20
августа 1905 года в Техасе, в городке Верноне, родился Уэлдон Лео Джек Тигарден
(Weldon Leo "Jack" Teagarden), которого часто называли «Большой Ти»
(Big T) или «Свингующая кулиса» (The Swingin' Gate) – бэнд-лидер, композитор,
вокалист, но прежде всего, тромбонист с уникальным стилем, которого критики и
историки нарекли “отцом джазового тромбона”.
Братья
Джека, Чарли и Клу Каб (Clois "Cub"), и сестра Норма также стали
известными музыкантами. Семья Тигарденов вообще была очень музыкальной. Отец
играл в любительском духовом ансамбле, и Джек ещё в пять лет освоил
баритон-горн, а к 7 годам (или 8, или 10 – разные источники расходятся во
мнении) переключился на тромбон. В пятнадцать он уже выступал публично,
гастролируя со своей матерью – профессинальной пианисткой, игравшей рег-таймы в
кинотеатрах.
По большому
счёту, можно сказать, что Джек Тигарден – самоучка: он сам выработал свой
уникальный стиль с использованием нестандартных позиций и множества новаторских
приёмов. Кто-то рассказывал, что, когда Джек только учился играть, его рука
была слишком коротка, чтобы брать последние позиции на тромбоне, и он привык
компенсировать их “недоступность” более напряжённой “игрой губами” на первых
позициях, и эти усилия впоследствии окупились большей мелодической гибкостью
исполнения. Кроме того, Тигарден с ранней юности – в отличие от множества белых
музыкантов в Техасе – не только не избегал своих чернокожих “коллег”, но и,
напротив, всегда бегал слушать негритянские оркестры, чтобы набираться опыта и
совершенствовать свой стиль игры.
Начав
профессиональную карьеру вместе со своей матерью, Джек затем объездил
практически все юго-западные штаты, в течение семи лет играя в самых разных
местных коллективах. Одним из самых значимых ангажементов того времени была
работа в группе пианиста Джона Диксона “Пека” Келли. Тигарден настолько уважал
и ценил Келли, что отказывался покидать Хьюстон и Сан-Антонио, где они обычно
играли, и отклонял множество интересных предложений от других бэнд-лидеров. А
тем временем его собственная слава как «сенсационного чуда тромбона» постепенно
набирала силу.
И когда в
1927 году Джек Тигарден приехал в Нью-Йорк, его появление произвело уже
настоящий фурор в джазовом мире. Как пишет Dave Oliphant в книге “Texan Jazz”,
когда Флетчер Хендерсон услышал игру Тигардена, он просто остолбенел и, познакомившись
с молодым техассцем, начал “таскать его за собой по всему Гарлему и
демонстрировать всем так, как будто тот был с Марса”. И все действительно
заговорили о Тигардене как о феноменальном тромбонисте с абсолютно новым, ни на
что не похожим стилем – “текучим”, расслабленным, с красивыми, как будто чуть
“ленивыми” легато и изящными фразировками. Джек тут же стал получать один за
другим прекрасные ангажементы – в том числе, он работал с очень популярным
тогда бэндом барабанщика Бена Поллака.
Практически
сразу Тигарден стал и записываться, быстро обнаружив ещё один свой талант: он
прекрасно пел – сначала в основном блюзы (например, "Beale Street
Blues"), а позже и самые разные популярные песни. Его голос, как пишет
Джеймс Коллиер в книге “Становление джаза”, был грубоватым и даже слегка
гнусавым, однако его фразировки отличались той же красивой текучестью и
характерной “ленивостью”, которые так привлекали в его игре на тромбоне. Что
касается репертуара, по мнению Коллиера, Тигарден “как вокалист нередко отдавал
предпочтение сентиментально-слащавым мелодиям, что совершенно несвойственно его
инструментальной игре. Но его трактовка блюзов в высшей степени убедительна”.
Многие другие критики и историки также называли Тигардена одним из лучших белых
джазовых вокалистов Эры свинга и часто сравнивали с Армстронгом, утверждая, что
между манерой пения и стилем импровизации Джека на тромбоне была такая же явная
связь, как между вокалом Луи и его игрой на трубе.
Собственно,
уже в конце 20-х годов Джек Тигарден записывался не только с Луи Армстронгом,
но и со многими другими известными лидерами и исполнителями – Бенни Гудманом,
Биксом Бейдербеком, Редом Николсом, Джимми Партлендом, Меззом Меззроу, Гленном
Миллером, Эдди Кондоном. Армстронг, начиная с их первой совместной сессии (1929
год, сингл "Knokin' a Jug"), был просто влюблен в звучание Тигардена
и потом всегда с удовольствием работал с ним. Вместе с Гленном Миллером
Тигарден написал слова к композиции Спенсера Уильямса “Basin Street Blues”,
которая в этом «вокальном варианте» стала одним из фирменных номеров
тромбониста, который он с успехом исполнял на протяжении всей своей карьеры.
В начале
1930-х Тигарден жил и работал в Чикаго, какое-то время в тот период у него был
ангажемент в группе известного трубача «Уинги» Манона (Wingy Manone). Тогда же
музыкант был приглашен играть на “Всемирной выставке прогресса”, которая
проходила в Чикаго в 1933-1934 годах.
Во
времена Великой Депрессии, чтобы обеспечить себе финансовую стабильность, Джек
Тигарден подписал эксклюзивный контракт с оркестром Пола Уайтмена. В течение
пяти лет, с 1933 по 1938 годы, музыкант был обеспечен постоянной работой,
регулярно выступал и солировал, однако в целом этот выбор стал его самой
большой стратегической ошибкой. Хоть он и играл в течение короткого периода в
1936 году с маленькой группой “The Three T's” (“Три Ти”) – с Чарли Тигарденом,
своим младшим братом-трубачом, и саксофонистом Фрэнки Трамбауэром), всё
остальное время он был связан жесткими условиями контракта и практически лишен
возможности принимать участие в сколько-нибудь интересных событиях джазовой
жизни. Тигарден упустил массу возможностей – среди прочего и шанс возглавить
оркестр, который вскоре прогремел как “The Bob Crosby Orchestra”.
В 1939
году, когда Джек освободился от своих оков, он начал собирать собственные
коллективы. Специально для его первого биг-бэнда Гленн Миллер написал в том же
1939 году песню "I Swung the Election". К сожалению, несмотря на все
усилия Тигардена, его лидерские начинания ни к чему не привели. Наверно, было
уже слишком поздно. Конкуренция была неистовая, и, несмотря на множество
моментов славы, особенно личной, нехватка хороших сайдменов, не слишком
интересные аранжировки и, возможно, отсутствие предпринимательских талантов в
совокупности привели к полной неудаче. После почти 7 лет попыток вести свои
биг-бэнды Джек Тигарден стал банкротом – тем не менее он ни на йоту не потерял
своей репутации уникального исполнителя. У тромбониста было множество
влиятельных друзей, включая Бинга Кросби, и тот помог ему разрешить финансовые
вопросы.
И уже с
1947 по 1951 годы Тигарден был самым что ни на есть звёздным сайдменом в самом
что ни на есть звёздном составе “Louis Armstrong's All-Stars”. Двое блестящих
музыкантов снова с удовольствием работали вместе – что называется, и пели, и
играли – и записали множество прекрасных работ. Их исполнение "Rocking
Chair" ещё тогда стало живой классикой.
Покинув
Армстронга, Тигарден руководил стабильно выступавшим секстетом, играл диксиленд
со своим братом, а также с трубачами Jimmy McPartland, Don Goldie, Max
Kaminsky, а в 1957 году ездил с Эрлом Хайнсом в европейском туре.
Тигарден
выступил в роли одного из хедлайнеров Ньюпортского джазового фестиваля 1957
года, а затем его можно было увидеть в знаменитом документальном фильме о
Ньюпорте 1958 года – “Jazz on a Summer's Day (1960). Вообще, оставаясь всегда
востребованным и всеми без исключения уважаемым музыкантом, Тигарден был и
довольно популярной фигурой в “масс-медиа”. Его не раз приглашали сниматься в
кино – Тигардена можно увидеть в таких кинолентах, как “Birth of the Blues”
(1941), “The Strip” (1951), “The Glass Wall” (1953), и услышать, например, в
милейшем и забавнейшем мультике о потерпевшем кораблекрушение тромбонисте,
"Sliphorn King of Polaroo" 1945 года.
В
1958-1959 годах Тигарден гастролировал по Японии и Дальнему Востоку, в 1961
году играл вместе с Эдди Кондоном на телешоу. Последней записью Тигардена стал
альбом “Think Well of Me”, записанный в январе 1962 года, – на нем он и поет, и
играет на тромбоне в сопровождении струнных, исполняя композиции своего старого
друга Уилларда Робинсона. А одним из последних появлений музыканта на публике
стало его чрезвычайно трогательное выступление в 1963 году на джазовом
фестивале в Монтерее с братом Чарли, сестрой (пианисткой) Нормой и их мамой, с
которой они когда-то начинали свой путь в джазе. А через несколько месяцев
музыканта не стало.
Джек Тигарден умер 15 января 1964 года в гостинице во Французском квартале Нового Орлеана – от сердечного приступа, случившегося вследствие осложнений от пневмонии. Ему было 58 лет. В 1969 году Джек Тигарден был введен в Зал джазовой славы “Down Beat”. В 1985-м – в Зал славы Джаза и Биг-бэндов. Посмертно тромбонист был удостоен и многих других почетных званий и наград – техасских, национальных американских и международных – в знак уважения его заслуг перед джазом.
Друзья и
коллеги-музыканты как один говорили, что нет и никогда не будет другого
тромбониста, похожего на Тигардена. Критики всегда затруднялись, к какому стилю
бы отнести его манеру исполнения – слишком она была уникальной. Слишком плохо
вписывалась в известные рамки. Ни диксиленд, ни свинг, ни боп, ни “чикагский”
или иной подстиль, определяемый “географически”, не давали исчерпывающего
представления об игре Тигардена.
В целом,
Джек Тигарден считается самым большим новатором исполнительского искусства
джазового тромбона “добибоповой” эры, который значительно расширил мелодические
возможности этого инструмента – особенно по сравнению с традиционным
новоорлеанским стилем. Как писал Коллиер, исполнение Тигардена точнее всего
можно охарактеризовать как "медлительное и расцвеченное арабесками".
Этот стиль давал Тигардену возможность строить замысловатые ритмические фигуры,
совершенно независимые от граунд-бита. Ни один другой белый музыкант, да и мало
кто из чернокожих, не умел так освобождаться от метрических оков, как это делал
Тигарден. Он никогда не играл подряд ровные “восьмые”, но изобретально
варьировал ритмические фигуры, расставляя акценты офф-битом. Кроме того, по
мнению того же Коллиера, Тигарден первым из белых музыкантов понял саму
сущность “негритянского джазового исполнения” и музыкально “осмыслил” не только
третью блюзовую ступень, седьмую, которой мало кто владел. Благодаря этому он
умел привносить ощущение блюза практически в любую музыку, какую играл. И хотя
Тигарден не мог, как Армстронг, в любой момент создавать мелодические шедевры с
развитой внутренней структурой и драматургией, во всем остальном "Большой
Ти" безупречно “понимал джаз”.
Ольга
Дюдина
В эссе
использована информация с порталов en.wikipedia.org, allmusic.com, из книг
Джеймса Коллиера «Становление джаза» и Dave Oliphant “Texan Jazz” («Техасский
джаз» Дейва Олифанта).
Комментариев нет:
Отправить комментарий