В 1900 году артисты водевиля из Иллинойса Эгберт Ван Алстин (Egbert Van Alstyne) и Гарри Уильямс (Harry Williams) приехали покорять
Нью-Йорк, имея в своем активе несколько опубликованных, но так и не ставших
популярными, рэгтаймов. Компаньоны предложили различным музыкальным
издательствам Tin Pan Alley свои произведения, среди которых была и т.н.
«индейская» песня «Navajo». К сожалению, не нашлось никого, кто бы
заинтересовался этой песней, потому что «тема, стиль и музыка «Navajo» были
совершенно непривычными и странными для нью-йоркских издателей». Ситуация
изменилась коренным образом, когда песня всё же была опубликована одним из
самых влиятельных музыкальных издательств – нью-йоркской компанией «Shapiro
& Remick». «Navajo» была включена в мюзикл «Nancy Brown», премьера которого
с успехом состоялась в бродвейском Bijou Theatre 16 февраля 1903 года.
Театральные рецензии того времени описывают «Nancy Brown» как «рекордный
пятимесячный пробег», заслуживший «единодушное одобрение Нью-Йорка, Чикаго,
Сент-Луиса. Вашингтона и Бостона». Песня была представлена публике популярной
певицей Мари Кэхилл (Marie Cahill) и быстро стала национальным хитом. Один из
рецензентов написал, что «Navajo» «уверенно вошло в число признанных шедевров
своего рода».
Navajo (Indian Characteristic)
by Egbert Van Alstyne (1903).
«Navajo» сильно отличается от других «индейских» песен той
эпохи. Если более ранние «индейские» хиты «Hiawatha» Сэмюэла Кольриджа-Тейлора
и «Anona» Вивиан Грей были выдуманными романтическими историями о «благородных
дикарях», то «Navajo», несмотря на также полностью вымышленный сюжет,
производила впечатление подлинной истории любви молодой индианки и чернокожего.
Индейский народ навахо был хорошо известен на американском
туристическом рынке с тех пор, как в 1890-х годах «Fred Harvey Company» начала
совершать туры в Колорадо и Нью-Мексико. В 1902 году компания, пользуясь
растущим интересом клиентов к Дальнему Западу, создала «индейский департамент»,
всё больше вовлекая индейцев навахо в туристический бизнес. Песня «Navajo»
способствовала росту популярности индейской темы и открыла новое направление в
американской популярной музыке, наложив четкий расовый отпечаток на все
последующие песни об индейцах.
Воин племени Навахо (фото начало XX века).
Вместе с чрезвычайно популярными в то время
песнями «енотов», «индейские» песни стали ещё одним объектом внедрения расовых
стереотипов, став олицетворением расовой сегрегации в популярной музыке. Когда
состоялся дебют «Navajo», знаменитому решению Верховного суда США по делу
Плесси против Фергюсона (1896), узаконившему расовую сегрегацию, исполнилось
всего восемь лет, а «Джим Кроу» играл все еще значительную роль в американской
культуре. Это была первая «индейская» песня, где цвет кожи был указан в
качестве основной характеристики героев, описывая девушку-навахо как «медную»
(«copper shade»), а её возлюбленного как
«цветного» («colored man»). «Индейские» песни связали афро-американцев и
индейцев, определив в США ещё один тип
людей второго сорта – «индейских енотов» («Indian coon»).
Navajo - Harry Macdonough (1904).
Сценический успех «Navajo» пробудил к песне интерес всех
трёх крупнейших звукозаписывающих компаний Америки - Victor, Edison и Columbia, которые поспешили
извлечь максимальную прибыль из появившегося хита. Victor и Edison записали
свои версии песни в исполнении популярного тенора Гарри Макдонахью (Harry Macdonough), уже сделавшего хитами такие «индейские» песни, как «Hiawatha» и
«Anona». Columbia привлекла для этого звезду водевиля Гарри Талли (Harry
Tally). Песню также записали несколько оркестров, исполняя «Navajo» как
полностью, так и вставляя её в различные компиляции. Все эти записи, в
сочетании со сценическими выступлениями, сделали песню первым большим хитом о
коренном народе с американского Запада.
Navajo - Peter Dawson
(Edison bell cylinder, 1904).
Версия Гарри Макдонахью звучит более мягко и мелодично,
подобно его песням «Hiawatha» и «Anona», в то время как запись Талли кажется
более резкой и вызывает ассоциации с более поздними «индейскими» песнями.
Журнал «Edison Phonograph Monthly» назвал версию Макдонахью «прекрасным
исполнением популярной песни» и предположил, что именно эта версия стала самой известной,
потому что ее «пели и играли повсюду». Это подтверждается также ажиотажным
спросом на записи песни, выпущенные
компанией Edison Records.
Navajo Two Step - The
Victor Dance orchestra (Victor, 1904).
Двухминутный цилиндр Columbia с записью Гарри Талли включает
в себя гораздо более напористый «там-там» на протяжении всей песни. Возможно,
потому что цилиндр был более чем на минуту короче диска, Талли поет песню
быстрее и напористее.
Indian Medley - Pryor's Orchestra (1904).
В дополнение к вокальным версиям, «Navajo» сохранилась в
различных формах инструментальных исполнений. В 1904 году «The Victor Dance orchestra» сделал редкую
двенадцатидюймовую запись песни длительностью чуть более трёх минут. Знаменитый
банджоист Весс Оссман (Vess Ossman) записал свою версию песни для Victor. Кроме
того, и Edison, и Victor включили «Navajo» в несколько своих компиляций на
«индейскую» тему: Edison Military band исполнила песню на пластинке под
названием «Navajo Medley», а Victor включил её в свой «Indian Medley» вместе с
инструментальными версиями «Hiawatha» и «Anona».
Navajo - Vess L. Ossman
& Parke Hunter (Victor, 1904).
Благодаря многочисленным версиям, практически одновременно
выпущенным на рынок, «Navajo» быстро стала национальным хитом. В марте 1904
года песня в исполнении восходящей звезды Columbia Билли Мюррея (Billy Murray)
заняла 1-е место в хит-параде Billboard.
Navajo - Billy Murray (1904).
Огромная популярность «Navajo» дала толчок к появлению
многочисленных подражаний. В течение года Уильямс и Ван Алстин представили
публике свое новое творение «Cheyenne», еще одну хитовую «индейскую» песню,
которая «ушла в народ», положив начало повсеместному увлечению «ковбойской»
музыкой. Успех «Navajo» побудил других
композиторов писать больше «индейских» песен, обеспечив интерес к этому жанру
еще в течение десятилетия. Наконец, расовая подоплека песни также подтолкнула
композиторов и лириков к написанию песен «енотов», которые вобрали в себя все
этнические и расовые стереотипы Америки.
Таким образом, три темы - песни о ковбоях, песни об индейцах и песни «енотов» стали тремя доминирующими формами американской музыки и оставались
таковыми вплоть до начала 1920-х годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий