Джин
Келли (Gene Kelly) был ведущей звездой классических голливудских мюзиклов с
середины 1940-х до конца 1950-х годов. Разносторонне одаренный, он был певцом,
танцором, хореографом, актером, кинорежиссером и продюсером. Зрителям нравится
его восхитительное пение, его спортивные танцы, его очаровательная внешность и
симпатичные персонажи. С именем Келли многие критики связывают возрождение в
1940-е годы жанра мюзикла и новое определение танца в кинематографе.
Американский институт киноискусства ставит артиста на 15-е место в своем списке
«Величайших мужчин-звезд всех времен». Среди его самых запоминающихся
выступлений главные роли в фильмах «Поющие под дождем», «Американец в Париже»,
«В городе» и «Якоря трепещут». Джин Келли был звездой и хореографом фильма
«Американец в Париже», который получил 8 премий «Оскар», в том числе за лучший
фильм и специальный «Оскар» для Джина в знак признания его вклада в экранную
хореографию. Фильм «Поющие под дождем», названный кинокритиком Винсентом Кэнби
из «New York Times» "киношедевром", признан самым популярным мюзиклом
всех времен.
Юджин
Карран Келли родился в Питтсбурге 23 августа 1912 года. Он был третьим сыном
Джеймса Патрика Джозефа Келли и его жены Гарриет Кэтрин Карран. Отец Юджина родился
в Питерборо, Онтарио, Канада, в ирландской семье. Он был спортсменом-любителем и
руководил отделом продаж «Columbia Phonograph Company» в Питсбурге. Каждую зиму
Джеймс, обожавший хоккей, заливал на заднем дворе каток. Джин научился кататься
на коньках в 5 лет и мечтал когда-то сыграть в шорт-стопе за родную команду «Pittsburgh
Pirates».
Мать Джина Гарриет, которая в качестве хобби выступала в местных постановках, заставила всех пятерых своих детей брать уроки музыки и танцев. Когда Джину было восемь, мать записала его и брата Джеймса в танцевальные классы школы танца Блински. Примерно в 1921 году Джей, Джим, Джин, Луиза и Фред Келли начали исполнять танцевальные номера под названием «Пять Келли» на любительских вечерах водевиля и благотворительных мероприятиях. Как вспоминал Джин Келли, они долго бунтовали: «Нам это не очень понравилось, и мы постоянно дрались с соседскими парнями, которые называли нас неженками ... Я не хотел танцевать, пока мне не исполнилось 15».
В 15 лет
Джин подумал, что танцы - это хороший способ познакомиться с девушками, и снова
начал танцевать. К тому времени он был опытным спортсменом и мог постоять за
себя. Джин брал уроки танцев, а также играл в школьных футбольных, бейсбольных,
хоккейных командах и серьезно занимался гимнастикой.
Окончив
среднюю школу Пибоди в 1929 году, Джин Келли поступил в Государственный колледж
Пенсильвании на журналистику, но после краха 1929 года оставил школу и пошел
работать для того, чтобы помочь своей семье материально. Вместе со своим
младшим братом Фредом он танцевал, чтобы заработать призовые на местных
конкурсах талантов. Они также выступали в местных ночных клубах. Чтобы
заработать деньги на дальнейшее обучение Джин рыл канавы, работал заправщиком, мастером
по производству газированных напитков и помощником плотника. и танцевал.
В начале
1930-х годов мать Джина устроилась секретарем в танцевальную школу Бултона в
районе Питтсбург-Сквиррел-Хилл. Когда владелец школы Лу Бултон бежал из города,
оставив после себя кучу неоплаченных счетов, Гарриет переняла его бизнес. Она
оплатила долги и переименовала школу в «Gene Kelly Studio». Джин и его брат
Фред стали учителями танцев. В 1932 году с ростом репутации Джина как учителя школа
была переименована в «Студию Джина Келли». Несмотря на большой успех школы, но
Джину не нравилось быть учителем. Он хотел быть хореографом и режиссером. Его
мечтой было создание из балета и степа нового танцевального стиля. Чтобы
изучать балет, он летом брал уроки в Чикагской ассоциации мастеров танцев. Джин
также прочитал все книги о балете на английском и французском языках, которые
ему удалось найти. Он постоянно тренировался.
Применяя
свои навыки на практике, Джин начал танцевать в мюзиклах. Вскоре он окончательно
сосредоточился на выступлениях: «Со временем я разочаровался в преподавании,
потому что соотношение девочек и мальчиков было больше десяти к одному, а когда
девочкам исполнялось 16 лет, процент отсева становился очень высоким».
5 августа
1938 года, незадолго до своего 26-летия, Джин собрал один маленький чемодан и
вернулся в Нью-Йорк для своей первой роли. Олтон нанял Джина для мюзикла Коула
Портера, дав ему в ноябре 1938 года танцевальную роль на Бродвее в качестве
хориста в шоу «Оставь это мне». В 1939 году Келли поставил хореографию в получившем
Пулитцеровскую премию мюзикле «Время вашей жизни».
В 1940
году, сыграв главную роль в спектакле Роджерса и Харта «Приятель Джоуи» в
постановке Роберта Олтона, Джин стал звездой. На премьерном показе фильма
артист сказал репортерам: «Я не придерживаюсь какой-либо школы танца. Я создаю
то, что требуют драма и музыка. И хотя я на сто процентов за балетную технику,
я использую только то, к чему я могу приспособиться. Я никогда не позволяю
технике мешать настроению».
Коллеги Джина
отмечали его большую приверженность репетициям и тяжелой работе. Ван Джонсон,
который также играл в «Приятеле Джоуи», вспоминал: «Я наблюдал, как он
репетирует, и мне казалось, что лучше уже некуда. И все же он не был
удовлетворен. Была полночь, а мы репетировали с 8 часов утра. Я сонно спускался
по длинному лестничному пролету, когда услышал отрывистые шаги, доносившиеся со
сцены... Я увидел только одну горящую лампу. Под ней танцевала фигура... Джин».
Роль Джина
Келли в «Приятеле Джоуи» заинтересовала Луи Б. Майера и Джуди Гарланд. В 1941
году артиста пригласили в Голливуд, где он подписал контракт с Дэвидом
О'Селзником из MGM. Джин сыграл главную романтическую роль в фильме известного
режиссёра-хореографа Басби Беркли «Для меня и моей девушки» с участием Джуди
Гарланд.
С 1949 по
1957 год актёр с отличными вокальными и хореографическими данными, проявивший
себя также как талантливый режиссёр и хореограф, создал в сотрудничестве с
режиссёрами Стэнли Доненом и Винсентом Миннелли самые красивые американские
музыкальные фильмы своего времени, среди которых такие шедевры киномюзикла, как
«Американец в Париже» (1951) на музыку Джорджа Гершвина, «Поющие под дождём»
(1952), где Келли выступил сорежиссёром Донена, а также «Бригадун» (1954) на
музыку Фредерика Лоу.
Впервые
Джин Келли попробовал себя в кино в качестве хореографа при работе над фильмом
«Тысячи аплодисментов» (1943). Он также выступил как хореограф в фильмах «Поющие
под дождем» и «Американец в Париже», в котором поставил и исполнил уникальный
16-минутный танец.
После
1957 года Келли сосредоточился преимущественно на режиссёрской работе. В начале
1960 года Келли, страстный франкофил и бегло говорящий по-французски, был
приглашен генеральным директором Парижской оперы А.М. Жюльеном, для создания во
Франции современного балета. Результатом работы Келли стало шоу «Pas de Dieux»,
основанное на греческой мифологии, в сочетании с музыкой Джорджа Гершвина. В
Париже Джин снял Джеки Глисона в картине «Жиго» (1962), но фильм был радикально
переработан компанией «Seven Arts Productions» и провалился. Еще одна
французская работа «Молодые девушки из Рошфора» («Les Demoiselles de Rochefort»,
1967), в которой появился Келли, имела кассовый успех во Франции и была
номинирована на премию Оскар за лучшую музыку и партитуру. Высоко оценивая
деятельность артиста, французское правительство наградило Келли орденом
Почетного легиона.
Первым появлением
Джина Келли на телевидение стал документальный фильм «Танцы — это мужская игра»
для канала NBC «Омнибус» (1958), в котором он собрал группу величайших
спортсменов Америки, в том числе Микки Мантла, Шугара Рэя Робинсона и Боба Кузи,
и интерпретировал их движения хореографически, формулируя при этом философию
своего танцевального стиля. Фильм был номинирован на премию «Эмми» за
хореографию и теперь является ключевым документом, объясняющим подход Келли к
современному танцу.
Артист
часто появлялся в телешоу 1960-х годов, в том числе «Идти своим путем»
(1962–63), основанном на одноименном фильме 1944 года. Он также появился в трех
крупных телевизионных передачах: «Шоу Джули Эндрюс» (1965), «Нью-Йорк,
Нью-Йорк» (1966) и шоу «Джек и бобовый стебель» (1967), которое он продюсировал,
и в котором сочетались мультипликационная анимация и живой танец. «Джек и
бобовый стебель» принес Келли премию «Эмми», как за выдающуюся детскую
программу.
Большим
режиссёрским успехом Келли стал фильм «Хелло, Долли!» (1969) с Барброй
Стрейзанд в главной роли. Фильм был номинирован на семь премий Оскар,
выиграв три.
Келли
вырос в католической семье и был членом Гильдии католического кино в
Беверли-Хиллз, Калифорния. Однако, разочаровавшись в Римско-католической
церковью, за её поддержку Франсиско Франко против Второй Испанской республики
во время гражданской войны в Испании, артист официально разорвал свои связи с церковью
в сентябре 1939 года. Поездка Келли в Мексику, в которой он убедился, что
церковь не смогла помочь бедным в этой стране, утвердила Джина в правильности
сделанного выбора. После ухода из католической церкви Келли стал называть себя агностиком.
Артист на
всю жизнь сохранил страсть к спорту и наслаждался соревнованиями. Он был
известен как большой поклонник «Питтсбург Стилерс» и «Питтсбург Пайрэтс».
В конце
жизни Келли получил ирландское гражданство в рамках программы «Гражданство
Ирландии по рождению за границей». Заявление было инициировано от его имени женой
артиста Патрисией Уорд Келли.
В 1994
году Келли получил «Национальную медаль искусств», присужденная президентом
Соединенных Штатов Биллом Клинтоном.
Джин
Келли был женат три раза. Первый раз женился в 1941 году на актрисе Бетси Блэр,
в браке родилась дочь Керри (род. 1942), в 1957 году супруги развелись. В 1960
году женился на своей ассистентке по хореографии Жанне Койн (которая ранее была
супругой режиссёра Стэнли Донена, который снял несколько фильмов с Келли), в
браке родились сын Тимоти (род. 1962) и дочь Бриджит (род. 1964). Этот брак
продолжался до смерти Койн в 1973 году. В третий раз Келли женился в 1990 году
на Патрисии Уорд. Их брак продлился шесть лет до его смерти.
С конца
1980-х здоровье Келли неуклонно ухудшалось. В июле 1994 года артист перенес
инсульт и провел семь недель в больнице Медицинского центра Рональда Рейгана
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В начале 1995 года у Джина
случился еще один инсульт, в результате чего он стал инвалидом. Джин Келли умер
2 февраля 1996 года в своем доме в Беверли-Хиллз в возрасте 83 лет. Его тело
было кремировано без похорон или панихиды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий