Американский
джазовый барабанщик Уильям Александр «Сонни» Грир (Sonny Greer), известный
по работе с Дюком Эллингтоном , родился 13 декабря 1895 года на Лонг-Бранче, в
Нью-Джерси.
Он учился
играть на ударных у театрального барабанщика Джея Розмунда Джонсона. Его первой
профессиональной работой стал молодежный коллектив, играющий на танцах в Ред
Бэнке, Нью-Джерси. В течение нескольких лет он был членом оркестра Театра
Говарда и коллектива Элмера Сноудена, играющего на танцах в отеле «Плаза» в
Эшбери-парк, пока в том же отеле «Плаза» в 1919 году не случилась его первая
встреча с музыкантом, который изменил не только жизнь барабанщика, но и любого,
кто играл в его коллективе. Это был Дюк Эллингтон.
В начале
20-х годов Грир и Эллингтон часто играли вместе в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Барабанщик не только стал близким другом Дюка, но также и важной частью его
музыки, его оркестра. Он впервые попал в Нью-Йорк в составе квинтета
«Вашингтонцев Дюка», выступавших в модном тогда "Коттон Клабе", и
являлся одним из пяти первых музыкантов коллектива, который в будущем вырастет
в оркестр Дюка Эллингтона. Его легкий и расслабленный музыкальный стиль иногда
начинал звучать небрежно и неровно. Однако именно он, особенно в сочетании с
щетками, идеально подходил для легкого свингового звучания оркестра, и Сани добавлял
к музыкальной палитре Эллингтона куда больше, чем тому было необходимо для
своих композиций. Неровная игра на ударных сглаживалась в ранние годы
гитаристом Фредди Гаем и чуть позднее басистом Джимми Блантоном, который играл
свою партию в более простой свинговой пульсации, чем весь остальной оркестр.
«Сани
всегда знал, что нравится аудитории, – вспоминал Мерсье Эллингтон, сын Дюка
Эллингтона. – Он был одним из тех людей, кто мог давать советы Дюку. Он
прекрасно чувствовал материал, ему нужны были лишь наброски идеи. Имея всего
лишь это, он делал огромный вклад развитие идеи и ее претворение в жизнь. Сани
обладал потрясающим слухом и феноменальными рефлексами.»
Визуально
Грир выглядел ярко и броско в окружении бликов и отражений от многочисленных окружавших
его гонгов, ксилофонов, литавр, колоколов. Эти инструменты появились в
результате сотрудничества с производителем барабанов «Leedy Drum Company» в
качестве конструктора – у него появилась возможность собрать свою собственную
огромную барабанную установку стоимостью более 3000 долларов, имеющую в своем
составе все вышеперечисленные инструменты перкуссии. Сани Грир даже использовал
мембрану литавр на своем бас-барабане, что позволяло очень точно его
настраивать. Но, несмотря на большое количество инструментов, звучание Грира
было приглушенным, так как он предпочитал лишь придавать необходимую окраску
звучанию всего оркестра. Его пульсация скорее чувствовалась, чем слышалась.
Джим
Хаскин в книге «Коттон Клаб» пишет: «Грир и его барабанная установка приковывали
все внимание к музыке коллектива. У него был потрясающий набор инструментов,
буквально все, начиная от томов и заканчивая литаврами. И единственной
причиной, по которой оркестр выступал тут, было то, что Грир приобретал для
себя только лучшие инструменты.»
Очень
редко (в период с 1930 по 1940 годы) Грир играл не под покровительством
Эллингтона. Это были небольшие сессии с другими музыкантами коллектива,
например, известнейшие записи Лайонела Хэмптона для студии «Victor». К концу
40-х, тем не менее, Грир вызвал гнев Эллингтона, который терпел от него больше
бестактности, чем любой другой руководитель оркестров тех времен. Грир не мог
избавиться от образа красноречивого, стильно одетого и сильно пьющего человека.
Большая часть этого образа не влияла на его технику игры, но алкоголизм влиял.
Постепенно
его поведение на сцене стало ухудшаться, и часто ему приходилось мошенничать
при игре в бильярд, чтобы выкупить свою установку из ломбарда. В 1950 году в
тур по Скандинавии Дюк Эллингтон был вынужден взять второго барабанщика, Бутча
Бэлларда, из-за все возраставшей ненадежности Грира и его алкоголизма. В 1951
году терпению Эллингтона пришел конец, и он попросил Сани покинуть оркестр.
Музыкант продолжал выступать в большей степени в качестве сессионного барабанщика – с Генри Редом Алленом, Тайри Гленном и Джеком Хиггинботтэмом, Джонни Ходжесом. В 1967 он организовал свой собственный коллектив и играл с трио Брукса Керра, иногда снимался в кинофильмах. Несмотря на стиль жизни, он прожил долгую жизнь и умер 23 марта 1982 года в Нью-Йорке.
Несмотря
на все свои ошибки и недочеты как барабанщика, Сани Грир был отличным
музыкантом для эры Эллингтона и по праву занимал место за ударной установкой.
Годы спустя другие прекрасные барабанщики, такие как Луи Белсон и Сэм Вудьярд,
стали играть в оркестре Дюка. Также как их игра идеально подходила для позднего
творчества Эллингтона, так и игра Сани Грира идеально подходила для раннего
Эллингтона. Возможно, мы не знали бы оркестр Дюка Эллингтона как величайший
джазовый коллектив, если бы там играл не Сани.
По
материалам статьи Брюса Кроутера на http://dennisdrums.com.
Комментариев нет:
Отправить комментарий