понедельник, 17 марта 2025 г.

Классика рока. Deep Purple - «Come Taste the Band» (1975).

Deep Purple

Хард-рок

«Come Taste the Band» ("Попробуйте группу") - десятый студийный альбом английской рок-группы Deep Purple, выпущенный 10 октября 1975 года EMI/Purple Records в Великобритании и Европе, Warner Bros. Records - в США и Канаде. Альбом записывал и сопродюссировал давний коллега Deep Purple Мартин Бёрч по прозвищу WASP. В музыкальном плане пластинка демонстрирует более сильное влияние фанка, чем их предыдущие альбомы.

«Come Taste the Band» замечателен тем, что это единственный студийный альбом, на котором вместо Ритчи Блэкмора играет Томми Болин, яркая звезда, быстро закатившаяся по банальной причине - передозировке героином, а также последним из трёх альбомов с Дэвидом Ковердэйлом на вокале и Гленном Хьюзом на бас-гитаре, поскольку ни один из троих не будет задействован в воссоединённом Deep Purple в 1984 году. Это также единственный альбом, в котором нет ни Блэкмора, ни Иэна Гиллана, поскольку в каждом предыдущем и последующем альбомах присутствует по крайней мере один из них.

Deep Purple – «Lady Luck / Wild Dogs» (Come Taste The Band Tour)

«Come Taste the Band» был коммерчески менее успешным, чем предыдущие альбомы Deep Purple, и был одним из самых низких на американском рынке по сравнению с альбомами группы 1970-х годов. В Великобритании альбом достиг пика на 19 месте, а в США достиг #43. Тем не менее, он получил благоприятные отзывы, а стилистическое обновление группы было высоко оценено. Репутация альбома была неоднозначной. Участники Mark IV задаются вопросом, в какой степени этот состав можно назвать Deep Purple.

История.

В музыкальном отношении Come Taste the Band более коммерческий, нежели предыдущие альбомы Deep Purple и опирается на традиционный хард-рок с элементами соул и фанк. Основное фанковое влияние принес в группу басист Гленн Хьюз, а гитарист Томми Болин с удовольствием подхватил эту тему.

Собственно, этот уклон и довел Блэкмора до крайней степени недовольства группой, которую он когда-то создал для того, чтобы играть добротный тяжелый рок. После ухода Ритчи, мало кто верил - критики и публика - что Deep Purple будет продолжать. На роль гитариста рассматривались несколько фигур, но список лучших и относительно свободных в то время мастеров гитары был довольно ограничен: Джефф Бэк, Мик Ронсон, Клем Клемпсон, Рори Галлахер, Харви Мендел, Уэйн Перкинс... Буквально за четыре месяца до ухода из Deep Purple Блэкмора, примерно такой же фортель выкинул гитарист Мик Тейлор, уйдя из Rolling Stones. Тогда Роллинги перебрали тот же самый перечень кандАйдатур, но нашли в итоге Ронни Вуда из группы Faces (с Родом Стюартом), который с тех пор стал ветераном Стоунз.

Deep Purple – «Gettin' Tighter» (Come Taste The Band Tour)

Но большинство героев данного списка были слишком самодостаточными личностями, чтобы замыкать себя в рамках группы, типа Deep Purple. Ни Джефф Бэк, ни Галлахер, ни Ронсон не вписались бы ни под каким соусом. Алекс Харви, чья группа The Sensational Alex Harvey Band была на пике популярности в 1975-м, вспоминал про те годы: "У меня постоянно пытались стащить гитариста [это был Зэл Клеминсон]. То Rolling Stones, то Deep Purple постоянно ошивались вокруг. Я им посоветовал отвалить по-хорошему."

Томми Болина "откопали" в Лос-Анджелесе, он жил в Малибу всего в трех кварталах от музыкантов Deep Purple и его позвали попробовать поиграть вместе. Он пришел и понравился им с первых аккордов. У самого Болина были некоторые предубеждения относительно английских рок-групп, но поиграв с Deep Purple вживую, он был приятно поражен и заявил, что "они оказались очень американской английской группой. Ну, в смысле, они выросли на тех же корнях, что и я, и это меня очень порадовало - ну там Сэм и Дэйв, Motown и т.п."

