Dimery R.«1001 Albums You Must Hear Before You Die».
9 декабря
1964 года на студии Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси был записан один из самых
известных и важных альбомов в истории джаза – “A Love Supreme” («Высшая,
вселенская любовь») Джона Колтрейна, изданный в феврале следующего года лейблом
“Impulse! Records” и сразу же вызвавший безоговорочное восхищение и у критиков,
и у музыкантов разных жанров, и у публики. Впоследствии он был включен во
всевозможные списки и коллекции «самых-самых» записей мира и до сих пор
считается одной из лучших работ Колтрейна, в которой максимально гармонично и
полно соединились самые оригинальные и выразительные составляющие его
творчества на момент создания альбома: чуткость раннего хард-бопового стиля,
модальные инновации и духовные искания настоящего и новые идеи, уже
приоткрывавшие двери к фри-джазовым экспериментам последних остававшихся
музыканту лет.
И конечно
же, “A Love Supreme” стал одним из лучших альбомов, созданных классическим
квартетом Колтрейна с пианистом Маккоем Тайнером, барабанщиком Элвином Джонсом
и контрабасистом Джимми Гаррисоном. Критик Сэм Сэмуэльсон называет работу
музыкантов «пробуждающей сознание», необыкновенно выразительной в своей
четкости и лаконичности и технически почти совершенной. Колтрейн находится на
пике своих возможностей: с самых первых и до самых последних нот во всех
импровизациях он в равной степени демонстрирует продуманность, выверенность,
логичность формы и, при этом, глубокую эмоциональность и «идеализм» –
празднование, прославление вещей высшего порядка, – а все остальные музыканты
чутко улавливают и подхватывают и стилистические, и духовные посылы лидера.
Композиционно
“A Love Supreme” представляет собой сюиту, состоящую из четырёх частей: в
каждой из них есть внутреннее развитие темы, ведущее к духовному открытию через
своеобразную музыкальную медитацию, и при этом все они продолжают одна другую в
общем движении. Первая, "Acknowledgement" (признание, осознание),
призвана пробудить и освободить мысли и чувства: она начинается со звука гонга
и продолжается через многократное повторение мотива из четырех нот, изначально
сыгранного на контрабасе – его же в самом конце пропевает Колтрейн, превращая
слова “Love Supreme” в основную «мантру» всего произведения.
"Resolution" (решимость) – потрясающе красивая пьеса, посвященная
внутренней настойчивости, убежденности, которая должна вести нас по новому пути
понимания и осознания. "Persuance" (исполнение, преследование, поиск)
– это само осуществление поисков истины, индивидуальный «путь очищения»,
который словно бы проходят все музыканты, – это и самая длинная часть. Наконец,
"Psalm" – своего рода инструментально-молитивенный речитатив, или, по
словам Колтрейна, «музыкальное повествование», доносящее смысл написанной им
поэмы, – знаменует просветление и благодарность.
Поэма,
названная, как и альбом, “A Love Supreme”, завершает и сопроводительный текст к
альбому, который написал Колтрейн, рассказывая о духовном вдохновении и
прославляя Бога как воплощение созидающего начала, которое рождает всё самое
прекрасное в нашем мире, – как воплощение Love Supreme.
С
музыкальной точки зрения, хотя временами Колтрейн звучит агрессивно и
атонально, “A Love Supreme” не является его самым смелым экспериментом –
скорее, именно после этой работы его записи, и особенно «живые», будут с каждым
разом становиться в геометрической прогрессии «свободней» от условностей формы
и стилей. Зато этот альбом стал его самой совершенной, самой концептуальной,
чистой и ясной попыткой воплотить в музыке сам процесс духовного поиска – от
момента осознания его необходимости и до обретения искомого смысла – той самой
любви к высшему началу. “A Love Supreme” в общей сложности длится чуть более 30
минут – и это идеальное время: музыка не успевает утомить слушателя, не
начинает давлеть над ним своими высокими истинами, но успевать увлечь эти
поиском и приоткрыть завесу над самым прекрасным, что может ожидать нас на этом
пути.
Рейтинг
“allmusic” и практически всех музыкальных изданий мира – максимальный, в чём бы
он ни выражался.
John
Coltrane - A Love Supreme (1965)
01. Part 1 – Acknowledgement
02. Part 2 – Resolution
03. Part 3 – Pursuance
04. Part 4 – Psalm
05. Part 4 – Psalm (Live Version)
06. Part 2 – Resolution (Alternate Take)
07. Part 2 – Resolution (Breakdown)
08. Part 1 – Acknowledgment (Alternate
Take)
09. Part 1 – Acknowledgment (Alternate Take
2)
Personnel
The Classic Quartet
John Coltrane – bandleader, liner notes, vocals and tenor saxophone
Jimmy Garrison – double bass
Elvin Jones – drums
McCoy Tyner – piano
+
Art Davis – double bass on alternate takes of
"Acknowledgement"
Archie Shepp – tenor saxophone on alternate takes of "Acknowledgement"
Easily
one of the most important records ever made, John Coltrane's A Love Supreme was
his pinnacle studio outing that at once compiled all of his innovations from
his past, spoke of his current deep spirituality, and also gave a glimpse into
the next two and a half years (sadly, those would be his last). Recorded at the
end of 1964, Trane's classic quartet of Elvin Jones, McCoy Tyner, and Jimmy
Garrison stepped into the studio and created one of the most thought-provoking,
concise, and technically pleasing albums of their bountiful relationship (not
to mention his best-selling to date). From the undulatory (and classic)
bassline at the intro to the last breathy notes, Trane is at the peak of his
logical yet emotionally varied soloing while the rest of the group is
remarkably in tune with Coltrane's spiritual vibe. Composed of four parts, each
has a thematic progression leading to an understanding of spirituality through
meditation. From the beginning, "Acknowledgement" is the awakening of
sorts that trails off to the famous chanting of the theme at the end, which
yields to the second act, "Resolution," an amazingly beautiful piece
about the fury of dedication to a new path of understanding.
"Persuance" is a search for that understanding, and "Psalm"
is the enlightenment. Although he is at times aggressive and atonal, this isn't
Trane at his most adventurous (pretty much everything recorded from here on out
progressively becomes much more free, and live recordings from this period are
extremely spirited), but it certainly is his best attempt at the realization of
concept -- as the spiritual journey is made amazingly clear. A Love Supreme
clocks in at just over 30 minutes, but if it had been any longer it could have
turned into a laborious listen. As it stands, just enough is conveyed. It is
almost impossible to imagine a world without A Love Supreme having been made,
and it is equally impossible to imagine any jazz collection without it.
---Sam
Samuelson
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий