понедельник, 27 февраля 2023 г.

Классика рока. «Jethro Tull» и «Jethro Tull's Ian Anderson» - «Thick As A Brick 1 & 2» 40th Anniversary Boxset Edition (2012).

Прогрессивный рок

«Thick as a Brick 2» или сокращенно «TAAB 2» (произносится tæb tuː) с подзаголовком «Whatever Happened to Gerald Bostock?», является пятым студийным альбомом фронтмена «Jethro Tull» Яна Андерсона, вышел в 2012 году как продолжение «Thick as a Brick» пародийного концептуального альбома «Jethro Tull».

В 1972 году «Jethro Tull» выпустили  весьма странную для того времени работу - альбом «Thick as a Brick». Это была стандартная двусторонняя виниловая пластинка, на которой было записано одно сплошное произведение без деления на треки. Обёрнута эта пластинка была в газету, из передовицы которой можно было узнать историю Джеральда Бостока (Gerald Bostock) - мальчика победившего в литературном конкурсе со своей поэмой "Thick as a Brick" (английское - "толстый как кирпич", соответствует русскому - "тупой как пробка").

«From a Pebble Thrown».

По прошествии некоторого времени, он был лишен премии под давлением общественности за "неправильное отношение к жизни, богу и стране". Ну а премия в итоге была вручена какой-то девочке за эссе "Он умер, чтобы спасти маленьких детей", всецело посвященное христианской морали. Поэма же "Тупой как пробка" была найдена музыкантами «Jethro Tull» и положена на музыку.

«Medley: Pebbles Instrumental / Might-Have-Beens».

В 2012 году, когда проект «Jethro Tul» уже был заморожен, Ян Андерсон в рамках сольного творчества решил продолжить эту историю, и выпустил «Thick as a Brick 2: Whatever Happened to Gerald Bostock?». На смену газете пришел созданный Андерсоном сайт с выдуманными новостями. Скриншот этого сайта украшал обложку альбома, а из новостной ленты оного, можно было узнать, что в родные места, после поражения на выборах, вернулся некто - Джеральд Босток.

«Medley: Upper Sixth Loan Shark / Banker Bets, Banker Wins»

"Возвращаться – плохая примета". Среди множества "частей вторых" известных рок-произведений трудно вспомнить те, которые были не слабее оригиналов, но тем интереснее была задача (как говорят, челлендж) для автора, и тем строже будут воспринимать новый альбом слушатели, сравнивая до малейшей детали саунд, манеру игры музыкантов, мелодии, стиль и всё на свете. Скажу сразу – это сравнение альбом успешно выдерживает, но после долгих и вдумчивых прослушиваний.

«Swing It Far»

Есть такой фокус восприятия – давно знакомые, въевшиеся в память мелодии вызывают отклик сразу же, а для того, чтобы вслушаться в новые, требуется немалое время и даже некая работа над собой. В этом кроется феномен "классического рока", и когда Андерсон решил включить в часть вторую микроцитаты самых известных тем из первой, он пошел на серьезный риск.

«Adrift and Dumfounded».

Да, задача обозначить преемственность, узнаваемость альбома была решена, но при этом знакомые любимые темы заслоняют, не дают раскрыться новым, и трудновато отбросить поспешный вывод, мол, раньше было лучше, и вслушаться в новый материал. И уже тогда вы услышите красоту "Old School Song", "A Change Of Horses", "Cozy Corner" и... так можно перечислить все треки с альбома.

«Old School Song».

Еще одна параллель в сравнении – саунд, аранжировка, манера игры музыкантов. Андерсон отказался от работы с "условно старым" составом Jethro Tull, предпочтя ей свою сольную команду. Басист Дэвид Гудье, гитарист Флориан Опале, барабанщик Скотт Хаммонд, клавишник Джон О'Хара и другие, как говорится, ответственные лица очень ровно и качественно сделали свою работу, получив от босса расписанные в компьютере партии, и мы слышим идеально звучащий, очень вышколенный и стерильный бэнд. Конечно, записи не хватает экспрессии и драйва Мартина Барре, но, с другой стороны, продолжай Андерсон работать "по старинке", этого альбома могло вообще и не быть.

Jethro Tull - Wootton Bassett Town (Thick As a Brick - Live in Iceland)

В целом инструментальную палитру Андерсон сохранил – "фирменный" глокеншпиль (он же колокольчики), флейта-хаммонд-акустика плюс целый арсенал духовых в исполнении Пита Джаджа, изрядно обогатившие саунд альбома. Голос Андерсона, конечно, потерял с тех пор в силе и диапазоне, но и пение его стало более осторожным, нарративным, а для агрессивных моментов он использует эффект типа дисторшена (что довольно спорно).

«Medley: Power and Spirit / Give Till It Hurts».

Любители прогрессива не останутся разочарованными диском – хватает сложных риффов, изысканных аранжировок, лейтмотивов, словом, пусть альбом и не является, как раньше, одной-единственной композицией, в его концептуальности, как музыкальной, так и текстовой, никто не усомнится.

«Medley: Cosy Corner / Shunt and Shuffle».

Про сюжет альбома можно рассуждать часами и, если вы читаете по-английски – лучше скачайте с сайта "Талл" тексты, откройте сайт "газеты" stcleve.com, посмотрите его уморительное "интервью с самим собой", словом, погрузитесь в милый и смешной мир, который Андерсон создал, точнее, вернул к жизни ради нового альбома. Скажем сразу, что 50-летний Джерард Босток после долгих лет решил вернуться в родной Сент-Клив, а вот что было в жизни Джерарда с 10 до 50, Андерсон рассказывает... сразу в пяти версиях. Банкир, военный, священник, тусовщик-гей и самый обычный человек, владелец магазина игрушечных паровозиков. (Как видим, Ян и тут успел съехидничать над собственным хитом...) Все они претерпевают в жизни и взлеты, и падения, и в конце концов оказываются примерно в одинаковом положении – в одиночестве, в тихом загородном доме, и даже адреса у них отличаются только мелочами.

«A Change of Horses».

Отсюда можно сделать глобальный вывод о вере Андерсона в предначертанный путь – мол, как бы жизненные обстоятельства и наша собственная воля не отклоняли нас от него, в конце концов всё придет на круги своя. И название улицы будет, как прописано в небесной канцелярии, Малберри-стрит. И детей у тебя, Джерард, прости, не будет – выбирай, кем ты станешь, военным, священником или геем? Нет, всё-таки хочешь жениться – тогда получай бесплодный брак. Грустно? Но такова концепция, против нее не попрешь.

«Confessional/Might Have Beens».

Но это не единственный угол зрения, под которым можно рассматривать "Thick As A Brick 2". Видно, что из всех героев Андерсон теплее всего относится к Джерарду-продавцу. Альбом – своеобразная ода "маленькому человеку", который не одержим жаждой преуспеть, военными подвигами и "духовной бранью", а просто умеет находить радости в мелочах, наслаждаться моментом. Но именно такой человек, как толкиновский Бильбо Бэггинс, которому тоже, кстати, было 50 в момент известных подвигов, и составляет основу нашего мира.

«Kismet in Suburbia».

И в его жизни тоже есть место переменам – как в песне "A Change Of Horses", жемчужине всего альбома. "Я в пятидесяти долгих годах от дома..." – поет в ней Андерсон. На самом деле – уже в 69-ти. Пусть его дорога будет долгой. И пусть Ян не забывает о своем предназначении – сочинять и записывать всякого рода замечательную музыку. Ведь от судьбы не отвертишься!»

( © InRock)

Профессиональные рейтинги

AllMusic дал альбому три звезды, назвав его : «более чистый и обтекаемый, не такой снисходительный или идеалистический, как ранняя работа [Андерсона], может похвастаться более разумной структурой, но он по-прежнему несет все его признаки от флейты до беспорядочного фолк-рока».

«What-ifs, Maybes and Might-Have-Beens».

Альбом дебютировал под номером 55 в чарте Billboard, под No 13 в немецком, под No 12 в финском, под No 19 в австрийском, под No 30 в норвежском и под No 31 в швейцарском, под No 74 в канадском, под No 76 в голландском,  под No 99 в испанском чартах альбомов и под No 35 в чартах Великобритании.

Андерсон исполнил весь альбом вживую в туре в 2012 году. В августе 2014 года « Ian Anderson Touring Band» выпустил CD/DVD/Blu-ray «Thick as a Brick - Live in Iceland». Концерт был записан в Рейкьявике, Исландия, 22 июня 2012 года и включал в себя полные версии «Thick as a Brick» и «Thick as a Brick 2».

Комментариев нет:

Отправить комментарий