Cедьмой
студийный альбом американской исполнительницы, выпущенный 22 февраля 1998 года.
Когда речь заходит о
Мадонне, принято говорить о всякой ерунде: о её нарядах, причёсках, любовниках,
фотографиях, киноролях, скандалах, провокациях, клипах, танцах - короче, о чём
угодно, только не о музыке. Все как-то забывают, что Мадонна прежде всего -
музыкант, артистка, а уже во вторую очередь продюсер, танцовщица, фотомодель и
бизнесвумен. А может, это проистекает из того факта, что Мадонна вcё-таки женщина, и тут уже просто
становится непонятно, с какого края её карьеры начинать отсчёт и в какую
сторону его вести. Но одно признаётся всеми безоговорочно: Мадонна - это
явление, которое невозможно игнорировать.
До некоторого момента
я и сам не склонен был относиться к творчеству этой американки сколько-нибудь
серьёзно. В самом деле, и с музыкальной, и с визуальной стороны Мадонна была и
остаётся детищем MTV:
популярность и высокие места в хит-парадах ей обеспечили яркие клипы и
эпатажные выходки, а отнюдь не музыка. Первый диск Мадонны представлял собой
типичную для того времени "волновую" поделку - плоские синтезаторные
звучки, прифанкованные гитары, самый прямолинейный ритм, и... откровенно
писклявый голос. Мадонна ничем не отличалась от других "звёзд" того
времени, вроде Синди Лаупер. Критики морщили носы и называли её "Минни
Маус, надышавшейся гелия". Даже в Штатах она долгое время оставалась в
тени таких артистов, как Майкл Джексон и Принс.
Её альбомы по большей
части были одноразовой продукцией: послушал и забыл, а потребителями её песен
оставались американские тинейджеры. Однако записи не передавали главного
качества этой хулиганистой девчонки, а именно: хоть талант её был невелик,
Мадонна обладала колоссальной, фантастической работоспособностью. И, как любой
талант, щедро удобренный потом и кровью, он стал расти и развиваться. Альбом за
альбомом попадали мне в руки, и было забавно наблюдать, как заокеанская
поп-дива жонглирует образами, экспериментирует со стилями, совершенствует
гармонии и не желает стоять на месте. В середине 90-х даже самому тупому
слушателю стало ясно, что с Мадонной происходит что-то серьёзное. Это
"что-то" происходило, происходило и, наконец, в 97-м году, произошло.
Две легенды придётся
развеять сразу. Во-первых, "Мадонна" - не псевдоним, а настоящее имя:
Мадонна Луиза Вероника Чикконе. Родилась она 16 августа 1958 года в городке
Бэй-Сити в штате Мичиган. Во-вторых, семья её матери ведёт свой род от
канадских французов, так что история про итальянских эмигрантов - не более чем
закулисная болтовня. В семье было трое детей, отец женился дважды, девочка тяжело
привыкала к мачехе. Детей воспитывали в набожности и строгости. Возможно,
именно поэтому Мадонна с детства отличалась завышенными амбициями и склонностью
к авантюрам, ей всё хотелось делать наперекор. В 14 лет она серьёзно увлеклась
танцами, в 78-м уехала в Нью-Йорк учиться у знаменитого хореографа Элвина Эйли,
попутно подрабатывая моделью.
Черед два года
Мадонна уже во Франции, в шоу певца Патрика Фернандеса. Отныне эта общительная
миниатюрная брюнетка с голубыми глазами всегда в центре происходящего - она
тусуется с панками и рокерами, крутит шашни с танцовщиками, трансвеститами,
уличными художниками и моделями обоих полов, танцует на дискотеках, малюет
граффити в подземных переходах и понемногу пытается петь. Сперва, она хотела
играть в рок-группе, стать новой Дебби Харри, но мода взяла своё - панк-рок
сдавал позиции, наступали времена танцполов, на радио вовсю звучали Майкл
Джексон, Duran
Duran, The B-52's и Wham! Перед глазами Мадонны происходят
самые скандальные события, она жадно впитывает чёрную и латиноамериканскую
клубную культуру, всё новое, передовое берёт на карандаш и уже тогда создаёт
свой первый сценический образ растрёпанной уличной девчонки в драной джинсе и
кружевах, с надписью BOY
TOY на поясе и пудовым католическим
распятием на шее.
В 1982-м (через два
года), когда она вернулась в Штаты, эти связи в тусовке очень пригодились:
ведущий нью-йоркский диджей Марк Каминс помог ей записать сингл Everybody, и вскоре Мадонна заключает контракт
на выпуск альбома с компанией Sire
Records. Вот такой она и предстала перед
американским зрителем: гибрид танцовщицы кордебалета, уличной панкухи и
начинающей проститутки.
Америка офигела. А потом смела с прилавков её дебютный альбом.
Правды ради, надо
сказать, диск содержал только один хит - Holiday, вошедший в лучшую двадцатку американских синглов и в
лучшую десятку в Европе (в России он больше известен в версии местного клоуна
Сергея Минаева). Но всё это было уже не важно: Мадонне дали зелёный свет, и уж
она позаботилась о том, чтобы втопить педаль акселератора. В 1984 году Мадонна
выпускает второй альбом Like
A Virgin, но "пластиковое" звучание очень скоро ей
наскучит.
Привлекая каждый раз
нового продюсера, Мадонна меняла всё: инструментарий, аранжировки, сценографию
и даже внешний облик. В клипе Material
Girl Мадонна предстала перед публикой в
образе платиновой блондинки a-la Мэрилин Монро, в очередной раз
шокировав Америку. С 1986 года певица зарабатывала по 20 миллионов долларов в
год. Её сценические шоу отличались размахом и смелостью на грани эпатажа. Став мегазвездой,
она не порвала связей с клубной культурой, откуда продолжала черпать творческие
идеи и потрясать Америку, представая перед публикой то в образе деловой
женщины, то "госпожи" с кнутом, то католической монахини, то порочной
звезды кабаре, иначе говоря - то ангела, то демонессы. Она вывела на подмостки
vogue и хип-хоп, одним движением бедра вернула моду на корсеты и чулки,
пускалась в самые рискованные эксперименты, выступая то в сопровождении двух
синтезаторов, то с симфоническим оркестром, устраивала обнажённые фотосессии,
снимала провокационные клипы, вышла замуж, развелась, основала собственный
продюсерский центр и снялась в нескольких не очень удачных фильмах.
Но музыкальная карьера Мадонны неизменно развивалась по
нарастающей. Играть с ней почитали за честь лучшие музыканты. Уже на альбоме
Like a Prayer стало понятно, что певица вышла за рамки поп-культуры, поднимая в
песнях самые серьёзные вопросы - семьи, религии и внутренней свободы (что-что,
а последнее Мадонна всегда ставила во главу угла). Но прошли годы,
"материальная девушка" выросла, достигла всего, чего можно достичь в
материальном плане, и... задумалась о духовном.
Произошло это, скорее всего, в 97-м, после рождения
дочери Лурдес - в тот год Мадонна получила роль в фильме "Эвита". Вся
её предыдущая карьера, весь имидж скандальной, эпатажной девчонки никак не
подходил для этой роли. В глубине души понимая, что этот образ отжил своё,
Мадонна получила отличный шанс оставить его в прошлом, что и проделала,
представ перед обществом в облике респектабельной бизнесвумен, зрелой женщины и
любящей матери. Многие решили, что это - новая маска в изменчивом, как шкура
хамелеона, облике певицы, но со временем стало ясно, что это и есть её
настоящее лицо. (И в самом деле, выставляя напоказ личную жизнь, как-то, знаете
ли, трудно притворяться зрелой женщиной и любящей матерью). Все забыли, что
сценический образ и личная жизнь человека - далеко не одно и то же. И Мадонна
совершила невозможное, в течение года поставив всех на место.
Именно тогда и вышел Ray Of Light - альбом, который
просто необходимо иметь в коллекции всем, кто любит хорошую музыку.
Помню, как я впервые услышал его. С самого начала стало
ясно, что альбом необычный, я даже посмотрел на обложку - проверить, тот ли
диск я купил (обложка, кстати, тоже была удивительно стильной - новый имидж
пришёлся Мадонне к лицу). Мадонна всегда чутко реагировала на всё новое, а
танцевальная культура не стояла на месте: появились такие люди, как Бьорк,
Portishead или Massive Attack. Уже на предыдущих дисках Мадонны, среди
простеньких вещей в стиле данс-поп, проскальзывали такие нетипичные,
грустно-задумчивые песни как You’ll See, Take A Bow, Secret или Rain. На Ray Of
Light Мадонна с головой нырнула в новую электронику, трип-хоп и техно, сменила
трёх продюсеров, наконец остановив свой выбор на Уильяме Орбите. Как следствие
Мадонна смогла найти совершенно НОВЫЙ звук. Альбом наполняют лёгкие, будто
плывущие по воздуху в замедленной съёмке звуковые полотна. Электронные изыски
удачно дополняют скрипки и звонкая этническая перкуссия, в аранжировках
появились фрагменты африканской, индийской, арабской, еврейской музыки -
Мадонна явила себя истинным музыкальным космополитом, лишённым стилистических
рамок и фальшивых условностей. Помимо прочего, в альбоме нашло отражение и
увлечение певицы учением Каббалы и Аштанга-йогой (изначально песен
планировалось больше, но Мадонна остановилась на 13 - каббалисты придают этому
числу большое значение).
