суббота, 4 декабря 2021 г.

Никогда не поздно вернуться и покорить весь мир. Джазовый контрабасист и скрипач Генри Граймс (1935 - 2020).

3 ноября 1935 года в Филадельфии (штат Пенсильвания) родился выдающийся джазовый музыкант и поэт Генри Граймс (Henry Grimes). После 10 лет успешной карьеры, став одним из ведущих исполнителей фри-джаза, Граймс неожиданно бесследно исчез со сцены и считался умершим, однако в начале нового тысячелетия неожиданно «нашелся» и после 35-летнего перерыва продолжил выступать с ещё большим успехом.

С 12 лет Генри играл на скрипке, затем перешел на тубу, потом на гобой, попробовал перкусионные инструменты и, наконец, когда уже учился в старшей школе, остановился на контрабасе. Своё музыкальное образование он продолжил в Джульярдской школе и тогда же, в Нью-Йорке, начал выступать профессионально с группами Арнетта Кобба и Уиллиса Джексона. Затем он ненадолго вернулся в Филадельфию и работал с Бобби Тиммонсом и Ли Морганом. В 1957 году Граймс выступал с Анитой О’Дэй и Сани Роллинсом, в 1957-1958 годах играл в квартете Джерри Маллигана (вместе с Артом Фармером). К тому времени он показал себя превосходным стилистом, который мог работать в самых разных составах и жанрах.

Sunny Murray with Cecil Taylor, Archie Shepp, Henry Grimes - "Pots" (Impulse Records, 1961).

В 1958 году Генри Граймс, которому ещё не исполнилось и 23 лет, участвовал в Ньюпортском фестивале – его можно увидеть в знаменитом документальном фильме “Jazz on a Summer's Day”. Уже тогда в джазовом мире шла слава о его экстраординарных способностях, и в тот фестивальный уикенд Граймс успел сыграть с шестью разными группами: Бенни Гудмана, Ли Коница, Телониуса Монка, Джерри Маллигана, Сани Роллинса и Тони Скотта. И хотя имя его даже не было упомянуто в опубликованной программе фестивале, в “New York Times” написали о необыкновенно талантливом молодом контрабасисте и отметили Граймса как одного их лучших исполнителей на фестивале.

Sonny Rollins, Don Cherry, Henri Grimes & Billy Higgins (Recorded - Rome, 1962).

После этого большого успеха Граймс в 1958 году работал с Ленни Тристано и ездил в европейский тур с Роллинсом в 1959 году. В 60-х он всё больше стал увлекаться фри-джазом и сотрудничал с самыми интересными музыкантами этого течения, включая пианиста Сесила Тейлора, трубача Дона Черри, саксофонистов Стива Лэйси, Фэроу Сандерса, Арчи Шеппа и Альберта Эйлера. В 1965 году он выпустил дебют в качестве лидера, альбом “The Call”, записанный в трио с Перри Робинсоном на кларнете и Томом Прайсом на барабанах. Эта работа окончательно закрепила позиции Граймса как одного из самых смелых и талантливых контрабасистов 60-х. Когда Чарльз Мингус экпериментировал с двумя басистами в группе, он пригласил на второй контрабас именно Граймса.

Henry Grimes Trio – «Son of Alfalfa» (The Call, 1965).

В тот же период Генри Граймс также записывался с Моузом Эллисоном, Четом Бейкером, Биллом Бароном, Карлом Бергером, Гари Бёртоном, Гилом Эвансом, Коулманом Хокинсом, Роем Хейнсом, Санни Мюрреем, Джеромом Ричардсоном, Чарльзом Тайлером, Маккоем Тайнером, Фрэнком Райтом и многими другими выдающимися музыкантами. Его опыт работы с разными стилями был удивительно богатым – мало кто мог одновременно похвастаться записями с Бенни Гудманом и Альбертом Эйлером.

Однако затем, буквально на пике карьеры, когда ему был всего 31 год, Генри Граймс неожиданно пропал из виду. Уже почти официально считалось, что он умер, и в нескольких статьях музыкант упоминался именно в таком «статусе», однако некто Маршалл Марротт, социальный работник и большой любитель джаза, решил разобраться в его истории и в 2003 году разыскал Граймса – живого, но грани нищенского существования. Он жил в Лос-Анджелесе то ли в отеле, то ли в крохотной квартире, сочиняя стихи и берясь за самую странную работу, чтобы хоть как-то содержать себя. Как выяснилось, тогда, в конце 60-х, Граймс разочаровался в мире музыкального бизнеса и отправился на машине через всю страну в Сан-Франциско с барабанщиком Кларенсом Бектоном. Там ему пришлось продать свой контрабас, который и так пострадал от путешествия через пустыню. Со временем Граймс потерял все контакты с джазовым миром и даже не знал, что в 1970 году умер Эйлер. Однако «найденный» музыкант был сразу вдохновлен идеей начать играть вновь.

Вести о возможном возвращении Граймса быстро распространились, и многие музыканты и поклонники джаза предложили свою помощь. Басист Уильям Паркер подарил ему контрабас, ставший известным под именем "Olive Oil" (оливковое масло) за характерный зеленоватый цвет. И уже в том же 2003 году Генри Граймс выступил более чем на двадцати музыкальных фестивалях, о нем вновь написали в “New York Times” и рассказали на национальном радио.

Henry Grimes, Christian McBride, Roy Campbell, John Zorn - at a Benefit Concert for The Under_Line (2012).

Музыканта чествовали как героя на фри-джазовом фестивале “Vision Festival”, где он также дал мастер-классы игры. Его появление в ноябре 2003 года на альбоме трубача Дэнниса Гонсалеса “Nile River Suite” стало его второй записью после 35-летнего перерыва – первая была сделана через неделю после возвращения в Нью-Йорк на живом сольном концерте для “JazzNewYork” в студии Колумбийского университета. В 2004 году Граймс вернулся уже как лидер, записав альбом с Дэвидом Мюрреем и Хэмидом Дрейком. В 2005-м последовала работа с гитаристом Марком Риботом (Marc Ribot), который также написал предисловие к первой книге Граймса, “Signs Along the Road”, опубликованной в 2007 году. В ней собраны тысячи страниц его стихов, написанных за те годы, когда он не мог заниматься музыкой. Кроме того, в том же 2007 году Граймс записал очень успешный альбом с барабанщиком Рашидом Али, с которым дал множество дуэтных концертов и выступлений в трио с Мэрилин Криспелл. В 2008 году басист играл в не менее интересном трио “Profound Sound Trio” с Полом Данмоллом и Эндрю Сириллом.

Со времени своего возвращения Генри Граймс неоднократно появлялся на всех значимых площадках Нью-Йорка, дал множество туров по Штатам, Канаде, Европе, Азии, Бразилии. Часто выступая как лидер, контрабасист работал с Маршаллом Алленом, Фредом Андерсоном, Тедом Кёрсоном, Биллом Диксоном, Дэйвом Дугласом, Эндрю Лэмбом, Джо Ловано, Роско Митчеллом, Уильямом Паркером, “Хай” Пристом (из “Anti-Pop Consortium”), Уадада Лео Смитом, Джоном Чикаи и своим давним партнером Сесилом Тейлором, с которым возобновил сотрудничество в октября 2006 года – через 40 лет после их первых фри-джазовых опытов.

Fall 2015: Cecil Taylor Tribute: Geri Allen, Henry Threadgill, Henry Grimes

В течение последний нескольких лет Граймс успешно сочетал выступления с активной преподавательской деятельностью. Он вёл курсы или проводил мастер-классы в самых именитых учебных заведениях Штатов, включая “Berklee College of Music”, “Hamilton College”, “New England Conservatory”, “University of Michigan at Ann Arbor” и другие. Он появился на дюжине новых альбомов и, что самое удивительное, в 70 лет дебютировал в «Линкольн-центре» со вторым инструментом – скрипкой, а потом стал ещё и сам рисовать иллюстрации к своим новым записям и поэтическим публикациям. Граймс получил множество наград и грантов, включая композиторский «Meet the Composer».

Его игру можно услышать более чем на 90 альбомах самых разных лейблов – “Atlantic”, “Ayler Records”, “Blue Note”, “Columbia”, “Impulse!”, “Prestige”, “Riverside”, “Verve” и многих других. Генри Граймс жил и работал в Нью-Йорке, устраивал мастер-классы и участвовал в самых интересных арт-проектах на пересечении музыки, поэзии и других жанров современного искусства. 15 апреля 2020 года в возрасте 84 лет музыкант умер от осложнений COVID-19.

Комментариев нет:

Отправить комментарий