3 ноября
1935 года в Филадельфии (штат Пенсильвания) родился выдающийся джазовый
музыкант и поэт Генри Граймс (Henry Grimes). После 10 лет успешной карьеры,
став одним из ведущих исполнителей фри-джаза, Граймс неожиданно бесследно исчез
со сцены и считался умершим, однако в начале нового тысячелетия неожиданно
«нашелся» и после 35-летнего перерыва продолжил выступать с ещё большим
успехом.
С 12 лет
Генри играл на скрипке, затем перешел на тубу, потом на гобой, попробовал
перкусионные инструменты и, наконец, когда уже учился в старшей школе,
остановился на контрабасе. Своё музыкальное образование он продолжил в
Джульярдской школе и тогда же, в Нью-Йорке, начал выступать профессионально с
группами Арнетта Кобба и Уиллиса Джексона. Затем он ненадолго вернулся в
Филадельфию и работал с Бобби Тиммонсом и Ли Морганом. В 1957 году Граймс
выступал с Анитой О’Дэй и Сани Роллинсом, в 1957-1958 годах играл в квартете
Джерри Маллигана (вместе с Артом Фармером). К тому времени он показал себя
превосходным стилистом, который мог работать в самых разных составах и жанрах.
В 1958
году Генри Граймс, которому ещё не исполнилось и 23 лет, участвовал в
Ньюпортском фестивале – его можно увидеть в знаменитом документальном фильме
“Jazz on a Summer's Day”. Уже тогда в джазовом мире шла слава о его
экстраординарных способностях, и в тот фестивальный уикенд Граймс успел сыграть
с шестью разными группами: Бенни Гудмана, Ли Коница, Телониуса Монка, Джерри
Маллигана, Сани Роллинса и Тони Скотта. И хотя имя его даже не было упомянуто в
опубликованной программе фестивале, в “New York Times” написали о необыкновенно
талантливом молодом контрабасисте и отметили Граймса как одного их лучших
исполнителей на фестивале.
После
этого большого успеха Граймс в 1958 году работал с Ленни Тристано и ездил в
европейский тур с Роллинсом в 1959 году. В 60-х он всё больше стал увлекаться
фри-джазом и сотрудничал с самыми интересными музыкантами этого течения,
включая пианиста Сесила Тейлора, трубача Дона Черри, саксофонистов Стива Лэйси,
Фэроу Сандерса, Арчи Шеппа и Альберта Эйлера. В 1965 году он выпустил дебют в
качестве лидера, альбом “The Call”, записанный в трио с Перри Робинсоном на
кларнете и Томом Прайсом на барабанах. Эта работа окончательно закрепила
позиции Граймса как одного из самых смелых и талантливых контрабасистов 60-х.
Когда Чарльз Мингус экпериментировал с двумя басистами в группе, он пригласил
на второй контрабас именно Граймса.
В тот же
период Генри Граймс также записывался с Моузом Эллисоном, Четом Бейкером,
Биллом Бароном, Карлом Бергером, Гари Бёртоном, Гилом Эвансом, Коулманом
Хокинсом, Роем Хейнсом, Санни Мюрреем, Джеромом Ричардсоном, Чарльзом Тайлером,
Маккоем Тайнером, Фрэнком Райтом и многими другими выдающимися музыкантами. Его
опыт работы с разными стилями был удивительно богатым – мало кто мог
одновременно похвастаться записями с Бенни Гудманом и Альбертом Эйлером.
Однако
затем, буквально на пике карьеры, когда ему был всего 31 год, Генри Граймс
неожиданно пропал из виду. Уже почти официально считалось, что он умер, и в
нескольких статьях музыкант упоминался именно в таком «статусе», однако некто
Маршалл Марротт, социальный работник и большой любитель джаза, решил
разобраться в его истории и в 2003 году разыскал Граймса – живого, но грани
нищенского существования. Он жил в Лос-Анджелесе то ли в отеле, то ли в
крохотной квартире, сочиняя стихи и берясь за самую странную работу, чтобы хоть
как-то содержать себя. Как выяснилось, тогда, в конце 60-х, Граймс
разочаровался в мире музыкального бизнеса и отправился на машине через всю
страну в Сан-Франциско с барабанщиком Кларенсом Бектоном. Там ему пришлось
продать свой контрабас, который и так пострадал от путешествия через пустыню.
Со временем Граймс потерял все контакты с джазовым миром и даже не знал, что в
1970 году умер Эйлер. Однако «найденный» музыкант был сразу вдохновлен идеей
начать играть вновь.
Вести о
возможном возвращении Граймса быстро распространились, и многие музыканты и
поклонники джаза предложили свою помощь. Басист Уильям Паркер подарил ему
контрабас, ставший известным под именем "Olive Oil" (оливковое масло)
за характерный зеленоватый цвет. И уже в том же 2003 году Генри Граймс выступил
более чем на двадцати музыкальных фестивалях, о нем вновь написали в “New York
Times” и рассказали на национальном радио.
Музыканта
чествовали как героя на фри-джазовом фестивале “Vision Festival”, где он также
дал мастер-классы игры. Его появление в ноябре 2003 года на альбоме трубача
Дэнниса Гонсалеса “Nile River Suite” стало его второй записью после 35-летнего
перерыва – первая была сделана через неделю после возвращения в Нью-Йорк на
живом сольном концерте для “JazzNewYork” в студии Колумбийского университета. В
2004 году Граймс вернулся уже как лидер, записав альбом с Дэвидом Мюрреем и
Хэмидом Дрейком. В 2005-м последовала работа с гитаристом Марком Риботом (Marc
Ribot), который также написал предисловие к первой книге Граймса, “Signs Along
the Road”, опубликованной в 2007 году. В ней собраны тысячи страниц его стихов,
написанных за те годы, когда он не мог заниматься музыкой. Кроме того, в том же
2007 году Граймс записал очень успешный альбом с барабанщиком Рашидом Али, с
которым дал множество дуэтных концертов и выступлений в трио с Мэрилин
Криспелл. В 2008 году басист играл в не менее интересном трио “Profound Sound
Trio” с Полом Данмоллом и Эндрю Сириллом.
Со
времени своего возвращения Генри Граймс неоднократно появлялся на всех значимых
площадках Нью-Йорка, дал множество туров по Штатам, Канаде, Европе, Азии,
Бразилии. Часто выступая как лидер, контрабасист работал с Маршаллом Алленом,
Фредом Андерсоном, Тедом Кёрсоном, Биллом Диксоном, Дэйвом Дугласом, Эндрю
Лэмбом, Джо Ловано, Роско Митчеллом, Уильямом Паркером, “Хай” Пристом (из
“Anti-Pop Consortium”), Уадада Лео Смитом, Джоном Чикаи и своим давним
партнером Сесилом Тейлором, с которым возобновил сотрудничество в октября 2006
года – через 40 лет после их первых фри-джазовых опытов.
В течение
последний нескольких лет Граймс успешно сочетал выступления с активной преподавательской
деятельностью. Он вёл курсы или проводил мастер-классы в самых именитых учебных
заведениях Штатов, включая “Berklee College of Music”, “Hamilton College”, “New
England Conservatory”, “University of Michigan at Ann Arbor” и другие. Он
появился на дюжине новых альбомов и, что самое удивительное, в 70 лет
дебютировал в «Линкольн-центре» со вторым инструментом – скрипкой, а потом стал
ещё и сам рисовать иллюстрации к своим новым записям и поэтическим публикациям.
Граймс получил множество наград и грантов, включая композиторский «Meet the
Composer».
Его игру
можно услышать более чем на 90 альбомах самых разных лейблов – “Atlantic”,
“Ayler Records”, “Blue Note”, “Columbia”, “Impulse!”, “Prestige”, “Riverside”,
“Verve” и многих других. Генри Граймс жил и работал в Нью-Йорке, устраивал
мастер-классы и участвовал в самых интересных арт-проектах на пересечении
музыки, поэзии и других жанров современного искусства. 15 апреля 2020 года в
возрасте 84 лет музыкант умер от осложнений COVID-19.
Комментариев нет:
Отправить комментарий