Начиная с амбиентных Drowned World и Substitute For Love,
Мадонна прямо заявляет: "Всё стало глупой игрой, некоторые вещи нельзя
купить. Я меняю образ мыслей". Голос то удаляется, то наплывает, и самое
удивительное - это действительно ГОЛОС! Занятия с профессиональным педагогом во
время съёмок фильма "Эвита" сделали своё дело: лохматая "Минни
Маус" в драных колготках превратилась в настоящую большую певицу. А альбом
тем временем продолжает раскрываться, как диковинный азиатский цветок: через
мистическую разминку Swim к искрящейся дискотечными огнями Ray Of Light и далее
- к первой настоящей вершине Nothing Really Matters. Мадонна и тут верна себе:
это, несомненно, танцевальная музыка, вот только танца для неё к тому времени
ещё не придумали. Если поразмыслить, это был странный гибрид из индийских
храмовых плясок, гавайской хулы, арабского bellydance и vogue конца 80-х. И
Мадонна, актриса с потрясающей пластикой, блистательно воплотила эту идею в
клипе на песню Frozen - настоящей жемчужине альбома, песни, от которой мурашки
бегут по спине даже без видеоряда. Возможно, это не только самая красивая вещь
на диске, но и лучшая песня Мадонны вообще.
И под занавес - ещё один великолепный хит - неспешная,
размеренная, очень чувственная The Power Of Goodbye. Поражает непривычная для
творчества Мадонны цельность замысла: остальные вещи с альбома не выглядят
"довеском", а скорее, служат оправой для этих четырёх драгоценных
камней (на сборниках, например, они смотрятся совсем по-другому). Клипы Ray of
Light и Frozen победили в номинациях "лучшее видео года",
"лучшее женское видео года", "лучшая режиссура", "хореография",
"операторская работа" и "спецэффекты" - итого 6 призов (в 3
раза больше, чем у кого-либо другого). Щедрые авансы оправдались.
Восхитительный, невероятно сдержанный и в то же время - полный красок и
полутонов, Ray Of Light стал лучшей работой Мадонны и нисколько не постарел за
эти 10 лет, хотя и трип-хоп, и прочий тогдашний танцевальный авангард сегодня
выглядят анахронизмами. Странно. Непонятно. Почему? Видимо, это то, что
называется научным термином "гештальт", когда конечный продукт -
больше чем просто сумма отдельных его составляющих. И если с каждого альбома
Мадонны можно взять в коллекцию 1-2 песни, то Ray Of Light - я в этом убеждён -
как раз тот случай, когда альбом непременно нужно иметь целиком.
А Мадонна продолжает двигаться дальше, словно воплощая
слова писателя Харуки Мураками: "Танцуй, иначе умрёшь". Несколько
новых альбомов в разных стилях, несколько фильмов, книга-бестселлер
"Английские розы", множество благотворительных и культурных проектов...
Мадонна стала больше чем просто актрисой и певицей: она стала отображением,
идолом Американской культуры, женщиной, которая отвоевала у общества право быть
собой. В отличие от других тогдашних звёзд, она не впала в самолюбование как
Бой Джордж или Duran Duran, не заигралась в собственных фантазиях, как Майкл
Джексон, и не стала "девочкой из прошлого", как та же Синди Лаупер.
Её примитивный данс-поп со временем "накачал мускулы" и превратился в
могучее раскидистое дерево, уходящее корнями к этнике world music, а ветвями
задевающее кислотные облака. Её наивные сексуальные эскапады 80-х проложили
дорогу для "новой сексуальной революции" в 90-е. Она сумела занять
весомое место в этом мире и не удариться в пошлость и феминизм. Ей ненавистно
всё привычное и скучное. Она до сих пор остаётся разрушительницей устоев,
противницей религиозных догм, пустых запретов и ханжеской морали. В средние
века её непременно сожгли бы на костре как ведьму
В средние века вообще было уничтожено огромное количество
красивых, умных, смелых и ни в чём неповинных женщин.
Музыкальный журнал «Мелодии и Ритмы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий