вторник, 15 августа 2023 г.

"Канадский Лист". Легендарный джазовый пианист Оскар Эммануэль Питерсон (Oscar Emmanuel Peterson) родился 15 августа 1925 года.

Зал славы джаза.

Известный джазовый пианист-виртуоз Оскар Питерсон  – один из немногих музыкантов, кто дожил до пика своей славы и при жизни стал легендой. Его дискография насчитывает более 200 альбомов, он записывался с пианистом Дэйвом Брубеком, трубачом Диззи Гиллеспи, саксофонистом Беном Уэбстером, трубачом Луи Армстронгом, саксофонистом Стэном Гетцом, пианистом Каунтом Бэйси, певицей Билли Холидей и Первой леди джаза Эллой Фицджеральд.

Оскар родился 15 августа 1925 в Монреале в семье эмигрантов с Британских Виргинских островов. Несмотря на то, что его родители были простыми рабочими, все братья и сестра Оскара проявляли значительный музыкальный талант. По воспоминания музыканта самым одаренным был его брат, Фред, который умер совсем молодым. Именно он познакомил Оскара с джазом и регги.

В пять лет Оскар начал заниматься на трубе и фортепиано. Его первыми учителями были отец, Дэниел Питерсон, неплохой трубач и пианист-любитель, и старшая сестра Дейзи, позже ставшая знаменитым преподавателем. В семь лет мальчик перенес туберкулез, и врачи запретили ему играть на трубе – оставалось только фортепиано.

Оскар Питерсон с сестрой Дейзи.

Страсть к музыке Оскар проявлял с ранних лет, ежедневно высиживая по 6 часов за упражнениями. Даже будучи заслуженным артистом Оскар Питерсон продолжал по многу часов проводить за инструментом, лишь после инсульта, когда ему отказала левая рука, он сократил это время до 2-х часов.

Юное дарование, наделенное такой целеустремленностью, не могли не заметить. В 14 лет он стал призером конкурса и получил право регулярно выступать в радиошоу. В 1940-х годах Оскар Питерсон уже стал сложившимся музыкантом, выступал с оркестром Джонни Холмса — лучшем канадском биг-бэнде 40-х годов, а позже собрал трио с басистом Остином «Оззи» Робертсом и барабанщиком Кларенсом Джонсом, регулярно посещал телевидение и радиопередачи. Но слава не спешила к виртуозному пианисту.

Oscar Peterson – «I got rhythm» (1951).

Первые коммерческие записи были сделаны Питерсоном на лейбле RCA в Монреале в 1945-1949 годы. И хотя они свидетельствовали о появлении технически безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное своему соотечественнику. Однако молодой бизнесмен и продюсер Норман Гранц, почуяв коммерческие возможности джаза, собирает «сборную команду» джазовых светил, куда в качестве молодого дарования приглашает и Оскара Питерсона.

По легенде, Норман Гранц уже был одной ногой в самолете, когда услышал по радио прямой эфир из клуба, где играл Питерсон. Игра Оскара потрясла чуткого импресарио, и он поспешил на встречу с гением. Так было положено начало их плодотворной работе и дружбе, которые принесли обоим успех и профессиональный рост.

Ella Fitzgerald / Lester Young / Oscar Peterson – «Lester Leaps In» (1953).

В сентябре 1949 года Норман Гранц уговорил талантливого пианиста выступить в Нью-Йорке в "Карнеги-холле", и с тех пор он стал постоянным артистом антрепризы "Jazz At The Philharmonic". Вот как описывал в 1949 году дебют Оскара Питерсона в Нью-Йорке журнал «Даун Бит»:

«Его богатырское тело становилось удивительно легким за фортепиано, а техника ошеломила всех. Его молниеносная правая рука рассыпала горсти «боповых пассажей» и демонстрировала отличное чувство гармонического развития. Нечто подобное нам уже показывал другой иностранец-англичанин Джордж Ширинг. Но когда Оскар Питерсон стал легко выписывать «боповые фигуры» одним пальцем левой руки, что до него никто не делал, то даже самые придирчивые критики зааплодировали».

Oscar Peterson – «C Jam Blues» (1964).

Первое трио Питерсона состояло из фортепиано, гитары (Ирвинг Эшби, затем Барни Кессел и Херб Эллис) и контрабаса (Рэй Браун). Трио с успехом выступало и записывалось пять лет, пластинка «Oscar Peterson Trio at the Stratford Shakespearean Festival» до сих пор считается одной из лучших в долгой карьере Питерсона, а его трио – одним из самых ярких и значимых коллективов в мировой истории джаза. Трио объездило весь мир с вышеупомянутой антрепризой Гранца и записало большое количество альбомов. В 1958 году Херб Эллис покинул коллектив, и Питерсон, не надеясь найти полноценную замену, заменил гитариста барабанщиком Эдом Тигпеном. Браун и Тигпен покинули трио в 1965 году и были заменены на Сэма Джонса и Бобби Дарема. В таком виде трио просуществовало до 1970 года, затем снова последовали замены. В последующие годы участниками трио Оскара Питерсона были такие музыканты, как чешский басист Джордж Мраз, шведский гитарист Ульф Вакениус, гитарист Джо Пасс и другие.

Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед-Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной.

Oscar Peterson – «Boogie Blues Etude» (1974).

За долгую творческую жизнь у Питерсона были различные периоды, в какие-то годы он больше времени уделял концертам, в другие – записям. Записи сольных выступлений Питерсона были очень редким явлением, пока он не решил выпустить серию альбомов под названием «Exclusively for my friends». Самые известные композиции Питерсона – «Канадская сюита», «Гимн к свободе», «Время Аллилуйя», «Блюз для большой шотландии», «Африканская сюита», «Королевский свадебный люкс», Пасхальный набор», «Чувствительность к самбе» и «Балетные огни».

Как блестящий аккомпаниатор, Оскар Питерсон сотрудничал со многими выдающимися вокалистами и инструменталистами, в том числе с Билли Холидей, Бенни Картером, Луи Армстронгом, Эллой Фицджеральд, Роем Элдриджем, Лестером Янгом, Стэном Гетцем, Баддом Де Франко, Коулменом Хокинсом, «Modern Jazz Quartet», Милтом Джексоном, Кларком Терри, Сани Ститтом и многими другими.

Oscar Peterson Trio & Ella Fitzgerald – «Jazz At The Philharmonic» (1957).

С молодых лет Оскар Питерсон испытывал влияние Арта Тэйтума. Позже, когда оба пианиста стали друзьями, Питерсон признавался, что сравнения с Артом его всегда смущают и что в его присутствии он не может играть.

Наряду с Артом Тэйтумом Оскар Питерсон считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники (не зря его называют «джазовым Листом»), стремившимся сблизить джаз и академическую музыку. В действительности мастерство музыканта привлекло к джазу многих серьезных меломанов, а его джазовые этюды («Jazz Exercices») стали во всем мире частью начального музыкального образования. В основе творчества Питерсона — элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (он записал несколько альбомов с песнями популярных американских композиторов – Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других), что, по мнению критика Джеймса Коллиера, помогало «сделать джаз более доступным».

Питерсон говорил, что в нем живет "жажда совершенства". В своей автобиографии он описал тот особенный трепет, который вызывает непрерывное сочинение музыки – джазовая импровизация.

«Создавать свободное, спонтанное музыкальное произведение на глазах множества зрителей – безрассудное предприятие, – писал он. – Для этого приходится собрать все свои чувства, все эмоции, физические и душевные силы и полностью сосредоточить их на выступлении – полностью отдаваться ему каждый раз во время игры. Это страшное ощущение, но нет ничего более волнующего: почувствовав это однажды, от него уже не избавишься».

Техника Питерсона вызывала не только восхищение, но и критику. Его стремление к сверхскорости и виртуозности часто ставили ему в укор, музыканта обвиняли в том, что у него в приоритете ремесло, а не искусство.

Keith Emerson & Oscar Peterson – «Honky Tonk Train Blues».

Известный историк джаза Скотт Янов так писал в защиту музыканта:

«Конечно, можно смело утверждать, что Питерсон играет сто нот там, где другой пианист обошёлся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте, и ничего нет зазорного в том, чтобы демонстрировать технику игры, если это служит музыке. Питерсон не шёл от стиля к стилю, а рос внутри той стилистики, которую однажды нашёл, и в этом тоже ничего зазорного нет».

Джазовые этюды Питерсона (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования. В 1960 году Оскар Петерсон открыл Высшую школу современной музыки в Торонто. Тогда же вышли знаменитые «Джазовые этюды Питерсона» (Jazz Exercices), которые стали обязательной программой начального музыкального образования во всем мире. Из-за отсутствия финансирования и большой занятости на концертах, через 5 лет школу пришлось закрыть. Но Питерсон не оставил эту идею и позже стал адъюнкт-профессором музыки в Йоркском университете.

Oscar Peterson – «Satin Doll» (Bern Jazz Festival, 1988).

В 1993 году Питерсон перенес инсульт, что вместе с перенесенным артритом в детстве отразилось на подвижности левой руки. В это время музыкант больше сосредотачивается на характере звука, разрабатывает правую руку.

В 1998 году он получил премию Линкольн-центра, в 1999-м — «Империал Премию», которая приравнивается к Нобелевской премии в области искусств. В Канаде в честь Питерсона названы концертные залы и джазовые конкурсы. В 2004 году одна из центральных площадей в Торонто была названа его именем. За свою 65-летнюю карьеру Питерсон выпустил более 200 записей, сыграл более тысячи "живых" концертов и стал обладателем семи музыкальных премий "Грэмми" и других многочисленных наград. Скончался великий музыкант от почечной недостаточности 23 декабря 2007 года в городке Миссиссауга близ Торонто. Ему было 82 года.

У музыканта осталось семеро детей от 4-х браков. По воспоминаниям современников, Оскар был очень скромным, легким в общении человеком, к которому никак не подходили слова «мировая знаменитость».

Комментариев нет:

Отправить комментарий