80 лет
назад 17 августа 1942 года в Баку (СССР) в семье театрального художника
Магомета Магомаева и драматической актрисы Айшет Магомаевой родился прославленный
эстрадный и оперный певец, обладатель непревзойденного баритона, композитор, народный
артист СССР (1973) Муслим Магомаев.
Популярность Магомаева была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении, гастроли в ведущих оперных театрах мира, пластинки с его песнями выходили огромными тиражами, по сей день он остается кумиром для нескольких поколений людей. Муслим и эстрада словно были созданы друг для друга, кроме прекрасной техники, артист обладал чрезвычайно выигрышной сценической внешностью и манерами: элегантный, красивый, стройный и подтянутый, с царственной осанкой, при появлении на эстраде он моментально завладевал вниманием любого зала. Муслим Магомаев — это не просто певец, это бездна, из которой лавиной вытекает мелодичный и пронизывающий до дрожи голос, кажется нет такого человека, который был бы равнодушен к его таланту!
Разнообразный
репертуар, творческое долголетие, невероятная популярность – все это было у
известного певца Муслима Магомаева, и вызывало зависть не только отечественных,
но и мировых звезд эстрады. Он выходил на сцену Ла-Скала, пел вместе с военным
ансамблем, без него не обходился ни один «Голубой огонек» и торжественный
концерт во Дворце съездов, его имя присвоено одной из малых планет, миллионная
армия поклонниц не представляла своей жизни без его «Королевы красоты» и
«Мелодии», гонялась за его фотографиями и автографами. Но судьба самого кумира
60-х-80-х не была такой безмятежной, как казалось. Он вырос без отца, много лет
не видел свою мать, и попал в опалу власти даже несмотря на наличие многочисленных
наград и регалий.
Диапазон
его возможностей был необычайно широк – оперы, мюзиклы, неаполитанские песни,
вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. С большим
успехом Магомаев выступал в опере. Позже много партий певец спел в дуэте с
женой, Тамарой Синявской. В его концертном репертуаре было более 600 произведений.
Муслим Магомаев – автор более 20 песен, музыки к фильмам и театральным
спектаклям. Его слава в 1960-1970-е была огромной. Пластинки с песнями
Магомаева выходили огромными тиражами. До сего дня на постсоветском
пространстве его любят и слушают.
Детство
Родился
Муслим Магомаев в столице Азербайджана – Баку 17 августа 1942 года. Отца
будущего певца звали Магомет Магомаев, до войны он трудился в театре
художником. Он ушел на фронт и не вернулся, погиб, когда до победы оставалось
всего каких-то пятнадцать дней. Мама – Айшет Магомаева, служила в том же театре
актрисой, выступала под псевдонимом Кинжалова. Ее предками были адыгейцы, турки
и русские. Сам Муслим не уставал повторять, что считает Азербайджан своим
отцом, а Россия для него всегда ассоциировалась с образом матери.
Дед по
отцовской линии – композитор из Азербайджана Абдул-Муслим Магомаев, стоял у
истоков зарождения национальной классической музыки.
После победы мама Муслима получила место в одном из театров Вышнего Волочка, и перевезла сына на новое место жительства. На протяжении года он посещал местную музыкальную школу, нашел себе новых друзей среди одноклассников. Муслим первым предложил создать школьный кукольный театр, и ровесники с радостью поддержали его идею. Все куклы, задействованные в постановках, были выполнены руками Муслима. Однако так продолжалось недолго, мама решила, что сыну нужно получать более качественное музыкальное образование, и отправила мальчика в Баку.
По
приезде Магомаев поселился у родного дяди – Джамала Магомаева. Мама в это время
перебралась в Мурманск, устроилась в местный драматический театр. Ей удалось
снова устроить свою личную жизнь, женщина вышла замуж и во втором браке родила
двух детей – сына Юрия и дочь Татьяну.
А
Муслим упорно занимался музыкой, в свободное время засушивался «трофейными»
пластинками, из которых звучали голоса прославленных певцов – Маттиа Баттистини,
Энрико Карузо, Титты Руффо.
Соседом
дяди был известный азербайджанский певец Бюльбюль, и парень каждое утро слушал,
как он распевается. Вскоре он подружился с его сыном, ставшим впоследствии
известным композитором – Поладом Бюль-бюль-оглы.
Муслим
продолжал посещать музыкальную школу при Бакинской консерватории, однако
похвастаться успехами мог только наполовину. Если занятия сольфеджио,
фортепиано и вокалом оценивались по высшему балу, то успехами по химии, физике
и математике он похвастаться не мог. Как говорил сам Муслим, во время этих
занятий у него как будто бы происходило отключение мозга.
Зато
Магомаев приглянулся профессору и виолончелисту Владимиру Аншелевичу, который и
взял шефство над талантливым учеником. С помощью наставника Магомаев научился
филировать голос. Благодаря этому умению начинающий певец справился с
предложенной ему партией Фигаро из оперы «Севильский цирюльник».
На
протяжении всего времени, что Муслим учился в музыкальном училище, он занимался
совершенствованием своего вокала. Он учился у концертмейстера Тамары Кретинген,
которая занималась с талантливым учеником все свое свободное время, и у
Александра Милованова. В 1959 году Муслим Магомаев получил диплом об окончании
музыкального училища.
Музыка
Муслим
очень рано начал свою творческую биографию. Ему было всего 15, когда он начал
выходит на сцену Бакинского Дома культуры. Родные опасались, что подросток
сорвет голос, и не разрешали ему петь в полную силу, но он продолжал выходить
на сцену тайком от семьи, и срывал первые овации в своей жизни. Муслиму
повезло, подростковая мутация голоса его не коснулась.
Дебют
Магомаева в качестве профессионала состоялся в 1961-м, когда он выступал вместе
с ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. Спустя год в репертуаре
Магомаева появилась композиция «Бухенвальдский набат», с которой он вышел на
сцену молодежного фестиваля в Хельсинки. Чуть позже, но в том же, 1962-м году,
к певцу пришла всесоюзная слава. Это случилось после его участия в фестивале
азербайджанского искусства, который проходил на сцене Кремлевского дворца.
Свой первый сольный концерт теперь уже известный певец, дал в 1963-м. Для дебютного выступления он выбрал концертный зал им.Чайковского. В то же время Магомаева принимают на службу в Азербайджанский театр оперы и балета им.Ахундова в качестве солиста.
В 1964-м музыкант отправился в Италию, где на протяжении двух лет стажировался в
миланском театре Ла-Скала. Для того, чтобы попасть в Италию, ему
пришлось побороться с лучшими молодыми певцами СССР и попасть в пятерку
кандидатов. Магомаеву это удалось. По длительности стажировка была рассчитана
на один театральный сезон в Ла Скала – шесть месяцев. Певца познакомили с
директором театра Антонио Гирингелли, который увидел в юноше потенциал. Свою
стажировку в Ла Скала Муслим Магометович вспоминал с теплотой, несмотря на
трудности, которые возникали в процессе. Однажды он даже подумывал уехать, но
потом вспомнил, что Магомаевы не сдаются, и не захотел потом оправдываться
перед родственниками за свой поступок.
В Италии
ему удалось успешно выступить на малой сцене Ла Скала – «Ла Пикколо Скала»,
после чего его стажировка завершилась. Позднее Муслим Магометович рассказывал,
что на него оказали влияние не только занятия в театре, но и сами люди, живущие
в Италии. Ему казалось, что они все превосходно разбираются в музыке и тонко
чувствуют все удачные и неудачные моменты в выступлениях артистов.
В 60-е годы Муслим много гастролирует по СССР, участвует в музыкальных постановках «Тоска» и «Севильский цирюльник». Он получает приглашение от Большого театра, куда его зовут солистом, но певцу абсолютно не хочется ограничивать свой репертуар до оперы.
В середине 60-х у Магомаева состоялся гастрольный тур в Париж. Директора
прославленной «Олимпии» так очаровал Магомаев, что он предложил певцу годичный
контракт. Он говорил, что Муслима ждет в Париже мировая слава, и музыкант
всерьез рассматривал это предложение. Однако окончательную точку в этом вопросе
поставило Министерство культуры Советского Союза, азербайджанскому вокалисту
недвусмысленно намекнули, что его присутствие обязательно во время всех правительственных
концертов.
Во
время пребывания в Париже, Магомаев узнал, что стал фигурантом уголовного дела.
Оказывается, во время выступления Ансамбля песни и пляски донских казаков,
Муслим должен был выступить только в одном из отделений. Но вместо этого, пробыл
на сцене свыше двух часов, заработал тройную оплату. Певец спокойно получил
гонорар, так как его уверили, что эту ставку одобрило Министерство культуры. Об
открытии уголовного дела Магомаев узнал как раз во время выступления на сцене
«Олимпии». Певец понял, что если не вернется, то подставит под удар свою семью,
поэтому отказался от выгодного контракта, и вернулся в Советский Союз.
