«1001 Songs You Mast Hear Before You Die».
«1001 песня, которую вы должны услышать, прежде чем
умереть» — альманах американских музыкальных критиков под руководством
составителя Роберта Димери, состоящий из описания тысячи и одной песни, которые
коллектив критиков рекомендует к прослушиванию.
111. «Mack the
Knife» - Bobby Darin (1959)
Writer | Kurt Weill, Bertolt Brecht, Marc Blitzstein
Producer | Ahmet Ertegun
Label | Atco
Album | That’s All (1959)
В то
время как большинство поп-хитов пели о любви
и одиночестве в песне «Die
Moritat von Mackie Messer» («Баллада о Мэкки-Ноже»), написанной в 1928 году для пьесы
«Трёхгрошевая опера» Брехта-Вайля, воспевалась
смерть и грабеж. «Moritat» — средневековая версия баллады про убийства, исполняемая
бродячими менестрелями. «Mori» означает «смертельный, смертоносный», а «Tat» —
«действие, поступок». В самом начале «Трёхгрошовой оперы» уличный певец
представляет зрителям с помощью баллады главного героя — Мэкки Ножа. Этот
персонаж является «переработанной версией» лихого разбойника Макхита из «Оперы
нищих» Джона Гея (1685—1732). Гей, популярный английский автор пьес и поэт,
сотрудничавший с Джонатаном Свифтом и Александром Поупом, использовал образы преступников из низших слоев общества, чтобы высмеять
правительство и аристократию. Этот приём с тех пор использовали очень часто.
В 1954 году известный американский композитор, автор текстов и либреттист Марк
Блицштейн написал англоязычную версию «Die Moritat von Mackie Messer», назвав
её просто «Mack the Knife». Песня
неоднократно становилась лидером
чартов США и Великобритании.
Бобби Дарин был вдохновлен на кавер после того, как
услышал версию Луи Армстронга 1956 года. Певец изначально сомневался в успехе своего сингла, но «Mack the Knife» девять недель продержался на вершине Billboard Hot 100,
и, по словам Фрэнка Синатры, исполнение Дарина стало окончательной версией баллады.
Синатра был хорошим судьей. Большой хит Дарина принес ему премию «Грэмми» в категории
«Лучший артист 1959 года» и «Лучшее вокальное исполнение». Песня
продержалась в десятке лучших хитов до
середины шестидесятых, после чего популярность Дарина, как и многих других поп-идолов 1950-х, пошла в период бума «Битлз» на убыль. Но сама
мелодия никогда не выходила из моды.
112. «It Ain’t
Necessarily So» - Diahann Carroll & The André Previn Trio (1959)
Writer | George and Ira Gershwin, DuBose Heyward
Producer | Jack Lewis
Label | United Artists
Album | Porgy and Bess (1959)
Премьера «народной оперы» Джорджа Гершвина «Porgy and Bess» прошла на Бродвее в 1935 году и вызвала неоднозначную реакцию
критиков. Некоторые сомневались, что это произведение вообще можно назвать оперой, в то время как другие не
были уверены в том, что Гершвин изобразил афроамериканцев.
Опере потребовалось много времени, чтобы привлечь
заслуженное внимание, но две ее песни «Summertime» и « It Ain’t Necessarily So» вскоре стали
джазовыми стандартами, записанными
такими исполнителями, как Элла Фицджеральд, Билли Холидей и Бинг Кросби. Фильм
«Порги и Бесс», в котором снимались Сидни
Пуатье, Дороти Дендридж, Сэмми Дэвис-младший и Дайанн Кэрролл, стал самым успешным фильмом компании «MGM» 1959 года.
Несмотря на звездный состав, голоса многих артистов дублировали оперные певцы, в том числе в
последующем альбоме саундтреков. Сэмми Дэвис-младший, чей персонаж, Sportin
’Life, поёт «It Ain’t Necessarily So»,
исполняет
в фильме песню сам, хотя это исполнение и исключили из саундтрека по причине договорных обязательств.
Музыка Андре Превена к фильму получила «Оскар», но вскоре композитор вернулся к теме в более джазовом стиле с солисткой Дайанн Кэрролл, которая позже Кэрролл получила за это исполнение премию «Тони» и была сама номинирована на «Оскар».
113. «Wondrous Place» - Billy Fury (1960)
Writer | Jeff Lewis, Bill Giant
Producer | Jack Good
Label | Decca
Album | Billy Fury (1960)
Поп-идол Билли Фьюри, настоящее имя Рональд Уичерли, был
одаренным артистом, автором
песен и рокером, известным своей стильной работой как на сцене, так и на телевидении.
«Wondrous Place» («Чудесное место») оказалось идеальным хитом для исполнителя в костюме из серебряной ткани. Созданный авторами песен самого Элвиса и впервые записанный в Соединенных Штатах Джимом «Handyman» Джонсом, хит «Wondrous Place» со своим характерным камерным звучанием стал собственным «Отелем разбитых сердец» британской поп-музыки.
С драматичными, жутковатыми вокальными паузами и
минимальным инструментальным сопровождением песня стала настоящим шоу. Фьюри «Wondrous
Place» настолько понравился, что за свою карьеру он записал песню пять раз.
Хотя сейчас «Wondrous Place» вместе с «Move It!» Клиффа Ричарда и «Endless Sleep» Марти Уайльда классифицируют как классику британского
рок-н-ролла, хит занял лишь 25-е место в чарте синглов Великобритании.
За
прошедшие десятилетия песня не
растеряла своей популярности. На рубеже
веков версия
Билли Фьюри использовалась в
телевизионной рекламе Toyota Yaris, а инди-рок-группа «The Last Shadow Puppets» записала поистине чудесную версию в
качестве трека для своего дебютного сингла 2008 года.
114. «Save the Last Dance for Me» - The Drifters (1960)
Writer | Doc Pomus, Mort Shuman
Producer | Jerry Leiber, Mike Stoller
Label | Atlantic
Album | N/A
После Элвиса и до Битлз лучшая в мире поп-музыка создавалась в «Brill Building» - офисном здании на 49-й улице Нью-Йорка. Одними из лучших авторов песен были Док Помус (Doc Pomus) и Морт Шуман (Mort Shuman), записавшие такие хиты, как «A Teenager in Love», «Sweets for My Sweet», «(Marie’s the Name) His Latest Flame» и «Can’t Get Used to Losing You».
Но самым
впечатляющим стал новаторский для того
времени
хит «Save the Last Dance for Me»,
написанный Шуманом и Помусом для вокального
коллектива «The Drifters». Из-за перенесенного в детстве полиомиелита Док Помус не
мог ходить без костылей. На своей свадьбе в 1957 году он горячо призывал свою
жену развлекаться на танцполе, зная, что
никогда не сможет стать ее партнером. Несколько лет спустя Помус наткнулся на
старое свадебное приглашение; эмоции снова вспыхнули, и он написал песню. Во
время записи музыкальный продюссер, один из основателей «Atlantic Records» Ахмет Эртегун (Ahmet Ertegun) рассказал историю песни фронтмену «The Drifters» Бену Э. Кингу (Ben E. King). Растроганный до слез, Кинг записал самый популярный на тот момент сингл «Atlantic».
115. «Chaje shukarije» - Esma Redžepova (1960)
Writer | Esma Redžepova, Stevo Teodosievski
Producer | Stevo Teodosievski
Label | RTB
Album | N/A
Македонская певица цыганского происхождения Эсма Реджепова (Esma
Redžepova), по праву провозглашенная
«Королевой цыган», более пятидесяти лет представляла музыку балканских цыган на международной музыкальной сцене. Она родилась в семье
ромов в 1943 году в Скопье, Македония. Обнаруженная известным
македонским артистом и музыкальным педагогом Стево Теодосиевски
(Stevo
Teodosievski) после того, как выиграла
конкурс талантов в 1956 году, Эсма бросила школу, чтобы стать профессиональной
певицей.
Поющая на македонском, сербском и цыганском языках, Эсма стала любимицей югославского президента Иосипа Броз Тито. Он отправил Эсму и ансамбль Теодосиевского за границу как
представителей социалистической Югославии, и их динамичная смесь восточных
баллад и балканских танцевальных мелодий покорила огромную публику.
Песня «Chaje shukarije» («Красивая девушка») стала одним из первых хитов Эсмы и балканским стандартом. Ее исполняют цыганские духовые оркестры, поп-певцы,
джазовые коллективы и многие другие. В 2007 году хит был использован во вступительных титрах к комедии Саши
Барона Коэна «Борат!». Эсма - живая легенда Балкан, дважды номинированная на
Нобелевскую премию мира.
116. «Oh Carolina» - Folkes Brothers (1960)
Writer | John Folkes
Producer | Prince Buster
Label | Buster Wild Bells
Album | N/A
Конечно, ямайская музыкальная индустрия существовала и до успеха «Oh Carolina» группы «Folkes
Brothers», но для многих именно этот хит знаменует начало музыкальной зрелости Ямайки. Это первая
запись с растафарианским вкусом, первый хит ска-певца Принца Бастера (Prince Buster) и первый
пример того, насколько ямайский поп неподвластен времени.
Братья Фолкес - Джон, Мико и Джуниор - познакомились с Принцем Бастером в винном магазине известного
ямайского музыкального продюсера и по совместительству виноторговца Дюка Рида (Arthur «Duke» Reid), к которому они
пришли на прослушивание. Музыка, которую они играли, была близка по
стилю к
ямайскому менто, но Принц Бастер услышал в их
песнях и
что-то особенное. Он уже сделал себе имя в ямайской индустрии звука, и теперь
собирался стать владельцем лейбла. Бастер был впечатлен братьями и пригласил их
записаться.
Вместе с Оуэном Греем на фортепиано и растафарианским старейшиной Каунтом Осси, игравшем на руандийском барабане Ньябинги (Nyahbhingi), что добавляло к их музыке ощутимый африканский колорит), братья Фолкес
собрались вместе в студии и записали «Oh Carolina». Песня сразу же стала хитом на Ямайке и укрепила Принца
Бастера в музыкальном бизнесе.
Братья Фолкес довольно скоро пропали с
музыкального небосклона, хотя Джон Фолкс однажды появился, чтобы сразиться и победить Принца Бастера в суде по поводу того, кто написал «Oh
Carolina».
117. «The Click Song (Qongqothwane)» - Miriam Makeba (1960)
Writer | The Manhattan Brothers, Miriam Makeba
Producer | Bob Bollard
Label | RCA Victor
Album | Miriam Makeba (1960)
Мириам
Макеба (Miriam Makeba) была певицей, актрисой
и политическим деятелем. Она выступала для президентов и имела аудиенции у
папы. Она была первой африканской женщиной, получившей премию Грэмми, и была
известна как «Мама Африка», «Императрица африканской песни». Но именно за
колыбельную о черном навозном жуке, который ударился брюшком о землю, Мириам
Макеба стала, пожалуй, самой известной певицей за пределами ее родного континента. Ее интерпретация
традиционной народной песни коса «Qongqothwane» открыла южно-африканскую музыку американскому слушателю.
Американская публика была очарована диапазоном
вокализированных щелчков на родном языке Макебы коса. Журнал «Time» сравнил
этот характерный звук, созданный ударным движением языка по небу, с «треском пробок от шампанского» и назвал Макебу
«самым захватывающим певческим талантом, проявившимся за многие годы». Начиная
с первых восторженных отзывов в журнале «Billboard» в 1960
году, Макеба была отмечена журналистами как «девушка, которая щелкает» («click-click
girl»).
118. «Will You Love Me Tomorrow» - The Shirelles (1960)
Writer | Gerry Goffin, Carole King
Producer | Luther Dixon
Label | Scepter
Album | Tonight’s the Night (1961)
Хит №1 «Shirelles» 1961 года важен тем, что он возвестил
эру женских вокальных групп, которая доминировала в американской поп-музыке до
тех пор, пока «The Beatles» не захватили Америку. И все же наиболее важным
достижением песни является то, что она раздвинула границы сексуальной
откровенности, ловко преодолевая разрыв между Америкой Эйзенхауэра (когда она
была записан) и Америкой Кеннеди (когда она попала в чарты).
Симпатичные девушки не обрадовались, когда поэт-песенник
Джерри Гоффин (Gerry Goffin) добавил слова к мелодии, которую его молодая жена
Кэрол Кинг (Carole King) оставила ему на магнитофоне, уйдя играть в маджонг.
Одна из «Shirelles» Ширли Оуэнс (Shirley Owens) была не в восторге от истории,
которую она должен была спеть. Но именно от этой пепенки начинается короткий
скользкий спуск к «Hair», «Oh! Calcutta!» и свободной любви.
Несмотря на то, что песня блестяще исполнена и обладает
потрясающей мелодией, ее текст явно рискован. Девушка-подросток подумывает о
том, чтобы отказаться от девственности и хочет, чтобы ее парень дал обещание,
что он поддержит её, если будут последствия (эта песня относится к эпохе до
противозачаточных таблеток и доступных абортов).
119. «Love Hurts» - The Everly Brothers (1960)
Writer | Boudleaux Bryant
Producer | Uncredited
Label | Warner Bros.
Album | A Date with the Everly Brothers (1960)
Братья Эверли с самого начала своей
музыкальной карьеры подчеркивали свои
семейные узы: один из самых ранних альбомов дуэта, спартанский сборник
традиционных мелодий, назывался «Songs Our Daddy Taught Us». По правде говоря, акцент был излишним. Легкость, с
которой голоса Дона и Фила Эверли сливались в сладкие, пронзительные трели, выдавала их родство.
Братья выпустили свой первый сингл в 1956 году, когда Дону
было девятнадцать, а Филу семнадцать. Успех пришел после того, как пара
связалась с Будло и Фелис Брайант (Boudleaux and Felice Bryant), тандемом
авторов песен из Нэшвилла. «Love Hurts» - первый хит «The Everly Brothers», вышедший из-под пера пары, был прост
и прекрасен, как и последующие лидеры
чартов «Wake Up Little Susie» (оба Брайантс) и «All I Have to Do Is Dream»
(только Будло).
У «The Everly
Brothers»
было двадцать шесть хитов, попавших в Топ 40 США и тридцать записей в британских чартах. Удивительно,
но хита
«Love Hurts» среди них не было; он появился только как
альбомный трек. Тем не менее, песня
стала одной из их самых известных благодаря каверам Джоан Джетт, Роя Орбисона
и, что, пожалуй, наиболее памятно, Грэма Парсонса и Эммилу Харрис.
120. «September Song» - Ella Fitzgerald (1960)
Writer | Kurt Weill, Maxwell Anderson
Producer | Norman Granz
Label | Verve
Album | Ella Fitzgerald Sings (1960)
В апреле 1960 года Элла Фицджеральд сделала перерыв в
напряженном графике записи своей серии «Great American Songbook». Вместе с пианистом Полом Смитом она записала тринадцать
песен для саундтрека к фильму «Let No Man
Write My Epitaph». Действие
фильма основано на романе Уилларда Мотли, действие которого происходит в бедном и криминальном
районе южной части Чикаго. Фильм давно забыт, но музыку все еще можно услышать на компакт-диске под
названием «The Intimate Ella».
Одна из песен, включенных в саундтрек, была написана
известным немецким композитором Куртом Вайлем, бежавшим от нацистов и в 1935 году поселившимся в Соединенных
Штатах. Оказавшись в Америке, он отошел от политической музыки и погрузился в мир американской популярной песни. Его дебютом на американской музыкальной сцене стал «Knickerbocker
Holiday», бродвейский мюзикл 1938 года на слова Максвелла
Андерсона, в который вошла «September
Song».
Это восхитительная медленная любовная песня о юноше, который проводит «несколько драгоценных дней» со своим
возлюбленным. Элла не столько поет песню, сколько ласкает ее, понижая свой сильный голос до нежного напева. Пианист Пол Смит нежно
поддерживает каждое слово певицы. Интимный
момент в идеально приглушенной обстановке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий