом. Для чикагских блюзменов стандартный путь к успеху был следующим: обычно они начинали как уличные музыканты, а затем, заработав себе имя на домашних вечеринках, пробивались в блюзовые клубы.

Первые блюзовые клубы в Чикаго были расположены преимущественно в черных кварталах в южной части Чикаго, и несколько в меньших количествах на Вест-Сайде. Новые тенденции в музыке породили новую клубную культуру. Одним из самых известных ночных клубов стала «Ruby Lee Gatewood's Tavern», известная любителям блюза как «The Gates». В 1930-1940-е годы там стремился выступать практически каждый известный артист. Среди самых известных исполнителей раннего Чикаго-блюза были Литтл Уолтер (Little Walter), Сонни Бой Уильямсон (Sonny Boy Williamson) и Биг Уолтер Хортон (Big Walter Horton). В их музыке преобладали электроинструменты и гармоника, ставшие со временем отличительной особенностью стиля.

Freddie King – «I Just Want To Make Love To You»

Мадди Уотерс и Элмор Джеймс прославились благодаря нетрадиционной игре на слайд-гитаре. Хаулин Вулф и Мадди Уотерс обладали глубокими «хриплыми» голосами. Важную роль на чикагской блюзовой сцене сыграл басист и композитор Вилли Диксон. Он сочинил множество «блюзовых стандартов», в их числе «Hoochie Coochie Man», «I Just Want to Make Love to You», «Wang Dang Doodle», «Spoonful» и «Back Door Man».

К концу 1950-х и началу 1960-х годов чикаго-блюз достиг международной известности, отразившись не только на творчестве ранних рок-н-ролльных музыкантов, таких как Чак Берри (Chuck Berry) и Бо Диддли (Bo Diddley), но и пересек Атлантику, повлияв на британский блюз и ранние хард-рок группы. В 1960-х годах молодые британские музыканты находились под сильным влиянием чикагского блюза, что привело к широкому британскому блюзовому движению.

В продвижении и распространении стиля приняли участие многие известные звукозаписывающие лейблы, такие как «Paramount Records», «RCA Victor» и «Columbia Records». Однако, когда в начале 1960-х годов начался упадок чикагского блюза, крупные лейблы из-за неуклонно снижающихся продаж пластинок ушли с блюзового рынка, оставив его лейблам, специализирующимся на новом звуке, таким как «Chess Records» и «Vee-Jay».

Koko Taylor & Little Walter – «Wang Dang Doodle» (1967)

В 1970-е годы блюз в основном записывали для преимущественно европейской аудитории небольшие независимые лейблы, такие как «Alligator» и «Delmark Records». Согласно книге «Christgau's Record Guide: Rock Albums of the Seventies» (1981), именно в 1970-е годы благодаря «Alligator Records» и его владельцу Брюсу Иглауэру, названному в книге, как «folkie Leonard Chess», были сделаны лучшие записи чикагского блюза.

Как средство сохранения наследия чикагского блюза ежегодно с 1984 года, в годовщину смерти Мадди Уотерса, проводится Чикагский блюзовый фестиваль.

Влияние чикагского блюза.

Чикаго-блюз оказал значительное влияние на раннюю рок-музыку. Чак Берри первоначально подписал контракт с «Chess Records» — одним из самых значительных чикагских блюзовых лейблов. Тогда Берри находился под влиянием Мадди Уотерса, и тот предложил Берри пройти прослушивание для «Chess». Вилли Диксон и другие блюзовые музыканты играли на некоторых ранних записях Берри. В Великобритании « The Animals» выступали в качестве бэк-музыкантов для Сонни Боя Уильямсона II и сделали свои первые записи с ним, когда тот гастролировал по Англии в 1963 и 1964 годах. В то же время в стиле чикагского блюза выступали американские группы, такие как «Allman Brothers Band » и «Paul Butterfield Blues Band» (в которую входили два участника группы Howlin' Wolf). В процессе развития блюз-рока собственные интерпретации чикагских блюзовых песен создали Джон Хаммонд (John P. Hammond), Чарли Масселуайт (Charlie Musselwhite) и Рори Галлахер (Rory Gallagher).

Список музыкантов Чикаго-блюза:

Big Bill Broonzy

Big Maceo Merriweather

Big Walter Horton

Billy Boy Arnold

Billy Branch

Bo Diddley

Buddy Guy

Carey Bell

Charlie Musselwhite

Champion Jack Dupree

Elmore James

Freddie King

Hound Dog Taylor

Howlin’ Wolf

J. B. Hutto

J. B. Lenoir

Jim Kahr

James Cotton

Jimmy Dawkins

Jimmy Rogers

John Brim

John Primer

Johnny Shines

Junior Wells

Koko Taylor

Lefty Dizz

Little Walter

Lonnie Brooks

Luther Allison

Lurrie Bell

Magic Sam

Mighty Joe Young

Melvin Taylor

Muddy Waters

Otis Rush

Otis Spann

Paul Butterfield

Robert Lockwood Jr.

Robert Nighthawk

Snooky Pryor

Son Seals

Sonny Boy Williamson II.

Vance Kelly

Willie Dixon

Комментариев нет:

Отправить комментарий