вторник, 21 февраля 2023 г.

«Navajo» - первый большой хит Эгберта Ван Алстина (Egbert Van Alstyne) (1903 г.).


В 1900 году артисты водевиля из Иллинойса Эгберт Ван Алстин (Egbert Van Alstyne) и Гарри Уильямс (Harry Williams) приехали покорять Нью-Йорк, имея в своем активе несколько опубликованных, но так и не ставших популярными, рэгтаймов. Компаньоны предложили различным музыкальным издательствам Tin Pan Alley свои произведения, среди которых была и т.н. «индейская» песня «Navajo». К сожалению, не нашлось никого, кто бы заинтересовался этой песней, потому что «тема, стиль и музыка «Navajo» были совершенно непривычными и странными для нью-йоркских издателей». Ситуация изменилась коренным образом, когда песня всё же была опубликована одним из самых влиятельных музыкальных издательств – нью-йоркской компанией «Shapiro & Remick». «Navajo» была включена в мюзикл «Nancy Brown», премьера которого с успехом состоялась в бродвейском Bijou Theatre 16 февраля 1903 года. Театральные рецензии того времени описывают «Nancy Brown» как «рекордный пятимесячный пробег», заслуживший «единодушное одобрение Нью-Йорка, Чикаго, Сент-Луиса. Вашингтона и Бостона». Песня была представлена публике популярной певицей Мари Кэхилл (Marie Cahill) и быстро стала национальным хитом. Один из рецензентов написал, что «Navajo» «уверенно вошло в число признанных шедевров своего рода».

Navajo (Indian Characteristic) by Egbert Van Alstyne (1903).
«Navajo» сильно отличается от других «индейских» песен той эпохи. Если более ранние «индейские» хиты «Hiawatha» Сэмюэла Кольриджа-Тейлора и «Anona» Вивиан Грей были выдуманными романтическими историями о «благородных дикарях», то «Navajo», несмотря на также полностью вымышленный сюжет, производила впечатление подлинной истории любви молодой индианки и чернокожего.
Индейский народ навахо был хорошо известен на американском туристическом рынке с тех пор, как в 1890-х годах «Fred Harvey Company» начала совершать туры в Колорадо и Нью-Мексико. В 1902 году компания, пользуясь растущим интересом клиентов к Дальнему Западу, создала «индейский департамент», всё больше вовлекая индейцев навахо в туристический бизнес. Песня «Navajo» способствовала росту популярности индейской темы и открыла новое направление в американской популярной музыке, наложив четкий расовый отпечаток на все последующие песни об индейцах. 
Воин племени Навахо (фото начало XX века).
Вместе с чрезвычайно популярными в то время песнями «енотов», «индейские» песни стали ещё одним объектом внедрения расовых стереотипов, став олицетворением расовой сегрегации в популярной музыке. Когда состоялся дебют «Navajo», знаменитому решению Верховного суда США по делу Плесси против Фергюсона (1896), узаконившему расовую сегрегацию, исполнилось всего восемь лет, а «Джим Кроу» играл все еще значительную роль в американской культуре. Это была первая «индейская» песня, где цвет кожи был указан в качестве основной характеристики героев, описывая девушку-навахо как «медную» («copper shade»), а  её возлюбленного как «цветного» («colored man»). «Индейские» песни связали афро-американцев и индейцев, определив в США ещё один тип  людей второго сорта – «индейских енотов» («Indian coon»).
Navajo - Harry Macdonough (1904).
Сценический успех «Navajo» пробудил к песне интерес всех трёх крупнейших звукозаписывающих компаний Америки -  Victor, Edison и Columbia, которые поспешили извлечь максимальную прибыль из появившегося хита. Victor и Edison записали свои версии песни в исполнении популярного тенора Гарри Макдонахью (Harry Macdonough), уже сделавшего хитами такие «индейские» песни, как «Hiawatha» и «Anona». Columbia привлекла для этого звезду водевиля Гарри Талли (Harry Tally). Песню также записали несколько оркестров, исполняя «Navajo» как полностью, так и вставляя её в различные компиляции. Все эти записи, в сочетании со сценическими выступлениями, сделали песню первым большим хитом о коренном народе с американского Запада. 
Navajo - Peter Dawson (Edison bell cylinder, 1904).
Версия Гарри Макдонахью звучит более мягко и мелодично, подобно его песням «Hiawatha» и «Anona», в то время как запись Талли кажется более резкой и вызывает ассоциации с более поздними «индейскими» песнями. Журнал «Edison Phonograph Monthly» назвал версию Макдонахью «прекрасным исполнением популярной песни» и предположил, что именно эта версия стала самой известной, потому что ее «пели и играли повсюду». Это подтверждается также ажиотажным спросом на записи песни, выпущенные  компанией Edison Records.
Navajo Two Step - The Victor Dance orchestra (Victor, 1904). 
Двухминутный цилиндр Columbia с записью Гарри Талли включает в себя гораздо более напористый «там-там» на протяжении всей песни. Возможно, потому что цилиндр был более чем на минуту короче диска, Талли поет песню быстрее и напористее.
Indian Medley - Pryor's Orchestra (1904).
В дополнение к вокальным версиям, «Navajo» сохранилась в различных формах инструментальных исполнений. В 1904 году «The Victor Dance orchestra» сделал редкую двенадцатидюймовую запись песни длительностью чуть более трёх минут. Знаменитый банджоист Весс Оссман (Vess Ossman) записал свою версию песни для Victor. Кроме того, и Edison, и Victor включили «Navajo» в несколько своих компиляций на «индейскую» тему: Edison Military band исполнила песню на пластинке под названием «Navajo Medley», а Victor включил её в свой «Indian Medley» вместе с инструментальными версиями «Hiawatha» и «Anona».
Navajo - Vess L. Ossman & Parke Hunter (Victor, 1904).
Благодаря многочисленным версиям, практически одновременно выпущенным на рынок, «Navajo» быстро стала национальным хитом. В марте 1904 года песня в исполнении восходящей звезды Columbia Билли Мюррея (Billy Murray) заняла 1-е место в хит-параде Billboard.
Navajo - Billy Murray (1904).
Огромная популярность «Navajo» дала толчок к появлению многочисленных подражаний. В течение года Уильямс и Ван Алстин представили публике свое новое творение «Cheyenne», еще одну хитовую «индейскую» песню, которая «ушла в народ», положив начало повсеместному увлечению «ковбойской» музыкой.  Успех «Navajo» побудил других композиторов писать больше «индейских» песен, обеспечив интерес к этому жанру еще в течение десятилетия. Наконец, расовая подоплека песни также подтолкнула композиторов и лириков к написанию песен «енотов», которые вобрали в себя все этнические и расовые стереотипы Америки.  Таким образом, три темы - песни о ковбоях, песни об индейцах и песни «енотов» стали тремя доминирующими формами американской музыки и оставались таковыми вплоть до начала 1920-х годов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий