пятница, 16 августа 2024 г.

Удивительный голос и печальная судьба. Клаус Номи (24 января 1944 — 6 августа 1983).

Cинти-поп

Арт-рок

Поп-рок

Диско

Новая волна

41 год назад Клаус Номи покинул этот мир... Но мы искренне верим, что его добрый дух даёт вдохновение творческим людям и поддержку одиноким душам, потерявшим себя и запутавшимся, "белым воронам". Он вдохновлял Дэвида Боуи, Леди Гагу, Жан-Мишеля Баскиа и многих-многих других. Он был самопровозглашенным пришельцем, и, вполне возможно, из-за своего странного стиля и диких представлений остался бы аутсайдером, но его невероятные вокальные данные сделали его легендой.

Klaus Nomi – «Simple Man»

Клаус Номи своим примером показывает, что не стоит бояться быть собой и искать в творческом пространстве новые, порой шокирующие вибрации эмоций, пробовать, исследовать и развивать арт-элементы, которые близки твоему сердцу - ведь в итоге ты можешь получить что-то уникальное, способное взволновать многие сердца и вызвать их трепет на долгие годы. Кто-то его называет «тем самым фриком в клоунском костюме», для кого-то определяющим является то, что Номи стал одним из первых артистов, погибших от СПИДа, о котором в начале 80-х еще почти ничего не знали. Но самое главное – он был революционером на Нью-Йоркской арт-сцене того времени.

Настоящее имя Клауса Номи (Klaus Nomi) — Клаус Шпербер (Klaus Sperber). Он родился 24 января 1944 года в немецком Имменштадте. В детстве Клаус слушал в основном лишь оперу, потому что его мама не любила остальную музыку. И когда Клаус открыл для себя зарождающийся рок-н-ролл, он стал скупать пластинки Элвиса, Литл Ричарда и других. Однажды мама обнаружила тайник и снесла все пластинки обратно, обменяв их в музыкальном магазине на оперу. Юный Клаус был только рад такому: он успел послушать и рок, и оперу, и ему всё нравилось: «Я всегда любил рок-н-ролл, правда. Когда мне было двенадцать лет, самым большим именем в рок-н-ролле для меня был Элвис Пресли. Однажды я украл деньги у моей мамы и купил пластинку Пресли „King Creole“. Я скрывал это от мамы и прятал пластинку в подвале, но она нашла её. Она ненавидела рок-н-ролл, и поэтому она пошла в тот самый магазин, где я её купил, и обменяла её на сборник оперных арий Марии Каллас. Я не возражал. Напротив, мне было очень приятно. И каждый раз, когда я покупал рок-н-ролл, я брал ещё и оперу. Мне нравилось и то, и другое».

Его кумиром была оперная дива Мария Каллас, в которую он был заочно влюблён. А когда однажды Клаус побывал на её концерте, он понял, что хочет петь так же: «Я всегда мечтал увидеть Марию Каллас вживую. В Германии есть один обычай, который исполняют в канун Нового года. Нужно расплавить кусочек металла над свечой, а затем полить его холодной водой. Получается странное пятно. Идея заключается в том, что каждый сам судит для себя, что означает это пятно. У меня получилось, как будто два человека смотрят друг на друга, ну и, конечно, это были Мария и я. И вот, три месяца спустя, было объявлено, что Мария приезжает в Германию с концертом. Я безумно обрадовался. На концерте я вскочил на сцену и оказался перед ней очень близко. Я чуть в обморок не упал от всех тех чувств, которые переполняли меня в тот момент. Я посмотрел ей в глаза, и это было похоже на огонь, пылающий во мне… На следующий день я пошёл к преподавателю вокала и начал петь профессионально, и каждый раз, когда я пою арию Далилы, я исполняю её в честь Каллас».

Он стал ходить к преподавателям, изнурял себя бесконечными упражнениями. В 1960-х годах Клаус работал билетёром в Немецкой опере в Западном Берлине, где после спектаклей пел для коллег на сцене перед пожарным занавесом.

В 1972 году певец переехал в Нью-Йорк. Там он стал называть себя Клаусом Номи. Днём он работал пекарем-кондитером, а по вечерам выступал где придётся. В основном он играл в офф-бродвейских шоу (Офф-Бродвей - профессиональный театральный термин, которым обозначаются сценические площадки в Нью-Йорке с вместимостью от 100 до 499 посетителей. По своим размерам эти театры меньше бродвейских). Несколько лет у Клауса не получалось пробиться. Но всё изменило его выступление на Irving Plaza’s New Wave Vaudeville Series в 1978-м году. Там тогда собрались все местные фрики: экспериментальные музыканты с собаками на сцене, клоуны, группы с поролоновыми гитарами, танцовщицы бурлеска. Одних зал принимал хорошо, других зрители освистывали. Но все замерли в абсолютном молчании, когда на сцене запел очень сильно накрашенный Клаус Номи в образе инопланетной марионетки, обтянутой пластиковым костюмом. Он пел оперу. И делал это настолько шокирующе проникновенно, что даже после окончания выступления ведущему вечера пришлось убеждать публику, что песня была спета вживую, а не под фонограмму. Благодаря энтузиастам, эту черно-белую запись сентиментального дебюта Номи и сейчас можно найти на ютубе.

Klaus Nomi's 1978 debut at New Wave Vaudeville, Irving Plaza (NYC)

Это стало началось недолгой, но яркой карьеры Клауса Номи. Уже на следующий год его пригласил Дэвид Боуи для совместных выступлений. Боуи нанял Номи вместе с Джоуи Ариасом в качестве бэк-вокалиста для шоу NBC Saturday Night Live, что стало первым небольшим прорывом Номи в мир поп-музыки. Он же помог Номи выбить контракт на запись дебютного альбома, на обложке которого Клаус предстал в своём знаменитом пиджаке-треугольнике с мертвенно-бледным гримом.

David Bowie - Klaus Nomi – «Man Who Sold the World»

Его внешний вид отсылал к традициям Кабуки и к куклам-марионеткам, а музыка, опираясь на оперу и немецкое кабаре 20-х годов ХХ века, представляла собой космическую смесь из синтезаторов, нью-вейвовых ритмов, оперных партий и специфического вокала с нарочито тяжелым акцентом. Про свой причудливый и фантастический образ Номи говорил: "Я стараюсь выглядеть настолько инопланетно, насколько это вообще возможно. Я хочу этим подчеркнуть одну вещь: я подхожу ко всему как абсолютный аутсайдер. Только так я могу нарушить все правила". Оригинальная композиция «Keys of Life», его первый сингл, была выпущена в 1980 году.

Klaus Nomi – «Keys Of Life»

Вокальный диапазон Клауса — 4 октавы. Его голос шокировал ещё больше, чем его безумный образ, который довольно сильно повлиял на становление готической субкультуры. В качестве «поющего кондитера» Номи приглашали в некоторые телевизионные шоу. Он добился успеха, когда примерно через два часа после телетрансляции своего шоу ловко рассчитал время начала концерта в Нью-Йорке, что привело к толпе перед концертным залом и аншлагу.

Klaus Nomi – «Total Eclipse» (1981)

Клаус продолжил своё причудливое музыкальное путешествие на втором альбоме, который вышел через год после первого, в 1982-м году. Название пластинки "Simple Man" и до сих пор контрастирует с вычурной обложкой, откуда на слушателя взирает немного пугающий портрет Клауса Номи с футуристической прической и вздёрнутыми бровями. Холодный саунд, которым был примечателен дебют, тут немного "потеплел" и оброс фанковым басом, пружинящими барабанными и тонной самой разнообразной электроники. Но и запредельный оперный вокал никуда не делся.

Номи - один из тех блестящих музыкантов, которые на одной песне могут заставить плясать, а уже на следующем треке сжать сердце слушателя в такие тиски, что невозможно укрыться от слёз или хотя бы комка в горле.

Klaus Nomi – «Lightning Strikes»

Как и многие гении, при жизни он не был оценён по достоинству. Во многом потому что ушел из жизни очень рано. Клаус Номи стал одной из первых жертв СПИДа, болезни, о которой в те годы ещё ничего не знали. Номи сгорал очень быстро. Очень сильно исхудав, он продолжал выступать. И те моменты, когда он, уже будучи больным, поёт щемящие душу оперные партии о неотвратимости смерти, просто невозможно смотреть спокойно. Но самая печальная сторона этого, это то, что в начале восьмидесятых многие считали, что СПИД может передаваться по воздуху, поэтому последние месяцы жизни Клаус провёл практически в одиночестве. От него все отворачивались как от прокаженного. В документальном фильме 2004 году “Песнь Номи” его друг Мэн Пэрриш говорит: «Многие люди отвернулись от него. Они просто не знали, как с этим справляться. Я не знал, как с этим справляться… а вдруг это заразно? Может, это как тиф или чума? У нас были только слухи, мы совершенно не понимали, что происходит».

Арт-директор его группы Пейдж Вуд вспоминал: «Я помню, видел его за обедом… Обычно я приходил и по-европейски целовал его в обе щеки. В этот раз я боялся. Я думал, что могу заразиться. Я просто подошел к нему и замер в нерешительности. Тогда он положил руку мне на грудь и сказал: «Все хорошо, не беспокойся об этом». Тогда я чуть не расплакался… Думаю, это был последний раз, когда я его видел».

В конце 1982 года Номи предпринял небольшой тур по Европе, исполнив свою интерпретацию арии «Oh What Power Art Thou» (Холодная песня) из оперы Генри Пёрселла «Король Артур» в Классической рок-ночи Эберхарда Шёнера в Мюнхене. Более трагичное музыкальное произведение сложно представить. Ария, написанная для мужчины-баритона, исполненная мужчиной, но женским голосом (контр-тенор), превратилась в духовное завещание и эстетическую манифестацию умирающего певца. На записи выступления у Шёнера мы видим уже сильно больного и ослабленного Номи. Он угасал и становился тоньше, тело покрывалось лизиями, и ему приходилось надевать огромный воротник, чтобы скрыть их. Друзья, видя состояние Номи, отговаривали его от участия в этом концерте. Но Клаус сказал, что он выступит последний раз и всё.

Klaus Nomi – «The Cold Song» (live)

Это выступление – мощное, страстное и полно жизни, несмотря на то, что Номи сам был так близок к смерти. Номи здесь выглядит не как умирающий, а как тот, кто выбрал жить до того момента, пока просто не сможет продолжать.

Небольшая серия выступлений стала его прощальным туром. Последний раз на немецком телевидении Номи появился со своей песней «Total Eclipse» в программе Томаса Готтшалька «Na sowas!». Когда Номи покидал Германию, он уже знал, что никогда сюда уже не вернется.

Klaus Nomi – «Total Eclipse» (Live at "Na Sowas!", ZDF, 1982)

Третий альбом Клаус Номи закончить не успел. Артист умер в раковом центре Memorial Sloan Kettering на Манхеттене 6 августа 1983-го в возрасте 39 лет. Никто не посещал его в последнюю неделю перед смертью.

Клаус Номи до сих пор жив в сердцах всех любителей необычной музыки благодаря своим песням и тому вкладу, который он внёс в культуру. Им вдохновляются тысячи музыкантов от инди-групп до Леди Гаги, от Garbage до The Tiger Lillies, которые взяли высокий вокал Номи на вооружение и сделали его своей фишкой.

Klaus Nomi – «The Twist»

Песни Клауса Номи и причудливы, они мало на что похожи. Клаус, изучавший барочную музыку, фривольно миксуя её с синти-попом, создал свой особый стиль. В его репертуаре были разные музыкальные жанры и стили. В дополнение к собственным композициям (например, «Keys of Life») и произведениям, происходящим из художественной сферы дадаизма (в том числе «Total Eclipse» и «Simple Man» Кристиана Хоффмана), на которые сильно повлияла новая волна, Номи в основном интерпретировала известные поп-песни («The Twist» Чабби Чекера, «Falling In Love Again» Марлен Дитрих / «Ich bin von Kopf bis Fuß auf Liebe eingestellt») и оперные арии (например, «Смерть и холодная песня» Генри Пёрселла, «Самсон и Далила» Сен-Санса). Его единственный выпущенный чисто немецкоязычный сингл — «Der Nußbaum» Роберта Шумана.

Klaus Nomi – «Der Nussbaum»

Сценическое шоу Номи было ретро-футуристически ориентировано на научно-фантастические видения 1920-х годов (особенно «Метрополис»), а его стилистическая ориентация во многом напоминает Питера Гэбриэла и Дэвида Боуи, которые были столь же новаторскими в эту музыкальную эпоху. Особенно типичными для Клауса Номи были его роботизированные движения на сцене и преувеличенно жесткий немецкий акцент при исполнении англоязычных текстов. Режиссер Эндрю Хорн и писатель Джим Фуратт считают Номи важной частью сцены Ист-Виллидж 1980-х годов, которая была очагом развития панк-рок-музыки, изобразительного искусства и авангарда. Несмотря на то, что на момент смерти работы Номи еще не имели национального коммерческого успеха, он стал культовым, в основном в Нью-Йорке и Франции. Полнометражный документальный фильм Эндрю Хорна 2004 года о жизни Номи «The Nomi Song», выпущенный Palm Pictures, помог подстегнуть возобновление интереса к певцу, включая выставку «Do You Nomi?», которая прошла в Сан-Франциско в галерее New Langton Arts и выставку в Милане в лаборатории Рес Пира, которая впоследствии переехала в берлинскую Strychnin Gallery.

Комментариев нет:

Отправить комментарий