Итогом судебных разбирательств стал запрет на концерты вне пределов Азербайджана. У Магомаева появилось свободное время, и чтобы провести его с пользой, певец снова сел на студенческую скамью, на этот раз по классу вокала Бакинской консерватории. Опалу с прославленного певца сняли после того, как председатель КГБ Юрий Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой, занимавшей в те годы пост министра культуры. Вскоре после этого звонка Магомаев стал одним из участников юбилейного концерта их ведомства.
Международный
фестиваль 1969 года в Сопоте принес музыканту первую премию, от каннского
Международного фестиваля грамзаписи и музыкальных изданий Магомаев удостоился
«Золотого диска». Таким образом были отмечены грампластинки, выходившие
миллионными тиражами. Муслиму Магомаеву исполнился всего 31 год, когда ему
присвоили звание Народного артиста Азербайджанской ССР и СССР.
В 1975
году музыкант стал руководителем созданного им же эстрадно-симфонического
оркестра. Эту должность он занимал на протяжении четырнадцати лет. Вплоть до
1989-го Магомаев и его музыканты постоянно гастролировали как по Союзу, так и
за рубежом. Певец занимался популяризацией в СССР современных западных
музыкальных направлений, чем вызывал недовольство высшего партийного
руководства страны. В его исполнении впервые в СССР прозвучала композиция
Yesterday, из репертуара прославленных «битлов».
Магомаев
тесно сотрудничал с композитором Арно Бабаджаняном, в его репертуаре было много
песен на его музыку. Песни «Лучший город земли», «Свадьба», «Солнцем
озаренный», «Чертово колесо», «Ноктюрн», стали лучшими в его репертуаре, а
слушатели подхватывали их буквально на лету.
После
состоявшегося в 60-х конкурса красоты в Ереване, Бабаджанян написал музыку,
ставшую впоследствии одним из лучших хитов Магомаева – «Королева красоты».
Композиция участвовала в конкурсе «Лучшая песня 1965 года» и стала победителем.
Прекрасная композиция «Синяя вечность» получила не меньшую популярность в исполнении Магомаева. Автором стихов к ней был Геннадий Козловский, друг Муслима из Баку. Он переехал в Москву и в 1979 году возглавил Эстрадно-симфонический оркестр Азербайджана.
У
некоторых композиций из репертуара Магомаева тоже была непростая судьба, как и
у их исполнителя. Хит «Лучший город Земли», который написали Леонид Дербенев и
Арно Бабаджанян, звучал по радио на протяжении месяца, пока Никите Хрущеву не
привиделось в нем тлетворное влияние запада, и он запретил выпускать песню в
эфир. Композиция была «реабилитирована» только после того, как Хрущева
отстранили от власти. В 2013-м, когда Москва отмечала свой 866-й год рождения,
эта песня стал главным украшением праздника.
До сих
пор в статусе хита находится композиция под названием «Нам не жить друг без
друга», слова к которому написал Николай Добронравов, и непревзойденно исполнил
Муслим Магомаев. Такие же эмоции вызывают и еще две песни из репертуара певца –
«Луч солнца золотого» и «Падает снег». Первая из них звучит в исполнении
мультипликационного героя Трубадура в мультфильме «Бременские музыканты».
В
60-70-х годах карьера музыканта находилась в своей пиковой точке. Во время
концертов по городам Советского Союза и зарубежным гастролям, певец собирал
тысячные стадионы, его приветствовали лучшие мировые оперные и концертные
площадки мира.
С 1998
года Магомаев больше не выходил на сцену. Он придерживался мнения, что каждый
талант должен быть реализован вовремя, и что злоупотреблять этим временем нельзя.
В последние десять лет своей жизни Магомаев занимался живописью, жил в столице,
создал собственный веб-сайт для общения с поклонниками его таланта.
Личная жизнь
Красавец
Муслим привлекал к себе пристальное внимание всех юных студенток музыкального
училища в Баку, но он остановил свой выбор на одной – Офелии. Муслим
Магометович сделал первый шаг и пригласил девушку на свидание, она согласилась,
и закрутился роман. Отношения развивались стремительно, и уже в 18 лет парень
заявил родственникам, что собирается отправиться под венец. Бабушка, узнав о
намерении внука, тихо забрала его паспорт и спрятала у соседки. Но у Магомаева
получилось раскрыть ее коварный план, он нашел документы и повел возлюбленную в
загс.
После свадьбы в 1960 году молодожены поселились у родителей Офелии. Родственники первой жены Муслима Магомаева полагали, что он устроится на работу, чтобы обеспечивать семью, но его тянуло к музыке. Теща то и дело убеждала дочь, что из зятя хорошего мужа не получится, к тому же он постоянно отправлялся на длительные гастроли. Даже рождение наследницы в 1963-м, которую Муслим Магометович назвал в честь своей первой школьной любви Мариной, не спасло брак. Фактически они разошлись в 1963 году, однако официально развод оформили только в 1970-м.
В 1972-м в личной жизни артиста появилась певица Тамара Синявская. Их знакомство
произошло в Баку, во время декады русского искусства. На тот момент Тамара была
замужем, но это не стало большим препятствием для двух влюбленных. Впереди их
ждало еще одно испытание – разлукой. Тамара на целый год уезжала на стажировку
в Италию, и они с честью выдержали и эту проверку своих чувств. После того, как
она вернулась, влюбленные больше не расставались.
Официальное
оформление отношений состоялось в ноябре 1974-го. Они не хотели привлекать
внимание к этому событию, собирались расписаться тихо и скромно, но
родственники решили, что для банкета лучше всего подходит один из столичных
ресторанов, и заказали там зал.
Их
семейную жизнь можно было сравнить с «американскими горками». Они оба были
звездами, оба обладали сильными неуступчивыми характерами, поэтому процесс
«притирки» шел долго и трудно. Но они любили друг руга, а любовь, как известно,
способна творить чудеса. Он скрепила их брак навечно, поэтому за бурными
ссорами всегда приходило примирение, короткие разлуки не омрачали семейное
счастье, и в их жизни наступала новая страница отношений.
Супруги прожили вместе до самой смерти Муслима. Они любили отправляться на отдых в Баку, им нравилось готовить шашлыки на берегу Каспийского моря, любоваться закатами и восходами. Весной они переезжали на дачу под Москвой, где проводили и летние месяцы. С удовольствием занимались садоводством, вырастили прекрасный сад, настоящим украшением которого стала альпийская горка. Муслим увлекся живописью, писал музыку и аранжировки на популярные мелодии.
Дочь
Муслима от первого брака – Марина, обладала музыкальным даром своего звездного
отца. Она училась в музыкальной школе, овладела фортепиано, однако выбрала
другой путь в жизни, не имеющий никакого отношения ни к музыке, ни к вокалу.
Дочь продолжала общаться с отцом до самой его смерти, причем отношения их были
очень теплыми, родственными. Она вышла замуж за Александра Козловского, сына
Геннадия Козловского, автора стихов к композиции «Синяя вечность», которая
пополнила репертуар Магомаева. Супруги живут в Штатах, там же родился и внук
Муслима – Аллен, которого Магомаев успел увидеть.
Муслим
Магомаев оставил свою профессиональную деятельность в результате обострившихся
проблем со здоровьем. Он уже не мог выходить на сцену и отправляться на
бесконечные гастроли. Великий артист умер 25 октября 2008 года на руках у своей
любимой жены Тамары. Муслим Магомаев скончался от атеросклероза и ишемической
болезни сердца.
В
Концертный зал им.Чайковского пришли те, кто хотел попрощаться с легендой
советской эстрады — родные, близкие, поклонники. Артиста кремировали и,
согласно его завещанию, похоронили в родном Баку. Местом его упокоения стала
Аллея почетного захоронения, рядом со знаменитым дедом – Абдулом-Муслимом
Магомаевым.
Память
В
сентябре 2011 года знаменитому исполнителю в Москве открыли памятник,
выполненный художником Александром Рукавишниковым. Его установили в сквере на
пересечении Вознесенского и Елисеевского переулков, как раз недалеко от дома,
где жил и творил певец.
Еще один памятник был воздвигнут на могиле Муслима Магометовича на Аллее почетного захоронения в Баку. Он был установлен в 2009-м, создателем выступил народный художник Азербайджана Омар Эльдаров. Скульптура выполнена во весь рост.
Также в
2018 году в Киеве был открыт памятник Магомаева на перекрестке улиц Вячеслава
Черновола и Сечевых Стрельцов. Автором строения выступил скульптор Сейфаддин
Гурбанов.
Память
о великом певце живет в названии малой планеты Солнечной системы,
документальных и художественных картинах, снятых в разное время. Одной из
последних стала лента под названием «Магомаев», которую зрители увидели в 2020
году. Роль Магомаева исполнил талантливый актер Милош Бикович, его супругу
воплотила на экране актриса Ирина Антоненко. Роли других персонажей этой ленты
достались Александру Нестерову, Светлане Устиновой, Алене Ивченко.
Источник:
https://biographe.ru/znamenitosti/muslim-magomaev
Комментариев нет:
Отправить комментарий