Deep Purple – «Love Child» (Come Taste The Band Tour)

Завершив запись своего сольного альбома, Томми Болин в июле 1975 официально вошел в состав Deep Purple. А в августе- сентябре они уже записывали в мюнхенской студии Musicland альбом Come Taste the Band, в который Болин внес приличный вклад, став соавтором семи из девяти песен альбома. Запись с Болином предоставила группе значительную творческую свободу, о какой и речи не могло идти за всю предыдущую историю существования Deep Purple, поскольку Ритчи Блэкмор обычно довлел над творческим процессом. Многие относят Come Taste the Band к одной из слабейших работ группы. В коммерческом отношении это не был провал, но для бывшей супергруппы уж конечно неудача - 19-е место в Соединенном Королевстве и 43-е - в США.

Музыка и тексты.

«Come Taste the Band» отличается от предыдущих работ Deep Purple сильным влиянием фанка и блюза. По словам Мики Ярвинена, альбом был «радикальным и смелым... попытка полного реформирования». Несмотря на это, в целом альбом более роковый, чем предыдущий альбом группы «Stormbringer», на который сильно повлияла черная музыка. Стиль «Stormbringer» разделил поклонников группы, и Ковердейл еще до присоединения Болина пообещал, что группа вернется к року на своем следующем альбоме.

На репетициях первых недель Mark IV группа играла длинные и свободные импровизации. В «Come Taste the Band», с другой стороны, таких частей почти нет. По данным AllMusic, жанрами альбома являются арена-рок, хард-рок и хэви-метал. Согласно современной оценке Rolling Stone, альбом продолжает фанковый стиль предыдущих двух альбомов группы, но также имеет стремление вернуться к прогрессивному року ранних дней группы.

«Comin' Home» («Возвращение домой»).

Открывающий трек Come Taste the Band "Comin' Home" сочетает в себе старый и новый стиль Deep Purple. Барабанное вступление Пэйса начинает песню, которая использовалась аналогично концертам предыдущего состава группы. Стиль игры гитариста Томми Болина с использованием эффектов привносит в песню что-то новое. Композиция представляет собой энергичный, прямолинейный рок.

«Lady Luck» («Госпожа Удача»).

За «Comin' Home» следует «Lady Luck» в похожем стиле. Песня была написана Джеффом Куком, и Болин взял песню с собой, когда присоединился к Deep Purple. Болин исполнял ее на своих концертах уже четыре года, но новая группа привнесла «новые аспекты» композиции. Ковердейл закончил песню и написал текст о голубоглазой цыганской королеве.

«Gettin' Tighter» («Становясь плотнее»).

«Gettin' Tighter» — это гитарная и оптимистичная песня в исполнении Хьюза, в которой было больше фанковых влияний, чем в любой песне Deep Purple когда-либо прежде. Песня возникла из риффа, придуманного Болином: «Я исполнил ее за одну репетицию. Я просто покатился... «Черт, им бы это понравилось» [...] Я начал чувствовать их, и они начали чувствовать меня, это было как... давать и брать, то есть в музыкальном плане». Готовая композиция была приписана Болину и Хьюзу. Болин написал гитарный рифф в 1974 году

«Dealer» («Дилер»).

Лирика «Dealer» имеет мрачный тон. Контекст показывает историю попытки Ковердейла вразумить Хьюза, чтобы обуздать его от зависимости. В песне также есть пара тактов вокала Болина.

«I Need Love» («Мне нужна любовь»).

В последней песне стороны «А», «I Need Love», Ковердейл поет о сексе, теме, которая уже стала его визитной карточкой. В песне также участвует бэк-вокалистка.

«Drifter» («Скиталец»).

Сторона «Б» начинается с динамичного «Drifter», который уже был закончен во время репетиций студии Pirate. Рифф песни немного напоминает песню Блэкмора «Mistreated».

«Love Child» («Дитя любви»).

«Love Child» напоминает песни Led Zeppelin, а гитарный рифф в припеве позаимствован у предыдущей группы Болина, The James Gang. Игра Джона Лорда на клавишных также является важной частью.

«This Time Around/Owed to 'G'» («На этот раз \ В долгу у 'G'»).

«This Time Around» — это спокойная фортепианная баллада, в которой Хьюз поет под аккомпанемент клавишных Лорда. Песня служит вступлением к инструментальному сольному номеру Томми Болина "Owed to 'G'". Композиция возникла в результате того, что Болин и Лорд импровизировали двухшарнирный трек. Буква G была данью уважения композитору Джорджу Гершвину, чьи композиции вдохновили Deep Purple на песни «Black Night» и «Burn». В некоторых обстоятельствах название разбивается на отдельные треки в некоторых переизданных изданиях.

«You Keep On Moving» («Вы продолжаете двигаться»).

Пластинка заканчивается песней «You Keep On Moving», в которой Ковердейл и Хьюз исполняют свой совместный вокал единственный раз на альбоме, который играл важную роль в предыдущих двух альбомах Deep Purple. Ковердейл и Хьюз написали песню еще в 1974 году, прежде чем Болин присоединился. Последний не внес свой вклад в композицию, но его игра на гитаре широко представлена в песне. «You Keep On Moving» был выпущен в Великобритании в качестве единственного сингла с альбома, и многие современные критики посчитали его лучшим на альбоме. Дэйв Томпсон описал его как «устрашающе галантную балладу с намеком на Queen».

«Same in L.A.» («То же самое в Лос-Анджелесе»).

Незаконченная песня «Same in LA» осталась от записей, которая, возможно, задумывалась как сингл. В начале песни есть несколько тактов вокала, но остальная часть записи состоит только из аккомпанемента. Песня включена в качестве бонус-трека в некоторые переиздания, в частности, в сет, посвященный 30-летию альбома.

Come Taste The Band Tour.

«Мы путешествовали по миру и разрушали репутацию Deep Purple везде, где бы мы ни играли».

— Джон Лорд (1995).

В турне, посвященном этому альбому, Томми Болин поначалу обещал стать яркой фигурой, достойной заменой "человека в черном" и даже более активной и агрессивной на сцене. Но вскоре обнаружилась слабость Болина, которая не дала развиться его таланту. Он крепко сидел на героине и другой химии, так что его поведение на сцене и особенно игра становились непредсказуемыми. Какие-то концерты удавались, какие-то он играл из рук вон плохо. Такая нестабильность выводила из себя остальных участников группы. И чем дальше, тем больше.

Deep Purple – «Comin' Home»

Ярким примером является концертный альбом Last Concert In Japan, записанный 15 декабря 1975 года в знаменитом токийском зале Будокан. Перед концертом Болин сделал себе неудачный укол и повредил руку так, что ему в тот вечер лучше было бы вообще воздержаться от игры. Но как назло на тот вечер в Будокане была намечена запись для выпуска очередного концертника, подогреваемого успехом знаменитого Made In Japan, записанного в том же зале в 1972 году. Болин не играл, а практически вымучивал из себя музыку, остальных это конечно же не вдохновляло, в результате получился неудачный скучный концерт.

Редким примером удачной игры, достойно продолжающей наилучшие традиции Deep Purple многие приводят концерт 9 февраля 1976 года в Майами, который был тайно записан и вышел затем на бутлеге In Deep Grief. Весь концерт, начиная с "Burn" и "Lady Luck", проходя через череду прежних хитов, типа "Smoke on the Water", и кончая "Owed To G" группа играет с огромным вдохновением и полной самоотдачей. Этот концерт великолепно передает, каких вершин могла бы достигать Deep Purple, не начнись у нее очередные трудности.

Deep Purple – «Drifter» (Come Taste The Band Tour)

После Рождественских каникул, в начале 1976 года Deep Purple продолжили турне. Но к наркотическому хаосу Болина прибавилась другая проблема. Во многих залах, особенно когда Deep Purple поехали в гастроли по Великобритании, толпа часто задавала провокационные вопросы, типа "А где Блэкмор?" или просто начинала скандировать "Блэкмор! Блэкмор!" Это совершенно выводило из строя и без того неадекватного в наркотическом угаре Болина. И однажды на концерте в Ливерпуле в марте 1976, ставшем последним для Deep Purple состава Mark IV, группа итак играла вполсилы, а когда толпа начала скандировать имя Блэкмора, Болин просто застыл на месте. Кавердейл в слезах покинул сцену, кинув на ходу Пэйсу и Лорду: "Я так больше не могу." Это был конец группы Deep Purple. Ее имя на восемь лет исчезло со сцены.

Томми Болин, к сожалению, дошел до точки - умер в декабре 1976-го от передозировки героина. Вот почему еще ценен этот альбом. «Owed to 'G'» Болина звучит как эпитафия самому себе...

Критическая оценка.

С годами произошла переоценка альбома. В свое время Come Taste оттолкнул основную армию поклонников Deep Purple, потому что нес совершенно другую, непривычную им, энергию. Сейчас, спустя годы, альбом вызывает интерес благодаря талантливому вкладу Томми Болина, да и общей своей интересной ауре. А последние вещи в альбоме – «This Time Around» с встроенным в нее экспрессивным инструменталом «Owed to 'G'» - последним бенефисом Болина и You Keep on Moving можно смело отнести к "нетленке" Deep Purple.

Deep Purple – «This time around / Owed to " G"»

В последние годы Come Taste the Band был встречен некоторыми критическими оценками «по его собственным достоинствам», отчасти из-за вклада Болина в альбом, начиная от широкого признания критиков от журналистов и ведущих изданий, включая Rolling Stone и BBC Music. Иэн Гиллан (который покинул группу чуть более двух лет назад), с другой стороны, заявил, что он не рассматривает альбом как настоящий альбом Deep Purple. Ричи Блэкмор был в целом позитивен, когда его спросили о его мыслях об альбоме, и похвалил Болина как гитариста. Спустя годы Лорд высоко оценил качество альбома в интервью, заявив, что «слушая его сейчас, это удивительно хороший альбом», признавая при этом, что «худшее, что вы можете сказать о нем, и это не так уж плохо, это то, что, по мнению большинства людей, это не альбом Deep Purple».

По словам Дэйва Томпсона, «он не получил восторженных отзывов, в нем не было слабых песен, и это была неплохая запись, но она не была... звучат как Deep Purple». Однако отзывы профессиональных критиков были в основном положительными. В обзоре Fanfare's Come Taste the Band назвали их лучшими со времен Machine Head, а NME — лучшими со времен Deep Purple in Rock.

Крис Николсон из Rolling Stone благосклонно отозвался о пластинке, похвалив Болина как более универсального гитариста, чем его предшественник, а новые стилистические направления альбома как идеальные завоевания территорий для Deep Purple. По словам Николсона, с помощью Болина Deep Purple избавились от предсказуемости своих предыдущих альбомов и теперь полагались на мелодию и динамику, а не на громкость. «Очевидное стремление к экспериментам расширило музыку группы за пределы хэви-метал-тюрьмы», и Николсон надеется, что группа вновь откроет для себя прогрессивность своих ранних дней, которую она потеряла после Deep Purple in Rock.

Deep Purple – «You Keep On Moving» (Come Taste The Band Tour)

Британский журнал Sounds, позже издававшийся как Classic Rock, дал восторженный отклик, по словам Джеффа Бартона, что Болин привнес в группу новую энергию, в результате которой можно долго ощущать радость от игры в музыке. Игра Болина плавная, но сдержанная, а общее впечатление более свободное и добродушное, чем на предыдущих альбомах Deep Purple. Он добавил, что это явно «рок-альбом выше среднего». Тем не менее, Бартон сомневался, достаточно ли он хорош, чтобы гарантировать долголетие группы.

Нил Перри из Select назвал это «странным событием в карьере звукозаписи Deep Purple, альбомом, который на световые годы опередил все остальное, что они когда-либо делали, и лучшим выступлением Дэвида Ковердейла, и точка». Считая альбом «первым признаком того, что мы сейчас называем фанк-роком», в частности, восхваляя бас Хьюза как «чистый фанк», Перри приветствовал его за то, что он такой же непристойный, как одноименный альбом Aerosmith 1973 года, и выделил «яростный блеск» Болина как гитариста, заключив: «Come Taste the Band — это урок для всех сегодняшних молодых претендентов о том, как зажигать с настоящим чувством. На нем нет ни одной дурацкой дорожки».

В обзоре 35th Anniversary Edition в 2010 году Грег Моффитт из BBC Music дал смешанную реакцию, ответив, что альбом был «далек от катастрофы, особенно на его собственных условиях», несмотря на то, что состав был полностью «завершен [...] в совершенно другого зверя». Он также добавил, что он был недостаточно мощным и «слишком расслабленным для его же блага». Впрочем, добить его положительным ответом, сказав, что это «безобидный маленький бенгальский огонь там, где когда-то была тонна тротила».

Circus описал его как концептуальный альбом о «психических вывихах» рок-жизни. В более негативном подходе Стив Пикок, пишущий для британского журнала Street Life, раскритиковал шаблонные песни и их «банальные» тексты. Рецензент журнала Classic Rock, делая обзор юбилейного переиздания «Come Taste the Band» 2010 года, отметил потрясающую работу Кевина Ширли на втором диске и констатировал, что альбом (получивший в момент выхода холодный приём), прошёл проверку временем и является одним из лучших в каталоге Deep Purple.

В 2018 году сайт Ultimate Classic Rock поставил альбом на 5-е место рейтинга лучших работ Deep Purple.

Комментариев нет:

Отправить комментарий