вторник, 5 мая 2020 г.

Vess L. Ossman - Banjo-legend. Весс Осман - Легенда регтайм-банджо (1868 - 1923 гг.).

«Царь банджо» Сильсестр «Весс» Осман, один из первых белых музыкантов, который, благодаря своим выступлениям и записям, способствовал распространению рэгтайма в Соединенных Штатах Америки, родился 21 августа 1868 года в Гайд-Парке, штат Нью-Йорк, в семье немецкого иммигранта Фредерика Османа и был третьим из его пяти детей. Федеральные переписи населения 1870 и 1880 годов, а также переписи населения 1875 года в штате Нью-Йорк показали, что Фредерик Осман работал пекарем в городке Хадсон. Сильвестр с детства интересовался музыкой и в возрасте 12 лет стал брать уроки игры на скрипке, одновременно осваивая 4-х и 5-струнное банджо. Вскоре он разработал некоторые из своих уникальных техник игры на этом инструменте и расширил свой репертуар практически до любой формы музыки, с которой сталкивался: от Шопена до Стивена Фостера (Stephen Collins Foster). 
В двадцать лет Сильвестр Осман, принявший сценическое имя «Весс», был уже признанным виртуозом игры на банджо обоих типов, предпочитая 5-струнные инструменты. В 1880-х годах о музыканте неоднократно упоминали в газете «Chatham Republican», рассказывая о его мастерстве игры на банджо, и отмечая, что он дает уроки игры в Хадсоне и окрестностях. 
Сильвестр "Весс" Осман (1868 - 1923 гг.).
В начале 1888 года «Весс» Осман принял участие в первом ежегодном конкурсе американских банджо в Chickering Hall (Нью-Йорк) о чем сообщила 28 февраля 1888 года газета «New York Evening Telegram»:
«Вчера вечером Chickering Hall был переполнен публикой, которая в течение двух часов слушала банджо на турнире, организованном господами Фиппсом и Готтшалком. Среди прочих выступали признанные виртуозы банджо Рубен «Руби» Брукс («Ruby» Brooks), Р.У. Брейлсфорд (R.W. Brailsford), Х.Н. Дентон (H.N. Denton) и «Весс» Осман (Vess Ossman). Первую премию в общем конкурсе завоевал «Руби» Брукс, а вторую - мистер Осман».
Афиша ежегодного конкурса банджоистов в Chickering Hall (1888 г.).
В  январе 1890 года на конкурсе банджоистов в Покипси (Poughkeepsie), штат Нью-Йорк «Весс» одержал победу над «Руби» Бруксом, выиграв приз $500 и звание чемпиона Америки по игре на банджо. 
Спустя два месяца, в марте 1890 года 21-летний Осман женился на 15-летней Юнис Энни Смит. Обстоятельства этого события точно не известны, но, похоже, что в течение следующего года у нее произошел выкидыш. В течение следующих восемнадцати лет пара потеряла четырех из рожденных у них восьми детей. В начале 1890-х годов, как раз в то время, когда появился регтайм, семья Осман переехала на постоянное место жительства в Нью-Йорк.
В 1891 году Осман наконец-то получил золотую медаль на очередном конкурсе американских банджоистов в Chickering Hall в Нью-Йорке и выступил с сольными концертами на нескольких городских мероприятиях. В следующем году он стал членом водевиль-группы Dunham Quartette, которая состояла из банджо, фортепиано, вокалиста и юмориста. Однако вскоре стало ясно, что Осман один способен удержать публику в таком большом концертном зале, как Madison Square Garden. С 1893 по 1896 годы «Весс» продолжал завоевывать золотые медали на различных конкурсах и любовь публики везде, куда бы он ни приехал. Осман выступал со своей водевиль-группой на Северо-востоке и Среднем Западе США, неизменно получая право последнего выступления в шоу, обычно предназначенное для самых популярных артистов.
«Pretzel Pete» - Vess L Ossman.
Османом была создана уникальная техника игры, известная теперь как «классический стиль банджо», где всё было подобрано с тщательностью классического гитариста. Вместо стальных струн «Весс» предпочитал струны из кишечника животных, которые затем стали использоваться большинством банджоистов. Эти струны обладали более высоким резонансом чем стальные и на правильно настроенном инструменте каждый щипок можно было услышать на галерке большинства концертных залов, включая огромный Madison Square Garden. 
«A Bunch of Rags» - Vess L. Ossman (1898).
Создатель фонографа Томас Эдисон намеревался использовать своё изобретение исключительно для воспроизведения человеческой речи. Другие изобретатели, в том числе Александр Грэм Белл, вообще рассматривали фонографию как средство записи телефонных разговоров или телеграфных сообщений. Критически оценивая качество записи и воспроизведения доступное первым своим моделям Эдисон отказался от идеи воспроизведения музыки. Однако другим изобретателям удалось улучшить акустические свойства фонографий, и к середине 1890-х годов широкой публике были представлены плоские диски Berliner и цилиндры Columbia. Оба формата имели относительно неплохие акустические характеристики, хотя и были не лишены недостатков. Например, цилиндры Columbia сохраняли постоянную скорость только в течение первых двух-трёх минут (в зависимости от того, как машина была настроена). Примерно до 1902 года они не могли производиться в массовом порядке, что требовало в процессе записи многократного повторения одной и той же песни. При одновременном копировании нескольких цилиндров происходила значительная потеря качества звука. Что касается пластинок фирмы Berliner, то по мере приближения иглы к центру диска скорость прохождения канавки значительно снижалась, что искажало звучание. Однако эти пластинки легко печатались с одного мастера, что позволило создавать десятки тысяч копий. Однако ни тот, ни другой способ звукозаписи не был идеален для таких инструментов, как гитара, контрабас или фортепиано, поскольку ранние студийные техники не могли охватить всю широту диапазона этих инструментов.
«A Ragtime Skedaddle» - Vess L Ossman (1899).
Исключением стал банджо, характерное звучание которого легко и практически без искажений записывалось существующей тогда аппаратурой. Инструмент подходил как для инструментального сопровождения вокалистов, так и исполнения инструментальных версий популярных песен. Чудесное свойство инструмента, знание современных популярных мелодий и песен, а, главное, громкое имя, известное широкой публике, сделали «Весса» Османа в конце 1890-х годов чрезвычайно популярным. Эдисон начал выпускать свой музыкальный продукт в 1896 году, немного опоздав к открытию рынка звукозаписи. Не будучи большим сторонником популярной музыки, он поручил руководить записывающей частью своего предприятия другим людям, поставив непременное условие, что классическим произведениям всегда найдется место на его лейбле.
Рекламный листок звукозаписывающей компании U-S Phonograf (слева вверху "Весс" Осман).
Первая запись «Весса» Османа была произведена в 1893 году на цилиндры North American Phonograph Company, когда музыкант исполнил на банджо «Washington Post March» Д.Ф. Соузы. К концу 1895 года Осман стал активно участвовать в демонстрационной продаже фонографий. Обычно это происходило так: музыкант записывал что-то вживую на чистый диск, затем, чтобы удивить публику, этот диск тут же воспроизводился на находящемся рядом фонографе, что способствовала успешной продаже как фонографий, так и проигрывателей. Вскоре Осман начал записывать диски для компании Berliner. Его диск 1897 года с Ragtime Medley считается первой коммерческой записью в стиле рэгтайма. В июне 1898 года Осман сделал несколько записей для лейбла Bettini, а несколько позже - дюжину семидюймовых дисков для Zon-o-phone.  
«Whistling Rufus» - Vess L Ossman (1899).
Необходимость играть соло пятьдесят раз в день для записи 500 цилиндров - это изнурительный, отупляющий трудом, что было одной из причин, по которым Осман охотно стремился к живым сценическим выступлениям. Один из таких концертов описан в журнал «Music Trade Review» от 26 ноября 1898 года:
«Во второй половине дня 23 ноября сего года американская компания Graphophone Co устроила в Bowling Green Building частную выставку для сотрудников газет, предпринимателей и ученых. Темой выставки стало представление широкой публике нового изобретения в области акустики - графофонного аппарата. Сначала была воспроизведена мелодия с помощью обычного фонографа; затем последовал тест графофона. Качества этого нового инструмента просто поразительны. С помощью графофона стало возможным наполнить звуками огромные залы Metropolitan Opera House или Madison Square Garden... В ста метрах от аппарата мелодии звучали удивительно отчетливо, хотя акустические свойства помещения не способствовали передаче звука... Перед собравшимися была воспроизведена запись известного банджоиста «Весса» Османа, и было почти невозможно отличить живое исполнение от воспроизведения на графофоне... Выставка с успехом продемонстрировала окружающим, какой феноменальный прогресс был достигнут в развитии воспроизведения звука».
Графофон - устройство для записи и воспроизведения звука, изобретенное А.Г. Беллом в 1886 г., является усовершенствованной версией фонографа.
С 1896 по 1899 годы большинство записей Османа были посвящены его сольной игре на банджо. Репертуар состоял из популярных мелодий того времени, в том числе и первых регтаймов, причем записанных спустя всего несколько недель после их первой публикации на бумаге. «Весс» записывался с пианистом, сопровождал вокалиста - баритона Лена Спенсера (Len Spencer), а затем выступал в качестве фронт-мена на записи маршей. Осман не имел эксклюзивного контракта и, кроме работы на Berliner и Edison, стал записываться на цилиндрах и дисках Columbia. Издатели часто присылали ему ноты того, что, по их мнению, станет в будущем хитом, и начинали рекламировать запись до её фактического создания. 
В переписи 1900 года, проведенной на Манхэттене, указаны Сильвестр и Юнис Османы с сыновьями Сильвестром-младшим и Рэймондом (три другие ребенка умерли при рождении в 1890-х годах). Осман был внесен в эту перепись как банджоист.
«Ethiopian Mardi Gras» - Vess L. Ossman (1900).
19 июля 1900 года начинается долгое сотрудничество артиста с компанией, которая вскоре станет известна как Victor Talking Machine Records. По итогам первой сессии была записана только одна композиция: 7-дюймовый «An Ethiopian Mardi Gras». Статья о RCA Victor, напечатанная в журнале Life 26 октября 1946 года и посвященная миллиардному рекорду компании, объявляет: "Самый старый хит в огромной библиотеке RCA Victor был сделан 21 января 1901 года.  Это было соло на банджо «Tell Me, Pretty Maiden» в исполнении «Весса» Османа. 
«Tell Me Pretty Maiden» - Vess L. Ossman (1901).
Благодаря сочетанию на своем бренде недорогих фонографий массового производства, хорошего музыкального контента и широкой дистрибьюторской сети, Victor быстро стали одной из ведущих звукозаписывающих компаний США, конкурируя в основном с Columbia в секторе производства дисков. В свое время Columbia получила преимущество над Edison на рынке цилиндров благодаря аналогичной парадигме активного распространения и хорошего музыкального контента. Для Victor Records Осман перезаписал многие из своих предыдущих хитов, написанных ранее для Berliner и Edison, причем даже в нескольких форматах. Записи в виде 7-дюймовых дисков имели чуть более чем двухминутное время воспроизведения, в то время как примерно три с половиной минуты можно было нарезать на 10-дюймовый диск, и ещё дополнительную минуту - на 12-дюймовый диск. Таким образом многие записи Османа, произведенные с 1900 по 1904 годы, можно было услышать в двух-трех разных вариантах.
«Rusty Rag» - Vess L. Ossman (1901).
Известности Османа как банджоиста было достаточно, чтобы оправдать создание специального банджо, изготовленного под его именем. В 1901 году специальное банджо Османа было выпущено на рынок по $75.00. Подкрепленная растущим спросом на рэгтайм и кейкуок, репутация Османа распространилась по всему миру, и весной 1900 года он отправился в свое первое зарубежное турне по Англии и Франции, открытое 10 мая в лондонском Сент-Джеймс Холл. Находясь в Лондоне, Осман сделал несколько дополнительных записей для Columbia Records. Второй европейский тур, посвященный в основном записям Columbia Records, был начат в 1903 году. Находясь в Англии, «Весс» выступил перед королем, и описал это в журнале Music Trade Review:
«Остров Уайт, Англия, 5 августа 1903 года.
Это место, где проводится большая королевская регата. Король здесь всю неделю, и прошлой ночью я играл за него в «Royal Squadron» - самом эксклюзивном клубе в мире. Принц Уэльский и все королевское дворянство также были там, и я могу с уверенностью сказать, что никогда ещё банджо не играло для столь аристократической публики. Я не первый американец, но я единственный банджоист, который когда-либо играл в «Royal Squadron» ...
Я сделал все возможное, чтобы банджо стало популярным и, надеюсь, мне это удалось. Выступление перед королем значит для меня больше, чем всё что я когда-либо сделал. Я создал репутацию, которой я горжусь - репутацию, которой всегда буду жить среди банджоистов, - и сделал это благодаря популярной музыке.
Желаю вам успехов, искренне желаю вам, VESS L. OSSMAN».
«Florodora Selections» - Vess L. Ossman (1901).
Интересно отметить, что «Весс» вполне понимал, что его слава была построена на новой популярной музыке, основанной не только на классике, но и на ритмах рэгтайма. Слава Османа привела к росту популярности банджо как среди чернокожих, так и среди белых исполнителей. По всей стране росло число ансамблей банджо, как профессиональных, гастролирующих трупп, так и небольших любительских ансамблей, играющих в городках США. Стали повсеместно популярны Клубы мандолины и банджо, что было хорошо представлено индустрией нотных изданий. Несмотря на популярность, Осман, похоже, не привлек к себе такого внимания издателей, и, несмотря на то, что его публично называли «королем», а иногда и «царем банджо», трудно найти нотные обложки с его портретом.
«Dixie Girl» - Ossman-Dudley Trio.
Вместе с мандолинистом Одли Ф. Дадли (Audley F. Dudley) и его старшим братом, гитаристом Джорджем Н. Дадли (George N. Dudley) «Весс» Осман собрал группу «Ossman-Dudley Trio», ставшую своего рода сенсацией и записавшую несколько хитов для Victor, Columbia и Edison. 
«Buffalo Rag» - Vess L. Ossman (1905).
Осман не знал, что именно в период его высочайшей популярности появился соперник, который, в конце концов, «отберет у него корону». Фредерик Флетчер Ван Эпс (Frederick Fletcher Van Eps) родился в Сомервилле, штат Нью-Джерси, в 1878 году. В подростковом возрасте он заинтересовался банджо, и его кумиром стал Осман. Фред постоянно слушал фонограммы Османа, пытаясь подражать его стилю игры. В 1897 году Ван Эпс отправился в студию звукозаписи Edison в Ист-Оранж, штат Нью-Джерси, и, удивив всех умением играть на банджо и знанием технологии записи, получил там работу. Каждую среду он записывал популярные песни по $1 за цилиндр, что в то время было достойной зарплатой. Одним из первых аккомпаниаторов Ван Эпса стал штатный пианист студии Edison Фрэнк П. Банта (Frank P. Banta), бывший аккомпаниатор Османа. Пока Осман давал концерты в Европе, Ван Эпс переписал для Columbia и Edison несколько его хитов, привнеся в них свою особую оригинальность. Иногда, когда мастер-копии, записанные Османом, изнашивались, Ван Эпс перезаписывал их настолько одинаково, что они выпускались с тем же каталожным номером, что и оригинал.
Перепись 1905 года, проведенная на Манхэттене, показала, что «Весс» и Юнис работали музыкантами, и что у них с Юнис появилась дочь, Евфемия «Эффи», 1902 года рождения. 
«Maple Leaf Rag» - Vess L. Ossman (1907).
С 1905 года записи «Весса» Османа на всех лейблах производились всё реже, и к 1910 году сошли практически на нет. Однако, именно в эти годы были созданы самые известные его произведения «Maple Leaf Rag» Скотта Джоплина (Scott Joplin), «Buffalo Rag» и «St. Louis Rag» Тома Тарпина (Tom Turpin), а также спорный, но популярный «St. Louis Tickle» Терона К. Беннетта (Theron C. Bennett).
«Florida Rag» - Vess L. Ossman (1907).
Осенью 1907 года Осман и его квартет играли в знаменитом отеле Manhattan Beach Hotel на Кони-Айленде, штат Нью-Йорк. В 1908 году он совершил турне по США с пианистом Джорджем МакКелви (George McKelvey), юмористом Ф.Дж. Райсом (F.J. Rice) и популярным тенором Билли Мюрреем (Billy Murray). Османа видели также в ряде театров Нью-Йорка и Северо-востока США в 1909 году, где его традиционно ждал теплый прием. Но к 1910 году масштабные выступления прекратились, отчасти из-за конкуренции с бродвейскими шоу, отчасти из-за большей популярности фортепианного рэгтайма. В 1910 году «Весс» играл в ресторане Kaiserhoff и небольших залах, таких Daly Theater. Летом 1910 года в газетах появились объявления о выступлениях Османа в таверне McGown's Pass в Центральном парке. Перепись 1910 года показала, что музыкант и музыкальный агент «Весс» Осман проживает в городке Палисадес-парк и то, что у семьи родилась в 1907 году ещё одна дочь - Аннадель.
«St. Louis Tickle» - Vess L. Ossman (1906).
В течение следующих двух лет Осман продолжал время от времени записываться, но после 1912 года совсем прекратил заниматься этим делом, либо по собственному желанию, либо потому, что его больше не приглашали. В то же время популярность Фреда Ван Эпса росла, хотя ему и не удалось достичь той славы, которой пользовался Осман в предыдущем десятилетии. «Весс» продолжал играть в ресторанах, кабаре и шоу. Он также был первым исполнителем, который ввел банджо в церковь, хотя происходило это, по всей видимости, только в черных церквях на юге страны.
«Way Down South» - Vess L. Ossman.
В 1915 году «Весс» Осман возобновил свою музыкальную карьеру на лейблах Victor и Columbia Records. В конце 1916 года было объявлено, что Victor и другие звукозаписывающие компании отправляют своих лучших артистов в региональное турне под названием «Eight Famous Record Artists». Среди заявленных звезд были «Весс» Осман (Vess Ossman), Билли Мюррей (Billy Murray), Артур Коллинз (Arthur Collins) и композитор Теодор Морзе (Theodore Morse). В течение следующих двух лет Осман будет принимать участие в этом ежегодном гастрольном туре продолжительностью от трех до четырех месяцев, выступая со своим оркестром и джазовым коллективом. В мае 1917 года «Весс» покинул гастрольную группу из-за разногласий и личных конфликтов с другими исполнителями и менеджером группы Генри Бурром (Henry Burr), после чего его почти мгновенно заменил Фред Ван Эпс.
«Dill Pickles» - Vess L. Ossman (1908).
Несмотря на работу с Victor Records, Осман все еще записывался для Columbia. Многие артисты того времени могли записываться на конкурирующих лейблах, потому что некоторые, такие как Indestructible и Edison, производили цилиндры, некоторые делали диски бокового среза (lateral-cut), а некоторые, как Edison и Pathé - вертикального среза (vertical-cut). Последние пластинки Османа для Columbia были нарезаны в середине декабря 1917 года. 
«Dixie» - Vess L. Ossman (1910).
В 1919 году «Весс» в поисках новой аудитории переехал в Огайо, так как на восточном побережье доминировал Ван Эпс. Во время переписи населения в январе 1920 года семья Османов, за исключением «Весса» младшего, была найдена в Дейтоне, штат Огайо, где «Весс» Осман записан оркестровым музыкантом, работающим в больнице. Нередко в то время в больницах работал музыкант, который развлекал пациентов, что являлось ранней формой музыкальной терапии. 
В 1921 и 1922 годах «Весс»-старший создал - Ossman's Singing and Playing Orchestra – небольшую семейную группу, выступающую в танцевальных залах и кинотеатрах Дейтона, Индианаполиса, Индианы, Чикаго, Милуоки и других крупных городов региона. «Весс»-младший, который присоединился к своему отцу в апреле 1922 года, разместил объявление в журнале The Billboard, приглашая музыкантов в новый ансамбль. 
"Весс" Осман-старший и "Весс" Осман-младший (1920-е гг.).
Казалось, что в начале 1920-х годов произошел плавный переход от отца к сыну, так как «Весс»-младший образовал банджо-дуэт с отцом и, несмотря на популярность Ван Эпса, присвоил себе звание «Лучший в мире игрок банджо». В 1923 году отец и сын отправились в гастрольный тур по трассе водевилей Б.Ф. Кейта (B.F. Keith's Vaudeville circuit). «Весс» Осман которому на тот момент исполнилось 55 лет, было уже не в состоянии выдержать суровые условия путешествия и концертных нагрузок. В конце ноября на выставке в Миннеаполисе, штат Миннесота, Сильвестр перенес сердечный приступ. Его отправили в больницу для осмотра, а через пару дней он вернулся в шоу. Неделю спустя, 8 декабря 1923 года Сильвестр «Весс» Осман умер от второго сердечного приступа после концерта в городке Фэрмонт, штат Миннесота. Музыкант был похоронен на кладбище Валгалла в Сент-Луисе, штат Миссури. 

Дейтон, 8.12.1923 г.
"Весс"-младший продолжал выступать на протяжении 1920-х годов и сумел оправдать репутацию своего отца как виртуозного банджоиста. Поскольку во времена Великой депрессии банджо потерял расположение у публики, «Весс» переключился на гитару, а затем, как отмечалось в справочнике Сент-Луиса за 1940 год, основал собственное театральное агентство. В начале 2-й мировой войны Сильвестр «Весс» Осман-младший устроился на работу на заводе стрелкового оружия в Сент-Луисе, но проработал там всего несколько недель и умер 22 января 1942 года от коронарного тромбоза в возрасте 49 лет.
"The Smiler" - Vess L. Ossman (1911 г.).
Сегодня наследие «Весса» Османа-старшего живет в собраниях его цилиндров и пластинок и высоко ценится во всем мире за популяризацию оригинальной черной музыки среди белых слушателей. Композиции в исполнении «Весса» Османа неоднократно достигали высших позиций в хит-параде Billboard.
Композиция
The Old Folks at Home
A Coon Band Contest
Florodora: Selections by Vess Ossman
Razzle Dazzle
St. Louis Rag
Little Johnny Jones Medley by Vess Ossman
Turkey in the Straw Medley by Vess Ossman
My Irish Molly O
St. Louis Tickle
The Buffalo Rag
On the Rocky Road to Dublin
Sunflower Dance
The Motor March
Panama Rag Two-Step
Maple Leaf Rag
A Gay Gossoon
The Moose
The Smiler
Место
2
2
5
3
3
8
8
9
3
4
6
5
7
9
3
7
9
10
Дата
01/1900
09/1900
04/1901
04/1904
02/1905
09/1905
10/1905
02/1906
05/1906
06/1906
06/1906
12/1906
04/1907
06/1907
07/1907
03/1909
04/1910
07/1911

Комментариев нет:

Отправить комментарий