Известный джазовый пианист-виртуоз Оскар Питерсон – один из немногих музыкантов, кто дожил до пика своей славы и при жизни стал легендой. Его дискография насчитывает более 200 альбомов, он записывался с пианистом Дэйвом Брубеком, трубачом Диззи Гиллеспи, саксофонистом Беном Уэбстером, трубачом Луи Армстронгом, саксофонистом Стэном Гетцом, пианистом Каунтом Бэйси, певицей Билли Холидей и Первой леди джаза Эллой Фицджеральд.
Оскар родился
15 августа 1925 в Монреале в семье эмигрантов с Британских Виргинских островов.
Несмотря на то, что его родители были простыми рабочими, все братья и сестра
Оскара проявляли значительный музыкальный талант. По воспоминания музыканта
самым одаренным был его брат, Фред, который умер совсем молодым. Именно он
познакомил Оскара с джазом и регги.
В пять
лет Оскар начал заниматься на трубе и фортепиано. Его первыми учителями были
отец, Дэниел Питерсон, неплохой трубач и пианист-любитель, и старшая сестра
Дейзи, позже ставшая знаменитым преподавателем. В семь лет мальчик перенес
туберкулез, и врачи запретили ему играть на трубе – оставалось только
фортепиано.
Страсть к
музыке Оскар проявлял с ранних лет, ежедневно высиживая по 6 часов за
упражнениями. Даже будучи заслуженным артистом Оскар Питерсон продолжал по
многу часов проводить за инструментом, лишь после инсульта, когда ему отказала
левая рука, он сократил это время до 2-х часов.
Юное
дарование, наделенное такой целеустремленностью, не могли не заметить. В 14 лет
он стал призером конкурса и получил право регулярно выступать в радиошоу. В
1940-х годах Оскар Питерсон уже стал сложившимся музыкантом, выступал с
оркестром Джонни Холмса — лучшем канадском биг-бэнде 40-х годов, а позже собрал
трио с басистом Остином «Оззи» Робертсом и барабанщиком Кларенсом Джонсом,
регулярно посещал телевидение и радиопередачи. Но слава не спешила к
виртуозному пианисту.
Первые
коммерческие записи были сделаны Питерсоном на лейбле RCA в Монреале в
1945-1949 годы. И хотя они свидетельствовали о появлении технически
безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное
своему соотечественнику. Однако молодой бизнесмен и продюсер Норман Гранц,
почуяв коммерческие возможности джаза, собирает «сборную команду» джазовых
светил, куда в качестве молодого дарования приглашает и Оскара Питерсона.
По
легенде, Норман Гранц уже был одной ногой в самолете, когда услышал по радио
прямой эфир из клуба, где играл Питерсон. Игра Оскара потрясла чуткого
импресарио, и он поспешил на встречу с гением. Так было положено начало их
плодотворной работе и дружбе, которые принесли обоим успех и профессиональный
рост.
В
сентябре 1949 года Норман Гранц уговорил талантливого пианиста выступить в
Нью-Йорке в "Карнеги-холле", и с тех пор он стал постоянным артистом
антрепризы "Jazz At The Philharmonic". Вот как описывал в 1949 году
дебют Оскара Питерсона в Нью-Йорке журнал «Даун Бит»:
«Его
богатырское тело становилось удивительно легким за фортепиано, а техника
ошеломила всех. Его молниеносная правая рука рассыпала горсти «боповых
пассажей» и демонстрировала отличное чувство гармонического развития. Нечто
подобное нам уже показывал другой иностранец-англичанин Джордж Ширинг. Но когда
Оскар Питерсон стал легко выписывать «боповые фигуры» одним пальцем левой руки,
что до него никто не делал, то даже самые придирчивые критики зааплодировали».
Первое
трио Питерсона состояло из фортепиано, гитары (Ирвинг Эшби, затем Барни Кессел
и Херб Эллис) и контрабаса (Рэй Браун). Трио с успехом выступало и записывалось
пять лет, пластинка «Oscar Peterson Trio at the Stratford Shakespearean
Festival» до сих пор считается одной из лучших в долгой карьере Питерсона, а
его трио – одним из самых ярких и значимых коллективов в мировой истории джаза.
Трио объездило весь мир с вышеупомянутой антрепризой Гранца и записало большое
количество альбомов. В 1958 году Херб Эллис покинул коллектив, и Питерсон, не
надеясь найти полноценную замену, заменил гитариста барабанщиком Эдом Тигпеном.
Браун и Тигпен покинули трио в 1965 году и были заменены на Сэма Джонса и Бобби
Дарема. В таком виде трио просуществовало до 1970 года, затем снова последовали
замены. В последующие годы участниками трио Оскара Питерсона были такие
музыканты, как чешский басист Джордж Мраз, шведский гитарист Ульф Вакениус,
гитарист Джо Пасс и другие.
Трио
Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио
выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед-Педерсеном
и барабанщиком Джейком Ханной.
За долгую
творческую жизнь у Питерсона были различные периоды, в какие-то годы он больше
времени уделял концертам, в другие – записям. Записи сольных выступлений
Питерсона были очень редким явлением, пока он не решил выпустить серию альбомов
под названием «Exclusively for my friends». Самые известные композиции
Питерсона – «Канадская сюита», «Гимн к свободе», «Время Аллилуйя», «Блюз для
большой шотландии», «Африканская сюита», «Королевский свадебный люкс»,
Пасхальный набор», «Чувствительность к самбе» и «Балетные огни».
Как
блестящий аккомпаниатор, Оскар Питерсон сотрудничал со многими выдающимися вокалистами
и инструменталистами, в том числе с Билли Холидей, Бенни Картером, Луи
Армстронгом, Эллой Фицджеральд, Роем Элдриджем, Лестером Янгом, Стэном Гетцем,
Баддом Де Франко, Коулменом Хокинсом, «Modern Jazz Quartet», Милтом Джексоном,
Кларком Терри, Сани Ститтом и многими другими.
С молодых
лет Оскар Питерсон испытывал влияние Арта Тэйтума. Позже, когда оба пианиста
стали друзьями, Питерсон признавался, что сравнения с Артом его всегда смущают
и что в его присутствии он не может играть.
Наряду с
Артом Тэйтумом Оскар Питерсон считается уникальным виртуозом, обладателем
феноменальной техники (не зря его называют «джазовым Листом»), стремившимся
сблизить джаз и академическую музыку. В действительности мастерство музыканта
привлекло к джазу многих серьезных меломанов, а его джазовые этюды («Jazz
Exercices») стали во всем мире частью начального музыкального образования. В
основе творчества Питерсона — элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли,
как правило, известные мелодии (он записал несколько альбомов с песнями
популярных американских композиторов – Гершвина, Портера, Керна, Арлена,
Уоррена и других), что, по мнению критика Джеймса Коллиера, помогало «сделать
джаз более доступным».
Питерсон
говорил, что в нем живет "жажда совершенства". В своей автобиографии
он описал тот особенный трепет, который вызывает непрерывное сочинение музыки –
джазовая импровизация.
«Создавать
свободное, спонтанное музыкальное произведение на глазах множества зрителей –
безрассудное предприятие, – писал он. – Для этого приходится собрать все свои
чувства, все эмоции, физические и душевные силы и полностью сосредоточить их на
выступлении – полностью отдаваться ему каждый раз во время игры. Это страшное
ощущение, но нет ничего более волнующего: почувствовав это однажды, от него уже
не избавишься».
Техника
Питерсона вызывала не только восхищение, но и критику. Его стремление к
сверхскорости и виртуозности часто ставили ему в укор, музыканта обвиняли в
том, что у него в приоритете ремесло, а не искусство.
Известный
историк джаза Скотт Янов так писал в защиту музыканта:
«Конечно,
можно смело утверждать, что Питерсон играет сто нот там, где другой пианист
обошёлся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте, и ничего
нет зазорного в том, чтобы демонстрировать технику игры, если это служит
музыке. Питерсон не шёл от стиля к стилю, а рос внутри той стилистики, которую
однажды нашёл, и в этом тоже ничего зазорного нет».
Джазовые
этюды Питерсона (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального
музыкального образования. В 1960 году Оскар Петерсон открыл Высшую школу
современной музыки в Торонто. Тогда же вышли знаменитые «Джазовые этюды
Питерсона» (Jazz Exercices), которые стали обязательной программой начального
музыкального образования во всем мире. Из-за отсутствия финансирования и
большой занятости на концертах, через 5 лет школу пришлось закрыть. Но Питерсон
не оставил эту идею и позже стал адъюнкт-профессором музыки в Йоркском
университете.
В 1993
году Питерсон перенес инсульт, что вместе с перенесенным артритом в детстве
отразилось на подвижности левой руки. В это время музыкант больше
сосредотачивается на характере звука, разрабатывает правую руку.
В 1998
году он получил премию Линкольн-центра, в 1999-м — «Империал Премию», которая
приравнивается к Нобелевской премии в области искусств. В Канаде в честь
Питерсона названы концертные залы и джазовые конкурсы. В 2004 году одна из
центральных площадей в Торонто была названа его именем. За свою 65-летнюю
карьеру Питерсон выпустил более 200 записей, сыграл более тысячи "живых"
концертов и стал обладателем семи музыкальных премий "Грэмми" и
других многочисленных наград. Скончался великий музыкант от почечной
недостаточности 23 декабря 2007 года в городке Миссиссауга близ Торонто. Ему
было 82 года.
У музыканта осталось семеро детей от 4-х браков. По воспоминаниям современников, Оскар был очень скромным, легким в общении человеком, к которому никак не подходили слова «мировая знаменитость».
Комментариев нет:
Отправить комментарий