Польская эстрада 1920 - 1930-х гг.
Одна из
самых популярных польских актрис и певиц межвоенного периода Толя Манкевичувна
(в девичестве Теодора Олекса) родилась 7 мая 1900 года в местечке Бронув близ
Ломжи. Она была слабым ребенком, поэтому на следующий день, 8 мая, ее крестили
под именем Теодора в костеле города Визны. Позже девушка взяла девичью фамилию
матери - Манкевич, добавив к ней модный тогда элемент «-ówna» и стала Толей
Манкевичувной.
Стараниями
родителей Юзефа и Александры Толя получила начальное музыкальное образование в
Бронове и Ломже. В 1915 году она уехала в Варшаву, где за ней присматривал и
финансово поддерживал брат матери Станислав Манкевич. В Варшаве будущая звезда
польской сцены училась по классу фортепиано в Варшавской консерватории и брала
частные уроки пения у певицы Юлии Мечувны, сопрано Варшавской оперы.
В 1921
году Толя Манкевичувна дебютировала на сцене Краковской оперы в роли графини
Станиславы Монюшко. 21 и 22 апреля 1922 года певица впервые выступила на сцене
Варшавской оперы, исполнив партию Алины из оперы «Гоплана» композитора
Владислава Желенского. Дебют получил чрезвычайно лестные отзывы критиков, особо
подчеркнувших звонкий голос и правильное вокальное исполнение.
До 1924 года Толя исполняла на варшавской оперной сцене сопрано и лирические партии в таких операх, как «Кармен», «Пиковая дама», «Казанова», «Фауст», «Халка», «Ясь и Малгося», «Краковяки и Горале», «Пан Твардовский», «Женитьба Фигаро» и других, после чего в течение следующих четырех лет изучала вокал в Милане. Вернувшись в Польшу, Толя продолжила брать уроки пения у Янины Королевич-Вейдовой и Зофии Крыньской. До 1931 года Манкевичувна была одной из ведущих солисток Варшавской оперы с репертуаром более двадцати ролей. Многообещающая карьера Толи на оперной сцене была прервана решением суда, закрывшим театр из-за финансовых трудностей.
Не сумев
найти другой оперный театр с таким высоким художественным уровнем и получить
постоянную работу, Тола Манкевичувна начала выступать на сцене варшавского
театра оперетты «Nowości», играя роль Франци в оперетте «Czar walca» О.
Штрауса. Благодаря прекрасному голосу, личному обаянию и отличной игре актриса
заслужила великолепные отзывы прессы, которая приветствовала ее как новую диву
оперетты. Лавиной пошли приглашения на главные роли в опереттах и ревю. За
короткий срок Толя сыграла более сорока главных ролей в ведущих варшавских
театрах и популярных кабаре, таких как «Morskie Oko» (1932), «Rex», «Wielka
Operetka» (1933), «Wielka Rewia» (1934-39), «Circus», «Stara Banda», «Hollywood»
(1935) и «Cyrulik Warszawski» (1937), где стала одной из самых популярных
звезд.
«Tangolita» - Tola Mankiewiczówna & Ork. pod dyr. Henryka Golda (танго из оперетты «Bal w Savoy'u», 1934 г.).
В 1930-е
годы Толя Манкевичувна записывала песни для таких лейблов, как: Columbia,
Syrena и Esta. Во время войны эти записи были утеряны, и Манкевичувна их так и
не восстановила. Среди самых популярных её хитов: «Jesienne róże» («Осенние
розы»), «Odrobinę szczęścia w miłości» («Немного счастья в любви»), «Już nie
mogę dłużej kryć» («Я больше не могу скрывать») и «Tak cudnie mi» («Я такая
замечательная»).
«Już wiem» - Tola Mankiewiczówna (вальс из фильма «Parada rezerwistów», муз. Władysław Dan, сл. Emanuel Schlechter, 1934 г.).
В начале
1930-х годов звезда польской эстрады решила попробовать себя в кино. Когда Толю
спросили, где ей удобнее работать: на сцене или на съемочной площадке, актриса
ответила: «Польская киностудия с её примитивным оборудованием и американским
темпом работы - не всегда легкое место для работы». Тем не менее, в 1932 году
Манкевичувна дебютировала на киноэкране в комедии знаменитого польского
режиссера Юлиуша Гардана «10% для меня».
Гардан был одним из немногих довоенных польских режиссеров, который хотел не только снимать фильмы, но и создавать при этом настоящие произведения искусства. О его дебютной психологической драме «Kropka nad i» («Точка над i») критики писали: «Первый польский кинематографический эксперимент».
Гардан
решил посмотреть, как поведет себя звезда кабаре перед камерами. Выбор бывшей
оперной дивы на роль Зоси Гжибковной оказался абсолютно правильным. Дебютантка
создала веселый портрет молодой женщины, стремящейся к свадьбе с возлюбленным,
которого не принимает ее мать. Гардан позаботилась о том, чтобы Манкевичувна
хорошо выступила перед камерой, и использовала свое самое большое сокровище -
соловьиный голос. Так актриса исполнила песню «Albo nikt, albo ty ...» («Или
никто, или ты ...») дуэтом с Казимежем Круковским.
«Своим кинодебютом Толя приятно всех удивила. Хорошая внешность, отсутствие манер, безупречный и чистый голос безусловно пригодятся Манкевичувне в дальнейшей кинокарьере» - резюмировал обозреватель еженедельника «Кино».
Вместе с
актером Александром Жабчинским Толя Манкевичувна сформировала сценическую пару,
которая в межвоенный период снималась на всех ведущих киностудиях Польши и пользовалась
огромным успехом у зрителей благодаря фильмам: «10% для меня» (1932), «Уланские
клятвы», «Чем занимается мой муж по ночам?» (1934), «Любовные маневры» (1935),
«Госпожа министр танцев», «Варшавский парад» (1937).
Манкевичувна
появлялась перед камерами в различных образах, утверждая, что была всего лишь
«любительницей комедий с лирическим оттенком». Она сыграла горничную, баронессу
и обычную горожанку. Шесть фильмов – за четыре года. Этого было достаточно,
чтобы Манкевичувну запомнили, как одну из величайших звезд польского довоенного
кино.
Пожалуй,
самый узнаваемый фильм, в котором мы восхищаемся актерскими и музыкальными
талантами Толи Манкевичувны, - это комедия 1937 года «Pani minister tańczy».
Партнером актрисы в этом фильме является Александр Жабчинский, а песни навсегда
вошли в копилку польской эстрадной классики. Интересный факт: музыку к фильму
написал популярный польский композитор Хенрик Варс, а текст - известный поэт
довоенного периода Анатолий Стерн, связанный с легендарной литературной группой
«Скамандер».
Хочется
сказать, что сюжет фильма «восхитительно сложен»: действие происходит в
вымышленной стране, где Зузанна, которую играет Манкевичувна, является главой
Министерства по защите общественной нравственности. У титульного министра также
есть сестра-близнец с совершенно другим характером и темпераментом, которая
является артисткой ревю.
По этой
причине главной героине приходится сталкиваться с различными запутанными
ситуациями, чтобы в конце фильма все закончилось благополучно между Зузанной и
ее любимым Себастьяном, графом де Сантисом, которого играет Александр
Жабчинский. Двойная роль сестер-близнецов, которую умело сыграла Манкевичувна,
восхищает и по сей день. Песни тоже восхитительны. Поклонники таланта артистки
по сей день единодушно подчеркивают, что Толя Манкевичувна была и остается
иконой женственности довоенного кино.
Толей
Манкевичувной и Александром Жабчинским до сих пор можно восхищаться в фильме
«Любовные маневры», где они исполняют песню Хенрика Варса «Jak za dawnych lat»
(«Как в старое-доброе время»), ставшую визитной карточкой дуэта.
Поэтому
публика и критики были удивлены, когда выяснилось, что создатель самых кассовых
довоенных фильмов Михал Вашинский не разрешил актрисе петь в его картине «Парад
резервистов», где Манкевичувне пришлось довольствоваться ролью дирижера. К
сожалению, сегодня мы не можем узнать, как актриса сыграла в этом фильме,
потому что «Парад резервистов» считается утерянным.
В 1934
году Вашинский компенсировал Манкевичувне отсутствие вокальных партий в их
первом совместном фильме. В июне режиссер приступил к съемкам новой
комедии-фарса «Чем занимается мой муж по ночам?». Комедия стала кладезью хитов,
которые Толя Манкевичувна, сыгравшая Касю Фафулувну, игривую горничную в доме
промышленника г-на Тарского, с бравадой исполняла вместе с Михалом Зничем и
Войцехом Рушковским. Мелодичные и забавные песни Эмануэля Шлехтера на музыку
Ежи Петербургского сразу же подхватила вся Польша.
В том же
году Манкевичувна сыграла роль племянницы помещика в комедии «Уланские
свадьбы». Рецензент журнала «Кино» написал и на этот раз: «Толя Манкевичувна
красиво поет и как всегда очаровательна ...». В следующем году в Берлине
состоялась торжественная премьера этой истории о приключениях польских уланов,
сражавшихся с русскими во время Первой мировой войны. Манкевичувна отправилась
в столицу Германии в компании режиссера Мечислава Кравича и ее экранного
партнера Францишека Бродневича. Манкевичувнв выступила с сольным концертом в
берлинском Зимнем саду, собрав восторженные отзывы прессы. Журналист «8 Uhr
Abendblatt» отметил: «Несколько изящных жестов, красноречивый взгляд чудесных
глаз, плюс теплота голоса и ... каждый берлинец стал понимать по-польски». Ему
вторил корреспондент «Berliner Lokalanzeiger»: «Нежная, очаровательная молодая
блондинка поет так очаровательно, что вы никогда этого не забудете».
В 1935
году актриса вышла замуж за юриста Тадеуша Раабе, ставшего любовью всей её
жизни. Тадеуш был наследником большого семейного состояния и преуспевающим
адвокатом. Польское культурное сообщество знало его по спонсорской поддержке,
которую он оказывал многим артистам. Супругов объединяла общая страсть к
искусству, потому что Тадеуш был связан с вышеупомянутой литературной группой
«Скамандер», куда входили поэты Юлиан Тувим, Ян Лехоня, Антоний Слонимский и
Ярослав Ивашкевич.
Венчание
влюбленных состоялось в 1935 году в церкви св. Войцеха в Варшаве с участием
только самых близких. После медового месяца Юлиуш Гардан снова пригласил Толю
на съемочную площадку. В 1936 году актриса спела в его фильме песню «Как
опьяняет этот вальс», а через некоторое время добавила: «Мне так странно, так
замечательно, что хочется плакать и смеяться сквозь слезы».
Семейное
счастье Толи продлилось менее 4 лет. Как только началась война, Тадеуш Раабе
был арестован гестапо за своё еврейское происхождение. Спасая свою жизнь
супруги бежали в Белосток, где Тадеуша арестовало НКВД и выслало в Казахстан.
Он вернулся через несколько лет офицером Первой Польской армии.
Толя
осталась в Белостоке, где вместе с Казимежем Круковским выступала в Польском
государственном театре БССР под управлением Александра Венгерко. В 1941 году
актриса гастролировала с театром Венгерки в Бресте и Минске.
В 1942 г.
Манкевичувна вернулась в Варшаву, где выступала в варшавских кафе: «U aktorek»,
«U znachora», «Mon Cafe», «Albatros», «Ziemiańska». Кафе тратили часть своей
прибыли на приют для бедствующих актеров в Сколимове (ныне Дом
ветеранов-актеров), а также на вооруженное подполье. Художественная жизнь
продолжалась в Варшаве до начала восстания 1944 года. После его подавления
Манкевичувна укрывалась в Миланувке под Варшавой, откуда вернулась в столицу в
конце января 1945 года и в мае встретилась с мужем.
После
войны Толя стала выступать в первом открывшемся в Варшаве послевоенном кабаре
«Кукулка». За шесть лет певица дала более четырехсот сольных концертов, многие
из которых были благотворительными. Она с энтузиазмом пела в разных местах -
для людей, восстанавливающих опустошенную страну, для бездомных детей, для
пациентов больниц.
Несмотря
на то, что Манкевичувна много гастролировала по стране, сотрудничая с
несколькими столичными театрами и Варшавской опереттой, довоенной популярности
она так и не вернула. Ни польские, ни западные режиссеры уже не звали в свои
картины звезду с соловьиным голосом и фигуркой куклы из саксонского фарфора.
После войны супруги не могли вернуть себе имущество и часто оказывались в
тяжелом материальном положении. Будучи бесспорно великой польской актрисой,
Толя Манкевичувна постоянно встречала необъяснимую враждебность со стороны
известных деятелей культуры. Обожаемая публикой, певица так и не получила
предложения от Polskie Radio и Polskie Nagrania записать свой межвоенный и
послевоенный репертуар.
В
1951–1955 Толя была актрисой Нового театра и Варшавской оперетты, где играла
Марию («Дом трех девушек» Шуберта) и Чиболетту («Ночь в Венеции» Штрауса). В
1956 году вместе с Людвиком Семполиньским и Мечиславом Фоггом Манкевичувна
сопровождала знаменитую шведскую актрису Мэй Бритт Нильссон в её грандиозном
турне по Польше (более ста выступлений). В 1958 и 1961 годах Толя посетила с
концертами в Лондон и Париж, где записала несколько песен из довоенного
репертуара для радио «Полонез».
Толя
Манкевичувна играла на сцене до начала 1970-х годов. Она выступала как с
сольными концертами, так и сценическими компиляциями вместе с Ирэной
Квятковской, Мартой Мирской, Стефчей Гурской, Александрой Слёнской, Адольфом
Дымшей, Мечиславом Фоггом и Людвиком Семполиньским.
Супруги
прожили вместе 40 лет и, не имея детей, часто занимались благотворительностью,
чтобы помочь более бедным семьям. Толя говорила своим подругам, что любовь и
уважение - основа успешных отношений и, естественно, необходимо «немного
счастья в любви». В 1975 году после смерти Тадеуша актриса прекратила свою
сценическую карьеру. В 1978 году от имени мужа она пожертвовала Вавельскому
музею коллекцию делфтского фаянса.
Толя Манкевичувна умерла 27 октября 1985 года и похоронена рядом со своим мужем на Евангелическом реформатском кладбище в Варшаве (W / 3/24).
О великой
польской актрисе не вспоминали и после трансформации политической системы в
стране в 1989 году.
Ни в
«Польской музыкальной энциклопедии» 1995 года, ни в «Музыкальной энциклопедии»
2000 года нет биографии Толи Манкевичувны. В «Большой польской энциклопедии» за
2003 год её биография есть, но в ней неверно указан день рождения певицы: 8 мая
- это день ее крещения. В церковных и официальных документах указана дата
рождения 7 мая. В энциклопедии также неверно указан год рождения - 1901, вместо
правильного - 1900.
Несмотря
на гигантский вклад Толи Манкевичувны в польскую культуру улицы или школы её
имени нет ни в Варшаве, ни в Белостоке, ни в Ломже, ни даже в ее родном
Бронуве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий