Чарующий
неповторимый голос этого замечательного певца хорошо знаком всем ленинградцам
(и не только ленинградцам) старшего поколения - поколения победителей. Этому
голосу - тенору нежному и мужественному - доступен любой жанр вокального
искусства - от классической оперы до ритмической песни. ..
Советский
певец, тенор, Народный артист РСФСР Анатолий Константинович Александрович
родился 13 декабря 1922 года в Николаеве Украинской ССР в семье военных:
отец — Александрович Константин Антонович, мать — Александрович Фаина
Борисовна. В 1926 году семья переехала в город Орёл на партийную работу. Здесь
в 1927 году родители Анатолия развелись — отец женился во второй раз, а мальчик
с матерью уехали в Курск, а в 1930 году — в Ленинград, куда она была направлена
по партийной линии.
Мама -
комиссар Красной Армии во время Гражданской войны, партработник в мирное время
- умерла в тридцать восьмом. Когда спустя четыре года в окопах близ Сталинграда
сыну вручат партбилет, он бережно вложит его в старую, потрескавшуюся, с
выпуклыми буквами ВКП(б) обложку, в которой долгие годы хранился другой
партийный билет - мамин.
Оставшись
круглым сиротой (отца мальчик потерял еще раньше), Анатолий уехал к
родственникам в Николаев, где окончил среднюю школу. В 1941 году он поступил в
Московское военно-инженерное училище.
В ночь на
двадцать второе июня заступил на дежурство по роте. Вдруг приказ: «Поднять роту
по тревоге!» Выдали оружие (уже не учебное, боевое) и - под Наро-Фоминск.
Из
воспоминаний Анатолия Константиновича Александровича (Новая газета (Москва). 19.06.1997):
«...
Прибываю в поселок Свеча, что под городом Кировым, в расположение 11-й бригады
6-го воздушно-десантного корпуса… А дальше события развертываются так: со Свечи
отправляют нас в город Электросталь, а оттуда в августе 1942-го-под Сталинград.
Причем наш 6-й воздушно-десантный корпус переформировывается в 40-ю гвардейскую
стрелковую дивизию"
Певец
хорошо помнит август сорок второго, когда на Дону их 40-я гвардейская
стрелковая одолела атаку гитлеровских танков. До сих пор сердце остро
отзывается на то, что было и под Сталинградом...
Оборону
заняли у городка Серафимович. До немцев - меньше ста метров. Выделили участок
обороны в полтора километра, а осталось их в роте всего-навсего четырнадцать
человек. Тут приказ: взять высоту 172,1.
Вперед
двинулись ночью, без артподготовки. Сразу упал комбат. Тогда Александрович,
совсем еще юный ротный, принял на себя командование батальоном … Но все-таки
одолели, вцепились зубами, отбили одиннадцать контратак - орден Красной Звезды
напоминает ему теперь про тот нескончаемый бой... И разве забыть солдату новогоднее
сражение за железнодорожную станцию Обливская, откуда гитлеровцы воздушным
путем продолжали перебрасывать боеприпасы окруженным солдатам Паулюса... Он был
в штурмовой группе, которая рванула прямо на пулеметы, и фашисты не
выдержали...
А орден
Отечественной войны (не юбилейный, а боевой) - это уже память о битве за
плацдарм на Немане. И опять, после того как под огнем форсировали реку, вел он
вперед своих автоматчиков. Вдруг - "тигры"... Пожалуй, так жарко еще никогда не приходилось
солдату. Спасибо нашим "катюшам" - выручили...»
И
контузии случались на фронтовых дорогах, и ранения, но молодость брала свое.
В
двадцать лет он - уже гвардии капитан, начальник полковой разведки. Находчив.
Умен. Храбр... Черной октябрьской ночью близ пограничной реки Шешупе, под
тогдашним Кенигсбергом, когда срочно потребовался "язык", сам
возглавил поисковую группу. Все проделали быстро, четко. И вдруг... Гитлеровец
возник в траншее неожиданно, откуда-то сбоку. Видимо, почувствовав, что сейчас,
в прыжке, этот русский его опередит, успел швырнуть гранату.
Мгновение
превратило молодого крепкого парня в инвалида.
Госпиталь
в есенинской Рязани. Демобилизован в конце 1944 года
И вот -
госпитальная койка - ампутирована нога, и не гнать ему врага дальше, до самого
Берлина, и вообще без костылей не ступить ни шагу... Жить двадцатилетнему парню
не хотелось, но музыка, песня и любовь спасли героя.
Когда
становилось особенно тошно, доставал баян. Этот старенький баян таскал за
собою, считай, полвойны и в минуты передышки подбирал по слуху
"Землянку", "Темную ночь", "Вечер на рейде" - в
общем, все те ни с какими другими несравнимые по силе, по духу, по особой своей
могучести песни, которые и на фронте, и в тылу были порой нужнее хлеба... Так
вот, бывало, играл, напевал, а вскоре еще и дуэт составился - с командиром
артвзвода Яковом Сегелем. Много позже Сегель станет известным кинорежиссером
(вспомните хотя бы "Дом, в котором я живу", "Прощайте,
голуби"), а тогда все в части звали его Робертом Грантом и просили спеть "про
веселый ветер", потому что перед войной мальчиком снялся в том самом
замечательном фильме.
Но возвратимся в госпитальную палату... Лежал там летчик Алексей Кордонский. Без руки. Бывший тракторист, он очень переживал, что не сможет теперь сесть за руль трактора. Лежал и молчал. Больше месяца. И однажды подсел к нему молоденький сосед с баяном: "Я уходил тогда в поход в суровые края... Темная ночь, только пули свистят по степи... На позиции девушка провожала бойца..." Были и другие песни, а еще - долгие разговоры... Когда через месяц прощались, летчик признался: "Ты мне жизнь сохранил, ведь я тогда о самоубийстве подумывал..."
И пришел
самый долгожданный день, полный улыбок и слез. Праздничный концерт в госпитале
удался на славу. Особенный успех выпал на долю нашего героя: положив на пол
костыли, неловко опершись на стул, в затрапезном линялом халате, он, уже под
"чужой" аккомпанемент, пел без передыху - и про темную ночь, и про
фронтовую землянку, и про любимую девушку, которая провожала в поход солдата...
Раненые хлопали оглушительно, медсестры всхлипывали, а присутствовавшая там
преподавательница местного музучилища сказала: "Вам надо петь".
Назавтра она отвела подопечного к своим коллегам, и после прослушивания вопрос
был решен.
Рязанское
музыкальное училище закончил за два с половиной года вместо четырех. В День
Победы - 9 мая 1945 года - капитан Александрович, победив еще и недуг, впервые
выступил в концерте, хотя ему было тяжело даже просто стоять на сцене. Успех
был ошеломляющий.
Не
секрет, что Анатолий Александрович был одним из любимых артистов великого
композитора В.П. Соловьева-Седого, в авторских концертах и гастрольных поездках
которого для Александровича всегда было желанное место.
Более
четырех десятилетий отдал Анатолий Константинович филармоническому отделу Ленконцерта.
В Бресте и на Сахалине, в Душанбе и за Полярным кругом - везде его встречали
как старого знакомого.
Анатолий
Константинович не смог дойти до Берлина в сорок пятом, но он с песней пришел
туда на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в пятьдесят первом - и получил
в Германии звание лауреата и золотую медаль за свою песню - песню Победителя.
Его
аудиторией были не только концертные залы, но и сельский клуб, турбинный цех,
студенческое общежитие... Репертуар грандиозный: Чайковский, Римский-Корсаков,
Брамс, Бах, Шуберт, Шуман... А рядом - старинные русские романсы: Алябьев,
Гурилев, Варламов... Прицел - только на лучшие, классические образцы! И конечно
- песни... В песню он был влюблен, но при этом всегда оставался строг - и к
песне, и к себе.
Моряки-североморцы
подарили ему бескозырку, пехотинцы - саперную лопатку, пограничники -
бинокль... Подобные встречи всегда были ему особенно дороги. Иногда в зале
вдруг оказывался тот, кто был рядом тогда, на фронте. Боевой офицер, он и на
сцене всегда был аккуратен, подтянут, с настоящей офицерской выправкой.
Спустя
много лет Александрович давал певец концерт в Московском доме офицеров. Как
вспоминает сам артист: «Гляжу, идет по центральному проходу человек и обнимает
рукой огромный букет. Тут же я узнал Леню Кордонского! И так мы завели зал
нашей встречей, что минут сорок не могли продолжать концерт. Леша окончил
институт, стал инженером. И на всю жизнь запомнил, как пел я ему в госпитале
"Сады-садочки, цветы-цветочки".
Узнав
старого друга, артист запел: "Нет, не время стареть нам, седым ветеранам,
жизнь - не конченый бой, мы идем в полный рост; залечите, врачи, наши старые
раны, мы слетаем еще с сыновьями до звезд..."
Анатолий
Константинович получил прекрасное музыкальное образование. После окончания
вокального факультета и аспирантуры Ленинградской государственной консерватории
им. Н.А. Римского-Корсакова; исполнял главные роли в спектаклях, являлся
солистом оперы Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова; более 50
лет выступал на концертной эстраде.
Он один
из самых ярких и самобытных концертных певцов, в репертуаре — более 700
произведений; блестящий исполнитель песен М. Блантера, Б. Мокроусова, Г.
Носова, Д. Прицкера, В. Соловьева-Седого; с 1990 г. занимался педагогической
деятельностью...
У артиста
крепкая семья, жена-певица, Лидия Васильевна Линькова, дочь- Ирина, а затем на
свет появились и любимые внучки...
Анатолий
Александрович отчаянный выдумщик. И кинофильмы снимал, и рыбачил, и по грибы
ходил... А еще с увлечением коллекционировал марки и значки. А еще - лихо водил
свой "инвалидный" "Запорожец", плавал в лесном озере, на
коньках (без ступни!) катался...
В 2001
году Анатолий Константинович давал концерт для блокадников. А после концерта
внезапно стало плохо с сердцем — инфаркт. Через неделю дело осложнилось —
инсульт. С работой было покончено.
Про него
не забывали — отмечали юбилеи, газеты поздравляли его с круглыми датами, но это
была уже не сама жизнь. В его жизни остались только старость и болезнь.
Анатолий
Константинович Александрович скончался 6 марта 2016 года в Санкт-Петербурге.
Похоронен
на кладбище Памяти жертв 9-го января.
Комментариев нет:
Отправить комментарий